Текст может оказаться сложным для первоначального понимания, поэтому при наличии заинтересованности в вопросе для большей эффективности восприятия рекомендую вначале полностью прочитать текст, и потом только пройтись по ссылкам, чтобы все сопоставить и не довольствоваться верой, а сформировать собственные представления. Но в любом случае при правильном восприятии все неясности будут прояснены и возникнет непротиворечивое понимание написанного.
В конце статьи приведены описания просветления одних из самых известных в мире мистиков. При внимательном прочтении текста читатель сможет самостоятельно объяснить некоторые таинственные переживания при просветлении.
Естественно, начнем с определений, насколько это в данном случае возможно:
Просветление Википедия
Просветление (санскр. बोधि, бодхи, тиб. , Чанг Чуб, кит. , Пху Тхи) — состояние ясности, осознанности, понимания практик и выхода из состояния субъектно-объектной дихотомии (последовательное деление на две части, не связанные между собой).
Просветление — состояние полной осознанности человеческой сущности (выход за пределы дуального ума), при котором происходит растворение эго и исчезает ощущение себя исполнителем, т.е. исчезает иллюзия волеизъявления. Это приводит к состоянию единения со всем окружающим.
Просветление достигается за счет понимания ошибочности волеизъявления, благодаря чему возникает спонтанность умственной деятельности (точнее она теперь принимается), в результате этого происходит разотождествление сознания со своим телом и умом. Таким образом сознание освобождается от иллюзий и отождествлений и становится чистым свидетельствованием.
Из всех попыток изобразить происходящее в момент просветления, пожалуй, наиболее близкой к реальному восприятию можно признать формулировку: "ощущение такое, как будто с вас сняли половину черепа".
Просветление, согласно учению Будды, означает знание Единственного Пути, ведущего к освобождению от страдания и нирване.
Нирвана Википедия
Нирва́на (санскр. निर्वाण, nirvāṇa, пали nibbāna, «угасание, прекращение») — понятие, обозначающее состояние освобождения от страданий. В общем смысле нирвана — состояние, при котором отсутствуют страдания, страсти; состояние умиротворённости, «высшего счастья». По своей сути нирвана — трансцендентное состояние непроходящего покоя и удовлетворённости. Нирвана — разрыв в цепи перерождений (сансары), прекращение перевоплощений, абсолютный, ненарушимый Покой. Нирвана не поддается никаким определениям. По поводу того, как именно надо ее понимать, среди буддийских теологов и исследователей буддизма всегда велись и продолжают вестись споры. В соответствии с доктринами буддизма махаяны, нирвана поначалу рассматривалась как контр-аспект сансары, составляя с последней единую реальность. Позже, со времён Нагарджуны, появились учения, объявляющие нирвану тождественной сансаре.
Будем изначально помнить, что нирвана не поддается определениям. А пока что интересно вначале узнать, что же заставляет человека стремиться к просветлению? Или что питает это стремление? Неужели причина лежит только в стремлении избавиться от страданий и обрести беспричинное блаженство? Чаще всего у мистиков именно с какого-либо сверхзначимого (с их точки зрения) события, случившегося в их жизни и которое понизило порог веры, начинается стремление к просветлению. Это необязательно должно быть событие наподобие мистического переживания, это может быть просто удивление чему-либо. Ключевым является именно снижение порога веры, что было очень хорошо показано в статье Блаженные:
…И есть такие, кого очень сильно когда-то что-то впечатлило и это не забылось, а почти постоянно крутится в голове, обрастая множеством подробностей, заставляя предпринимать много попыток как-то соприкоснуться, дотянуться. И чем труднее оказывается получить желаемое, тем более изощреннее становятся попытки. как правило, такие люди мало общительны, до полного одиночества или круг их общения очень постоянен, обычно это - разделяющие их представления люди.
…Почти у каждого были моменты необъяснимо важных и необычных переживаний, которые приравниваются по этой важности и необычности к чуду. Еще Фейербах Л. в Сущности христианства писал: " Многие стали верующими только благодаря чуду; следовательно, чудо было причиной их веры.". Чудо способно заставить память об этом оставаться неугасимой, дополняя и развивая ее собственными размышлениями, заставляя приобщаться к этому в полном соответствии с законами развития религиозного чувства.
…Совершенно естественное стремление познать новое и волнующе важное, а так же стремление научиться получать от жизни удовольствие, чтобы оставаться как можно независимее от обстоятельств, присущее изначально всем людям - как основа их системы значимости и мотивации поведения, у разных людей может приводить к совершенно различному результату.
Выражение всех этих устремлений в желании чуда, необязательно "внешнего", которое даруется некими внешними силами, а и "внутреннего", зависящего от собственных усилий, чуда достижения внутренней гармонии, так же естественно.
Главное различие - в пути: или в постоянном соприкосновении с объективной реальностью и корректировке своего опыта в этом или же замкнутость в своей субъективной реальности (возможно дополненной субъективной реальностью своих единомышленников).
…Жестокие условия жизни, бесцельность жизни, одиночество, неудовлетворенность жизнью, отчаяние - может повлиять на возникновение склонности к доминирующим идеям, имеющим наивысшую важность (не обязательно основанным на безусловной вере, а даже и вполне творческим).
В такие моменты и при таких условиях человек оказывается более склонен к вере. Он может начать самостоятельно искать ответы на свое переживание из различных книг по эзотерике и принимать все на веру. В дальнейшем он может начать самостоятельно практиковать различные духовные техники. Но случается так, что в этот момент очень важным человеком в его жизни может стать гуру (на санскрите “Гу” означает “темнота”, а “Ру” – “свет”), играющий роль проводника на пути к просветлению. В обмен на просветление человек готов пожертвовать гуру практически все, что угодно. Известны примеры с роскошными подарками Шри Раджнишу, когда люди без всяких сомнений перечисляли ему крупные суммы денег, дарили Ролс-Ройсы и часы с алмазами. Также можно вспомнить массовое самоубийство 909 людей в Джонстауне, когда Джеймс Уоррен Джонс убедил их совершить «революционный акт самоубийства», приняв яд. И такая преданность объяснима:
…Более сильный и, в то же время, достаточно близкий, заботящийся лидер - это главная защита в неизвестных, опасных ситуациях. Совершенно естественна привязанность к такому лидеру, проявление преданности ему и готовность в свою очередь сделать для него то, что по силам. Такой альянс - основа религиозного чувства. Подобные чувства возникают, в первую очередь, по отношению к родителям в раннем возрасте, хотя преданность не может реализовываться вследствие бессилия. Но чувство, зародившись, теперь легко может быть перенесено на другого, более могущественного лидера, действительного или мнимого.
Вот один из факторов, почему становится настолько притягательным все, что говорит гуру своим ученикам. Они, как правило, принимают все без малейших сомнений. И у учеников формируется на основе непознаваемости и религиозного чувства вера в существование нирваны, просветления. Это случается раньше, чем человек преодолел этап доверчивого обучения:
…Религиозное чувство и вера являются неотъемлемым этапом развития каждого человека и присутствуют в основании психики любой личности, какими бы формальными взглядами она ни обладала. Это - очень важные социальные составляющие, влияющие на творчество, мотивирующие неудовлетворенность существующим и поиск того, что наполняет линую жизнь смыслом.
Но, как и все, что выходит за рамки, обусловленные естественной необходимости, безусловная вера во что-то, чрезмерная зависимость от авторитетов, говорит о том, что человек не сумел пойти дальше данного этапа развития своего жизненного опыта и остался зависим от всех тех условий, которые его определяют.
…Если в период доверчивого обучения были переданы сведения о способах преодоления опасной неопределенной и непознаваемой ситуации, то эти сведения, формируя безусловную веру и опираясь на эмоциональный контекст поведения в условиях непознанной неопределенности (религиозное чувство) порождают наиболее ранние формы религии, которые могут усложняться с появлением большего числа деталей, описывающих непознаваемую ситуацию и способы поведения в ней – мифы.
…Каждая из религий имеет свой характерный объект, который, обладая непознаваемостью для человека, является первопричиной и содержанием всего сущего. Это может быть Бог, Космический разум, Образующая Воля Вселенной, или это может быть нечто, не наделенное личностными свойствами: Чистая Абсолютная Истина, Чистая Энергия, Хаос и т.п.
А теперь вспомним, что просветление не поддается определению и формализации для дальнейшего изучения. Это все равно, что спорить о предназначении Души. Споры здесь нескончаемы и число вариантов бесконечно. Каждый выбирает тот вариант, который ему больше нравится. Здесь будет срабатывать механизм веры. И нет оснований утверждать, что один в данном случае прав, а другой – нет. Однако, насколько мне известно, все проявления Души вполне объяснимы уже известными науке механизмами психики. В таком случае возможно разобрать будет признаки просветления и убедиться, что эти проявления вызваны конкретными физиологическими механизмами. Это, на мой взгляд, и является ключом к пониманию просветления.
Ведь даже между самими мистиками ведутся споры об определении просветления. Поэтому у них нет и надежных критериев, по которым можно определить, просветлен человек или нет. Что позволяет некоторым людям объявить себя просветленными для придания себе соответствующего статуса в эзотерическом окружении.
Именно потому, что не существует четкого определения просветления, а также потому, что субъективный мир каждого человека уникален, нет и единого универсального пути для его достижения, и каждый человек все будет толковать по-своему. Шри Рамана Махарши вообще поощрял любые методы. Но ведь проблематично искать то, что не определено толком. Стоит принять за основу какое-либо определение и в результате долгих практик достичь этого, как найдутся гуру, которые заявляют, что он не просветлен. Чаще всего такое происходит потому, что эти гуру вкладывают свой смысл в просветление (
Возможно, это имеет корреляцию с тем, что разные психические расстройства, совокупность симптомов каждого из которых можно равноценно классифицировать как просветление, достигаются разными способами. Также как и некоторые болезни могут возникать по разным причинам.
Но вот пример, как просто и однозначно можно объяснить мистические переживания так, чтобы было достигнуто более общее понимание разными людьми:
Психофизиологически модель мистических переживаний существует реально у людей вне того, имели они раньше мистический опыт или нет, сформированная как определенная стадия развития индивида, повторяющая развитие вида.
В Мистический опыт дает грибной наркотик говорится о способах актуализации этих переживаний…
В случае подобных утверждений в контексте исследования просветления нельзя забывать про принцип Оккама, который является одной из составляющих научной методологии. Сущность этого принципа хорошо описывается в статье Оптимальные методы познания мира:
Среди всех возможных вариантов предположений нужно в первую очередь рассматривать и проверять тот, который использует уже известные, понимаемые причинные связи, наиболее правдоподобен (принцип Оккама), а не те, которые кажутся более привлекательными. И только если после всех строгих проверок этот вариант оказывается не верным, переходить к следующему из правдоподобных. В самом деле, если начинать рассматривать с самого невероятного, а число вариантов объяснения всегда бесконечно, то просто никогда не удастся найти верный вариант. Даже если нет возможности проверки, а вынести суждение необходимо, то, естественно, у более правдоподобных вариантов неизмеримо больше вероятности оказаться реальными.
Если не использовать этот принцип, то возникнет очень много вариантов исследования и возможных гипотез. Предположений может быть сколько угодно. И чтобы быть как можно адекватнее реальности, резонно отсеивать гипотезы, основывающиеся на мистике и наиболее неправдоподобные. Ибо тогда намного легче идти в сторону увеличения уверенности, а не укрепления веры без корректировки.
Правда, в контексте исследования просветления его применение довольно специфично вследствие отсутствия четкого определения просветления и нирваны. Он применим лишь тогда, когда есть уже достоверно обоснованное утверждение, а не просто ряд гипотез, различающихся по личной оценке правдоподобности.
В случае религиозного опыта и просветления наука может констатировать, что модель мистических переживаний изначально существует у людей. А также конкретизировать, что существуют такие-то изменения в мозге, отличные от нормы (здесь под нормой понимается оптимальная работа психики, обеспечивающая адаптацию к объективной реальности). И утверждать, например, что эти изменения в мозге или само существование психофизиологической модели мистических переживаний указывают на необходимость достижения просветления – некорректны. Вот подобные гипотезы и следует отсеивать, начиная проверку с наиболее правдоподобных и однозначно определенных гипотез.
С такими утверждениями, по-видимому, не согласна нейротеология, являющаяся
Имеются две проблемы с так называемой “нейротеологией”’. Исследования того, что происходит в мозге во время мистических опытов не способны рассказать нам что-либо о Боге, потому что все, что мы можем сделать – измерить нейроактивность и сделать вывод, что что-то изменяется при этом в мозге испытуемых.
…Вторая проблема, которая имеет отношение к первой, заключается в том, что некоторые авторы в этой области склонны к тому, чтобы нарушать одно из фундаментальных правил научного метода: бритву Оккама…Сейчас я объясню, как нейротеология часто игнорирует этот принцип, с помощью краткого обзора книги Ньюберга и Д’Аквили “
Начинается книга с самой информативной главы: об истории эксперимента, проведенном учеными на буддистах, практиковавших Тибетскую медитацию (сходный с экспериментом над монахинями во время молитвы). Медитатор, конечно, думает, что в это время познает свое “Я” и то, чем он является на самом деле и что в то же время он “неразделимо соединен со Вселенной”. Но приборы наблюдения мозговой активности говорят о другом…
Во время медитации (и – согласно авторам – во время других похожий состояний, включая молитвы и вызванные психоделиками “мистические” опыты) приборы показывают, что часть мозга при этом не функционирует в полной мере. Ньюберг и Д’Аквили предполагают, что мозг интерпретирует низкий уровень восприятия внешних стимулов как невозможность найти границу между собой и Вселенной, что вполне объясняет чувство “неразрывности с космосом”, которое испытывают медитаторы.
Ньюберг и Д’Аквили продолжают в этой же главе корректно предполагать, что мистические опыты “реальны” в смысле наличия соответсвия им на “нейроуровне”. Однако они каким-то непонятным образом отделять реальность этих опытов от реальности, вызванной эпилепсией, шизофренией, иллюзиями восприятия и др. Почему? Неужели все эти проявления реальности не одинаковы?
…Вместо доведения своих исследований до их логического вывода - что мистические опыты, вызванные медитацией, ничем по восприятию не отличаются от таких же опытов, вызванных иллюзиями восприятия и психоделиками на том основании, что все они воздействуют на теменную долю полушарий головного мозга – авторы идут по неожиданному направлению. “Мы убеждены, что наблюдали доказательства нейропроцессов, которые показывают, что человек способен выйти за пределы материального существования и соединиться с более глубокой, более духовной частью себя, которую он воспринимает как Абсолют, универсальную реальность, которая соединяет его со всем Сущим. ”
Другими словами, авторы считают, что то, что ясно выглядит как нарушение нормальной работы мозга вследствие необычных условий, вызванных сенсорной депривацией, является следствием адаптации для того, чтобы перейти на более возвышенный уровень реальности. Соответственно, большая часть книги выкладывает похожие истории с утверждениями, которые невозможно проверить и базирующимися на том, как это все воспринимали наши пещерные предки.
…Но если мы осознаем тот факт, что мистические опыты основываются на тех же неврологических механизмах, которые лежат в основе галлюцинаций вследствие сенсорной депривации и вызванных психоделиками видений, то поймем, что реальность, испытанная буддистами и монахинями, целиком сосредоточена в их мозге и не является какой-то мифической реальностью “сверху”, как бы нам, возможно, ни хотелось принять такую идею.
…Две главные подходящие гипотезы мы можем выдвинуть в результате полученной от приборов наблюдения мозговой активности информации. Либо эта информация является доказательством существования альтернативной реальности. Либо эта информация просто показывает нам, что происходит, когда нарушается работа мозга в таких необычных условиях. Учитывая все то, что мы уже знаем о функционировании мозга и неубедительные доказательства в пользу альтернативной реальности, я считаю, намного разумнее склонятся больше к гипотезе о сенсорной депривации.
Или вот еще характерный пример. Некоторые гуру (Ошо) описывают просветленных, как людей, поднявшихся выше ума. А сумасшедших – тех, кто опустился ниже ума. Не будем в данном случае обращать внимания на отсутствии определенности данного утверждения, но на каком основании они делают такой вывод, если симптоматика что у сумасшедших, что у просветленных в принципе одинакова? В данном случае мы можем лишь констатировать, что и у тех, и у других имеются уже известные науке симптомы и сходные нарушения психики. И применение этого принципа заключается в том, чтобы отсеять утверждение “просветленные – люди совершенно иного качества, чем психи на том основании, что они поднялись выше ума”. Кроме того, даже если бы они были другими, у эзотериков нет критериев, по которым можно было надежно отличить просветленных от психов.
Теперь рассмотрим, как может быть нарушена психика и система значимости личности, если идти по пути веры, которая будет питаема религиозным чувством:
…Если значимость идеи при возвращениях к ней внимания раз от разу увеличивается, она обрастает все новыми важными для человека ассоциациями, все больше убеждающими в ее верности, несмотря на отсутствие практической проверки, и эта уверенность доходит до уровня веры, то идея достигает статуса уверенности как опробованной, и сознание в сопутствующих условиях уже не возвращается к ней, а использует как само собой разумеющееся. Предположение становится автоматизмом и переключает активности как восприятия так и действия без участия сознания. В этом случае корректировать его практически невозможно, а состояние, обусловленное таким автоматизмом, становится зависимым состоянием, психопатологией.
Опыт доведения предположений до уровня веры без проверки реальностью развивается и совершенствуется как и любой другой жизненный опыт. Если в результате такой трансформации расходящееся с реальностью, но существующее как предельно уверенное предположение не сталкивается непосредственно с негативными последствиями, а напротив подкрепляется высокой позитивной окраской и желательностью результата, то эта практика становится все более облегченной, человек становится все более доверчивым к идеям, созвучным с его сверхценной идеей. Можно условно сказать, что порог веры понижается и становится легко достижимым. Другими словами, если человек существует в таких условиях, которые не мешают ему вот так формировать сверхценные идеи, жизнь его не наказывает за это жестоко, то он это и делает. И такое может дойти до крайностей в виде развившихся психопатологий с потерей связи с обществом и мучениями в виде психозов или же до эйфорических попыток реализовать предположение в реальности (попытка воспарить с балкона многоэтажки, принять яд, чтобы перейти в лучший мир и т.п.).
…Характерным для мистиков является наличие постоянно активной идеи, имеющей значимость значительно выше любых других идей, которая постоянно подпитывается максимальной желаемостью при ее недостижимости, что делает почти невозможным отказаться от этой идеи даже если она в чем-то противоречит практическому опыту. Значимость самой идеи превышает значимость стремления к адекватному соответствию реальности, стремления исправить ошибки несоответствия действительности, - эффект безусловной веры. Сверхзначимость идеи самоподдерживается тем, что, отказывая в корректировке объективной реальностью, она развивается только за счет субъективного мира представлений, т.е. принципиально ничем не корректируется. Принимается во внимание только то, что не противоречит сверхзначимой идее.
И чем дальше идут такие размышления, тем сильнее укрепляется вера, которая впоследствии из-за высокой значимости и несоответствии реальности может приводить к неадекватности. Что в данном случае опасно. Ведь подобные размышления затрагивают саму основу нашего мировоззрения и потому очень желательно проверять варианты со скептицизмом:
Если научная вера (предположения, гипотезы) со своими предпосылками, связывающими идеи и выводы, остается в пределах познаваемого (естественного) и законосообразного, то религиозная вера переходит в область непознаваемого (сверхъестественного, метафизического) и распространяет свободу, которую она принимает для сверхъестественного мира, также и на природу.
Хотя, безусловно, далеко не всегда вера может привести к печальным последствиям (там же):
…Психиатрия исходит из того положения, что религия сама по себе не только не вызывает душевные заболевания, но и до появления научной психиатрии и психотерапии во многом помогала людям справляться с психическими и даже телесными недугами. Однако в определенных условиях, при определенном складе личности, в частности истерическом, или при генетической предрасположенности к психическим расстройствам религия определяет содержательный аспект психопатологических переживаний. Все психопатологические явления имеют аналоги в психологии человека. Так же, как существуют критерии, позволяющие отличать острое горе от депрессии, любовь от бреда любовного очарования, так же должны существовать и отличительные признаки нормальной и патологической религиозности.
Как-бы то ни было, вера – это предельная убежденность, которая более не корректируется реальностью и отбрасывает все, что ей противоречит. В таком случае он больше склонен поддаваться эмоциям, чем здравым рассуждениям. И важно понять, что в случае сильного стремления к просветлению человеку будет невозможно отказаться от этого стремления, пока он не поймет саму природу веры. И единственное, что его будет удерживать – так это близкие люди. Хотя и здесь все очень индивидуально. И зависит, наверное, от того, что для человека более значимо. И на эту значимость будут влиять как внешние обстоятельства, так и внутренние.
Например:
…Значительные изменения претерпевает и отношение к близким, родственникам, друзьям... Представьте на минутку, что вы помните (без кавычек!), свою жизнь (точнее жизни) на протяжении тысяч и десятков тысяч лет. Вы помните как вы были драконом, атлантом, крестьянином, ведьмой, инквизитором... И в каждой из этих жизней у вас были знакомые, друзья, родственники... И сразу меняется отношение к сегодняшним родственникам - из "родных и близких людей" они превращаются в просто попутчиков, которые случайно оказались в том же купе в поезде. А о какой любви или теплых чувствах можно говорить по отношению к случайным попутчикам, если вы точно знаете, что расстанетесь на ближайшей станции, чтобы никогда больше не встретиться? Более того, вы знаете, что впереди вас ждут другие поезда, другие купе, другие попутчики...
Техника вспоминания своих “прошлых жизней” активно практикуется различными последователями. И направлена она на достижение состояния, описанного сверху. Это делается для еще большей мотивации в просветление. В данных ситуациях гуру могут привести подходящее определение просветления, как окончание реинкарнации – цепи собственных перерождений. На Востоке самсара рассматривается как духовное рабство, единственный способ выйти из которого – просветление.
Кстати, интересный момент. Многие мистики как раз говорят об опасности веры. Они утверждают, что верят слепые. А просветленному человеку вера не нужна, ибо он видит. Какой смысл верить в свет, который ты итак видишь? Они делают акцент на чувственный опыт. При этом они как-будто не догадываются, что сами верят в собственную интерпретацию собственных иллюзий восприятия, собственные галлюцинации, которые не имеют корреляции с реальностью. По крайней мере, я ни разу не встречал мистика, который бы поставил под сомнение собственный глючный опыт. Точно таким же образом они объясняют божественную природу интуиции, которую можно объяснить научно на основе существующих представлений о механизмах психики. Это тот случай, когда собственные иллюзии обретают облик реальности. Это будет рассмотрено более подробно.
Один мой знакомый как-то сказал: “Будь осторожен, если пойдешь по пути мистики, назад пути не будет”. Я же могу сказать, что путь назад возможен. И он заключается в том, чтобы поставить свою веру под вопрос, сознательно снизить практически 100-процентную убежденность.
И как же тогда это сделать? Думаю, самое лучшее – повысить значимость к тому, чтобы узнать правду такой, какая она есть. Рассмотреть также альтернативные объяснения. Признать, что весь прошлый опыт был, возможно, глючным. Перейти в эмоциональный контекст разумного скептицизма.
Но это бывает очень затруднительно. Настолько ярким может быть мистический опыт, что его объективное существование сложно поставить под сомнение. На этот счет имеется объяснение тому, как иллюзия может обрести облик реальности и как следствие возникает желание передать свои иллюзии как абсолютные истины:
…В состоянии сужения сознания на одном определенном круге переживаний, на одной занявшей доминирующее (преобладающее) положение в сознании мысли, одном чувстве, одном желании все постороннее тормозится, подавляется. Возникает диссоциация, рассогласование мозговой деятельности. Глубокое торможение прерывает в этот момент существеннейшие прямые и обратные связи мозга, по которым к нему поступает информация.
Угнетение деятельности отделов мозговой коры, имеющих отношение к мышечному чувству (т, е, отделов, к которым в норме беспрерывно поступает информация о состоянии и деятельности наших мышц, сухожилий, всего аппарата движений), приводит к целому ряду специфических последствий. Главное из них - нарушение восприятии времени и пространства, представления о которых формируются у человека именно на физиологической основе мышечных ощущений. Угнетение отделов мозговой коры, связанных с этими видами чувствительности, вызывает субъективное ощущение, что тело теряет вес, падает куда-то или поднимается ввысь.
Именно в это время слуху и взору ревностного исполнителя обряда (или просто человека с истерическим складом характера, у которого это состояние могло возникнуть как результат вспышки эмоций, длительно сосредоточенных на узком круге волнующих переживаний и мыслей) предстают образы иного мира. Она расцвечены всеми цветами фантазии, а иногда так густо насыщены чувственной конкретностью, так ярки и объемны, что не могут не быть приняты за нечто вполне достоверное, подлинно существующее. Исполнителю обряда кажется, - нет, он твердо верит, убежден! - что он удостоился наконец общения с "чудесным".
В действительности же эти галлюцинаторные образы - результат антагонистических взаимоотношений между заторможенной и возбужденной частью мозга, между огромной массой нервных клеток мозга, охваченных глубоким торможением, и узким, ограниченным комплексом корковых клеток, где пламенеет очаг стойкого, негасимого возбуждения.
Если речь идет об исполнителе мистического обряда, то у него этим очагом стойкого возбуждения является то созвездие клеток, в котором зафиксирована информация, связанная с самым сокровенным и близким для этого человека кругом представлений о мире надматериальных сил и существ, с его мыслями и чувствами о боге, духах, душе, высших могуществах, демонах, ангелах, рае и аде, то есть главной, верховной доминантой его личности - мистическим мировосприятием.
При обычном, ясном сознании, когда разум бодрствует, когда мозг работает как единое гармоничное целое, постоянно реющие в воображении мистика образы и представления даже и для него самого не выглядят как воспринимаемая в данный момент подлинная реальность. Они не идут ни в какое сопоставление с ее яркостью, живостью и сочностью, так бледны они и бесплотны. Но жар веры в их существование постоянно подспудно тлеет в сознании мистика.
Безмерное желание приобщиться к могуществу потусторонних сил руководит им, когда он приступает к обряду, и нарастает по мере его исполнения. И вот на фоне наступивших в результате предпринятых им отчаянных усилий сумерек сознания, на фоне залившего его мозг глубокого торможения этот островок постоянно тлеющих чувств и желаний вдруг вспыхивает ослепительным огнем.
Это высвобождается из-под сурового контроля высшего этажа мозга (из-под сдерживающего влияния коры больших полушарий) деятельность связанных с эмоциями подкорковых центров. Они, подобно батареям аккумулятора, посылают концентрированный заряд энергии в подвижную констелляцию нервных клеток, связанную с волнующими в этот момент переживаниями. Благодаря этому давняя дремлющая верховная доминанта личности получает неоправданно большую силу, отчего лелеемые ею образы и представления приобретают насыщенность, присущую реальности, а говоря проще - воображаемое принимается за действительное. Более того, нередко то, что доныне реяло лишь в фантазии мистика, выглядит в этот момент ярче, впечатляюще и значительнее живого восприятия. Происходит так потому, что возбуждение в доминирующем созвездии нервных клеток достигает уровня патологического накала, то есть такой силы и остроты, которой никогда не бывает при нормальном, подлинном восприятии реальной действительности, в условиях ясного, незатемненного, неискаженного, несуженного сознания.
Главным методом в достижении просветленного состояния определенно выступает медитация, так как именно она позволяет эффективно обеспечить сенсорную депривацию, из-за которой и происходит описанное выше:
Медитация (отлат. meditatio — размышление): 1) интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т. д., которое достигается путем сосредоточения на одном объекте и устранении всех факторов, рассеивающих внимание; 2) приведение себя в измененное состояние сознания, как наркотическими средствами, так и специальными упражнениями, направленными на создание сенсорной депривации. При этом поступление сигналов внешнего мира (звук, свет) в головной мозг блокируется или направленно сужается и сознание освобождается от мыслей, образов и чувств, которые связывают его с внешним миром.
Естественно, это не проходит безболезненно для здоровья и за такой опыт последует расплата. Вот здесь про опасность длительной сенсорной депривации:
По мере увеличения времени пребывания в условиях сенсорной депривации начинают развиваться заторможенность, депрессия, апатия, которые на короткое время сменяются эйфорией, раздражительностью. Отмечаются также нарушения памяти, ритм сна и бодрствования, развиваются гипнотические и трансовые состояния, галлюцинации разнообразных форм. Чем жестче услови сенсорной депривации, тем быстрее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем-либо сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы.
Экспериментальные данные показали также, что сенсорная депривация может вызвать у человека временный психоз или стать причиной временных психических нарушений. При длительной сенсорной депривации возможны органические изменения или возникновение условий для их возникновения. Недостаточная стимуляция мозга может привести, даже косвенно, к дегенеративным изменениям в нервных клетках.
Длительная сенсорная депривация может привести и к попытке психики человека компенсировать недостаток "изнутри" - т.е. привести к ложным ощущениям и галлюцинациям.
Судя по всему, сенсорная депривация и дальнейшее усиление веры являются двумя главными катализаторами процесса, ведущими к чувству просветления. Возникающие при этом чувственные переживания, основанные на древнем религиозном чувстве, играют сильную роль подтверждения веры в свое просветление.
Теперь, думаю, стоит перейти к тому, чтобы попытаться объяснить некоторые видимые проявления воздействия медитации и просветленного состояния.
Вот очень наглядные примеры некоторых таких проявлений:
Отзывы о творческих встречах школы медитации и пробуждения просветленного Мастера
Распа:
Во время катарсиса я ощущал мощные энергетические потоки по всему телу и постепенно потерял ощущение реальности тела, как будто оно исчезло и осталась одна энергия (за этой энергией я и наблюдал в течение всего сеанса и "кайфовал" от этого). В некоторых частях тела возникала боль (всякие болячки тела), я прикладывал туда руку и боль через некоторое время растворялась. Под конец медитации Мастер сказал "А теперь можете смеяться" и всех резко прорвало на ржач. Давно я так заразительно не смеялся.
Михаил:
Встреча прошла незабываемо. Особенно под конец - когда энергия наполнила пространство вокруг и все тело, а участники окончательно растворившись в настоящем мгновении - дружно начали смеяться.
mlh:
И тут такое началось. И под конец взрыв хохота, совершенно непроизвольно. Единственно хотелось бы такую медитацию часа на четыре в оборудованном зале!!!!!! Чтоб был полный улет!!!
datura:
Наверное для тех у кого настроение не блещет и кто перманентно находится в апатии, это было бы замечательное исцеление...потому что эффект именно такой....абсолютно позитивный...а туда я уже пришел находясь в радужном настроении, со мной так всегда - я не выхожу из этого состояния.... нельзя не упомянуть об охватившем всех одновременно смехе...Это было необыкновенно, с беспричинным смехом(по крайней мере неведомым нам) ощущалось что выходят последние недуги, печали и становиться уютно внутри и оттого чувствуешь себя ясно и счастливым.
Chitta:
В общем, для любителей покайфовать - уйдете в хорошем настроении, уверенными в себе и радостными.
sunrise:
Что касается лично меня, то во время медитации у меня скрутило живот, а потом пробило на смех, на звонкий чистый смех, каким он был у меня в детстве и я очень благодарна Мастеру за это!
Дима:
Произошло как всегда, результат превзошел те самые ожидания !!!
Во время беседы ум растворился, энергетика мастера очень впечатлила!
Перед медитацией присутствовало чувство страха, но оно растворилось как только закрыл глаза. Начались вибрации в разных частях тела, которые росли в геометрической прогрессии, чувство схожее с оргазмом но гораздо сильнее!!! Сделаю все, чтобы попасть на следующую встречу! Поверьте это стоит того!
Но все-таки основным по важности, на мой взгляд, являются не эти проявления, а характерная непознаваемость и непередаваемость внутреннего переживания, ибо именно это способно заставить человека сместиться к иррациональным способам восприятия, объяснения и познания мира, что будет приводить к неадекватности. Механизм этого был показан вначале статьи. Тем не менее, это проявление возможно объяснить рационально:
…Височно-лимбическая система помечает столкновения с внешними или внутренними стимулами как безличностные, нереальные, крайне важные, гармонические, приятные и т.д., тем самым давая основания религиозной интерпретации событий.
Гипотеза лимбических маркеров осуществляет полностью различное объяснение непередаваемости религиозных переживаний. Перцептуальные и сознательные компоненты мистического опыта рассматриваются как аналогичные таковым при ординарных переживаниях, за исключением того, что они помещаются лимбической системой как глубинно важные, выдающиеся, объединенные в целое, и/или блаженные. Соответственно, описания содержания сверхъестественных переживаний напоминает описания обычных переживаний, а вот различные, прикрепленные к ним составляющие, не могут быть описаны на словах. Так же, как и сильные переживания, эти лимбические маркеры могут быть названы, но не могут быть переданы в их полной внутренней интенсивности, производя взамен ощущение непередаваемости.
Дальше по важности можно поставить состояние отсутствия “Я”, Эго, ощущения, что твои мысли не принадлежат тебе, но принадлежат Уму. Это было включено в определение просветления в начале статьи:
“Ричард Кастильо в статье “Деперсонализация и медитация” пишет, опираясь на многие другие исследования, что “медитация может приводить к деперсонализации и к дереализации (утере способности ясно и правильно ориентироваться в реальности)”. DSM-II-R (АРА 1987) определяет деперсонализацию как: “(1) ощущение пребывания вне тела и наблюдения извне ментальных процессов или тела; или (2) опыт ощущения себя как автомата или как будто во сне”. Типично, деперсонализация - состояние, в котором индивидуум испытывает “раскол” в сознании между “участвующим Я” и “наблюдающим Я”. Участвующее “Я” составлено из тела, мыслей, чувств, воспоминаний и эмоций. Наблюдающее “Я” переживается как отдельный, невовлеченный “свидетель” участвующего “Я”, с ощущением, что все нормальные аспекты индивидуальности так или иначе нереальны и не принадлежат наблюдающему “Я”. Это чувство, что ты отделен от участвующего “Я” и “наблюдаешь”, как оно ведет себя.
Деперсонализация, приводящая к измененному восприятию себя, сопровождается дереализацией, заключающейся в измененном восприятии действительности. В состоянии дереализации окружающая среда может принимать двойственные или “нереальные” свойства. Иногда, обычно устойчивые, твердые неодушевленные объекты могут казаться вибрирующими или “дышащими”, быть мягкими, жидкими или живыми. Формы и размеры вещей могут изменяться, или предметы могут просто исчезать. Цвета могут быть особенно яркими, и некоторые предметы могут быть восприняты как “мерцающие”.
Все это, как правило, сопровождается сильной эйфорией, неконтролируемым смехом, ощущением непередаваемого блаженства, погружением в глубокий транс и потерей ориентации в пространстве. И дополняется многочисленными побочными эффектами, которые зачастую проявляются не сразу, особенно если человек пришел в легкой депрессии из-за низкого уровня серотонина и не склонен к психическим расстройствам. Это было объяснено в предыдущих ссылках, а здесь рассматривается более подробно:
Во время медитации происходит выброс особых химических веществ - эндорфинов. Ошущения "счастья", кайфа - это следствие действия эндорфинов. Эндорфины - это внутренние анестетики, необходимые для обезболивания при химических реакциях проходящих в организме человека. Если бы не эти анестетики, то человек ежесекундно испытывал бы страшные боли во всем теле. Например "ломки" у наркоманов происходят от того, что в организме перестают вырабатываться свои анестетики, в связи с тем, что их заменяют искусственными, в переизбытке содержащимися в наркотиках. Передозировка введенных в организм посторонних анестетиков из наркотиков с одной стороны вызывает наркотический "кайф", с другой стороны - "ломки", когда "кайф" проходит , т.е. из организма выводится доза искусственных анестетиков-эндорфинов, а свои внутренние уже не вырабатываются, так как организм приспособился к получению их только из вне. Так вот, "кайф", "самадхи" , ощущение "счастья" при медитации - это следствия выброса в кровь эндорфинов. А последующие головные боли, депрессии, тревожность, нервозность и другие психосоматические расстройства ( в Трансцендентальной Медитации это называют "выходом стрессов" или для посвященных - чисткой кармы ) - они сродни наркоманской "ломке".
…ТМ изменяет биохимию. Вот некоторые из эффектов: повышенное выделение серотонина; изменения в секреции и выделении некоторых гипофизарных гормонов; повышенное выделение аргинин-вазопрессина; нарушение суточного ритма гормонов кортикотропина и бэта-эндорфина; и повышенное выделение фенилаланина. Имеются краткосрочные и долгосрочные последствия в результате изменения биохимии. В зависимости от индивидуального биохимического состава каждого человека, эти изменения могут быть отрицательными или положительными для здоровья. Они также могут быть положительными вначале и негативными впоследствии.
Эффекты от ТМ имеют корреляцию с эффектами состояния транса, с соответствующими изменениями биохимии тела. Это наблюдение позволяет объяснить многие, если не все, серьезные последствия ТМ, такие как мышечные судороги и конвульсии, деперсонализацию, депрессию, нервные срывы и др. Также это может объяснить некоторые из субъективных проявлений, кажущихся позитивными: "погружение в глубину" (транс), "хорошее самочувствие" (выделение серотонина), "повышенная бдительность" (выделение фенилаланина).
Другие побочные эффекты являются проявлениями тревоги, индуцированной релаксацией (relaxation-induced anxiety - RIA). Вместо расслабления во время медитации, люди, охваченные RIA, чувствуют себя утомленными. Психологи из Virginia Commonwealth University (VCU) исследовали 30 хронически тревожных людей во время медитации. 17% отметили, что их тревожное состояние еще больше ухудшилось. В предыдущем исследовании, проведенном др. Фредериком Хэйде из Pennsylvania State University, то же самое отметили 54% испытуемых. Симптомы тревоги, индуцированной релаксацией, включают в себя приступы паники, повышенное потоотделение, спазмы, покалывающие ощущения и приступы неконтролируемого смеха или слез. RIA может также ухудшать различные расстройства, такие как шизофрения, депрессия, астма и кровоточащие язвы, протекание которых было до этого стабильным.
Какие же физиологические изменения в организме могут объяснить причины возникновения RIA? Во время медитации мозг выделяет серотонин. Людям с легкой депрессией это может помочь, подняв им настроение. Антидепрессант Прозак также создает такой эффект. Однако, слишком большое выделение серотонина может вызвать все симптомы RIA, неконтролируемый смех или слезы.
Также более подробно рассмотрим причины галлюцинаций. Каждый медитатор с самого начала сталкивается с различными видениями. Часто все начинается со слуховых галлюцинаций. Голоса могут восприниматься как принадлежащие Богу:
…Один опыт, характерный для многих “духовных” состояний – человек слышит голоса. Во время подобных опытов активизируется область Брока, которая совместно с областью Вернике отвечает за воспроизведение речи и понимание информации. В условиях, когда поток сенсорной информации ограничен, что обычно происходит во время медитаций, люди “гораздо чаще подвержены тому, чтобы принять собственные мысли за внешний источник,” – говорит психолог Ричард Бенталл из Манчестерского университета в Англии.
…Когда люди слышат голоса, это может быть серьезным симптомом психических и неврологических заболеваний. Эти расстройства не допускают легкомысленного отношения.
Чаше всего слуховые галлюцинации являются симптомом шизофрении. Это тяжелое психическое заболевание, которым обычно заболевают люди молодого возраста. Вместе с тем галлюцинации могут наблюдаться при маниакальных состояниях, болезни Альцгеймера, депрессии, злоупотреблении алкоголем и лекарственными средствами.
…Доказано, что при дефиците сенсорной информации любого порядка у человека актуализируется потребность в ощущениях и сильных переживаниях, развивается, по сути, сенсорный и/или эмоциональный голод. Это приводит к активизированию процессов воображения, которые воздействуют определенным образом на образную память. В этих условиях способность человека к сохранению и воспроизведению очень ярких и детальных образов воспринятых ранее объектов или ощущений начинает реализовываться как защитный (компенсаторный) механизм.
Дальше следует перечислить те последствия от медитационных практик, которые получат люди. Однако здесь стоит учитывать не только влияние медитационных практик, но и воздействие культов. А их воздействие довольно
…Неразборчивое использование медитаций с помощью мантр способно погрузить в пучину более серьезных психиатрических проблем, колеблющихся от депрессии и возбуждения до психической декомпенсации.
В главе "Медитация не всегда полезна для вас" авторы описывают примеры психических и психологических расстройств, возникших после медитации:
- Провалы памяти, недостатков сенсорных фильтров и приступов тревоги. Примером послужил «Джон», тридцати шести лет, медитировал время от времени в течение девяти лет; в последствие два года из этого времени его побудили заняться интенсивным медитированием. Некогда руководящий работник бизнеса, теперь, спустя год после ухода из группы, занимающейся медитацией, он живет на государстенные средства с диагнозом психически искалеченного и неспособного к работе. Он страдает от обмороков, провалов памяти, серьезных и частых приступов тревоги и истощения… Хотя он находится на лечении, он не способен функционировать при малейшем стрессе к окружающей среде. Он держится в стороне от людей, гуляет в лесу один и много отдыхает.
- Туман и провалы. «Лайза» пробыла в группе медитации тринадцать лет. Из них девять лет она страдала от уникальных диссоциативных переживаний, во время которых она «выпадала из жизни - space out». Оглядываясь вокруг себя в комнате, Лайза видела оранжевый туман, доходивший до талии…
- Измененные состояния и затруднения с памятью. «Рик» вступил в группу медитации в 1975 году в возрасте семнадцати лет и медитировал в течение одиннадцати лет. Он испытал первые тревожные симптомы в период прохождения первого курса повышенного типа, когда к медитированию с помощью мантр добавились сверхдыхание и упражнения по системе йогов. Он описывал состояния эйфории; периоды диссоциации, деперсонализации, замешательства, раздражительности и затруднения с памятью. Когда он в конце концов покинул группу, ему было трудно читать, у него были затруднения с памятью, концентрацией и сосредоточенностью; у него возникало непроизвольное дрожание тела; и он испытывал частые эпизоды диссоциации.
- Утрата границ. «Бруно», архитектор сорока с небольшим лет, отправился на первое расширенное мероприятие с медитацией в гостиницу в другом городе после того, как в течение года занимался краткой начальной медитацией. Это загородное мероприятие было интенсивной программой, требующей многих часов медитирования, сверхдыхания и постоянного пребывания на людях. Он потерял ощущение времени, чувствовал себя странно и как бы не был самим собой. Он, наконец, сбежал с этих курсов после тревожного опыта в гостиничном номере: «Внезапно я стал единым с конждиционером. Я просто исчезал, и казалось, что когда кондиционер начинал работать, он просто вынимал меня из моего тела. На постели меня не было – я был «единым» со звуком мотора!».
…исследования сообщают, что медитаторы жаловались на эмоциональную опустошенность и восприятие внешней реальности как нереальной, двумерной, аморфной. Эти результаты неудивительны, поскольку медитация снижает кровоток к теменным долям головного мозга. Практикующих медитацию долгое время нереальность может застать врасплох спонтанно. Маргарет Сингер называет этот эффект "непроизвольной медитацией". Один из ее пациентов принимал медикаменты от эпилепсии на протяжении 25 лет после прекращения медитативных практик, чтобы восстановить контроль над своим умом.
Следующая ссылка – о последствиях методов Шри Раджниша Ошо – самого известного духовного гуру. Основной торговой маркой его организации можно считать созданный им метод динамической медитации (
Вот последствия пребывания людей в секте Раджниша.
Гамбургский музыкант, 26 лет. Не может найти контакт с реальностью, мгновенно забывает все, что говорит, "у него совершенно нет энергии".
Медицинская сестра из Берлина, 29 лет. Страдала от "уходов в себя". После выхода из секты не могла мыслить последовательно, кончила жизнь самоубийством. По словам журналиста из Мюнхена, он знаком с дюжиной бывших последователей Раджниша, которые были полностью психически разрушены после того, как покинули секту.
Все гуру советуют при появлении галлюцинаций быть свидетелями, утверждая, что потом они уйдут. Эти галлюцинации якобы проявления Ума, который является препятствием к просветлению. Вот к чему может привести такой совет:
На форуме сайта ритрита Гоенка tribe.net участник под псевдонимом Tristan пишет:
Было бы здорово, если бы я мог сказать что-нибудь позитивное о моем опыте, но я не могу. Я прошел все десять дней, многие из которых были наполнены умопомрачительными галлюцинациями, начиная от видения себя внутри яйца, видения себя похожим на птицу животным с поврежденными крыльями, видения себя путешествующего по туннелям собственного мозга до ощущения полного слияния со Вселенной. Никаких проблем, говорил я себе, это просто ощущение, я полностью в безопасности. В последний день ритрита, слушая последнюю лекцию, я издал громкий крик и упал.
Tristan говорит, что он дошел до психоза, и что все закончилось проведением нескольких недель в психиатрической больнице.
…Медитация может вызвать симптомы эпилепсии, такие как визуальные нарушения, ощущение посторонних голосов, ощущения вибраций, нарколепсии. Нужно учесть, что эпилептики, которые страдают от приступов в теменной доле, имеют зрительные или слуховые галлюцинации, которые они часто интерпретируют как мистический опыт. Некоторые убеждены, что они разговаривали с Богом.
Подводя итоги, можно совершенно очевидно констатировать, что усиленные практики медитации напрямую ведут к психозам:
Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями
Традиционное определение психоза включает в себя:
1) нарушение отражения реального мира;
2) несоответствие психической деятельности реальной действительности;
3) длительность, устойчивость, тотальность;
4) наличие бреда, помрачения сознания, нарушения восприятия, памяти, эмоций.
Приложение 1.
Здесь приводятся ответы на этом сайте от его автора на мои вопросы касательно данной тематики. Я переформатировал их в своеобразный диалог для лучшего понимания:
Нан, выскажи, что конкретно ты думаешь о просветлении. Как ты его определяешь и т.д.?
"Просветление" - достижения состояния, когда нечто-то тянущее на статус чудесного становится безусловной верой, подтверждающейся множеством личных высокозначимых переживаний. Настолько высоко-, что все хоть в чем-то противоречащее уже не замечается, игнорируется, не признается, а все, что хоть в малом подтверждает, вызывает эйфорическое приятие.
Так, если по-началу может вызывать сомнение, что диалог, с неким высшим существом, который сперва велся почти понарошку, как мы можем вести внутренние диалоги с любым известным или вымышленным персонажем, то постепенно некоторые ответы кажутся на удивление мудрыми, слишком внешними и мысль, что, возможно, тут не просто диалог с самим собой, все более крепнет. Те или иные обстоятельства еще более кардинально это дополняют. И наступает момент, когда очередное откровение уже без сомнений воспринимается как внешнее, а диалог - как развившаяся параспособность. Потому, что диалог становится все более качественным, вплоть до явственных голосов и образов.
Это - общий принцип развития субъективного переживания, не корректируемого реальностью. Чаще всего моментом переключения на веру становится ощущение чуда, неважно какой этиологии: или собственный глюк или не понятое реальное явление. Этому очень способствуют переломные моменты жизни, сильные травмы, болезнь, замкнутость.
Тот, кто искренне считает себя просветленным (многие просто врут для того, чтобы придать себе вес в эзотерических тусовках) - уже далеко не нормальный человек со склонностью к психозам.
А вот мое определение. Это достижение состояния нон-дуализма. Когда субъект и объект становятся одним. Познание реальности.
А вот определение Пола Брира: ‘’Я вижу это как чисто физиологическое природное явление…вызванное временным подавлением нашей способности ориентироваться в мире с помощью органов восприятия.’’
Так чье же определение истинно?
Просветление - даже не термин, а сленг (потому, что он не определен строго) в эзотерических тусовках. Диапазон нюансов понимания его у самих мистиков очень велик. Но всегда это - некий порог восприятия, когда возникающие в голове Истины, инсайды, голоса (высшего разума, Бога и т.п.) принимаются со 100% верой - как безусловное знание. Поэтому и делается вывод о возможности непосредственного знания. Человек смотрит на что-то, у него в голове возникает ассоциация и он считает ее Истиной. Ассоциации возникают у любых людей. То, что находилось в подсознании и прорывается в виде озарения в осознаваемое - самое обычное явление. Т.е. суть "просветления" не в появлении таких ассоциаций, корни которых не осознаются и поэтому кажется, что они возникли ниоткуда, а в том, что им придается значение безусловной истины, какими бы смешными и абсурдными они ни казались другим людям. Это - нарушение работы системы значимости личности, утрата способности адекватной оценки. Это - неадекват или по-простому - шиза :)
Я заметил, что основные симптомы просветленного человека совпадают с симптомами психического расстройства под названием ''деперсонализация'' (пустота смысла жизни, утрата желаний, ощущение наблюдения за своими мыслями как свидетель). Также часто присутствуют симптомы дереализации (изменение восприятия окружающего мира, ощущения вибрации предметов). Уверен, есть корреляция между другими психическими расстройствами и просветлением. Получается, что состояние деперсонализации, дереализации и других психических расстройств на Востоке трактовалось как просветление?
Естественно, что такая патология приводит к нарушению личностного восприятия, подмене собственной воли как бы надуманной внешней, т.е. утрате персонализации. Но не всегда. Иногда происходит слияние "своего" и "внешнего" до состояния полного блаженства.
Тогда я буду прав, если скажу, что на Востоке определенные симптомы психических расстройств (например, деперсонализация) были приняты за признаки Просветления ввиду фактического отсутствия корректных научных исследований? Например, был нарушен принцип бритвы Оккама. Расстройства интерпретировались в религиозной окраске. Когда правильнее на самом деле было бы ограничиться констатацией фактов, что вот такие-то расстройства существуют, которые приводят к выпадению человека из общества.
В древние времена про принципы научной методологии, в том числе "бритву", не слыхивали. Вообще причастными к Богу считались шизики не только на востоке, а буквально везде потому, что они своим непонятным, необъяснимым поведением часто поражали воображение. А все такое прямиком объяснялось высшими силами.
http://prosto-prosvetlenie.narod.ru/2006/6/osho.html - вот описание Раджнишем Ошо своего просветления. Получается по классификации расстройств с мистическими переживаниями, что то, что он принял за просветление, являлось одним из таких типов расстройств? И будучи психически больным, он проповедовал на протяжении 20 с лишним лет?
Иллюзии тем сильнее, чем больше на них обращается внимание без корректировки реальным опытом. Т.е. если показалось, что в темноте что-то передвигается в комнате и не проверить это, а просто переживать, то иллюзия будет усиливаться вплоть до устойчивой галлюцинации. Именно так формируются все особые переживания мистиков. Можно дойти до любой иллюзии, которая начинает восприниматься как реальность во всей своей убедительности. Это - внутренний наркотик, осознаваемым усилием расширяющий границы образов и фиксирующий парадоксальный результат. Практически все психозы, не обусловленные интоксикацией или органической патологией, проистекают таким образом. Вот почему экспериментирование с внутренней визуализацией, с развитием субъективных представлений в отрыве от реальности опасно для психики: она будет неминуемо испорчена в смысле ее неадекватности реальности.
Тогда правильно ли будет сделать вывод, что то, что чувствовал Раджниш Ошо, было вызвано органическим поражением мозга, психозом?
Органический поражений при этом непосредственно не возникает. Они - следствие уже психозов, истощения. Возникают связи в нейронной сети, которые вместо того, чтобы обеспечивать адаптацию поведения к внешним условиям, приводят все к большей дезадаптации - неадекватности реальности. Поведение, как внешнее и, особенно, внутреннее (мышление) становятся "ненормальным", неадекватным, приводящим ко множеству уже патологических последствий.
Кстати, именно медитация разравнивает восприятие таких как Ошо, делая мышление предельно поверхностным.
Поверхностным???
Да. В разное время считалось, что оракулы с их иносказаниями или сумасшедшие, которые считалось постигли истину от Бога, говорят эту саму истину, а ты не готов ее воспринять. Ты задаешь свой вопрос, но получаешь бред. Считалось, что это ты не понял глубинной сути своего же вопросы. Люди из кожи лезли, чтобы понять и понимали :) ведь если задумаешься, обязательно что-то еще надумаешь :) Просветленные - те же блаженные-психи, чье подсознание выдает сложившиеся ассоциации. Которые могут оказаться очень даже впопад :) Проверить истинность такой твари очень просто: задать профессиональный вопрос с четко обусловленным ответом. Или задать один и тот же вопрос нескольким разным блаженным. Они не выдержат самой простейшей проверки. Но всегда найдется мистик-гад, который придумает отмазку и на такой случай :)
Хорошо. Чем вредно состояние отсутствия мыслей, достигаемое при помощи медитации? Ведь здесь не может быть неадекватности по той причине, что нет оценочного процесса и поэтому, по логике, неадекватные связи не формируются, пусть даже электрическая активность мозга, как показывают исследования, все равно присутствует.
Искусственно вызываемое безмыслие не соответствует реальным требованиям текущего момента. Этот момент может оказаться самым различным: когда вздумается заняться медитацией. Понятно, что ранее отработанное состояние, оптимальное для текущего момента заменяется и укрепляется искусственным другим состоянием. Это - прямая неадекватность уже в действии. Но здесь сложнее потому, что кажущееся безмыслие на самом деле может даже превышать по активности нейросети нормальное состояние текущего момента, то, что не фиксируются образы в сознании вовсе не означает, что их нет. Это означает, что удалось так понизить их значимость, что они не попадают в осознание. Вместо них есть искусственно вызванная значимость поддержания такого состояния. Ее обычно мыслью не считают :) Кроме того, не осознается все то, что уже накопилось в течение дня в виде локально изолированных активностей. И эти активности уже нормально не дорабатываются, как обычно с результатом: возникновения "новых мыслей", интуитивных переключений внимания. Медитативными практиками углубляется зависимое состояние, которое может приводить к неврозам и необратимым неврозам-психозам.
Получается тогда, что все медитирующие люди (только в США таких 10 миллионов) идут по заведомо ложному и порочному пути…
Те, кто медитирует для просветления, идут по прямому пути к психозам, это - однозначно и других вариантов такого пути нет. Все дело лишь во времени и индивидуальных качествах.
Приложение 2.
А здесь приводятся переживания самых известных просветленных людей касательно своего просветления, которые после прочитанного вполне могут восприниматься в игровом контексте восприятия Я выделил жирным шрифтом наиболее значимое с моей точки зрения:
…Я сидел один в комнате на первом этаже дома моего дяди. Я редко болел и в этот день, как обычно, чувствовал себя хорошо, но вдруг сильный страх смерти овладел мной. Ничто в состоянии моего здоровья не могло послужить поводом к этому, да я и не пытался найти объяснение или причину страха. Просто ощутил, что «я собрался умереть», и стал думать, что надо делать в этом случае.
…Оно безмолвно и инертно, но я продолжаю чувствовать полную силу своей индивидуальности и даже слышать голос «Я» внутри себя, отдельно от него. Значит, Я – Дух, превосходящий тело. Тело умирает, но Дух, превосходящий его, не может быть затронут смертью.
…Раньше всего я утратил тот маленький интерес, что имел к внешним связям с друзьями и родственниками. Я, бывало, часто сидел один, особенно в позе, удобной для медитации, и погружался в Атман, Дух, силу, или струю, которая составляла меня.
Другим изменением было то, что я больше не имел каких-либо симпатий и антипатий в отношении к пище. Что бы ни давали, вкусное или безвкусное, хорошее или плохое, я проглатывал с равным безразличием.
…Я стоял перед Ишварой, Господином вселенной и Предопределителем всего, Всеведущим и Вездесущим, иногда молил, чтобы Его Милость снизошла на меня, дабы моя преданность смогла увеличиться и стать вечной — как у 63 святых….
…Вечером, когда мы сидели в лахорском доме наших родственников, кто-то стал готовить на всех молоко с миндалем и манго. Все дети любят этот вкусный напиток, но когда мне протянули стакан, я его не взял. Я не имел ничего против предложенного лакомства, но на меня накатила волна такого покоя и счастья, что я не мог реагировать на внешние события. Мое оцепенение встревожило мать и ее родственниц. Всполошившиеся женщины столпились вокруг меня, пытаясь понять, что случилось и что со мной делать. Мои глаза были закрыты. Хотя я не мог отвечать на вопросы родных, я слышал все, что они говорили, и в моем сознании фиксировались все их попытки вывести меня из ступора. Они трясли меня, шлепали по лицу, щипали за щеки. Некоторые даже подбрасывали меня в воздух, но я физически никак на это не реагировал. Я не упрямился — просто внутреннее переживание было настолько сильным, что парализовало мою способность реагировать на внешние раздражители. Около часа женщины делали все, что приходило им на ум, стараясь вернуть меня в обычное состояние, но тщетно.Я не был болен, раньше со мной ничего подобного не происходило, и непосредственно перед инцидентом в моем организме не наблюдалось никаких необычных симптомов. Так как все случилось неожиданно, так как это было впервые и так как я, сколько меня ни трясли, не приходил в себя, родные решили, что в меня внезапно вселился злой дух.
Меня, все еще парализованного, принесли домой и уложили в постель. Целых два дня я оставался в этом состоянии покоя, счастья и блаженства; я не мог ни с кем общаться, но осознавал все происходящее вокруг. Я так же мало понимал, что со мной произошло, как и мои близкие. Я не знал, что внезапно одарило меня сильнейшим и парализующим счастьем.
Мать продолжала расспрашивать меня, и я сказал: «Было огромное счастье, огромный покой, огромная красота — такие большие, что я не могу о них рассказать». В действительности это было непосредственным восприятием истинного «Я», о котором я еще ничего не знал…
…Однажды ранним утром вскоре после моего двадцатидевятилетия я проснулся с чувством жуткого, абсолютного страха. Со мной и раньше такое случалось: я бывало и раньше просыпался с подобным чувством, но на этот раз оно было сильным как никогда. Ночная тишь, расплывчатые очертания мебели в темной комнате, далекий шум проходящего поезда - всё казалось каким-то чужим, враждебным, и настолько лишенным смысла, что пробуждало во мне глубокое отвращение к миру. И самым отвратительным из всего этого был факт моего собственного существования. Какой был смысл продолжать свою жизнь с грузом такого страдания? Зачем надо вести эту непрерывную борьбу? Я чувствовал, что глубокое, страстное желание к избавлению, стремление к несуществованию, теперь становится гораздо сильнее, чем инстинктивное желание жить.
Я продолжал оставаться в полном сознании, однако при этом у меня не было ни одной даже крошечной мысли. Потом я почувствовал, будто втягиваюсь во что-то наподобие энергетической воронки. В начале движение было медленным, потом оно постепенно ускорилось. Меня охватил ужасный страх и тело начало трясти. Я слышал слова ``не сопротивляйся'', будто бы исходившие из моей груди. Я чувствовал, что меня засасывает в пустоту. Было такое ощущение, что эта пустота находится скорее внутри меня, чем снаружи. Внезапно страх исчез, и я ощутил себя в этой пустоте. Больше я ничего не помню. Я не помню, что было дальше.
Я проснулся от пения птицы за окном. Никогда раньше я не слышал такого звука. Мои глаза оставались закрытыми, но воображение рисовало образ драгоценного бриллианта. Да, конечно, если бриллиант может издавать такой звук, значит, он и должен быть таким. Я открыл глаза. Сквозь занавеси просачивался первый свет утренней зари. У меня по-прежнему не было никаких мыслей и я чувствовал, я точно знал, что существует нечто такое, что мне еще надлежит познать, нечто бесконечно большее, чем мы себе представляем. Этим мягким свечением, струившимся сквозь занавеси, была сама любовь. На глаза навернулись слезы. Я встал и походил по комнате. Я узнал ее, однако теперь я понимал, что никогда прежде не видел эту комнату в истинном свете. Все было свежим и нетронутым, будто только появилось на свет. Я брал в руки вещи, карандаш, пустую бутылку, удивляясь их красоте и наполенности жизнью.
Следующие пять месяцев я прожил в состоянии глубокого покоя и непрерывного блаженства. Потом интенсивность этого состояния немного ослабла, или, может быть, просто мне так казалось, ибо это состояние стало для меня естественным.
Разумеется, я понимал, что со мной произошло что-то чрезвычайно важное, глубокое и значительное, но совершенно не представлял себе, что именно. Так продолжалось в течение еще нескольких лет, пока из духовных писаний и от духовных учителей я не узнал, что со мной случилось именно то, к чему все они стремились. Я догадывался, что сильнейший прессинг страдания, пережитого в ту ночь, должен был подтолкнуть мое сознание к тому, чтобы оно оторвалось от своего отождествления с несчастным и безмерно напуганным ``мной'', кто, в конечном итоге, является не чем иным, как созданной разумом фикцией. Должно быть, этот отрыв был столь полным, что это ложное, страдающее ``я'' тотчас сжалось, как бывает, когда из надувной игрушки вытаскивают пробку. То, что теперь оставалось, было моей истинной, вечной сущностью Я есть, сознанием в чистом виде, каким оно и было до своего отождествления с формой. Позже, оставаясь в полном сознании, я научился входить в это внутреннее царство безвременья и бессмертия, которое поначалу ощутил и воспринял как пустоту.
Я пребывал в состоянии такого неописуемого блаженства и святости, что даже первоначальное ощущение, которое я только что описал, меркнет в сравнении с ним. Когда на физическом плане я ненадолго остался ни с чем, то у меня появилось время. У меня не было связей, работы, дома, никакой социально обусловленной индивидуальности. Почти два года я провел на скамейках парка, переживая состояние ослепительно яркой и глубокой радости.
Шри Нисаргадатта Махарадж
…Махарадж: - Каким-то образом в моём случае это было очень просто и легко. Перед смертью мой Гуру сказал мне: «Верь мне, ты есть Высшая Реальность. Не сомневайся в моих словах, не сомневайся во мне. Я говорю тебе правду — действуй в соответствии с ней». Я не мог забыть его слова, и, не забывая их, я реализовался.
В: - Но что именно вы делали?
М: - Ничего особенного. Я просто жил, вёл торговлю, заботился о семье и каждую свободную минуту проводил, думая о своём Гуру и его словах. Вскоре после этого он умер, и у меня остались только воспоминания, на которые можно было опереться. Этого оказалось достаточно. Я был настолько убеждён, что он не мог никоим образом сказать мне неправду, что чувствовал себя обязанным осознать полный смысл его слов или умереть. Я был настроен очень решительно, но не знал, что делать. Я часами думал о нём и его утверждении, не споря, а просто вспоминая, что он мне говорил.
В: - И что потом с вами произошло? Как вы узнали, что вы есть Высшее?
М: - Никто не пришёл, чтобы сообщить мне об этом. И я сам не говорил себе этого. На самом деле я прилагал какие-то усилия только вначале. Тогда у меня были странные переживания: я видел свет, слышал голоса, встречал богов и богинь и разговаривал с ними. Когда мой Гуру сказал мне: «Ты есть Высшая Реальность», — мои видения и трансы прекратились, и я стал очень спокойным и простым. Я замечал, что хочу и знаю всё меньше и меньше, пока однажды не смог сказать в полном изумлении: «Я не знаю ничего, я не хочу ничего»…
…Я искал врата просветления, сколько себя помню – с самого раннего детства. Должно быть, эта мечта осталась у меня от прошлых жизней, потому что не было ни дня, когда бы я не занимался этими поисками. Конечно, все вокруг считали меня чудаковатым. Я никогда не играл с другими детьми. Я даже не заговаривал со своими ровесниками. Мне они казались туповатыми. Они и в самом деле занимались поразительными глупостями. Я никогда не хотел играть в футбол, волейбол или хоккей. Естественно, все считали меня странным. Что до меня, то я тоже пришел к такому выводу. Повзрослев, я понял, что на самом деле странный не я, а весь наш мир.
…Тот год выдался примечательным. Я окутал себя пустотой. Я утратил какую-либо связь с внешним миром. Если мне напоминали, что пора искупаться, я шел купаться и сидел в воде часами. Им приходилось стучать в двери и кричать: "Эй, выходи! Ты там уже столько сидишь, что на месяц хватит!" Я ел, когда мне говорили, что пора поесть. Если никто об этом не напоминал, я мог не есть несколько дней кряду. Нет, я не постился, я и не думал соблюдать посты и гонения. Мне хотелось одного: как можно глубже уйти в себя. Врата тянули меня магнитом, эта сила была непреодолимой. Меня всасывало, как в "черную дыру".
Я настолько отрешился от мира, что не узнавал порой родных отца и мать. Подчас я забывал даже, как меня зовут. Я изо всех сил старался припомнить свое имя, но ничего не получалось. Естественно, в тот год все окончательно убедились, что я сошел с ума. Но для меня это безумие было медитацией, а на самом пике сумасшествия врата наконец-то отворились.
Целый год я жил так, что с большим трудом поддерживал в себе жизнь. Даже такие простые вещи давались с огромным трудом, потому что у меня напрочь пропал аппетит. Шли дни, а есть мне совсем не хотелось. Шли дни, а я забывал даже попить воды. Я заставлял себя есть и пить. Тело стало таким нечувствительным, что я щипал себя, чтобы убедиться, что я еще тут. Я бился головой об стену, пытаясь понять, есть ли у меня еще голова. Только боль могла ненадолго вернуть мне ощущение тела.
Мне приходилось очень стараться. Я ни с кем не говорил: мысли стали такими непоследовательными, что мне было невероятно трудно даже построить фразу. Я мог замолчать на полуслове, потому что забывал, о чем говорил. Я мог застыть посреди дороги, потому что забывал, куда шел. Я мог сидеть с книгой, прочесть полсотни страниц, а потом вдруг спросить себя: "О чем я читал? Ничего не помню".
Мне было трудно даже закончить фразу. Я сидел взаперти в своей комнате. Я молчал, не произносил ни слова, поскольку сказать что-либо означало бы признаться в своем безумии. Так прошел целый год. Я просто лежал на полу, глядел в потолок и считал сначала до ста, а потом в обратном порядке, от ста до единицы. Хоть что-то у меня оставалось – например, эта способность считать по порядку. Все остальное я позабыл.
Я много лет медитировал, просто сидел молча и ничего не делал. И шаг за шагом я перенесся в то пространство, где ты просто есть, но ничего не делаешь. Ты просто есть – чистое присутствие, бездеятельный наблюдатель.
Я боролся за него на протяжении многих жизней, потому что за одну жизнь этой цели не достичь. За этот срок я делал все, что только возможно, но неизменно терпел неудачу.
Перед самым двадцать первым марта 1953 года, буквально за неделю до этого дня я перестал работать над собой. Настал тот момент, когда ты ясно видишь всю тщетность своих усилий. Ты уже сделал все, что можно, но ничто не принесло успеха. Ты сделал все, что в человеческих силах. Что еще остается? В этой полной безнадежности ты бросаешь все попытки. И в тот день, когда я прекратил поиски, когда перестал к чему-то стремиться и вообще на что-то надеяться, – в тот самый день это и началось. Из ниоткуда пришла новая энергия. У нее не было источника. Она пришла из ниоткуда и распространялась повсюду. Она была в деревьях, камнях, небе, солнце и воздухе – везде.
Вселенная ждет. Она видит, что ты работаешь над собой, и до поры ни во что не вмешивается, просто ждет. Она может ждать бесконечно долго, потому что не терпит суеты. Это сама Вечность. Но в тот миг, когда ты оставляешь попытки и исчезаешь, вся Вселенная мчится к тебе, наполняет тебя. Именно тогда все и начинается.
За ту неделю произошло невероятное и полное преображение. А в последний день ощущение присутствия совершенно новой энергии, нового света и новой радости стало очень мощным, почти нестерпимым – словно я вот-вот взорвусь, сойду с ума от блаженства. Западная молодежь называет это "кайфовать", "дуреть от счастья".
Невозможно было понять смысл происходящего. Я попал в мир вне смысла – его трудно постичь, трудно разложить на части, трудно объяснить словами, языком. Любые священные писания бессильны, все слова, которыми можно было бы описать это переживание, кажутся блеклыми, выцветшими. Слишком живыми и яркими были эти ощущения, это был неиссякаемый прилив блаженства.
Весь тот день выдался каким-то странным, ошеломляющим, оглушительным. Прошлое исчезало, будто его никогда у меня и не было, будто я просто где-то все это вычитал. Оно становилось похожим на давний сон, на услышанный когда-то рассказ о чужой жизни. Я расставался с прошлым, рвал связи со своей историей. Я забывал автобиографию, становился кем-то несуществующим, кого Будда называет анатта. Исчезали границы, пропадали все различия.
Сам разум исчезал; он отдалился на тысячи миль. Собраться с мыслями было трудно, разум уносился все дальше и дальше, но цепляться за него не было никакой нужды. Он меня попросту не интересовал. Все шло как надо. Не было нужды сберегать воспоминания. К вечеру это стало нестерпимо болезненным. Я чувствовал себя словно женщина, которая вот-вот родит. Начались родовые схватки, и они причиняли острые мучения.
Всю неделю я ложился спать в двенадцать-час ночи, но в тот день просто не мог высидеть так долго. Глаза слипались, я открывал их с огромным трудом. Что-то надвигалось, что-то непременно должно было случиться. Трудно сказать, что именно, – возможно, я просто умирал – но страха не было. Я был готов ко всему. Минувшие семь дней были такими прекрасными, что я готов был даже умереть. Мне уже ничего не хотелось. Целую неделю я провел в полном блаженстве. Я был так счастлив, что с радостью принял бы даже смерть.
Я уснул. Странный это был сон: тело спит, а я бодрствую. Это было так странно... Тебя будто разорвали на две части, растянули в двух направлениях, разнесли по двум измерениям, но два полюса при этом были так обострены, словно я одновременно оказался обоими... Положительное и отрицательное, сон и бодрствование, жизнь и смерть слились в одно. Это был тот миг, когда сливаются творец и сотворенное.
Около полуночи мои глаза открылись вдруг сами собой... во всяком случае, я не прилагал к этому никаких усилий. Что-то нарушило мой сон. Я ощутил рядом с собой, в своей комнате, чье-то присутствие. Моя комнатка была совсем крошечной, но я чувствовал повсюду вокруг биение жизни, мощные вибрации. Я словно попал в глаз тайфуна и захлебывался в величественной буре света, радости и блаженства.
Это было так реально, что нереальным стало все остальное: стены комнаты, весь дом, само мое тело. Все стало нереальным, ведь лишь теперь я впервые видел подлинную действительность.
Той ночью распахнулись двери новой действительности, незнакомого измерения. И там была она – иная реальность, особая реальность, настоящая реальность, как угодно будет называть. Называйте ее Богом, истиной, дхармой, дао – как угодно. Она не имеет названия. Но она была там – прозрачная, но в то же время столь осязаемая... Она чуть не задушила меня. Ее было слишком много, я еще не мог вобрать в себя столько всего.
У меня возникло сильное желание выскочить из комнаты, выбежать под открытое небо. Я задыхался. Слишком много всего! Я погибал! Мне казалось, что, если задержусь тут хоть на секунду, эта реальность меня задушит. И я выскочил из дому, помчался во двор. Мне хотелось просто оказаться под открытым небом, увидеть звезды, деревья и землю... быть на воле. Стоило мне выйти – и удушье тут же прошло. Моя комнатушка была слишком мала для такого величественного события. Для такого события даже звездное небо – слишком тесная крыша. Оно больше неба. Даже небо – не предел. Но так мне все равно стало легче.
Запомните, с того дня я никогда уже не был по-настоящему в своем теле. Меня с телом соединяет лишь тончайшая нить. И меня все время удивляет, что Целое почему-то хочет, чтобы я оставался тут – а я тут уже не сам по себе, не по своей воле. Воля Целого держит меня здесь, она позволяет мне еще немного побыть на этом берегу. Возможно, через меня Целое хочет с вами чем-то поделиться.
Приложение 3.
Здесь интересны описания человека своего опыта просветленного состояния и его рассуждения об этом. Стоит обратить особое внимание на то, как он воспринял это состояние. Оно было сильно отличающимся от того, как это восприняли духовные гуру.
…Я не оспариваю реальность существования опыта просветленного состояния. Но я возражаю против традиционной интерпретации этого опыта.
Я рассматриваю это как чисто физиологическое событие. Вызванное временной утратой нашей способности ориентироваться в мире относительно объектов. В обычном, дуальном состоянии сознания, в котором мы пребываем в мире каждый день, мы постоянно ориентируемся относительно себя с помощью органов восприятия. Мы видим мир в не-дуальном состоянии, состоянии не-суждения, только когда мы отключаем все процессы ориентировки. И один из путей к этому состоянию – через медитацию.
…В просветленном состоянии нет никаких попыток, предпринимаемых человеком, ориентироваться относительно других людей и окружающих объектов. Нет попыток определить свое местонахождение и текущее время, нет попыток определить и осознать, что происходит вокруг…
…Постепенно я стал задумываться о том, действительно ли я хочу стать просветленным. Я осознал, насколько же сильно моя повседневная жизнь окрашена тем, как я ее интерпретирую, когда что либо происходит рядом со мной или касается лично меня. Это происходит даже в состоянии “отсутствия мыслей”. И жизнь без этой интерпретации радикально другая. Она намного проще, без тревог, страха, сомнений. Это я и предвидел ранее. Но я был просто поражен тем, как много при этом теряется. Без постоянного оценивания, осмысления, без постоянного размышления в каждый момент времени весь смысл уходит из жизни. Весь азарт достижения своих целей. Все радостное возбуждение. Все страдание и счастье. Но самое странное при этом – невозможность “знать”, что происходит вокруг. Когда сам механизм мышления отстранен, нет возможности для организма понимать, что он испытывает. Вы когда-нибудь представляли себе, какого это? Видеть, слышать, обонять, прикасаться на протяжении полутора часов, “не зная”, что при этом происходит? Уверен, что нет. Потому что ваше воображение заставляет вас думать. И вы не можете эффективно использовать по этой причине ваше воображение, чтобы представить, какого это – “не думать”. Это правда, что я не чувствовал страха или беспокойства. Но при этом я также не чувствовал радости и возбуждения.
Вообще-то сначала это были просто сомнения. Но потом в прошлом году что-то произошло такое, что заставило осознать меня, что я не готов оставить этот мир, нашу реальность в контексте просветления.
Это был красивый октябрьский день. Я стоял на своей подстриженной лужайке, смотря при этом на горы Нью-Гэмпшира, когда я внезапно впал в состояние глубокого транса, в котором мои глаза были прикованы к тому, что я видел в этой долине, в этот момент. Таким вот образом я стоял несколько минут, мой ум был абсолютно чист. И в этот момент существовали только горы…не было никакого “Я”. Но когда я вышел из состояния транса, я сразу же почувствовал, что чего-то не хватало, что-то было упущено. Не было восторга и восхищения от наблюдения такого красивого пейзажа. Много раз до этого я стоял на том же самом месте и смотрел на те же самые горы. И каждый раз при этом я восторгался необычайной красотой, которая открывалась передо мной. А теперь это все выглядело обыкновенным. Я вдруг перестал восторгаться этой сценой как раньше. И постепенно до меня дошло, что то главное, что было упущено, было отсутствие осознания, что ‘’Я’’ смотрю на горы. Я был вне сравнения. И в отсутствии “чувства Себя” как наблюдателя я не почувствовал ничего из того, что ощущал раньше. Не было мыслей наподобие “Ух ты, вот я здесь, стою на своей лужайке, смотрю на эти замечательные горы.” Я не ощутил никакого чувства благодарности, которое всегда присутствовало раньше. Не было осознаваемого чувства “Я”, смотрящего на горы. Были только горы…
…Когда вы испытываете сомнения по жизни, как я, когда начал практиковать дзен-буддизм, сама мысль стать “ничем”, возможность убрать из жизни страдания, мучающие вас многие годы, все это становится очень привлекательным. Это особенно касается тех, кто наименее комфортен с самими собой. Если вы довольны тем, кто вы есть, если вы принимаете себя таким, какой вы есть… В этом случае сомнительно, что вы захотите избавиться от своего “Я”.
Поэтому все сводится к вопросу, хотите ли вы стать просветленными или нет. Зная заранее, что это подразумевает устранение своей индивидуальности, своего “Я”. Лично для меня это было неприемлемо.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на статью | Топик ТК: Главное преимущество модели Beast |
| ||||||||||||