это не происходит одновременно |
Если не одновременно, то тогда вполне логично. Если человек находится в депресняке, то деперсонализация может вызвать у него то что называют «освобождением», которое будет сопровождаться ментальным оргазмом. Человек был ассоциирован с собой, с проблемами, некомфортным телесным и умственным состоянием. А диссоциировавшись он субъективно освобождается от себя, а соответственно от всего что с ним связано из своего прошлого (там это называется «освобождение от ума»). Но чтобы для этого кайфовать и дальше, желательно иметь хорошую трактовку опыта и воспринимать «проявления деперсонализации в позитивном
контексте», положительное «отношение». При этом есть еще один момент, если при негативном отношении к симптомам деперсонализации мысли и чувства не твои и возникают спонтанно (предполагаю, что это воспринимается бесконтрольно), то в просветлении идет «приятие», которое может снимать дискомфорт. Если вспомнить историю Экхарта Толле, который был на грани от того чтобы вздёрнуться на протяжении многих лет, то тогда это объясняет. Тело не мое, мысли не мои – вполне может восприниматься освобождением и предпологать что сознание существует вне тела и всегда существовало, что оно бесконечно и пронизует все и бла-бла-бла… Да и умереть не страшно, сознание же кажется вечным.
Но это все логично для уже людей на грани, которых надо только подтолкнуть и для практикующих практики (дзадзен, медитация, самовопрошание (Кто Я? Я не тело, я не мысль, я есть ТО (диссоциация с собой, ассоциация с абстрактным ТО, возможно выраженным в ощущениях или восприятии))). То есть практики, которые медленно деперсонализируют личность. Но есть и те кого накрыло спонтанно (без стресса), некоторые даже и не знали ничего о просветлении и соответственно не стремились. В дзене в состояние пытаются выбросить коанами или разрывами шаблонов поведения, современные просветленные Адвайты катаются по семинарам и пытаются просветлить прямо во время семинара отвечая на вопросы. Таким способом можно вогнать во временное состояние (например того же пародокса коаном, внимание временно отвлечется от личности и зависнет в безмыслии), если даже внимание продолжит инерционно удерживать состояние, то оно будет лишь временным. Хотя чем не временное сатори, и чем деперсонализация не вечное самадхи.
Можно ли временно деперсонализировать личность?
Но в целом это меня наводит на мысль, что просветления могут быть разные. Не в
смысле индивидуальные. А в
смысле что абсолютно разные и схожесть описания лишь кажется схожим. Везде обобщенно его можно написать как освобождение. Но вот, думается мне, что освобождения эти все самые различные. Хотя и ограничены общим принципом. Клоню я к тому, что кроме деперсонализации (это так сказать уже может быть конечным пунктом прибытия особо ярых практиков), иногда мне кажется оно может выражаться в банальном «психотерапевтическом» инсайте, экстазе. Так сказать народный вариант психотерапии «метода тыка». То есть банальное разрешение внутреннего конфликта, пародокса, снятие когнитивного диссонанса. И в зависимости от продолжительности и мощности внутреннего дискомфорта, чем это все круче - тем круче «освобождение».
Пример одного моего хорошего знакомого, который однажды столкнулся с неразрешимым конфликтом в своей голове, так сказать борьбой с фикс-идеей. Введение новых элементов, не помогало снять очень серьезный когнитивный диссонанс, так как сама идея имела защиту на такой случай (опустим подробности, писать долго, но становится понятно о чем я, когда я скажу что идея эзотерическая). В общем его крыло и плющило. Пока однажды его сознание, абсолютно спонтанно не выкинуло ему предложение о смерти (подробности он не рассказывал, в какой форме именно это было подано, но это было не предложение шагнуть с крыши, а типа как просто согласиться, принять смерть, что то вроде тотального признания своей смертности). Будучи измотанным внутренней борьбой, он сделал это не задумываясь. Вслед за этим его накрыло, существительные которые проскочили от него в разговоре: расслабление, освободился, наслаждение и т. п. Куда бы он не смотрел все было в кайф, яркие ощущения от прикосновений к чему либо, наслаждение текущим моментом. Ну и т. д. На следующий день, размышляя над этим он предположил что разрешил один из самых сильных своих конфликтов – завуалированный страх смерти. То есть формально его как бы не было, но он был. Именно он неосознанно натолкнул его на
мистику, в попытке найти ответ, и успокоиться. Но
мистика дала очень сомнительные ответы ему. И однажды устав кормить себя ерундой (а этим он занимался на протяжении эдак лет 10ти), догадавшись что он занимается самообманом – он задиссонировал. Вроде как понимает что это обман, а в то же время не может отказаться от идей, которые за 10 лет уже прошились в него. Ну и как говорится «Выход – там где и вход». По видимому сознание пошло на радикальные меры. Вслед за этим интерес к
мистике моментально пропал. А теперь чем меня привлекла данная история…
Если припомнить некоторые истории просветления, например Рамана Махарши, Карла Ренца, да и думаю Будду можно внести в этот список (несмотря на красочные рассказы что он решил освободить мир от страданий и делал это из своей милости к человечеству, как ни крути мотивация у него появилась после того как он увидел смерть и болезни, осознав свою конечность, наверняка страх этого и мотивировал
), то прослеживается интересная связь. Махарши и Ренц просветлились во время раз
мышлений о своей смерти. Напоминает закрытие гештальта, связанного со скрытым страхом смерти. С учетом того что другие просветлялись так же спонтанно но по другой причине. То попытаюсь предположить что в их случае происходило закрытие гештальта с доминирующей потребностью, она как бы косвенно реализовывалась. Внешние условия, внутреннее состояние и определенные детали раз
мышления или внешних действий – создавали условия, если так можно сказать для погашения доминирующего возбуждения в подкорке. Это объясняет то, что отсутствуют конкретные инструменты для гарантированного достижения просветления, так как человек индивидуален, то и подход должен быть спонтанным, ситуативным, рвуший доминирующий шаблон.
К таким же просветлениям быстрого приготовления, некоторые товарищи относят ЭСТ (
http://www.koob.ru/reinhard_luk/transformaciya_reinhard ). Другие же говорят что она к просветлению не имеет никакого отношения. Однако чем их просветление лучше просветления Рейнхарда, внятно объяснить не могут.
Книга обещает достижение просветления. И естественно я ее прочитал где то полгода назад, интересно ж ведь. В статье упоминается следующий симптом просветления «ощущение такое, как будто с вас сняли половину черепа». Да, после книги такое наблюдалось, только мной это ощущалось как «исчезновение специфического напряжения в голове», именно в верхней ее части, особенно впереди (по видимому в лобных долях). Но что характерно, просматривая после этого высказывания просветленных, в них отчетливо угадывается данное состояние, их слова в данном состоянии понимаются однозначно и понятно. Да ощущения приятные, освобождающие, но, конечно же, ничего
мистического или таинственного в этом явно нет. Сходит все это примерно через неделю. В целом думается мне что ЭСТ гасит возбужденные участки, из за чего появляется эффект отсутствия верхней части головы. Происходит это, как я понимаю, с помощью переоценки происхоядщего. В книге есть понятие «машина» (аналог восточного Эго, Деятеля, с которым надо непременно расправиться) и истинное спонтанное состояние (просветление). Прошлый опыт (и соответственно весь негатив завязанный на него) отождествляется с «машиной», в результате словесных манипуляций происходит «растождествление с машиной», другими словами смена оценок, отношения к своему опыту. Происходит что-то вроде «раз уж я машина, то что уж с меня взять, можно и не парить себе мозг», отказ от контроля. Очень напоминает стратегию востока «Все неизбежно, ты ничего не способен изменить. На все воля Бога. Мы все марионетки высших сил» и т. п. В результате приходит состояние схожие по описанию на отсутствие деятеля («События происходят, дела делаются» Будда). Не знаю можно ли это назвать микродеперсонализацией, но вслед за этим в книге состояние поясняюще обзывается просветлением, что как бы вдвойне усиливает эффект. И исключает возможность появления сомнений о данном опыте.
25.12.2010г. 16:52:02