Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Cистема обоснования теоретических обобщений для предметной области
Каждый ключевой подраздел обосновывается совокупностью подтверждающих материалов независиымх исследователей
подробнее >>
Системная нейрофизиология
Автор: nan      Короткий адрес страницы: fornit.ru/ax1-82

[82] Отзеркаливание чужих навыков      - не показывать анонсы (только заголовки статей).

  • [401] ИМИТАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ
    Наиболее ранним зафиксированным проявлением подражательной деятельности новорожденного была имитация мимики взрослого.
    Лицо как канал невербальной коммуникации служит одним из ведущих средств общения. Мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15 18 недель внутриутробного развития, а изменения выражения лица имеют место начиная с 20й недели эмбрионального развити.
    Предполагается, что у ребенка существуют врожденные программы имитации и в течение первого года жизни имитация имеет место как компонент генетически запрограммированной программы биосоциальных взаимодействий.
    Врожденная способность младенцев к имитации с возрастом все более сменяется отсроченной имитацией, с преобладанием произвольных компонентов.
    Необходимо признать, что полноценный переход к произвольному подражанию связан с развитием когнитивных способностей ребенка, и прежде всего со способностью удержания и концентрации внимания на образе.
  • [403] Имитационное научение (подражание) у животных
  • [522] Зеркальные нейроны и модели понимания
    Зеркальные нейроны могут быть задействованы в эмпатии, в понимании действий других людей и в освоении новых навыков путём имитации. Однако сейчас оказалось, что эти клетки срабатывают не только тогда, когда обезьяна видит чужие манипуляции с предметами и не только тогда, когда она наблюдает социальные контакты, но и тогда, когда она видит взаимодействие неодушевленных предметов; иными словами, когда макакам показывали в кадре столкновение двух игрушек, у обезьян включались те самые зеркальные нейроны.
  • [567] Подражательный рефлекс
  • [574] Зеркальные нейроны и обучение
    Зеркальные нейроны можно определить как группу нейронов головного мозга приматов, которые активируются как при совершении действия, так и при наблюдении за выполнением этого действиями другими.
  • [692] Формы и функции подражания в детстве
    Подражание свидетельствует об активной, избирательной позиции ребенка; оно сопровождается "подлаживанием", подбором действий, соответствующих образцу. Действия, которые имитируются ребенком, как правило, обладают качествами сложности, новизны, "интересности". Особенно явно подражание проявляется по отношению к действию, которое только начинает формироваться.
    Содержание подражания ребенка в возрасте 2-6 месяцев составляют мимические и пантомимические движения, среди которых высовывание языка, открывание/закрывание рта, качание головой, некоторые движения рук типа махания, стучания, сжимания/разжимания кулака, хлопков в ладоши.
    Со второй половины младенчества подражание все больше становится воспроизведением нового, того, чего еще не было в собственном поведении ребенка.
    На втором году жизни появляется и становится преобладающим воспроизведение ребенком способов действий с предметами.
    Следующий шаг в развитии подражания в раннем детстве заключается в том, что ребенок начинает воспроизводить цепочку из нескольких, связанных между собой предметных действий, отражающих в определенной степени жизненную логику событий.
    На третьем году жизни ребенка происходит перенос акцента в имитационно-моделирующем отображении жизненных ситуаций.
  • [733] КАК ЖИВОТНЫЕ ПЕРЕНИМАЮТ ДРУГ У ДРУГА ПОЛЕЗНЫЕ НАВЫКИ
    Социальное обучение возникает, когда у нескольких животных в популяции есть врожденные программы определенного поведения, а остальные особи выступают фрагментами этих программ.
    Другими словами, чтобы отзеркалить чужой навык нужно уже иметь элементы действий, которые отзеркаливаются.
  • [734] Перенос двигательных умений и навыков и его виды
    Двигательное умение и двигательный навык –это как бы последовательные сту­пени (стадии) на пути формирования двигательного действия. По мере многократного воспро­изведения действия операции, входящие в его состав, стано­вятся постепенно отла­жен­ными и привычными, а связи между ни­ми –прочными, гарантирующими естествен­ную слитность движе­ний, отпадает необходимость постоянной концентрации внимания на ряде частных моментов действия, сокращается число опорных точек ООД, требующих направленного осознания, возрастает вклад дви­гательных автоматизмов в осуществление действия. В результате двигательное умение автоматизируется –превращается в двига­тельный навык. Автоматизация движений и есть основ­ной отличительный признак дви­гательного навыка.
    Пока не сформировался навык, выполняющий действие вынуж­ден концентрировать сознание не столько на общей логике достижения намеченной цели, сколько на частных операциях, входящих в действие, тратить энергию на контроль и ре­гулирование всех недостаточно отлаженных движений и связей между ними, непрерывно удерживать их в сфере внимания.
    Любое двигательное умение или навык формируется не на пустом месте, а всегда включает в себя те либо иные компоненты других, ранее сложившихся умений и навыков, которые влияют определен­ным образом на становление и проявление нового умения или навы­ка.
    При стихийном форми­ровании действия путем проб и ошибок выработка относи­тельно целесообразной ООД происходит замедленно, с излишними затра­тами времени и сил; при системно организованном же обучении сроки формирования ООД сокращаются, она приобретает полно­ценные качества.
    Своего рода ядром психической готовности к овладе­нию двигательным действием является общая мотивация учебной деятельности и конкретная личностная установка на решение поставленных частных задач.
  • [735] Люди бессознательно имитируют поведение друг друга даже во вред себе
    Спонтанное отзеркаливание игроками комбинаций оппонентов во вред себе авторы окрестили «эффектом ничьей», возложив ответственность за такое поведение на так называемые «зеркальные нейроны» — гипотетические нейронные комплексы, предположительно отвечающие за отслеживание и моторное повторение чужих действий. С момента нашего рождения», указывает Ричард Кук, «мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, когда те или иные действия порождают ответную предсказуемую имитацию этих действий. Самый простой пример — родители, которым трудно удержаться от имитации ужимок новорожденных: они начинают так же улыбаться, гукать, высовывать язык, пускать слюни и т. п., когда смотрят на своих чад». Способность к моторному отзеркаливанию чужого поведения играет важную роль у высших социальных организмов, выживающих, в том числе, за счет успешного совершения коллективных действий.
  • [736] Отзеркаливание в психологии
    Отзеркалить в общении - значит повторить, скопировать жесты, позы, мимику и интонацию голоса собеседника. Когда мы отзеркаливаем, то как бы отражаем в своем поведении особенности невербального общения другого человека.
    "отзеркаливание" - процесс подстройки к невербальному и вербальному поведению партнера по общению. Отзеркаливание предполагает отражение и имитацию жестов, мимики, интонаций и поз собеседника.

    Благодаря отзеркаливанию устанавливается контакт на бессознательном уровне. Люди чувствуют, что их понимают и принимают. Это располагает к доверию и открытому общению.
  • [737] Имитация
    Наш мозг устроен так, что мы многому учимся просто наблюдая за другими людьми. Типично развивающиеся дети могут воспроизвести действие сразу после того, как увидели, как его кто-то совершает. Эта способность обеспечивается работой системой зеркальных нейронов.
  • [738] ИМИТАЦИЯ КАК ПРИЁМ РАЗВИТИЯ АДАПТИВНЫХ НАВЫКОВ
    Имитация – это эволюционный механизм, лежащий в основе обучения социально-необходимым навыкам и социальной поддержке. Без имитации ребенок не может изучить ни язык, ни другой образец поведения, которые необходимы для врастания в его культуру. Имитируя, ребенок подает нам сигнал готовности к усвоению навыков, формальных действий, которые постепенно наполняются социально-значимым содержанием.
  • [739] ФЕНОМЕН ПОДРАЖАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И МЕТАКОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СРЕДЫ
    Центральное психологическое звено подражания — это возникновение у субъекта образа имитируемых действий и его последующее регулирующее влияние на поведение.
    Воспринимая различные образцы поведения и деятельности, формирующаяся личность рефлексирует относительно своих внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем развития, и у нее появляется потребность в совершенствовании своих личностных черт и качеств.
    Обращает на себя внимание тот факт, что среднестатистический родитель или учитель это далеко не пример для подражания. Аксиоматично то, что творческую личность может воспитать только творческий воспитатель.
  • [740] ЗЕРКАЛЬНЫЕ НЕЙРОНЫ. ХАРАКТЕРИСТИКИ, СВЯЗЬ С ЭМПАТИЕЙ
    Зеркальные нейроны - это клетки нервной системы, отвечающие за обучение посредством имитации, сочувствия и построения социальных отношений. Они активируются как при выполнении заданного действия, так и при наблюдении за ним у другого человека. По словам ученых, они несут ответственность за правильное распознавание намерений, стоящих за определенным поведением.
    Зеркальные нейроны позволяют понимать не только намерения, но и эмоции других людей. Эта группа нервных клеток обеспечивает реакцию, которую лучше всего можно описать как постановка себя на место другого человека.
    Зеркальные нейроны формируются в основном в детстве. Наиболее интенсивное развитие этих структур происходит в первые годы жизни
  • [741] ЗЕРКАЛЬНЫЕ НЕЙРОНЫ: краткий научный обзор
    Зеркальные нейроны можно рассматривать как некоторые переключатели поведения, находящиеся в ассоциативных зонах коры больших полушарий и связывающие сенсорные и моторные отделы. При восприятии действия, совершаемого другим индивидуумом, определённая группа нейронов сенсорных отделов, возбуждённых по определённому рисунку, свойственному именно этому действию, возбуждает определённые зеркальные нейроны, которые в свою очередь возбуждают определённую группу моторных нейронов коры, результатом чего является подражание. Этот механизм описывает гипотеза о минимальной нейронной архитектуре подражания (minimal neural architecture for imitation) Марко Якобони (Iacoboni, 2005). Согласно этой гипотезе, импульсы от сенсорных отделов коры больших полушарий приходят в верхнюю височную борозду, а затем - в задние теменные отделы в качестве соматосенсорной информации, необходимой для подражания. Из задних теменных отделов они поступают в нижнюю лобную извилину, где кодируется цель действия, совершённого другим индивидуумом, затем импульсы приходят вновь в верхнюю височную борозду, где сравниваются полученное ранее описание действия другого индивидуума и сенсорные последствия (sensory consequences) акта подражания. При их совпадении имеет место подражание. Якобони предполагает, что зеркальные нейроны находятся во всех вышеописанных областях, причём нейроны каждой зоны специфичны по своим функциям, традиционно приписываемым этим зонам.
  • [742] У мышей нашли отвечающие за агрессию зеркальные нейроны
    Обнаружение зеркальных нейронов у мышей стало неожиданностью, поскольку ранее эти клетки обнаруживались в коре головного мозга приматов.
  • [743] Что такое зеркальные нейроны, или Почему и как мы влияем друг на друга
    Зеркальные нейроны есть у всех социальных млекопитающих, но в наибольшей степени представлена в человеческом мозге.
    Интенсивность настройки зеркальных нейронов на чужие эмоции и действия зависит от того, насколько близки нам люди и каким авторитетом обладают в наших глазах. Чем более близким и успешным мы считаем человека, тем сильнее на нас влияет его эмоциональное состояние и система мышления.
  • [744] ЗЕРКАЛЬНЫЕ НЕЙРОНЫ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ, ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНО НАСЫЩЕННАЯ КОГНИТИВНАЯ КАРТА МОЗГА
    Зеркальным нейронам приписываются функции, которые относятся к субъективным ощущениям, в том числе и процессы самосознание человека.
    Зеркальных клеток очень мало (в нижней теменной доле двух макак – резусов, была зафиксирована активность всего 41 зеркального нейрона), они разбросаны по коре мозга маленькими островками, но их функции вовлекают большие нейронные сети. Проблему можно решить, если предположить, что зеркальные нейроны функционируют как нейроны “бабушки”. В этом случае функции, которые приписываются зеркальных нейронов, превращаются в функции коры больших полушарий, которая является частью эмоционально насыщенной когнитивной карты мозга.
    Процессы осознания и идентификации – это взаимодействия “Down Up” сигнала с “Top Down” сигналом из префронтальной коры. Эмоционально насыщенная когнитивная карта мозга формируется интеграцией нейронов гиппокампа нейронами коры больших полушарий. Наше “Я”, через процессы само-осознание, само-идентификацию и виртуальный скачок взаимодействуют с нейронами больших полушарий, получающих информацию о процессах в окружающей среде и формирующих контекст окружающей среды, представляющий собой наше субъективное ощущение. Новая информация о процессах в окружающей среде, консолидируется эксплицитной памятью с помощью специфической модификации экспрессии генов, и хранится в открытом доступе, то есть в состоянии быстрого воспроизведения при напоминании.
    В общей сложности 15 зеркальных нейронов энергично сработали, когда обезьяна наблюдала движение “схватить, чтобы съесть”, но не обнаруживали никакой активности, пока экспериментатор хватал яблоко и просто держал в руке. Других 4 зеркальных нейрона активировались в ответ на то, что экспериментатор в конце концов помещал яблоко в чашку, но не съел его. Только тип действия, а не кинематическая сила, с которой моделируются объекты, определяли активность нейронов.
    Также было важно, что нейроны срабатывали до того, как обезьяна видела поведение человека, запускающего второй моторный акт – поднесение объекта ко рту или помещение его в чашку. Следовательно, нейроны нижней теменной доли кодируют одно и то же действие (хватание) по-разному В СООТВЕТСТВИИ С КОНЕЧНОЙ ЦЕЛЬЮ ДЕЙСТВИЯ. Они могут предоставить нейронную основу для прогнозирования последующих действий другого человека и определения намерения.
    Другая возможная функция зеркальных нейронов – это облегчение обучения. Зеркальные нейроны кодируют (не реально, а виртуально) конкретное представление действия, то есть, представление, которое активировалось бы, если бы наблюдатель действовал. Это позволило бы нам моделировать (внутренне повторять) наблюдаемое действие неявно (виртуально в мозге), чтобы быстрее активировать наши собственные двигательные программы наблюдаемых действий и подготовиться к воспроизведению действия, через некоторое время. Это неявное обучение. Благодаря этому, наблюдатель будет реализовать свое действие с большей ловкостью.
    Обучение с помощью зеркальных нейронов лучше назвать “Обучение через подражание или обучение с учителем”. Когда родители обучают детенышей охотиться, то детеныши наблюдают как это делают родители и подражая им сами обучаются охотиться.
    Зеркальные нейроны кодируют целенаправленные действия, потому что они активируются, если наблюдаемое действие является целенаправленным. Однако зеркальные нейроны активируются только тогда, когда наблюдаемое действие направлено на цель (объектно-ориентированное действие или коммуникативный жест, который, безусловно, также имеет цель). Как они “узнают”, что определенное действие направлено на достижение цели? На каком этапе их активации они обнаруживают цель движения или его отсутствие? По его мнению, зеркальная нейронная система может быть активирована только после того, как цель наблюдаемого действия прописывается некоторыми другими структурами мозга.
    Возможно, человеческий язык развился из системы представления/понимания жестов, реализованной в зеркальных нейронах. Показатели расширения словарного запаса связаны с возможностями детей вокально имитировать не слова, а похожие звуки и, таким образом, приобретать новые произношения слов. Такое повторение речи происходит автоматически, быстро и облегчает восприятие речи. Кроме того, такая вокальная имитация может происходить без понимания.
    Прочное представление времени и пространства в гиппокампе предполагает фундаментальный механизм для формирования пространственно-временного континииума в рамках согласованных воспоминаний. Можно полагать, что клетки времени, совпадающие по особенностям функционирования с клетками места, выстраивают внешние события во временной последовательности, так как активность клеток места меняется и при изменении внешних событий. Это очень важно, так как память консолидирует временную последовательность событий, и память воспроизводится во временной последовательности.
    Целенаправленное поведение это активный поиск объектов удовлетворения потребности, которая контролируется когнитивной картой и подкрепляется или не подкрепляется оценочной функцией эмоциональных состояний. Оценочная функция, точнее формирование эмоционально положительной состояний или подкрепление, а также формирование эмоционально отрицательной состояний очень важна для выживания и развития организма.
    Наше осознанное “Я” оказывается в центре нашего субъективного мира, в середине окружающей среды, в которой мы существуем. При этом очень интенсивно работает наша память, которая превращает окружающий нас мир в наш внутренний мир, со всеми вытекающими из этого последствиями. В этот процесс очень большой вклад вносят зеркальные нейроны, которые тоже локализованы в коре.
    Таким образом, зеркальные нейроны – это нейроны подражания, они активируются как при наблюдении за поведением, так и при выполнении поведения. Зеркальным нейронам приписываются следующие функции: понимание и предсказание намерений, мотивация и эмоция подражания, облегчение обучения, обучение через подражание или обучение с учителем, эмпатия, сочувствие, сопереживание, автоматическая имитация, моторная имитация, мимика, аутизм, самосознание человека, теория разума или понимание чужого сознания, речь. Все перечисленные функции относятся к субъективным ощущениям.
  • [745] От импринтинга к имитации
    Изучение данного явления показало, что запечатлеваться могут не только родители или видоспецифический партнер, но и член стаи, предпочтительный половой партнер, место жизни, характерное для вида и популяции поведение, включая акустическое и т. д. Практически в пределах каждого инстинкта есть место для определенного стимула, который животное запоминает путем запечатления.
    Импринтинг присущ в основном ранним периодам жизни животных, когда их окружение ограничено и достаточно стереотипно. Запечатление элементов характерной для данного вида среды позволяет наиболее экономно передавать молоди необходимую часть группового и видового опыта.
  • [747] Импринтинг
    Импринтинг — это механизм обучения и запоминания, распространенный среди птиц и млекопитающих, в том числе и людей. Он работает так: в мозг прочно впечатываются определенные образы, которые формируют личность и поведение. Для этого достаточно единственного контакта с объектом запоминания.
    Усвоенная таким образом информация может влиять на человека всю оставшуюся жизнь. Импринтинг связан с конкретными периодами взросления и наиболее ярко проявляется в самых ранних из них.
    Импринтинг отличается от ассоциативных механизмов обучения, когда мы приобретаем навыки, подражая окружающим. Например, многие слышали истории о «детях-маугли», попавших в младенчестве к животным. Они перенимают повадки зверей, наблюдая и повторяя за ними. Если такого ребенка вернуть в общество людей, его можно переучить, хотя это и сложно. В то время как изменения нервной системы, связанные с импринтированием, считаются практически необратимыми.
    Ученые выделяют разные типы импринтинга, характерные для человека. Они проявляются в разные периоды жизни и выполняют свои особенные функции.
    Филиальный (сыновний) импринтинг — важный механизм в первые дни жизни. С его помощью ребенок запечатлевает образ матери и отца или других близких. Благодаря появлению этой мощной привязанности, члены семьи становятся для него ориентирами. На них он впоследствии применит ассоциативные формы обучения, такие как подражание.
    Социальный импринтинг в своей книге описал профессор экономики ВШЭ Александр Долгин. Он включает в себя наборы ценностей и бытовых норм, которые мы запечатлеваем, наблюдая за другими представителями общества. На примере социологии моды автор делает вывод, что 2–3% новаторов, задающих тренды, увлекают за собой основную массу людей. Их манеры поведения, внешние образы, отношение к разным явлениям и аспектам жизни становятся социальными импринтами для остального большинства.
    Лимбический отпечаток — вид импринтов, которые мы получаем еще в утробе, а также в сам момент появления на свет. Ощущения, пережитые матерью при беременности и ребенком при рождении, могут оказывать значительное влияние на его характер и даже кулинарные предпочтения.
  • [748] Импринтинг и его механизмы
    Импринтинг (от англ. imprinting, - запечатлевать) – специфическая форма научения у высших позвоночных, при котором фиксируются отличительные признаки объектов некоторых врожденных поведенческих актов родительских особей (выступающих одновременно как носители типичных признаков вида), братьев и сестер, пищевых объектов (в том числе животных-жертв) и др. Импринтинг происходит преимущественно на ранних этапах постнатального (послеродового) развития и возможен лишь в течение определенного, обычно весьма ограниченного периода. Процесс импринтинга совершается чрезвычайно быстро и без внешнего подкрепления. Результат импринтинга, как правило, необратим. Импринтинг обеспечивает животным охрану потомства (следование детей за родителями), узнавание родителей, членов сообщества, сородичей, будущих половых партнеров, признаков местности и др.
    Импринтинг происходит не в самое первое время послед рождения, а в критический период (или так называемый «чувствительный возраст») для цыплят и гусят длится всего один день, иногда лишь несколько часов с момента появления животного на свет. У тех видов, в которых новорожденные появляются на свет в беспомощном состоянии (воробьи, голуби, кошки, собаки, кенгуру, и особенно — приматы) критический период сильно растянут, и сдвинут на более поздние сроки. Слабые и беспомощнные, подчас слепые новорожденные этих видов длительное время нуждаются в тесном контакте с матерью. Они не в состоянии к самостоятельному существованию в естественных условиях, их обучение и различные фазы запечатления растянуты иногда на годы (вплоть до возраста полового созревания).
    У коз мать должна научиться узнавать козлёнка сразу после рождения, иначе она может отказаться вскармливать его. Критический период в этом случае очень ограничен во времени — достаточно отлучить мать от козленка на два часа, и она может не признать его и отказаться кормить.
    По сути импринтинг является переходной формой между инстинктом и условным рефлексом. В отличие от условных рефлексов, которые начнут угасать, если их не подкреплять долгое время, импринтинг не угасает.
  • [749] Детское словотворчество основано на подражательстве
    Прибавление, к слову, чужого окончания и суффикса очень распространенный способ в детском словотворчестве. Эти слова звучат особенно своеобразно – «пургинки», «добрость», «умность». Мы взрослые так не говорим. Но если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований. Здесь, в конечном итоге, действует механизм подражания.
    Таким образом словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которым дети учатся от окружающих их взрослых. В словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.

  • Показать все разделы "Системная нейрофизиология"

    Последние комментарии для описаний:
  • Мы не можем помнить событий до двухлетнего возраста от nan Октябрь 11, 2020, 09:17:11 PM


  • Список существующих аксиоматик



    Обсуждение Еще не было обсуждений.