Тезисно, формально безосновательно — но с хорошей долей осмотрительности и экстраполяционной культуры:
1. Любая, даже абсолютно безадресная и бесформенная гримаса лица (будь то улыбка или рыдание, кривой спазм отвращения или банальная зевота), — всё это просто физиологически приятные (т.е. "кайфотворные" для определённых, связанных с соответствующими моторными мышцами лица, органов и тканей черепной коробки, питаемых соответствующими прилегающими участками кровеносной системы) мероприятия, подлежащие в своей специфике очень условной функциональной дифференциации.
Так, задача одних из них (таких как спазм "улыбки") состоит как бы в спонтанном усилении, "модуляции" нейроэффекта от текущего положительного контекста (алконавты, смокари, обжоры и наркоманы легко поймут эту идею, проассоциировав её со словами "полирнуть", "закрепить" или "догнаться"). Причём, происходит это совершенно естественно, по причине активирования наработанных ранее ассоциативных связей между образами восприятия-действия: положительный текущий контекст "цепляет" всякого рода ассоциируемые с таким состоянием "приятности" — и инициирует тем самым мотивационные факторы, направленные на повторное достижение вожделенного (возможно, так срабатывает эффект заразительного смеха).
Задача других (таких как спазмы "отвращения", "гнева", или "горечи") сводится к ослаблению, "нейтрализации" нейроэффекта от текущего отрицательного контекста (те же вышеперечисленные личности легко поймут эту идею на фоне слов "опохмелиться", "травануться", "заесть горе" или "отлететь".....). Здесь срабатывает обратная по отношению к предыдущей ассоциативно-рефлекторная "тормозящая" схема, имеющая характеристики процесса "обезбаливания", "компенсации". Здесь, думаю, примеры не нужны. Но в качестве интересной иллюстрации — каждый из нас наверняка неоднократно переживал стрессовые ситуации, в контексте которых имела место интенсивная самостимуляция обширных участков кожи лица (глубокое потирание подбородка, губ, щёк или лба), или других частей тела (почёсывание волос, потирание шеи, то же "успокоительное" покусывание ногтей или губ.....). Всё это, на мой взгляд, — различные проявления одного и того же механизма "неврологической компенсации", "торможения" напряжённого контекста.
Задачей третьего варианта "мероприятий" (таких как спазм "зевоты", с одновременным "потягиванием") является штатная энергетическая подпитка различных функциональных систем организма, требующих такой подпитки. Для того, чтобы в принципе представлять, о чём здесь может вестись речь, — рекомендую просмотреть по диагонали статейку о "прогистаминной функциональной роли зевоты".
Но все эти явления имеют одну и ту же функциональную природу, и как я выше упомянул — такую "дифференциацию" можно считать очень условной, потому как объединяющим фактором для всех описанных выше (и не описанных) вариантов проявлений такого механизма "подкрепления/торможения/стимуляции" является сдвиг, или нейромодуляция текущего контекстного фона в "положительном направлении" — благодаря чему и достигается требуемый организмом/психикой "терапевтический эффект".
Для пущей предметной иллюстрации (и да простят меня неумеренно эстетичные личности) — замечу, что для нашей с вами психики даже акт дефекации в состоянии острого пищевого расстройства является почти столь же "кайфовым" что и акт эякуляции..... Каждый может без стыда и опасений проверить на себе этот чудесатый феномен, проведя серию сознательных сопоставлений собственных ощущений от различных вариантов собственного "психо-биологического раскрепощения"...... На этом принципе, надо полагать, основан и положительный эффект от столь популярного в народе метода назидания — "кнут-пряник": чем туже удавка — тем свежее воздух..... И кстати — где-то по соседству с этим смысловым полем расположен и "Стокгольмский фактор". Да и многие другие феномены нашей столь многогранной — но при этом столь бескомпромиссно однополюсной психики. :)
2. Естественно, что улыбка грудничка не может содержать в себе никаких смысловых оснований. :) И поэтому, исходя уже из достаточности вышеприведенных аргументов в пользу чисто биологической природы подобного рода феноменов — можно смело утверждать, что дитю просто кайфово улыбаться..... :))
3. При постепенной адаптации к окружающему миру, у ребёнка формируется ряд ассоциаций между различными вариантами собственных проявлений — и производимыми ими вариантами эффектов, выражаемых в виде реакций поощрения или подавления со стороны окружения. Так ребёнок учится тому, что такое "хорошо" и "плохо" — но только субъективно для него самого, а не с точки зрения посторонних лиц. Потому как оценка ребёнком получаемых "поведенческих эффектов" проводится им только на уровне личных субъективных ощущений — а не на уровне каких-то "психологических интерпретаций реакций окружающих"..... Так он приобретает навык приспособления к реальности, адекватизирует своё волеизъявление, корректируя его в соответствии с приемлемыми для его существования социально-поведенческими нормами и рамками.
В этом процессе имеет место двусторонняя связь между дитём и его родителями (окружающими), обеспечивающая максимально приемлемую для всех участников отношений степень взаимной адекватизации. Так, родители радостно "награждают" свою очаровательную кроху за каждый произведённый ею "акт очеловечивания" (например, спонтанную улыбку) соответственными "пряниками" в виде потискиваний и почмокиваний....... Что, конечно же, не может не нравиться любому нормальному существу. В результате чего, психика дитяти фиксирует прямые причинно-следственные связи, и механизмы адаптации начинают подталкивать её к увеличению "профита". Ребёнок постепенно становится социокультурным оппортунистом, конформистом и манипулятором. Так формируется ценностная база для развития таких психо-физиологических качеств ("комплексов") как этика, мораль, совесть, нравственность, ответственность и т.д........ :)
Посему, друзья, прозвучавшие ранее в обсуждении мысли о "копировании" ребёнком поведения окружающих — лишены для меня всяческой разумности: как можно "воспроизвести" то, для чего ещё не сформированы соответствующие функциональные механизмы?..... Ребёнок, как и любое другое живое существо на этой планете, — может "скопировать" только самого себя, стараясь выбирать из спектра имеющихся навыков самые приемлемые, на его прогностический взгляд, для данной ситуации...... Вот и всё.
Остальное, всё то что выходит за рамки субъективно отработанного опыта-восприятия, — остаётся для субъекта невидимым, а потому и никак не воспроизводимым ни при каких обстоятельствах (за исключением случайных совпадений).
Вот почему невозможно понять чувства спящего человека — то что с ним происходит во сне просто на просто не поддаётся никакой внешней регистрации, а значит — и субъективной интерпретации. Оставаясь, таким образом, вне сенсорного поля интерпретатора...... Оставаясь невидимым для него.
Вот что такое "эмпатия" — по моему скромному мнению, господа "сопереживатели".
............Но!........ :) Если кто-то очень резонно попробует возразить мне, указав на имеющуюся у индивида принципиальную возможность "представить образно" те или иные чужие переживания, не испытываемые субъектом ранее, и как следствие — смоделировать в себе соответствующие ощущения (чувства, эмпатию)...... — я отвечу, что в этом и состоит функциональная роль прогноза: наработанный адекватный навык личной поведенческой экстраполяции позволяет индивиду строить в своём (под)сознании прогностические поведенческие модели (модели "виртуального поведения", Айк?.... ;) ), которые — хоть и будут интуитивными по своей сути (т.е. основанными на лично приобретённом опыте), но всё-таки потребуют категорической адекватизации путём вынужденного сопоставления их с объективной действительностью. Иначе, такие "модели" так и останутся ничем реальным не подкреплёнными субъективными фантазиями.
Другими словами, весь этот чудо-механизм "эмпатии" принципиально выстроен на базе всего лишь субъективных прогностических прикидок, и потому его эффективность целиком и полностью зависит от степени адекватности таких прикидок. Ни больше ни меньше.
Теперь, Айк, надеюсь тебе стала ясной моя позиция в отношении сути и качества "автоматизмов, наработанных в воображении": сам по себе термин "автоматизм" подразумевает полную контекстозависимость — а то, какие сложности возникают с воображением реальности, мы смогли пронаблюдать в фильме "Начало"...... Но это лишь часть проблемы.
Если серьёзно, то что ты будешь делать с депривацией афферентного подкрепления при формировании "воображаемого опыта"?..... Какова вероятность того, что такой "автоматизм" вообще сможет запуститься и полноценно отработать в контексте реального поведения?.... Да, — по косвенным ассоциативным связям будет происходить влияние. Но внешняя ориентировка будет чуть ли не на каждом шагу прерывать цепочку, корректируя её соответственно сценарию разворачивания реальной ситуации.
То же самое касается и т.н. "осознанных сновидений". Во первых — этот нештатный режим работы мозга и психики сложно назвать сновидением, и тот факт что в таком состоянии могут блокироваться психомоторные реакции (вплоть до невозможности сознательного "возвращения в тело") — говорит лишь о грубом вмешательстве в естественные нейрофизиологические механизмы, происходящие в организме в режиме нормального сна. А во вторых, разве субъективное прогнозирование ("виртуализация опыта") не является точно таким же "осознанным сновидением", за вычетом медитативных "побочных эффектов"?..... Но тогда мы с тобой говорим по сути об одном и том же естественном психическом механизме формирования "виртуальных (прогностических) моделей". И тогда ты очень хорошо должен воспринимать всё, что здесь написано.
Ладно, я с удовольствием выслушаю все оплеухи. Естественно, все должны понимать, что этот текст написан недоразвитым параноиком, заключённым в темницу собственных ограниченных предрассудков и недооформленных ментальных конструкций.........
peace.