Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Модель памяти эпизодов осознания

Относится к   «Организации механизмов мозга человека»

Принципы организации долговременной памяти. Ревизия существующих теорий в контексте моделирования системы индивидуальной адаптивности Beast.

Под долговременной памятью актуальных эпизодов жизни будем понимать структуры, позволяющие осуществлять извлечение ранее сохраненных эпизодов восприятия и ответного действия. Такая память, на какие бы условные виды она не подразделялась в различных теориях, имеет историческую последовательность эпизодов, - по мере их появления.

В этой статье будет рассмотрена модель организации исторической записи с адаптивной целью и воспроизведением ее фрагментов.

В настоящее время накоплено очень много работ по описанию свойств, классификации и обобщениях исторической памяти. Общая картина существующих представлений, в основном полученная по данным этологически и психологических наблюдений, сводится к тому, что выделяют три вида долговременной памяти: процедурную (неосознаваемую), семантическую (смысловую, хранящую значимость образов) и эпизодическую (осознанно вспоминаемую). Причем эпизодическая всегда содержит в себе семантическую.

Подборка наиболее показательных фактических данных исследований и их обобщений представлена в разделе Память эпизодов осознания.

Можно заметить, что, фактически, любой из условно описанных видов памяти является исторической последовательностью эпизодов, появляющихся по мере их появления в области восприятия-действия и, тем самым, они все - эпизодическая память. Но, как обычно бывает, развитие представлений идет через предложения не очень удачных терминов, которые так и продолжают использоваться из-за требований преемственности. Терминологической проблемы не было при разработке действующего прототипа индивидуальной системы адаптивности Beast на основе теории  МВАП , так что там представлен только один вид исторической долговременной памяти, названный эпизодической памятью.

Конкретика реализации, требующая непротиворечивости всех взаимодействующих механизмов, приходит к определенному оптимуму организации всей системы, что дает и определенность в понимании принципов отдельных составляющих. Так произошло с понятием "Гомеостаза" (fornit.ru/67521), с понятием "условный рефлекс" (fornit.ru/64936), с "колонками коры" (fornit.ru/66797), понятия "значимости и смысла" (fornit.ru/66643) и многими другими. В данной статье будем обосновывать верифицированное не только теориями, но и практической реализацией понятие "эпизодической памяти".

Главным принципом, направляющим эволюционное развитие любых механизмов, является адаптационная польза: если механизм оказывается вреден в этом плане, то он устраняется отбором смертью, если полезен, то особь с таким механизмом получает преимущество в распространении удачного нововведения. Долговременная память - не исключение. Ее польза - не в возможности просто вспоминать приятное или неприятное, а в том, что действия, которые ранее приводили к пользе, могут повторяться в подходящих условиях, а связанные со вредом - избегаться. Любой эпизод окрашен позитивом или негативом последствий ранее произведенных действий (но может быть и нейтральным, при недостатке опыта).

По сути, память в каждом эпизоде сохраняет сочетания Стимул - Ответная реакция - Эффект (значимость: польза или вред). Это прямо отражает логику причин и следствий реальности и в виде опыта Правил поведения. Память фиксирует такие Правила для определенных условий, в которых они и проявились как причина и следствие. Как именно это организуется уже достаточно хорошо понятно.

Самым общим предварительным выводом можно сделать утверждение, что все условно выделяемые виды исторической памяти последовательности эпизодов основаны на одной системе информационных механизмов, но по разному проявляемой на разных уровнях внимания к наиболее актуальному эпизоду в восприятии-действия так, что на самых первых уровнях процесса нахождения ответной реакции (fornit.ru/66141) возникает иллюзия их неосознанности (настолько быстро появляются решения о подходящем варианте ответного реагирования), и только на третьем уровне механизмов нахождения ответной реакции для данной ситуации возникает достаточно продолжительный период поиска решения, в котором возникают последовательности ментальных действий (мыслей), в том числе и самовосприятие. Но даже на первых двух уровнях общая информационная картина самоощущения (по Дж.Тонони fornit.ru/7589) постоянно пополняется (fornit.ru/50394) за счет извлечения информации из исторической последовательности эпизодов памяти.

Можно сказать уверенно, что, в отличие от рефлекторных механизмов, характерных для третичной зоны теменной коры, механизмы поиска ответной реакции в данных условиях (реакции, альтернативной привычной), просто не могут обходиться без исторической последовательности записанных эпизодов и такая память в полной мере относится к области осознания текущей ситуации.

Но сначала сделаем краткий обзор наиболее принципиальных и существенных элементов существующих представлений о долговременной памяти, помня заданный контекст общего вывода. Далее - выделенные наиболее информативные фрагменты работ сборника фактических данных исследования.

 

Структура долговременной памяти (fornit.ru/67546).

Эпизодическая и семантическая память имеют ряд общих черт, коллективно определяющих «декларативную» (или «когнитивную») память человека:

1. Оба вида памяти являются большими, сложными и имеют неограниченную емкость удержания информации.

2. Сходство когнитивных операций, участвующих в кодировании информации в эпизодической и семантической памяти. Нередко для постоянного «прибавления» в их хранилища достаточно одного кратковременного события, тогда как многие другие виды научения требуют повторения определенного вида опыта.

3. Обе могут принимать на хранение информацию из различных сенсорных модальностей, а также из внутренних источников.

4. Операции обеих систем руководствуются определенными принципами, такими как специфичность кодирования и перенос соответствующей обработки.

5. Информация, сохраняемая в обеих системах, репрезентирует аспекты мира и имеет фактическую ценность (т.е. точно отражает причинно-следственные связи мира), в отличие от многих других видов выученного поведения, у которых такой ценности нет.

6. Обе являются «когнитивными» системами: их информационные содержания можно рассматривать независимо от любого наблюдаемого действия несмотря на то, что такое действие может быть выполнено или совершается в действительности. Будучи когнитивными системами, эпизодическая и семантическая память отличаются от всех видов процедурной памяти, в которых наблюдаемое поведение на входе и выходе является обязательным.

7. Информация обеих систем гибко доступна посредством множества запросов и маршрутов.

8. Информация, восстанавливаемая из той и другой системы, может быть выражена и передана другим людям в символической форме.

9. Информация в обеих системах доступна самонаблюдению, мы можем сознательно «думать» о вещах и событиях в мире, также как мы «думаем» о том, что делали вчера днем или десять лет тому назад в летнем лагере.

10. Процессы того и другого вида памяти решающим образом зависят от целостности средней височной доли и диенцефальных структур мозга.

 

Различия эпизодической и семантической памяти:

1. Легче всего сравнить эпизодическую и семантическую память в терминах их функций: эпизодическая память имеет дело с припоминанием, а семантическая со знанием. Эпизодическое припоминание принимает форму мысленного путешествия в субъективном времени, сопровождаемого специальным видом осознания (автоноэтичное, или знающее себя осознание). Семантическое знание принимает форму мышления о том, что есть, было или будет в мире и сопровождается другим видом осознания (поэтичное, или знающее осознание). Зачастую, но не обязательно, в эпизодической и семантической памяти участвует язык.

Это прямо говорит о том, что помимо исторической памяти о событиях есть связанная с ней память других видов по их назначению в информационной картине.

2. Отношение между припоминанием и знанием есть отношение включенности: припоминание всегда подразумевает знание, а знание не всегда.

А это говорит о том, что историческая память о событиях - одна структура, которая может быть связана с другими видами памяти, например, памятью о значимости образа, но может и не содержать такой связи. Т.е., фактически, речь идет об одной и той же исторической памяти, у которой могут быть связи с другими элементами обработки информации.

Кроме объективных событий есть ментальные события (так же причинно-следственного характера, но отражающие последовательности мыслительных действий и их значимость) и локализация такой памяти должна быть другой.

3. Можно доказать, что эпизодическая память является более недавним достижением на сцене эволюции, чем семантическая. Многие животные, в особенности млекопитающие и птицы, обладают прекрасно развитыми системами знаний о мире (семантическая память). Но нет никаких данных о том, что они способны автоноэтично вспоминать события прошлого так, как это делает человек.

т.е. вначале историческая память об объективных событиях не содержит связи с другими видами постоянной памяти (значимостью образов, категориями и моделями связей образов), а также еще нет ментальной исторической памяти. Поэтому все зависит от степени развития исторической памяти у особи, но она есть у всех животных с организацией мозга, сложнее рыб (fornit.ru/18112).

4. В развитии человека эпизодическая память отстает от семантической. Маленькие дети приобретают множество знаний о своем мире до того, как станут способными к эпизодическому припоминанию, подобного тому, которое есть у взрослых.

5. Эпизодическая память является единственным видом памяти, ориентированным на прошлое: восстановление в эпизодической памяти обязательно включает в себя мышление «в обратном направлении» в более раннее время. Все другие виды памяти, в том числе семантическая память, ориентированы на настоящее: использование (восстановление) информации обычно происходит в целях того, что человек делает теперь, без какого-либо мышления в обратном направлении к переживаниям прошлого.

То, что к семантической памяти по ошибке относят другие виды памяти (обеспечивающей, например, категоризацию и обобщение) приводит к такой иллюзии. Сведения, сохраняемые в семантической памяти, также имеют историческую последовательность, что позволяет вспомнить, когда они были получены. У детей, у которых эпизодическая память еще не полностью сформирована, может быть способность вспомнить, когда они узнали определенную информацию, такую как услышанное слово или усвоенное правило. Дети вспоминают образы, начиная с 2-3 лет (дети трех лет хорошо помнят все, что с ними происходило за последний год, но только к 3-4 годам гиппокамп объединяет все эти разбросанные островки информации в единую сеть: fornit.ru/67383).

6. Эпизодическое припоминание имеет эмоционально нагруженный «тон», отсутствующий в семантическом знании. Уильям Джеймс называл его чувством теплоты и интимности.

Это говорит о том, что эмоция является базовым контекстом исторической памяти, определяя основное условие в иерархии. Но не только эмоции, а и активные образы восприятия (в виде ID распознавателей образов или номеров связей от этих образов) выстраивают контекст условий, от которого зависит значимость сохраняемого правила (в одних условиях действие могут приводить к позитивной значимости, в других - к негативной). Структура исторической памяти, т.о., имеет вид дерева, как и все другие иерархические структуры колончатой организации коры мозга (fornit.ru/66797).

 

Во время кодирования эти системы действуют последовательно: информация входит в эпизодическую память через семантическую.

В подборке фактических данных "Развитие первых реакций ребенка" (fornit.ru/67428), показано, что в раннем детстве почти одновременно развиваются несколько видов постоянной памяти: опыт имитационных действий (первые автоматизмы), оценка значимости образов и стимулов (fornit.ru/67365), категоризация, взаимосвязи образов, мозжечковые рефлексы. Все эти данные становится возможным выделить и использовать при функционировании гиппокампа, т.е. возможности обработки удерживаемых гиппокампом образов (fornit.ru/7613). Исследователи объединили эти типы памяти одним термином "семантическая память". При этом эпизоды жизненных ситуаций, содержание Правила (логику причины и следствия) сами по себе не связаны с этими видами памяти и могут начинать исторически накапливаться совершенно независимо от них, что и происходит в зависимости от того, с какого возраста оказываются доступны исторические эпизоды.

По данным, полученным с помощью прототипа Beast, все эти виды памяти, включая историческую, являются источником информации в общей информационной картине, сопровождающей последовательности "ориентировочных рефлексов", привлекающих внимание к актуальным стимулам, удерживаемым гиппокампом с целью получения альтернативного привычному варианту реагирования в данных условиях (fornit.ru/vak2).

Нам известно, что в ДП хранятся абстрактные коды образов и что эти коды могут сопоставляться с входными стимулами, обеспечивая распознавание этих стимулов. Мы видели, что информация может быть структурирована с помощью различных правил правил орфографии, правил перекодирования рядов цифр, правил синтаксиса. Все эти правила хранятся в ДП. Мы также убедились, что в ДП содержатся значения слов и факты.

type EpisodicTreeNode struct { // узел дерева Эпизодической памяти
   
ID int
   
// Узлы дерева:
   
BaseID    int // 1 - Похо, 2 - Норма, 3 - Хорошо
   
EmotionID int // эмоция
    /* субъективный узел активной ветки дерева проблем (последний активировавшийся)
    По нему можно найти:
    node,ok:=ReadeProblemTreeNodeFromID()
    if ok{
    NodeAID:=node.autTreeID //конечный узел активной ветки дерева моторных автоматизмов
    NodeSID:=node.situationTreeID //конечный узел активной ветки дерева ситуации
    }*/
   
NodePID int

   
// Cтимул (полный образ Стимула с Пульта) = ActionsImage.ID
   
Trigger int

   
// Образ ответных действий - ActionsImage.ID
   
Action int
   
// Свойства данного узла - массив PARAMS:
   
PARAMS []int
   
/* [3] иммет три значения:
    Effect int // эффект от действий (значимость): (меньше 0) или 0 или (больше 0) Effect учительского Правила ==100.
    Count int // всегда>0 - число усреднений Effect  (используется Count) - уверенность в Правиле и значимости стимула.
    stimulsEffect int // значимость стимула усредняется с каждой новой записью в дерево (используется Count).
    */

    //Связь узлов дерева:
   
Children   []EpisodicTreeNode // дочерние узлы (ветвление) НЕ АДРЕСА, А РЕАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
   
ParentID   int                // ID родителя
   
ParentNode *EpisodicTreeNode  // адрес родителя
}

 

type History struct {
   
ID       int // ID EpisodicTreeNode
   
LifeTime int // время появления узла в пульсах от рождения
}

По значению NodeAID становится возможным полностью раскрыть элементы полного образа восприятия, "вспомнив" все в деталях или же просто использовать этот абстрактный код образа  (символьное мышление) в виде ID для текущей субъективной информационной картины.

Таким образом в эпизодической памяти содержится вся информация об эпизодах прошлого восприятия, включая условия, образы восприятия, образы ответных действий, значимости, что позволяет делать произвольные запросы для извлечения и обработки такой информации. Во всей исторической совокупности кадров становится выбрать значимости заданного образа в различных условиях (модель понимания), найти наиболее позитивные варианты ответов, спрогнозировать возможное развитие событий.

Элементы образов, кодируемые в виде ID позволяют сохранять данные очень компактно, в виде ассоциированных связей, накапливая неограниченно огромные массивы информации. Поэтому проблемы переполнения эпизодической памяти не существует. Для каждого нового звена становится достаточным всего один новый нейрон, становящийся распознавателем данного эпизода памяти. И такие нейроны возникают в гиппокампе при каждом новом ориентировочном рефлексе (fornit.ru/5287, fornit.ru/5232, fornit.ru/5429, fornit.ru/7226, fornit.ru/7222).

Информация, по-видимому, хранится здесь в весьма упорядоченном виде. Факты связаны с другими фактами не случайным образом; одно слово соединяется с другими по смыслу. Вероятно, именно благодаря такому упорядоченному хранению мы имеем возможность извлекать из ДП информацию например, о том, кто написал «Макбет», за несколько секунд.

Это позволяет сделать только иерархическая организация памяти в виде дерева. Поиск по дереву занимает минимально возможное время и осуществляется по текущему состоянию ID составляющих контекст условий.

Браун и Макнил продемонстрировали и попытались описать некоторые закономерности хранения информации в ДП, проведя эксперимент, в котором было использовано так называемое «состояние готовности» хорошо знакомое каждому состояние, когда какое-то слово или имя «вертится на кончике языка», но человек никак не может окончательно вспомнить его. В этом эксперименте испытуемым предъявляли определения слов и просили их называть эти слова. Например, испытуемому говорили: «небольшая лодка, используемая в гаванях и реках Японии и Китая, на которой гребут одним веслом с кормы и на которую часто ставят парус». Браун и Макнил хотели создать состояние готовности, при котором испытуемый чувствовал бы, что он знает слово (оно «вертелось бы на кончике языка»), но просто не мог бы припомнить его. Конечно, во многих пробах этого не происходило испытуемый либо тотчас же вспоминал слово, либо сознавал, что вообще не знает его. Таким образом, состояние готовности было довольно трудно уловимым, но авторам удавалось создавать его достаточно часто (вероятно, благодаря удачному подбору определений). Когда это состояние возникало, оно обладало рядом характерных черт. Испытуемый не только чувствовал, что он знает слово, иногда он даже мог сказать, сколько в нем слогов, с какой буквы оно начинается или на какой слог падает ударение. (Он говорил, например: «В нем два слога, ударение на первом, а начинается оно с буквы «s».) Нередко он мог сказать, какие слова не подходят (это не sandal и не schooner), и мог назвать слова, близкие по смыслу. Такого рода припоминание, при котором испытуемый может определить общие особенности слова, называется припоминанием родовой принадлежности.

Это явление, когда в эпизоде есть определенный ID образа, но картина самого образа не восстанавливается сразу, говорит только о том, что что-то произошло с ассоциативной связью. Это может быть органическая патология или могут быть последствия неоптимальной, недостаточно надежной природной реализации ассоциаций, когда накапливающиеся все большие массивы данных начинают перекрываться последующими. В программной реализации такой глюк невозможен и не возникает сам эффект. Он и в опыте с людьми возникает нечасто, но с возрастом все более провоцируется 1) накапливающимися объемами схожих данных и 2) деструктивными возрастными изменениями.

Браун и Макнил полагают также, что вместе с каждым словом хранятся его ассоциации, или связи, с другими словами в ДП, так что испытуемый может назвать другие слова, означающие почти то же самое. Таким образом, эти авторы описывают ДП как обширный набор взаимосвязанных участков, в каждом из которых содержится сложная совокупность информации, относящейся к одному слову или факту.

Результаты экспериментов с состоянием готовности наводят на мысль, что ДП можно изобразить как сеть, образованную пучками информационных связей. Такая концепция находится в прямом родстве с теорией «стимул реакция».

Это и подтверждается Beast.

В эпизодической памяти информация довольно легко может стать недоступной, потому что сюда непрерывно поступает новая информация. Когда вы извлекаете какие-либо сведения из одной или другой памяти например, когда вы умножаете 3 на 4 (при этом используется семантическая память) или вспоминаете, что вы делали прошлым летом (из эпизодической памяти), этот акт извлечения информации сам представляет собой некое событие. Как таковое это событие должно поступить в эпизодическую память, в которой появятся сведения о том, что вы умножили 3 на 4 или что вы предавались воспоминаниям о прошедшем лете. Таким образом, эпизодическая память находится в состоянии непрерывного изменения, и содержащаяся в ней информация часто преобразуется или становится недоступной для извлечения. В отличие от этого семантическая память, вероятно, изменяется гораздо реже.

Обращение внимания возникает через "ориентировочную реакцию", удерживающую данный эпизод, при этом формируется новый элемент исторической памяти (за время реверберации успевают закрепиться связи, что позволяет фиксировать эпизоды за один раз, в отличие от механизмов рефлексов). В норме (в принципе) он не должен влиять на схожий старый эпизод, но в неидеальной био-реализации такое возможно.

Людям легче вспоминать информацию, если они могут прийти в то же эмоциональное и физическое состояние, в котором они находились, когда заучивали информацию. Например, часто утверждают, что пьяницы в трезвом состоянии не способны вспомнить, куда они спрятали спиртное, когда были пьяны, а в состоянии опьянения они не способны вспомнить, куда они спрятали деньги, когда были трезвыми.

Каждый эпизод сохраняется в своем контексте, образуя независимую ветку дерева исторической памяти. При воспоминании автоматически происходит активаций той ветки, которая соответствуют текущим условиям. Но возможна и произвольная выборка данных для несколько различающихся условий, для чего необходимо ментальное действие для выборки такой информации, на что затрачивается заметно бОльшее время и волевых усилий для информационных запросов.

 

Еще об эпизодической памяти можно прочитать в статье fornit.ru/67549, подтверждающей сделанные ранее выводы:

Эпизодическая память - это форма долговременной, декларативной памяти, которая позволяет людям вспоминать личный опыт из прошлого. Первичные структуры, участвующие в эпизодической памяти, включают гиппокамп, парагиппокамп, энториналь-ную кору и периринальную кору, все из которых являются структурами, расположенными в височной доле головного мозга. Она также включает префронтальную кору головного мозга. Эпизодическая память активируется, когда гиппокамп реагирует на стимулы в окружении человека, которые вызывают прошлый опыт в контексте текущей ситуации. Как только гиппокамп активизируется, дополнительно активируются следующие пути, в конечном итоге стимулируя префронтальную кору. Затем префронтальная кора оценивает память и стимулирует моторную кору, если она определяет необходимость действия на основе прошлого опыта. Эпизодическая память имеет взаимосвязанные пути с будущим эпизодическим мышлением, где воспоминание о прошлом опыте может повлиять на планы человека на будущее.

Исследования выявили множество взаимосвязанных путей и перекрывающихся разделов, связанных с эпизодической памятью и планированием / предсказанием будущего. Эта способность известна как эпизодическое мышление о будущем и, как известно, встречается только у людей из-за нашей способности стимулировать возможные сценарии будущего. Эпизодическая память помогает этим стимулам, определяя возможные результаты на основе прошлого опыта. В результате человек может планировать соответствующим образом.

И еще в статье Эпизодическая память: неврологические и нейромедиаторные механизмы (fornit.ru/67548):

Функционирование системы эпизодической памяти требует значительных энергетических и материальных (нейромедиаторных, протеиновых) ресурсов, то есть чрезвычайно затратно для организма. Соответственно, существуют физиологические механизмы, блокирующие активность данной системы в целях перераспределения ресурсов для других функций мозга.

Первоначальная энграмма формируется в структурах гиппокампа, поддерживающих реципрокную связь с синхронно активирующимися зонами неокортекса. Холинергическая иннервация гиппокампа и первичных зон неокортекса стабилизирует процесс формирования первоначальной энграммы с сопутствующей трансформацией синапсов в структурах гиппокампа. На следующем этапе гиппокамп осуществляет функцию передачи информации в структуры неокортекса, где она ассоциируется с предыдущими знаниями и фиксируется на основе медленно-протекающих процессов синаптогенеза и аксонального роста.

Возможными причинами дисфункции системы эпизодической памяти в пожилом возрасте являются: мощность влияний зрелой префронтальной коры, блокирующей активность гиппокампа; недостаточность стимуляции гиппокампальной системы памяти, приводящая к угасанию нейрогенеза и нейропластичности; нарушения механизмов фазического выброса нейромедиаторов и их последующего клиеренса.

И еще в статье Нейроны эпизодической памяти (fornit.ru/24206):

Эпизодическая память помогает нам запомнить, «как пройти в библиотеку». Для этого информация должна перейти из кратковременной памяти в долговременную. Известно, что анатомически для этого нужны гиппокамп и кора больших полушарий. Концептуально возможны два варианта развития событий: сначала кратковременная память кодируется в гиппокампе, как более «низшем» центре мозга, после передается на долгосрочное хранение в кору полушарий и стирается из гиппокампа. Второй вариант: эпизодическая память, даже кратковременная, одновременно записывается и в гиппокамп, и в кору головного мозга, а уже в последней с течением времени закрепляется.

т.е. эпизодическая память сохраняет последовательности Правил, которые позволяют после одного действия видеть, какое следующее действие нужно совершить чтобы достичь цели. Это - принцип GPT (fornit.ru/66139) - настолько эффективный, что сделал революцию в справочном поиске в 2022-году.

Бывает так, что какое-то явление, или слово, или предмет вызывают в нас целую лавину воспоминаний. Например, увидев молнию, мы вспоминаем отпуск позапрошлым летом, когда было много гроз; или же мы погружаемся в воспоминания о детстве, узнав знакомый запах выпечки. Так происходит потому, что память хранит не просто какое-то событие, но и его контекст мы не просто ели бабушкин пирог, мы ели его в доме, а дом был в деревне, а в деревне жили ещё какие-то наши знакомые и т. д. Если бы наш мозг не запоминал контекст, если бы память представляла собой просто отдельно взятые единицы информации, нам бы жилось намного труднее, даже просто в бытовом смысле.

Это - подтверждение иерархической организации в виде дерева.

 

Системы головного мозга и память (fornit.ru/5261).

Помимо функциональных различий между от­дельными аспектами памяти существует еще один качественный фактор, играющий важную роль в про­цессе обучения и влияющий на то, какая информация будет сохраняться в памяти и сможет быть извлечена оттуда. Этот фактор-поощрение или наказание, следующее за определенным действием.

Значимость последствий совершенного действия вслед за Стимулом в данных условиях отражает логику объективного мира: Правило вила типа Стимул - Действие - Эффект. В исторической памяти Beast в каждом эпизоде фиксируется такое Правило, что и делает эпизод полезным для адаптивности.

 

Система процедурной памяти (fornit.ru/67551)

Процедурная память – один из двух основных типов долговременной памяти человека, которая участвует в кодировании, хранении и извлечении навыков, недоступных сознательному восприятию. Эта система памяти развивается посредством многократного и постепенного процедурного обучения. Это когнитивный процесс, который позволяет нам выполнять сложные действия, даже не замечая этого. Просто подумайте о том, как вы читаете по утрам, завязываете обувь, надеваете одежду, готовите бутерброд и едете на работу. Все эти действия являются примерами процедурной памяти.

Процедурная система ассоциируется с системами, имеющими отношение к действиям с использованием эмоционально значимых стимулов в качестве подкрепления.

Такие действия также называются навыками, привычками, стереотипами (рутинными действиями). Чаще всего действия составляются из приобретенных ранее более элементарных действий. Таким образом, одной из функциональных задач процедурной памяти является координация и запоминание сложной последовательности простых действий, включая речь.

Овладение новым действием требует перестройки старой карты действий. Механизм такой перестройки и составляет основу процедурной памяти.

В обеспечении работы исполнительной системы участвует и мозжечок.

В отличие от быстрого кодирования информации на уровне декларативной памяти процессы обучения в рамках мозговой системы процедурной памяти протекают постепенно и требуют наличия множества ассоциативных связей между контекстом и осваиваемым действием. Вспомните, сколько времени заняло у вас обучение вождению автомобиля или игре в теннис, и сравните с теми несколькими секундами, которые потребовались на то, чтобы навсегда запомнить эпизод дорожного происшествия. И аналогично извлечение информации из эпизодической памяти связано с сознательным вспоминанием, которое в зависимости от типа сенсорной информации, занимает несколько сотен миллисекунд. А извлечение информации из процедурной памяти происходит быстрее и может осуществляться автоматически, без контроля со стороны сознания.

Сказанное относит элементы "процедурной" памяти к области психики, точнее, к области обработки удерживаемого гиппокампом актуального стимула. Многократность повторения оказывается нужна только из-за участия мозжечка в корректирующих действиях, 1) дозирующих силу действия (чтобы не было перебора или недобора) и 2) дополняющих основное для того, чтобы изменение баланса тела при движении перестало оказывать негативное влияние. Именно не удачность получившегося результата заставляет повторять действие, добиваясь успешности за счет дополнительного участия мозжечка при формировании его рефлексов. Процессы в мозжечке не поддаются осознанию, что и дало основание исследователям отнести такую память к неосознанной, но каждая из отдельных фаз сложного действия осознанию поддается, что позволяет отрабатывать действие поэтапно (fornit.ru/983).

Элемент "процедурной" памяти - не что иное, как Моторный автоматизм, в отличие от рефлексов (fornit.ru/19819). Формирование автоматизмов требует жизненного опыта, который представлен в нескольких специализациях памяти (в том числе эпизодической) и различного уровня вовлечения осознанной произвольности (fornit.ru/66141) вплоть до уровня доминант нерешенных проблем (творчества).  Так что "процедурная" память - следствие развития всех систем произвольности и не может происходить без осознания удерживаемого Стимула.

 

Фактические данные исследований позволили построить модель, в которой как в пазле известные элементы определяют места пока неизвестных, что позволило в достаточной степени полноты выяснить всю картину системной организации не просто в отдельных механизмах, а целостной системы организации психики в контексте ее адаптивного назначения, в том числе функции "сознания", "произвольности", всего того, что предназначено для нахождения альтернативы привычного реагирования для данных особенностей условий, что и является основной задачей психики со специализированными механизмами в лобных отделах коры мозга.

 

Подсистема дерева эпизодической (исторической) памяти для "Моторных Правил" достаточно ясно видна в приведенном в архиве скрипте на зыке ГО (понимаемом синтаксисов на основе языка С).

В файле episodic_memory_tree.go организована структура эпизодической памяти и дополнительный массив исторической последовательности эпизодов. Здесь есть функция сохранение нового эпизода: func saveNewEpisodic().

В файле episodic_memory_tree_functions.go созданы функции для извлечения информации из эпизодической памяти с целью нахождения последовательности Правил, в конечном счете приводящих к позитивному результату: func getTargetEpisodicStrIdArr(), а так же функция предсказаний результата от предполагаемого действия - для выбора наиболее подходящей реакции: func getEpisodesArrFromConditions().

Первая функция используется на втором уровне вовлечения процесса осмысления, когда нужно оперативно, не задумываясь действовать в достаточно знакомых по опыту условиях.

Вторая функция используется на первом уровне процесса осознания, когда для данных условий уже есть привычная реакция (моторный автоматизм), но ее нужно оперативно проверить на приемлемость для текущих особенностей условий. Такой процесс практически не затрачивает времени и только при неблагоприятном прогнозе вовлекаются функции более глубокого уровня осмысления, вплоть до доминанты нерешенной проблемы.

Аналогично организуется и дерево ментальной исторической памяти, в котором сохраняются эпизоды ментальных действий (в основном произвольной активации и запросов на извлечение информации), что образует Правила мышления.

 

Результирующее понимание структуры эпизодической памяти, возникшее в проекте Beast, основывается на том, что кроме времени и условий возникновения данного эпизода, в такой памяти сохраняются "правила", отражающие причинно-следственную связь, типа Стимул - Ответ - Эффект ответного действия.

Для обобщения имеющихся фактических данных исследования в этом аспекте, были заданы вопросы GPT4:

Согласно общепринятым представлениям, элементы эпизодической памяти содержат результаты сенсорно-перцептуально-концептуально-аффективной обработки. Подробнее про это.

Составляющие эпизодической памяти:

  1. Сенсорное восприятие:
    • Здесь информация поступает через органы чувств, такие как глаза, уши, кожа и другие, и воспринимается мозгом. Например, восприятие цвета, звука, текстуры и т. д.
  1. Перцептуальная обработка:
    • Это процесс интерпретации сенсорной информации, где мозг анализирует и понимает воспринятые сигналы. Например, распознавание объектов, лиц, звуков и т. д.
  1. Концептуальное понимание:
    • Включает в себя связывание сенсорной информации с уже существующими знаниями и концепциями в памяти. Это помогает нам понимать события в контексте и придавать им смысл.

 

Можно ли сказать, что эпизод такой памяти содержит правило типа Стимул - Ответ - Эффект ответного действия?

 

Да, можно сказать, что эпизодическая память содержит элементы типа "Стимул - Ответ - Эффект ответного действия". В контексте эпизодической памяти событие или эпизод (стимул) часто связан с определенными реакциями или ответами со стороны человека, а также с последующими эффектами или последствиями этого действия.

Разбор элементов в контексте эпизодической памяти:

  • Стимул:
    • Это конкретное событие или ситуация, которое произошло в определенное время и месте. Например, встреча с другом, поход в магазин, поездка на отдых и т. д.
  • Ответ:
    • Это реакция или действие человека на данный стимул. Например, общение, покупка товаров, отдых и т. д.
  • Эффект ответного действия:
    • Здесь учитываются последствия или результаты ответного действия. Например, улучшение отношений с другом, покупка нужных товаров, получение удовольствия от отдыха и т. д.

Роль "Стимул - Ответ - Эффект" в эпизодической памяти:

  • Эти элементы помогают формировать и закреплять в памяти целостные эпизоды событий.
  • Связь между стимулом, ответом и эффектом помогает нам понимать причинно-следственные связи и извлекать уроки из прошлого опыта.
  • Последующее вспоминание эпизодов может активировать ассоциации между этими элементами, что способствует сохранению и воспроизведению памятных моментов.

Таким образом, анализ "Стимул - Ответ - Эффект" в контексте эпизодической памяти помогает понять, каким образом мы сохраняем и воспроизводим информацию о конкретных событиях, их последствиях и наших реакциях на них.

 

В каких исследованиях было показано, что в эпизодах памяти содержаться такие правила?

Исследования в области когнитивной психологии и нейронауки подтверждают наличие элементов "Стимул - Ответ - Эффект" в эпизодической памяти. Вот несколько исследований, которые описывают и подтверждают эти правила в контексте памяти:

  1. Tulving's Encoding Specificity Principle (1972):
    • Исследование Энделя Тулвинга подчеркивает важность связи между контекстом кодирования и контекстом восприятия для вспоминания информации. Это связано с пониманием "Стимул - Ответ" в контексте эпизодической памяти.
  1. Morris et al.'s Depth of Processing (1977):
    • Исследование Морриса и коллег показало, что глубина обработки информации оказывает влияние на ее запоминание. Это также относится к пониманию, как стимулы обрабатываются и как это влияет на последующее восприятие и ответ.
  1. Baddeley's Working Memory Model (1974):
    • Работы Алана Бэдли по модели рабочей памяти также учитывают взаимодействие между входными стимулами, ответами и эффектами на сохранение информации и выполнение задач памяти.
  1. Neuroscientific Studies on Episodic Memory:
    • Нейронаучные исследования с использованием методов нейроимиджинга, таких как функциональная МРТ, позволяют изучать активность мозга во время воспоминания эпизодов и показывают, как различные области мозга взаимодействуют при вспоминании стимулов, ответов и эффектов.

Эти исследования и многие другие в области когнитивной психологии и нейронауки продемонстрировали, что элементы "Стимул - Ответ - Эффект" играют важную роль в эпизодической памяти и в формировании наших воспоминаний о конкретных событиях и их последствиях.

 



Обсуждение Еще не было обсуждений.


Дата публикации: 2022-12-08

Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

В предметном указателе: Великая иллюзия сознания: феномены, эксперименты, модели | Главное о программной модели механизмов адаптивности живого существа | Голографическая модель мира и психики, о телепатии, телепортации и связи всего со всем через некую Образующую Волю Вселенной | Западная модель. Российским учёным придётся бороться за гранты | Наука | Общество | Аргументы и Факты | Методы упрощения решения глобальной задачи прогнозирования и формирование системы прогнозных моделей | Алгоритмы распознавания | Голографический принцип | Интеллектуальные механизмы | Механизмы памяти | Организация памяти | Организация памяти мозга | Природа сна | Психика сознание | Психика человека | Психические процессы | Эпизод фильма Настоящий детектив | Извлечение эпизодических контекстов в подполях гиппокампа человека | Формирование эпизодической памяти происходит за счет реверберации | Эпизодическая память | Эпизодическая память: неврологические и нейромедиаторные механизмы | Нейроны эпизодической памяти | Виды осознаваемой памяти: Семантическая и Эпизодическая | Осознанные сновидения | практика осознанного сновидения | Самосознание личности | Осознанное формирование поведенческих навыков | Осознанные сновидения | Осознанные сновидения – опасная встреча
Последняя из новостей: Трилогия: Основы фундаментальной теории сознания.

Обнаружен организм с крупнейшим геномом
Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека.
Тематическая статья: Тема осмысления

Рецензия: Рецензия на статью

Топик ТК: Системные исследования механизмов адаптивности
 посетителейзаходов
сегодня:13
вчера:38
Всего:19136

Авторские права сайта Fornit