Структура идеального учебного процесса
Изначально текст предназначался педагогам
Как отмечалось выше, законы мышления не зависят от объекта. В идеале любая система должна исследоваться, изучаться по наиболее универсальным и объективным законам мышления: научно-философская методология поиска истины. Следовательно, идеальный процесс обучения должен включать в себя все стадии этой методологии.
Что же такое процесс обучения в широком значении слова, независимо от вида знаний? Без информационного подхода здесь не обойтись. Процесс передачи знаний между индивидами один из которых не достиг уровня самообучения – всегда осуществляется посредством обучения с помощью посредника – учителя.
Определение 22. Знания, в свою очередь, есть понятая и систематизированная информация, которую обучаемый готов и может самостоятельно использовать на практике или, теоретически, для добычи (генерирования) новой информации. Информация превращается в знания, если в процессе изучения она осознается (понимается), запоминается в осознанном виде и становится инструментом индивида, то есть обучаемый готов и может ею пользоваться осознанно. Неосознанные "знания" можно отнести к инстинктам и приобретенным рефлексам.↓
Система среднего образования призвана репродуцировать базовые знания в новых поколениях, на основе которых возводится здание высшей школы. В свою очередь, знания, получаемые в высшей школе, служат фундаментом для дальнейшего развития научных направлений во всех сферах жизнедеятельности человечества.
Определение 23. Базовые знания, по определению, должны иметь объем необходимый и достаточный для успешного и беспрепятственного восхождения по ступеням знаний. То есть, начальное и среднее образование должны иметь базовый объем знаний оптимальный, не превышающий и не меньше научно обоснованного объема.
Необоснованное превышение, что наблюдается в настоящее время, затрудняет процесс усвоения знаний и создает преграды в дальнейшем продвижении по лестнице знаний. Например, в арифметике есть разделы по теории простых, совершенных и гармоничных чисел. Но это знания: сверх необходимого и достаточного в начальных классах. Основы теории множеств – также несвоевременная информация для начального обучения. И таких примеров достаточно много в современной школе.
Процесс обучения известным, апробированным знаниям должен быть приближен к тому пути поиска этих знаний, по которому шли первопроходцы. То есть, ученик должен пройти путь сомнений и раздумий, которым подвергался автор, чьим трудом пользуются последующие поколения. Тогда знания станут выстраданными, а не полуживыми, лежащими не пыльных антресолях забытых вещей.
Учебник должен показывать вариативность (например, только доказательств теоремы Пифагора существует более сотни, а изучается всего одно) на пути достижения истины. Только тогда ученик, затратив умственную энергию и чувства, прочно усвоит (поймет) и запомнит изучаемую информацию, которая превратится в знания и пополнит его тезаурус. Информация, преподнесенная в готовом (разжеванном) к употреблению виде и не требующая затрат чувств и эмоций, и не направленная на практическое применение, воспринимается абстрактно. Не вырабатывает опорных образов, то есть, не закрепляется. Процесс обучения можно представить в виде пирамидальной схемы, которую можно назвать:
идеальная лестницей знаний
|
Исходная база знаний Б0 | | |
Обучение ↓+ практика |
| Б1=Б0+ ∆З1
| |
Обучение ↓ + практика
|
Б2=Б1 + ∆З2 |
| | | | | |
Обучение ↓+ практика
Обучение +↓ практика
И ↓ Т.Д.
← ↓
На достаточно высоком этапе достигается уровень самообучения (этап Бп) уровень просветления
| |
| | и Т.Д. |
На достаточно высоком уровне, самообучающийся индивид становится генератором новых знаний. Сам производит и сам реализует (проверяет на практике) знания – идеальный ученик и учитель одновременно. (Этап Бу ) универсальный уровень
|
Рис. 2
Б0 - Уровень начальный, стартовый (тезаурус ученика). Б1 - первая ступенька лестницы знаний на которую поднимается ученик
"переваривший" порцию инфо и превративший эту порцию в знания ( дельта З1)
Начальное образование соответствует некоторой ступени - Бн. Среднее - Бс. - . Высшее образование - Бв. Обучение на всех этапах – организованный процесс превращения информации в знания, осуществляемый через посредника – учителя и закольцованный на практику. Бп - Уровень просветленя ученика. Бу - уровень универсальный. Σi (дельта Зi ) = знаниям i -ой ступени на которую взошел ученик.
Вполне очевидно, что базовые уровни образования: должны иметь определенный достаточный уровень, обеспечивающий восхождение на более высокие ступени лестницы знаний. Номинальный базовый уровень знаний для начального и среднего образования должен соответствовать определенному уровню развития личности учащегося и не превышать ее гносеологические и физические возможности.
Вывод 16. Если эти уровни не соответствуют друг другу, то качественный процесс обучения невозможен. Например, в базовый уровень необоснованно добавлены элементы более высокого уровня уровня. Если, информация не закрепляется практикой, то она не превращается в знания, а просто хранится в памяти без навыков ее использования и вытесняется в подсознание. Идеальная лестница знаний имеет поступательный восходящий характер, каждая более высокая ступень содержит в себе все нижележащие.
Вывод 17. Если не нарушать порядок восхождения, не перепрыгивать и не смешивать ступени произвольно, - то обучающийся последовательно пройдет, все необходимые ступени. И может дойти до уровня самообучения и даже генерации информации. Переосмысливание базовых ступеней становится возможным при достижении достаточно высокого уровня знаний. То есть, обратные связи до этого уровня практически отсутствуют.
Как видно из рисунка 1, структура информационных потоков при обучении в школе намного проще, чем в ШИП. Обратных регулирующих связей значительно меньше и они проще по своим функциям. Переоценка ценностей, то есть переосмысливание базовых знаний учащимися не происходит, вплоть до достижения уровня самообучения. Уровень самообучения и генерации информации в рамках школьной программы практически не достижим, так как такая цель не ставится и упор, в основном, делается на процесс запоминания информации.
При нарушении порядка обучающих этапов, забегании вперед ради наукообразия или оригинальничания, на лестнице знаний возникают препятствия в виде инородных ступеней из другого уровня знаний. Возникает ситуация экзотического винегрета: среди знакомых ингредиентов попадаются экзотические и неудобоваримые «овощи», выпадающие из логического ряда и приводящие к расстройству пищеварения.
Например, втиснуть в узкие рамки начального образования основы теории множеств, алгебраической символики, логики и т.д. Уровень знаний учащихся начальных классов, уровень развития и мышления не позволяет им однозначно и адекватно понять и усвоить основные понятия теории множеств.
В их сознании возникает нечто неопределенно-деформированное, поскольку аксиоматическая база отсутствует. В то же время, при изучении геометрии можно логично и последовательно ввести понятие геометрического множества как системы точек линии, плоскости, объема. Аналогично при изучении алгебры логично изучать числовые множества: основы теории чисел, ряды, последовательности и т.д.
Поступательное движение по ступеням лестницы знаний последовательно развивает уровень мышления обучающегося вплоть до уровня самообучения и выше. Как только обучающийся достигает уровня самообучения Бп – он становится независимым от учителя. Он приобретает способность саморазвиваться в любом направлении.
Можно утверждать, что учащийся достиг гармоничного уровня мышления: развил с помощью учителя свои гносеологические способности психики до уровня независимости от учителя.
Идеальный процесс усвоения знаний (обучение) содержит стадию понимания информации, ее систематизации. Стадию запоминания понятой информации и стадию практического применения этой информации. Теоретически каждая порция информации должна проходить эти стадии.
Стадия генерации информации слабо зависит от обучения и определается, в основном, природными способностями индивида. Сравнивая рис.1 и рис.2, можно сделать
Вывод 18. Идеальный процесс обучения в школе является частным случаем более универсального шахматного информационного алгоритма.
Идеальная лестница знаний - принципиально бесконечный процесс пополнения тезауруса каждой конкретной личности. Знание всегда персонофицированно и привязано к конкретной психике.
При одинаковой порции инфо (дельта Зi), изучаемой в коллективе учеников с помощью учителя, психика индивидов превращает в знания не всю порцию. У каждого - по разному. То есть знание индивидуально.
Высшей целью ученика и учителя является достижение уровня независимости друг от друга, т.е. уровня Бп и Бу