Как известно стабильность, позволяющая добиваться повышения управляемости общественных процессов, является наиболее важной характеристикой не только политического режима, но и социального порядка в целом. Учитывая же, что политические институты, будучи своеобразным продолжением и закреплением социальных норм и отношений, в первую очередь призваны упорядочивать общественные связи, достижение ими политической стабильности приобретает исключительную значимость.
Содержательно о стабильности власти можно говорить при сравнении либо различных политических систем, либо с тем режимом, который существовал ранее. В политическом мире существуют стабильные, средне-стабильные и крайне нестабильные режимы. У каждого из них существуют свои возможности управления обществом, резервы и ресурсы регулирования общественных порядков, способности к самосохранению и развитию.
Стабильность политического режима представляет собой сложное явление, включающее такие параметры, как сохранение системы управления, утверждение гражданского порядка, сохранение легитимности и обеспечение надёжности (эффективности) управления. Поэтому в самом общем виде она может означать определенный характер политических процессов (например, отсутствие воин и вооруженных конфликтов), степень адаптации правительства к социальным изменениям, характер уравновешенности отношений элитарных кругов, достигнутые равновесие и баланс политических сил. При этом критериями стабильности могут быть: срок нахождения правительства у власти, его опора на партии, представленные в законодательных органах, степень многопартийности, раздробленность сил в парламенте и другое. Используемые для достижения стабильности средства могут располагаться в широком диапазоне: от убеждения и поощрения свободной политической активности граждан до применения насилия.
Стабильность не исключает изменений или реформ, но предполагает наличие определённых правил их осуществления. Прежде всего, она предполагает отсутствие в обществе нелегитимного насилия, господства не признаваемых обществом сил. Иными словами, власть стабильна постольку, поскольку обладает возможностью предотвратить доминирования нелегитимных сил. В этом смысле стабильность как способность общества к самозащите способствует сохранению такой организации власти, которая соответствует социальной системе, адекватна настроениям общественности, обеспечивает его интеграцию в процессе социально-экономического, делая его более эффективным.
К факторам стабилизации можно отнести следующие: наличие поддерживаемого властями конституционного порядка и легитимность режима; эффективное осуществление власти; гибкое использование силовых средств, принуждения; отсутствие серьёзных структурных изменений в организации власти; проведение продуманной и эффективной правительственной стратегии; устойчивое поддержание и отношений власти с оппозицией, и уровня терпимости (толерантности) населения к нестандартным идеям; выполнение правительством своих основных функций.
В противоположность стабильности нестабильность чаше всего сопровождает процессы качественного реформирования, принципиальных преобразований в обществе и власти. К факторам нестабильности относятся: культурные и политические расколы в обществе; невнимание к нуждам граждан со стороны государства; острая конкуренция партий, придерживающихся противоположных идеологических позиций; предложение обществу непривычных идей и форм организаций повседневной жизни.
Американский ученый Д. Сандрос пришел к выводу, что нестабильность прямо пропорциональна действию таких факторов, как рост урбанизации и перенаселения; индустриальное развитие, которое разрушает естественные социальные связи; ослабление механизма социально - политического контроля; торговая и финансовая зависимость страны от внешних источников. В то же время она обратно пропорциональна уровню легитимности режима; развитости политических институтов; повышению социально-экономической мобильности, темпам экономического развития; совершенствованию сети политических коммуникаций; консенсусу внутри элиты и прочим аналогичным факторам. Как правило, у людей существуют определенные взгляды, идеи, ориентации, установки в отношении политической системы, ее отдельных элементов и их взаимодействия друг с другом, а также на свое место в данной политической системе. Политические институты всячески способствуют формированию определенных стереотипов политического сознания и поведения, передают их последующим поколениям, что укрепляет данную политическую систему. Иначе говоря, политическая система соответствует состоянию и уровню развития политической культуры или политическая система функционирует в рамках определенной политической культуры.
В ходе естественно исторического процесса изменение взглядов, идей, представлений, установок и ориентации людей в отношении определенной политической системы проявляется в их поведении (выражение недоверия определенным политическим институтам и лидерам их представляющих, усиление влияния оппозиций, рост политической активности). Поэтому изменение стереотипов политического сознания и поведения требует и соответствующей трансформации политической системы. Другими словами, изменяется политическая культура и только потом - политическая система.
Если политические институты способствуют формированию стереотипов политического сознания и поведения людей, передачи их последующим поколениям и тем самым создают социальную базу политической системы, то почему происходят изменения в политической культуре? Источник, генерирующий эти изменения, находятся в самой политической системе. Время от времени, в разных странах мира происходят экономические кризисы, что вызвано действием экономических законов. Но поскольку развитие производства во многом зависит от эффективного функционирования политической системы, то многие политические лидеры лечение политических недугов начинают с ее усовершенствования, улучшения, а порой и тотального изменения. Это касается не только нашей страны, но и других стран. Вспомним хотя бы экономический кризис 1929-1933 годов и политику Ф. Рузвельта в США, приход Гитлера к власти. Во всех приведенных примерах решение экономических проблем связано с усилением роли государства и его политических институтов. В такой ситуации политический лидер будь то конкретное лицо со своей командой, группа лиц или политическая организация начинают предлагать свои взгляды на изменение устройства политической системы и навязывать их обществу через средства массовой информации и коммуникации, систему образования. Постепенно происходит смена стереотипов политического сознания и поведения, и общество приходит к осознанию необходимости перемен, проведения определенных реформ в политической системе. Как правило, если изменения в политической системе планируется политическими лидерами, то они ждут проявления недовольства народа. А трансформация политической системы происходит вслед за изменениями в политической культуре. Таким образом, достигается одобрение широкими массами проведения реформ. И если эти реформы способствуют оживлению экономики, то растет социальная база данной политической системы, укрепляется ее стабильность. В демократических государствах, способствовать изменению политической культуры могут не только лидеры государства, но и оппозиции. В этом случаи разные стороны приходят к компромиссу и на его основе происходят соответствующие изменения в политической системе.
Следует отметить, что эти изменения не затрагивают основополагающих принципов политической системы. В демократических государствах, как и в тоталитарных, запрещено законом существование политических организаций, ставящих целью коренное преобразование политической системы и проводящих активную работу в этом направлении. Их методы работы называются экстремистскими, представляющими угрозу общественному спокойствию, и они преследуются законом. Агитация и пропаганда против существующего режима, проведение демонстраций и митингов с политическими лозунгами могут трактоваться как призыв к насильственному ниспровержению существующего строя. Ведь насильственное ниспровержение существующего строя должно быть вооруженным.
Но и в том и в другом случае источником, вызывающим изменения в политической культуре, служит политическая система. Такой путь развития общества, при котором изменение политической культуры вызывает соответствующую трансформацию политической системы, мы называем эволюционным. Но есть и другой путь, условно называемый нами революционным. Прежде чем мы рассмотрим, как взаимодействуют политическая культура и политическая система при этом пути общественного развития, хотелось бы более подробно рассмотреть сущность политической системы. Это поможет лучше понять те причинно-следственные связи, которые существуют при революционном пути общественного развития.
Политическая система стремится к сохранению своей стабильности за счет имеющихся у нее ресурсов. Первую разновидность обеспечения политической стабильности можно назвать регулирующей, вторую - экстракционной.
Регулирующая возможность - это способность политической системы управлять, регулировать, координировать поведение индивидов и групп, воздействовать на гражданское общество. Осуществляется она как мерами прямого принуждение - через законы, распоряжения, приказы, так и через косвенные механизмы регулирования цен и кредитов, влияния на общественное мнение и так далее.
Экстракционная возможность политической стабилизации означает способность государства извлекать из гражданского общества природные, человеческие, интеллектуальные и физические ресурсы. Эта система выборов в органы представительной власти, привлечения граждан на государственную и военную службу, в партийный аппарат, экспертно-аналитическое обслуживание политических структур; налогообложение, спонсорская поддержка, другие механизмы пополнения бюджета институтов политической системы. Россия до сих пор не смогла до конца реализовать экстракционные возможности для обеспечения своей политической стабильности.
Нарушение политической стабильности (дестабилизация) может быть количественным и качественным. В первом случае оно имеет ситуативный характер и преодолевается политической системой без изменения своего качества. Во втором - нарушение перерастает в кризис, который может свидетельствовать о необходимости смены технологии властвования или всего политического режима.
Под политической стабильностью мы понимаем организованность, согласованность, устойчивость функционирования политических структур и отношений в пределах сложившейся и качественно определенной целостности. Она проявляется в постоянстве протекающих процессов, правил и процедур, привычности политического уклада жизни общества. Критерием внутри политической стабильности является уровень согласованности интересов различных институтов и групп общества, государства и всех его граждан.
Можно выделить три уровня внутриполитической стабильности. Первый - стабильность политического руководства (относительная продолжительность его существования, неизменность основного состава). Второй уровень - стабильность политического режима (сохранение существующей в настоящее время политической системы, эволюционный характер политических изменений, отсутствие политического кризиса). Третий - политическая стабильность общества, народа. Здесь имеется в виду сохранение территориальной целостности государства, обеспечение правопорядка и личной безопасности граждан, реализация их прав и свобод.
Исследование третьего уровня политической стабильности представляет наибольшую сложность. Именно он соответствует представлениям о стабильности как о сложной, многоуровневой динамической системе. Невозможно сохранение стабильности первого и второго уровней при нарастающей дестабилизации самой общности и ее упадка. Только на третьем уровне - жизнедеятельности народа появляются необходимые условия для создания системы обеспечения внутриполитической стабильности и национальной безопасности.
Для всестороннего исследования политической стабильности необходимо ее классифицировать по ряду оснований: по масштабам, по видам, по субъектам, по методам и средствам, используемым для сохранения устойчивости.
Влияние политической стабильности на безопасность проявляется в следующем: во-первых, действия государственных органов предсказуемы для субъектов экономики и политики; во-вторых, нарушение социальных, экономических и иных конфликтов внутри страны осуществляется на основе постоянных правил и процедур; в-третьих, важное значение приобретает поддержание порядка и прочности политических структур; в-четвертых, становится возможным создание устойчивой системы взаимовыгодных международных связей.
Политическая безопасность есть совокупность мер по выявлению, предупреждению и устранению тех факторов, которые могут нанести ущерб политическим интересам страны, народа, общества, граждан, обусловить политический регресс и даже гибель государства.
Критерии политической безопасности включают оценку по следующим критериям: отсутствие препятствий для проявления политической свободы и воли граждан; справедливость и соответствие государственно-политического устройства национальным интересам; достаточность политической силы власти для мобилизации ресурсов страны на выполнение задач; эффективность политики и государственного управления, обеспечивающая преодоление кризисов и устойчивое развитие; доверие и добровольная поддержка большинством общества; соблюдение гражданами и их объединениями основных законов и норм; геополитический статус страны, устойчивость перед давлением извне.
Политическая безопасность выступает как составная часть и основа национальной безопасности. К основным объектам безопасности относятся личность, общество и государство. Каждый из них имеет свои приоритеты. Для личности это, прежде всего, ее собственные права и свободы. Для общества - сохранение и умножение материальных и духовных ценностей. Для государства - внутренняя стабильность, территориальная целостность, суверенитет. Тем самым в национальной безопасности синтезируются фундаментальные, жизненно важные потребности и интересы всех социальных субъектов.
Важным элементом национальной безопасности России является система ее обеспечения. Под ней понимается механизм реализации стратегии государства в области национальной безопасности в скоординированную деятельность всех ветвей власти, общественных объединений и граждан на основе действующего законодательства. Система обеспечения национальной безопасности представляет собой комплекс соответствующих структур (государственных институтов, юридических и физических лиц) и отношений в этой области. Она создается с целью выявления и прогнозирования, предотвращения, нейтрализации, пресечения, локализации и устранения, отражения и уничтожения угроз национальным интересам страны, а также для формирования международных условий, благоприятствующих национальным интересам Российской Федерации, ее стратегических союзников.
Национальная безопасность достигается мерами и средствами экономического, военного, политического, дипломатического, информационно-пропагандистского, организационного и иного характера. Система национальной безопасности в зависимости от конкретной социально-политической обстановки и уровня политической стабильности может функционировать в различных режимах: мирного времени, повышенной готовности, чрезвычайно и военного положения.
Стабильность общества немыслима без его консолидации. Консолидация предшествует стабильному состоянию общества, является его непременным условием. Она представляет собой такое состояние общества, которому присущи признание общей цели, согласованность действий, направленных на их достижение, на сохранение, укрепление и критическое переосмысление важнейших социальных ценностей. Подлинная консолидация возможна лишь на основе национального единства, убежденности в необходимости согласованной и целенаправленной деятельности, не какой-либо отдельной группы людей, осуществляющей власть, а всего народа или, по крайней мере - подавляющего его большинства.
В этой связи уместно указать на роль женщины, как главного миротворца. Миротворческая деятельность женщин нацелено на формирование таких отношений между государствами, народами, социальными группами и отдельными гражданами, при которых исключаются силовые методы разрешения спорных вопросов, проявление каких-либо форм насилия, а урегулирование конфликтов достигается в духе взаимопонимания и сотрудничества.
Для сравнения рассмотрим, например, роль вооруженных сил в обеспечении стабильности. Во-первых, армия является не только военным, но и политическим институтом общества, важным инструментом политики государства, гарантом защиты безопасности, целостности и стабильности политической системы и общества в целом. Ее политическая роль может быть как позитивной, так и негативной. Во-вторых, отношения армии и политической власти сложны и противоречивы, обусловлены множеством факторов. В зависимости от конкретных обстоятельств могут иметь место различные модели подобной взаимосвязи, при этом требованиям демократии отвечает модель правового контроля над вооруженными силами. В-третьих, в условиях общественно-политической нестабильности, развития кризисных процессов армия способна выходить на политическую арену в качестве самостоятельной политической силы. Государство и общество должны сделать все от них зависящее, чтобы удержать армию от непосредственного вмешательства в политику. Участие женщин в миротворческой деятельности позволяет находить ненасильственные меры для восстановления законности, правопорядка, справедливости.
Политическая стабильность общества выступает производным многих социально-политических обстоятельств, таких как социальный порядок, единое правовое поле, степень доверия между органами государственной власти и гражданами, уровень и качество жизни, состояние безопасности и здоровья людей, что обеспечивается во многом с помощью политических институтов и общественных организаций. В системе таких организаций заметная роль принадлежит женским организациям, призванным вплетать в политическую жизнь общества специфическую, своеобразную совокупность интересов, устремлений, потребностей женщин, составляющих большую часть населения страны.
При рассмотрении влияния женских организаций на процесс усиления политической стабильности в российском обществе, необходимо указать, что государство без тесного сотрудничества с общественными объединениями не способно своевременно и эффективно решать возникающие проблемы, гармонизировать интересы различных социальных групп и тем самым обеспечить стабильность в обществе. Ведущим фактором влияния женского движения на процесс политической стабильности является стремление женщин к самореализации через активное включение в общественную деятельность, к участию в формировании и функционировании органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вся политическая практика убеждает в необходимости усиления влияния женских организаций на принятие политических решений, от которых во многом зависит политическая стабильность в стране.
Важным условием повышения эффективности действий женских организаций по обеспечению политической стабильности может служить создание единого информационного поля для обеспечения распространения сведений о деятельности женских организаций. Опыт показал, что женщина обладает такими миротворческими качествами как терпимость, мудрость, то есть качествами необходимыми для предотвращения конфликтов и кровопролития. Безучастие миротворческой деятельности на практике приводит к тому, что в борьбе с террористами, экстремистами и сепаратистами используются преимущественно силовые методы, сопровождаемые большим числом жертв, среди мирного населения.
Итак, суть революционного пути общественного развития заключается в том, что развитие политической системы происходит, не постепенно и поступательно, как при эволюционном пути, вслед за определенными изменениями в политической культуре, а происходит полное или частичное разрушение старой политической системы и замена ее новой. При этом меняется сам принцип распределения ценностей. Не удивительно, что общество в целом не готово к такой резкой смене политической системы и наступает раскол его членов. Этот раскол усугубляется тем, что новая политическая система сразу же начинает генерировать изменения в политической культуре, с тем, чтобы расширить свою социальную базу, при этом активно подавляя инакомыслие.
При резкой смене политической системы диктатура является главным и непременным условием существования новой системы, так как общество неоднородно, разные социальные группы имеют свою политическую культуру, ориентированную на одну из двух политических систем старую или новую. Величина социальной базы новой системы зависит от многих причин и условий. Но главной причиной, на наш взгляд, является тот путь, в результате которого новый режим приходит к власти и устанавливает свою политическую систему. Так, например, в ходе подготовки и осуществления революции, в процессе революционного творчества новая политическая культура становится достоянием широких народных масс и социальная опора новой политической системы достаточно широкая (большая). Если же политическая система установлена в результате переворота, опирающегося на заговор, то она (политическая система) практически не имеет социальной базы в обществе, потому что носителями новой политической культуры являются только сами участники заговора и их сторонники. Но и в том, и в другом случае общество оказывается расколотым на два противоположных лагеря, чья политическая культура ориентирована на одну из двух политических систем. В результате борьбы, нередко принимающей форму гражданской войны, устанавливается та политическая система, чья социальная база шире. Если на смену старой приходит новая политическая система, то она начинает формировать свойственные ей стереотипы политического сознания и поведения, ориентированные на новый принцип распределения. Если же остается старая политическая система, то политический режим вынужден считаться с новым качественным уровнем политической культуры и во избежании грядущих потрясений соответствующим образом трансформирует политическую систему, придав ей социально направленный характер.
В процессе социально-политического развития возникают ситуации, когда изменение политической культуры происходит под воздействием социальной среды. Это происходит, когда политическая система не реагирует должным образом на кризисные явления в обществе. Тогда, под воздействием социальной среды, происходят изменения в политической культуре общества, которая приходит в противоречие с существующей политической системой. Об изменении политического сознания свидетельствует поведение людей. Они более активно участвуют в работе общественных и политических организаций. Выходят на митинги и демонстрации. Если политические лидеры принимают меры для устранения кризисных явлений, трансформировав должным образом политическую систему и приведя их в соответствие друг с другом, то тогда развитие идет по эволюционному пути. Если же они продолжают упорно ничего не замечать, тогда у определенной части общества происходят качественные изменения в политической культуре. В этом случаи новые силы ставят своей задачей изменения в политической системе общества, и развитие идет по революционному пути.
Политическое господство может принимать в различных обществах, странах, регионах, на разных исторических этапах разные формы. Институты политического господства, одинаковые по форме, оказываются дееспособными в одних странах и совершенно неприемлемыми в других. Другими словами, в одних странах они получают легитимность, в других - нет. Приживаемость тех или иных форм политического господства зависит от степени их легитимации в обществе. Следовательно, нет единой формулы легитимации для всех форм политического господства. Легитимация политического господства связана с национальными, региональными и географическими особенностями той или иной страны. Всегда существуют в степени признания и поддержки политического господства в разных обществах. Корни этого следует искать в политической культуре общества, то есть в стиле массового политического поведения граждан, характерного именно для данного сообщества. Российский политолог К.С. Гаджиев - в свою очередь обращает внимание на то, что политическая культура в определенном смысле представляет некие рамки, в пределах которых члены общества принимают законность « существующей формы правления, чувствуют себя политически дееспособными, выражают согласие с действующими правилами игры. В анализе политической культуры того или иного общества нас интересуют те его элементы или ориентации, которые играют основополагающую роль в формировании и признании политического порядка в той или иной стране. В связи с этим можно выделить следующие элементы политической культуры, играющие ключевую роль в легитимации политического господства:
- оценка основных правящих институтов, их символов, официальных
лиц;
- требования к публичной власти в целом;
- отношение к «правилам игры», принципам взаимоотношений индивида, общества и государства;
- формировавшиеся в течении многих десятилетий и поколений политические традиции, действующие нормы политической практики;
- концепции и убеждения относительно взаимоотношений между различными общественно - политическими институтами.
Воздействие на формирование политической культуры оказывает не только политическая система, но и экономическая система. Рассмотрим взаимодействие экономической системы и политической культуры на примере становления и развития капиталистического строя. Как известно, при капитализме для функционирования и развития производства необходима большая группа людей (класс), не имеющая других источников существования кроме продажи своей рабочей силы. В результате совершенствования средств производства, происходит сокращение численности рабочих мест на предприятиях. Соответственно меняется сознание и поведение людей и эти изменения, со временем, приобретают политический характер. Формирование новых стереотипов политического сознания и поведения (проведение митингов, стачек, демонстраций, организаций, политическая борьба) вызывает изменения в экономической системе. Она вынуждена адаптироваться к новому типу политической культуры, то есть устранить по возможности те негативные последствия своего развития, которые привели к изменению политической культуры. Или, иначе говоря, экономическая система должна прийти в соответствие с уровнем развития политической культуры людей. И она адаптируются, производя перекачку рабочей силы из одной отрасли в другую, создавая систему социальных гарантий (для работающих) и льгот (для неработающих).
Мы наблюдаем тот же принцип взаимодействия политической культуры с экономической системой, что и в случае с политической системой:
1. Трансформация экономической системы происходит вслед за изменением политической культуры. Источником, генерирующим изменения в политической культуре, является наряду с политической системой и экономическая система. Это верно для эволюционного типа развития общества.
2. При революционном пути изменяется экономическая система, система производственных отношений, главным из которых являются отношения собственности. При этом изменение политической культуры становиться следствием нового типа производственных отношений.
Что касается социальной структуры, то она есть, в известной мере, отражение определенного типа политической культуры. Поскольку как само общество, так и составляющие его отдельные элементы, являются носителями политической культуры, то трансформация социальной структуры общества влечет за собой и изменение его политической культуры и наоборот. Такой тип взаимосвязей, когда политическая культура меняется вслед за социальной структурой, характерен, в большей степени, в эпоху социальных катаклизмов. Подавляющее большинство населения не является активными участниками революционных действий. Но все население в целом становится объектом величайшего эксперимента, который осуществляется в ходе этих преобразований. Результатом становиться изменение способа распределения материальных благ и поэтому трансформации подвергается не только политическая система, но и социальная структура общества.
Поскольку политическая культура представляет собой устойчивые стереотипы политического сознания и поведения, то их не так, то легко искоренить. Изменение же социальной структуры влечет за собой и преобразование политической культуры. Например, следствием проводимых реформ в современной России стало расслоение населения и увеличение численности маргинальных слоев. Эта группа населения является социальной опорой всех радикальных, вплоть до экстремистки настроенных, течений, групп, объединений, партий. А это уже иной тип политической культуры, ориентированный не на спокойствие и стабильность.
Эволюционному типу развития соответствует обратная взаимосвязь - изменение политической культуры влечет за собой трансформацию социальной структуры общества. Здесь возможны два варианта развития событий. Политической руководство, заинтересованное в проведении реформ, начинает генерировать изменения в политической культуре через все институты социализации, то есть объяснять смысл и назначение реформ. Средства реализации, ожидаемые результаты. Или политическая культура изменяется под воздействием социальной среды и политическое руководство, чтобы избежать социальных катаклизмов, проводит реформы, то есть приводит в соответствие политическую, экономическую и социальную структуру с политической культурой общества.
Возвращаясь к понятию «стабильность» отметим, что практически никто из отечественных исследователей (кроме В.А. Щегорцева) не упоминает термин « стабильность» при составлении классификации типов политической культуры. Во всех обществах были этапы относительно стабильного развития и периоды кризиса. Это может быть как на примере одной страны, существующей довольно длительное время, так и на примере нескольких стран.
Там же, где классификация типов политической культуры происходит относительно ее субъектов (носителей) тоже можно составить типологию политической культуры с точки зрения стабильности. Отправным пунктом должна стать однородность общества. Если общество однородно и его политическая культура гомогенна, значить оно относительно стабильно. Если существует резко выраженная социальная неоднородность с большим количеством субкультур, значить общество не стабильно. Есть социальные группы, изначально ориентируемые на стабильность (так называемые средние слои) и есть те, кто является постоянным источником дестабилизации (маргиналы). Соотношение между этими группами населения позволяет судить насколько общество стабильно.
Исследовав взаимосвязи внутри общественной системы и типологию политической культуры, мы считаем необходимым, сформулировать условия, необходимые для существования стабильного общества.
Как мы уже отмечали, общество состоит из различных социальных групп и слоев населения, каждая из которых (групп) обладает свойственной ей политической культурой. В основе всех политических культур данных социальных групп и слоев населения лежит то общее, что присуще всему обществу - менталитет, культура, традиции, уклад жизни и т.п., что отличает это общество от других (российское от американского, английского или японского). Но существует и различия, которые заключаются в существовании у, этих групп специфических интересов. Поскольку политическая культура общества представляет, из себя не механическую сумму политических культур различных социальных групп и слоев населения, а вбирает в себя то общее, что присуще всем без исключения субкультурам, то она есть баланс интересов различных социальных групп и слоев населения, основанный на менталитете, традициях, культуре, укладе жизни. Такой баланс интересов может существовать, если общество в значительной мере однородно. Однородное общество является носителем гомогенной политической культуры. Если в обществе существует резкое социальное расслоение с большим количеством субкультур (политическая культура фрагментарная), то такая общественная система разбалансированна и нестабильна.
Общество тем более способно к саморазвитию и саморегулированию, чем более подвижны взаимосвязи между различными элементами этой системы. Эти взаимосвязи обеспечивает политическая культура, под которыми (взаимосвязями), мы понимаем соответствие политической системы, экономической системы, социальной культуры общества характеру и уровню развития политической культуры данного общества. В ходе длительного эволюционного процесса были найдены оптимальные для данного общества пропорции, которые поддерживают стабильность общества и способствуют его прогрессу. Эти параметры тщательно изучаются и являются показателями состояния общества. Для того чтобы система находилась в равновесии, необходимо наличие гибких взаимосвязей, чтобы общество на ранних стадиях могло обнаружить негативные тенденции и устранить их для обеспечения стабильности и наилучших условий развития. И здесь необходимо указать на особую роль деятельности женских организаций, в ходе которой имеют место ненасильственные меры для восстановления законности, правопорядка, справедливости.
Итак, политическая стабильность - это динамическое состояние внутри-, и внешнеполитических отношений. Оно позволяет политической системе (а также системе национальной безопасности) сохранять свои базовые характеристики. Атрибутами политической стабильности являются: системность; динамика; отсутствие экстремального протекания процессов; активная роль субъекта; управляемость и возможность активно реагировать на угрожающие факторы.
Критерием политической стабильности выступает уровень согласованности политических интересов и действий различных социальных групп общества, государства и всех граждан. Социальная напряженность предшествует дестабилизации обстановки, которая может привести к неуправляемому развитию событий. Для любого государства, общества, политического режима в конкретных условиях существует оптимальный уровень политической стабильности.
Таким образом, для того, чтобы общество было стабильным необходимо наличие двух условий: однородность общества и гибкая система взаимосвязей, которую осуществляет гомогенная политическая культура. Логично предположить, что между двумя этими условиями тоже есть и она заключается, на наш взгляд, в том, что одно не может существовать без другого. Современное состояние политической культуры обеспечивает взаимосвязь между отдельными элементами общественной системы, при условии, что эти элементы находятся в соответствии с данным уровнем развития политической культуры. Формирование и развитие политической культуры происходит в процессе политической социализации. Основная задача этого процесса - сохранение и воспроизводство той группы людей, которые обеспечивают стабильность общественной системы.
Политическая стабильность выступает производным многих социально-политических обстоятельств, таких как социальный порядок, единое правовое поле, степень доверия между органами государственной власти и гражданами, уровень и качество жизни, состояние безопасности и здоровья людей, что обеспечивается во многом с помощью политических институтов и общественных организаций. В системе таких организаций заметная роль принадлежит женским организациям, призванным вплетать в политическую жизнь общества специфическую, своеобразную совокупность интересов, устремлений, потребностей женщин, составляющих большую часть населения страны. Государство без тесного сотрудничества с общественными объединениями не способно своевременно и эффективно решать возникающие проблемы, гармонизировать интересы различных социальных групп и тем самым обеспечить стабильность в обществе. Ведущими факторами влияния женского движения на процесс политической стабильности является стремление женщин к самореализации через активное включение в общественную деятельность, к участию в формировании и функционировании органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Это справедливо лишь для стабильного общества. В нем существуют определенные закономерности, которые проявляются в результате существования прочных взаимосвязей между различными элементами общественной системы. В условиях кризиса общественная система настолько разбалансированна, что взаимосвязи ее различных элементов сильно искажены, а зачастую и просто отсутствуют. Поэтому для вывода страны из кризиса, установления общественного спокойствия и равновесия нельзя использовать рецепты, основанные на закономерностях общества стабильного.
На анализе проведенного, можно сформулировать следующие выводы:
- понятийный и концептуальный анализ употребления понятия «политическая культура» показывает, что значение данного понятия имеет множество смысловых оттенков, и это в значительной степени обусловлено тем, что понятие «политической культуры» есть частное выражение абстрактно-общего понятия «культура», а теория политической культуры - лишь частный случай общей теории культуры;
- культура играет решающую роль в регулировании социальных действий и взаимодействий, в обеспечении их порядочности, целостности, стабильности и предсказуемости социальной жизни, поскольку основу составляет система социальных ценностей и норм. Только благодаря культурным нормам и ценностям люди во взаимодействиях друг с другом могут себя проявить, утвердить, реализовать;
- в политической культуре можно выделить три типа политической культуры: патриархальный, подданнический, партисипаторный;
- в своем реальном движении политическая культура существует в двух деятельных основных формах: духовной, предметно-функциональной;
- политическая культура выполняет следующие функции: познавательную, нормативно-ценностную, мобилизационную, коммуникативную, регулятивную;
- в структуре политической культуры можно выделить познавательные, нравственно-оценочные и поведенческие элементы;
- политическая культура включает в себя те элементы и феномены общественного сознания той или иной страны, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами и оказывают значительное влияние на формы, формирование, функционирование и развитие государственных и политических институтов, придают направление политическому процессу и политическому поведению людей;
- поскольку политическая культура представляет собой реализацию политических знаний, ценностных ориентации, образцов поведения социального субъекта, то очевидна воспитательная функция. И здесь особо необходимо указать на то, что развитие политической культуры женщин это необходимый элемент современной ситуации, в которой все мы находимся. Так как женщины и являются главными воспитателями, наставниками. Это подтверждает количество представительниц таких важных специальностей как педагоги, врачи, работники культуры и другие;
- участие женщин в миротворческой деятельности позволяет находить ненасильственные меры для восстановления законности, правопорядка, справедливости;
- основным способом воспроизводства политической культуры является процесс социализации. Политическая социализация, с одной стороны, фиксирует усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролевых ожиданий и прочих требований политической системы. С другой стороны, политическая социализация связана с творческим процессом приобретения личностью новых политических знаний и опыта в процессе участия в политической жизни. Сочетание этих процессов обеспечивается, с одной стороны, стабильность политической системы, преемственность норм и институтов, с другой стороны их постепенное изменение;
- стабильность не исключает изменений или реформ, но предполагает наличие определённых правил их осуществления. В этом смысле стабильность как способность общества к самозащите способствует сохранению такой организации власти, которая соответствует социальной системе, адекватна настроениям общественности, обеспечивает его интеграцию в процессе социально-экономического, делая его более эффективным;
- к факторам стабилизации можно отнести следующие: наличие поддерживаемого властями конституционного порядка и легитимность режима; эффективное осуществление власти; гибкое использование силовых средств принуждения; отсутствие серьёзных структурных изменений в организации власти; проведение продуманной и эффективной правительственной стратегии; устойчивое поддержание и отношений власти с оппозицией, и уровня терпимости (толерантности) населения к нестандартным идеям; выполнение правительством своих основных функций;
- к факторам нестабильности относятся: культурные и политические расколы в обществе; невнимание к нуждам граждан со стороны государства; острая конкуренция партий, придерживающихся противоположных идеологических позиций; предложение обществу непривычных идей и форм организаций повседневной жизни;
- стабильность политического режима представляет собой сложное явление, включающее такие параметры, как сохранение системы управления, утверждение гражданского порядка, сохранение легитимности и обеспечение надежности управления;
- консолидация предшествует стабильному состоянию общества, является его непременным условием;
- особая роль отводится деятельности женских организаций, в ходе которой имеет место ненасильственные меры для восстановления законности, правопорядка, справедливости.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания | Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным |
| ||||||||||||