Наш мозг устроен так, что мы многому учимся просто наблюдая за другими людьми. Типично развивающиеся дети могут воспроизвести действие сразу после того, как увидели, как его кто-то совершает. Эта способность обеспечивается работой системой зеркальных нейронов.
У детей с РАС эта система менее активна, но не сломана.
При должном обучении и тренировке она может стать активной и функционирующей.
5 шагов развития навыков имитации
1. Подражание звукам
2. Подражание действия с предметами
3. Подражание жестам, мимике, движениям тела
4. Подражание действиям (простые навыки)
5. Подражание играм
Последовательность обучения
1. Повторяем те действия, которые ребенок делает сам.
2. Показываем модель этого знакомого действия ДО ТОГО, как ребенок успел его сделать.
3. Учим новым функциональным действиям. Одно за один раз.
4. Показываем новые нефункциональные действия с предметами.
5. Показываем серии действий.
Моторная имитация
1. Вводим сенсорную рутину, чтобы ребенок удерживался в ней, наблюдая за нами. (Сначала поем и показываем все действия сами или на нем)
2. Выбираем одно действие из рутины, которое ребенок умеет делать самостоятельно.
3. Помогаем ему повторить его за нами и далее продолжаем знакомый и приятный ритуал, чтобы ребенок получил удовольствие
4. Уменьшайте подсказку.
5. Следующее действие добавляем, когда ребенок устойчиво имитирует одно.
6. Мы можем использовать одно движений в разных рутинах (хлопанье в ладошки)
Развитие навыков игры с игрушками
❖ 4-х ступенчатая система: подготовка к игре; процесс игры; вариации; завершение
❖ Правильное расположение и одна игрушка
❖ Игрушка между вами
❖ Покажите на одной-двух деталях, как они работают
❖ Дождитесь или помогите ребенку начать подражать вашим действиям
❖ Поощрение
❖ Быстро выполните свои действия и дайте ребенку еще деталь
❖ Помощь в выполнении и поощрение
❖ Давайте от 3 до 5 возможностей выполнить действия
0 – 1 год
❖ Подражание стуку
❖ Начальная имитация звуков
❖ Подражать звукам
❖ Подражать движениям, с помощью которых вызываются звуки
❖ Подражать крупным движения рук и телом
1 – 2 года
• Подражая, касаться различных частей тела
• Подражая, хлопать в ладоши
• Имитация движения рук
• Играть с предметами, вызывающими шум
• Имитация движения губ
• Подражать письму
• Подражать движениям по уходу за телом
• Подражательные упражнения
• Подражать шумам, которые издают предметы
• Рисовать по образцу горизонтальные линии
2 – 3 года
• Имитировать движения руки (бусины, нитка)
• Имитационные упражнения с пластилином
• Имитируя, одновременно касаться двух частей тела
• Подражательные упражнения нижней челюстью и языком
• Имитационные упражнения с предметами домашнего обихода
• Подражать игре в куклы
• Подражать голосам животных