Познай самого себя: Оглавление
Если бы вдруг отпала необходимость работать за деньги, а все, что нужно для жизни можно было бы получить даром, то люди разделились бы на тех, кто перестал бы делать то, за что получали деньги и тех, кто продолжал бы заниматься интересной для них работой. Предположим, что первых оказалось 90 процентов, вторых - 10. Если бы речь шла о первобытных людях, то соотношение, скорее всего, оказалось бы намного больше в пользу первых, скажем, 99 процентов против одного шамана. Ну а домашние животные вообще не выполняют никакой работы в обмен на блага, если только к чему-то их не принуждать или это не будет игрой. Их социализация проходит с меньшим объемом передаваемых детенышам сведений, необходимых для выживания в лесу и с усвоением минимума взаимно понимаемых символов общения с человеком в домашних условиях.
Первые работают без личного интереса, а мотивацией является необходимость, пренебрежение которой быстро и неотвратимо приводит к невзгодам. Эти люди просто живут, не имея выраженного творческого интереса, о котором чуть позже. В народе их называют "быдло", "плебеями" или даже в целом "народом" в греческом смысле "демос", подчеркивая примитивность социальных ролей, даже если они обладают большой властью и влиянием, что во многом и позволяет жить, не напрягаясь.
Они в гораздо большей степени полагаются на уже наработанные автоматизмы и не стремятся к развитию новых, если их не принуждают обстоятельства. Здесь будем условно называть эту преобладающую группу обывателями.
Но есть и те, которые делают что-то, приносящее им радость самим процессом такой работы, их тоже относительно не большой процент. Это - типичные ремесленники, хорошо освоившие дело и поэтому их работа сопровождается тем позитивом, который был закреплен как оценка успешности реакции. Им нравится своя работа, приносящая радость отличными результатами и социальной востребованностью. Таких не много в современном обществе и их соотношение варьируется в разных странах и культурах. Здесь будем условно называть эту преобладающую группу мастерами.
И, наконец, есть совсем небольшой процент тех, кто поставил цель, обещающую очень заманчивый, социально значимый результат, но сам процесс не приносит радость, а требует больших усилий и лишений в муках творчества.
Существует немало попыток оценить количественное соотношение этих групп, в том числе и на уровне научных работ, изучающих оптимальный баланс этих социальных ролей для данного уровня развития общества:
"Ученые узнали оптимальное количество творцов в обществе" (fornit.ru/6558),
"Удалось установить, сколько генераторов идей должно быть в каждом коллективе" (fornit.ru/6559).
Не сложно эвристически оценить соотношение представителей этих условно выделенных социальных ролей. Для современной России - это примерно: 80% обывателей, 15% мастеров и 5% творцов для взрослых от 25 до 60 лет. Половые различия значительно изменяют соотношение - в силу определенных социальных, прежде всего, культурных факторов. Такое разграничение ролей - условно потому, что любой человек в иных обстоятельствах может начать выполнять другую роль так, что никакой наследственной типологии не предлагается. Любой творец иногда может находится в праздной полубессознанке, когда эпизодическая память не сохраняет почти никаких воспоминаний.
Нетрудно заметить, что эти три стиля деятельности соответствуют вовлеченности тех или иных уровней сознания, о которых раньше говорилось. Понятно, что развитие последнего уровня требует особенно много времени и усилий, обычно оно завершается у большинства людей в 35-40 лет, но у некоторых продолжается всю жизнь, что разделяет людей по привычно предпочитаемым стилям деятельности. Проявление последних уровней находят и у других животных (fornit.ru/1584), про которых до сегодняшнего дня многие привычно говорят об отсутствии сознания вообще.
По распределению этих трех наиболее общих групп социальных ролей можно судить о главных параметрах общества, влияющих на это соотношение: технологический потенциал, позволяющий меньшему числу людей заниматься производством, и культурный потенциал, объединяющий взаимопониманием людей и балансирующий оптимум социальных потребностей.
В немалой степени существующее соотношение определяет практическая необходимость в социальных ролях. Оказавшись на природе, или обустраивая свою дачу, обыватели придумывают какие-то усовершенствования, если не находятся тех, кто это делает лучше. Но длительное воздержание от творчества приводит к дезадаптации при и без того не слишком развитых навыках творчества. Так, принимаясь сооружать свой дом по причине неимения средств нанять рабочих, человек с натугой вспоминает геометрию, когда возникает задача раскроить листы материала. То, что было в школе отвратительно, вдруг приобретает важный смысл для решения проблемы, но, часто, его понимание уже не достижимо.
В каждом из направлений деятельности специалистов общества, творцы заинтересованно исследуют и развивают свое направление. Яркий пример - врачи древности (про Авиценну есть очень выразительный фильм "Лекарь: Ученик Авиценны"), космологи, определяющие моменты разлива рек и составляющие календари, алхимики, пытающиеся найти магическое решение всех вопросов и открывающие порох. В отличие от обывателей и мастеров они обычно слабо социализированы потому, что больше времени посвящали развитию мировоззренческих представлений, кажутся жалкими и не приспособленными к жизни, хотя встречаются и исследователи- атлеты.
Обычно повышенный исследовательский интерес в раннем возрасте, высокая энергичность и гибкость мышления мотивируют быть творцом. Разные люди в очень разном возрасте приходят к достижимым высотам формирования своих навыков и становятся мастерами в своем деле. Но не многие сохраняют этот интерес на всю жизнь.
Если мастера мотивирует уверенно прогнозируемый великолепный результат его деятельности, позитивные переживания успешности, особенно социально оцененной, то у творца так же маячит, но гораздо дальше, желанный успех в обществе, если не уверенность, то надежда на то, что он сможет решить поставленную задачу. Надежда, это такой вид мечты, о которой уже шла речь, когда объектом мечты является вполне определенная цель. Эта мечта окрашивает цель в позитивное предвкушение того, что будет получено в случае ее достижения. Негативные переживания, что неизменно сопровождают муки творчества и по которым можно легко отличить творчество от мастерства, даже если это мастерство проявляется в виде импровизации (а любое мастерство не приводит к получению точной копии продукта, а всегда содержит элементы импровизации), эти муки перекрываются позитивом мечты - так же как в раннем возрасте невзгоды совершенствования перекрываются игровым контекстом.
Чаще всего условием мотивации творчества является не просто заманчивый, а социально значимый результат. Многое бы не совершалось без надежды, что это станет доступно обществу. Даже тот, кто максимально изолировался от всего вокруг, осознанно или нет предполагает не бесполезность, которая бы оправдывала все затраты усилий, ведь, как правило, цель творчества не предназначена для самого творца. Исключением является или очень примитивное творчество или маниакальная психо-зависимость, что нельзя отнести к норме.
Есть еще одна мотивационная позитивная компонента, которая может сопровождать творчество, - это творческий интерес, - реликт раннего исследовательского интереса, такой уровень любопытства, который не безотносителен как в период дефицита внимания и гиперактивности, а сориентирован в определенном направлении, определяемом направлениями личных интересов, которые развиваются с раннего возраста при исследовании окружающего.
Поначалу беспорядочные сведения о мире, при их сопоставлении, формируют осмысленную модель взаимосвязей объектов, выделенных вниманием. Знание полноты свойств такой модели важно для практической возможности ее уверенного использования.
Каждый удачный компонент добавляет позитивную оценку успешности, а неудачи способны сделать эту модель неинтересной.
Чем более целостна модель, тем более она привлекательна этим связанным с удачами позитивом и оставшиеся невыясненными загадки мотивируют исследование и обобщение до полной идеальности. Эта сугубо индивидуальная позитивная значимость успешности в обобщении проявляется как то "эстетическое чувство", о котором говорил А. Пуанкаре, в отрывке, приводимом в главе Творческое решение проблем.
Чаще всего творческий процесс достижения цели в решении поставленной проблемы мотивируют в той или иной степени тремя упомянутыми компонентами: игровым контекстом, мечтой и творческим интересом. Если этого достаточно, то творческий процесс совершается. Так что можно понять, чего же не хватает и что можно было бы привлечь для того, чтобы поставленная цель продвигалась, а не преобладала лень (fornit.ru/652) - совершенно естественное состояние недостаточности позитивной мотивации при явно негативных трудностях. Если же мотивации достаточно, то любые трудности, любые затраты оказываются преодолимыми.
Но отдельные элементы творчества бывают особенно затруднены чем-то или состояние оказывается особенно не располагающем творить, и тогда на помощь приходит дисциплина - сознательное проявление волевого усилия, которое можно и нужно развивать. Умение сознательно переопределять значимость происходящего в виде волевого усилия придает огромное преимущество, без которого просто невозможно было бы завершить хоть что-то не сиюминутное. Люди, не обладающие достаточным навыком самодисциплины, остаются бесплодными мечтателями.
Важность самодисциплины понималась очень давно. Во многих племенах существовали обычаи и ритуалы, провоцирующие развитие самообладания, - удержания необходимого состояния для решения проблемы, особенно в преодолении невзгод и боли.
При этом есть важнейшее отличие того, что является суррогатом самодисциплины при ее навязывании жесткими условиями (выбор: сделай это, или получишь неприемлемые для тебя повреждения) и наработанной самодисциплиной, условие применение которой зависит от самого себя, от осознанного взвешенного решения. В первом случае человек выполняет чужую, а не свою волю, с осознанием отвратительности такой ситуации или с полным смирением, т.е. превращаясь в механизм реализации чужой воли.
В ключевых инженерных КБ во времена Сталина, при всей жесткости дисциплины и требовательности результатов, которые могли бы свести на нет любые личные мотивации опасностью для жизни малейших ошибок, чтобы выживать просто необходимо было быть фанатом идеи. Фанатизм основывается на предельно высокой вере, которую не может по силе значимости превысить ничто другое. Фанатизм приводит не только к достижению цели, но и специфически изменяет психику, приводя к непримиримому неприятию всего, что противоречит, попирает объект веры. Параноидальное состояние развивается с каждым случаем столкновения с нерешаемым противоречием объекта фанатизма, и накапливающиеся активности в состоянии психоза приводят к нервному истощению.
Обычно фанатизм является следствием чужой воли и мотивирует то, что определено другим. Но в творчестве есть большая опасность самопродуцированного фанатизма, называемого идеей-фикс (fornit.ru/449). Позитив удачного решения проблемы увеличивает самоуверенность и прогнозирует такую же удачность при подобных обстоятельствах. Этим позитивом решение делается преимущественным по отношению к тому, что оказывается в чем-то противоречивым, и такие варианты так или иначе игнорируются, находится предположительная причина почему на это не стоит обращать внимание - удовлетворительное объяснение, оставляющее "хорошее" решение без сомнения в его верности. Стоит полюбить свою идею, и она оказывается вне сомнения. То, что ее подтверждает хоть как-то, с восторгом принимается, а что ей противоречит - игнорируется.
Научная методология четко отслеживает такие случаи, но главным лекарством от самообмана является принцип сомневаться в важном и любить не идею, а процесс достижения поставленной цели (а процесс может быть развит мастерски и приносить удовольствие) - одним из трех описанных способов или же даже проявить принципиальный фанатизм в этом единственном отношении.
Конечно же, даже в отношении принципов научной методологии не стоит проявлять чрезмерный фанатизм, но - только тогда, когда развивается сама эта методология, а в отношении практического использования ее выверенных аксиом это - намного продуктивнее, чем всякий раз подвергать их сомнению во время использования. Так что можно говорить о пользе исповедования научной методологии в научном творчестве: методологии исследования, методологии измерения (метрология), методологии организации эксперимента, методологии обработки результатов эксперимента, методологии формализации определений, выводов и утверждений.
В научной методологии нет раздела о формальных методах сопоставления и обобщения данных исследования, хотя они упоминаются как ключевой этап. Многими допускается, что обобщение может быть осуществлено даже с помощью компьютера или вручную методами прикладной математики: статистика, корреляция, регрессия, кластерный и фрактальный анализ, выявление тенденций и т.п., но это возможно только в случае предельно формализованной задачи такого обобщения и не является собственно обобщением, создающим модель явления, объединяющую ее проявляемые свойства во взаимодействиях в определённых границах условий. Такое пока возможно только с использованием высшего уровня осознания.
Наиболее общие приемы процесса обобщения условно выделяют как индукция, дедукция, аналогия, но никто не может перенести эти методы на уровень алгоритма. Шерлок Холмс мог объяснить, как он пришел к какому-то выводу только после того как он уже проделал работу по сопоставлению и обобщению данных, но не мог предложить Ватсону формулу или методику как это проделывать универсально, а не в каждом конкретном случае.
Как уже говорилось, в обобщении участвуют не только зоны обслуживания канала осознанного внимания, но и все ассоциативные зоны образов восприятия, в которых и происходит эвристическое выделение наиболее актуального в активном контексте нерешенной проблемы. Почему нужно обратить внимание именно на данное пятнышко на ботинках и ниточку на одежде, почему, казалось бы, очевидная связь на самом деле явно неприменима и т.п. - специфика субъективной организации представлений в виде непротиворечивых моделей. Безуспешными и многочисленными попытками создания экспертной системы даже для уже имеющегося знания (интеллект эксперта), а не то что саморазвивающейся экспертной системы показана невозможность создания алгоритма, формализующего этот процесс.
Однако, принципы научной методологии вполне однозначно формализуются и позволяют кардинально оптимизировать субъективный творческий процесс, избавляя от иллюзий и некорректных утверждений. Но для использования необходимо перевести их из формы книжных сведений в форму субъективного знания - постепенным опытным освоением на практике. Тогда они войдут в состав личной системы мыслительных моделей.
Научное творчество затрагивает адаптивность к новому в области универсальных правил, формализованных для общего использования всеми членами социума в той мере, в которой эти члены способны и готовы воспринять эти правила. Но всегда есть те, кто занял в данном обществе нишу роли внедрения передовых научных сведений, - инженеры, - второе звено социальной адаптивности после ученых исследователей, теоретиков и экспериментаторов. Теоретики в этой последовательности оказываются посредине цепочки потому, что все субъективные обобщения подлежат экспериментальной верификации, причем - на всей стадии построения теорий так, чтобы проверялись наиболее близкие к базовым аксиомам предположения, называемые гипотезами, в отличие от далеких - фантазий.
Немалое количество общих формализованных представлений оказывается доступным большому числу членов общества путем популяризации - упрощённой формы представлений. Эти облеченные словами представления образуют новые символы взаимопонимания в данной культуре, способствующие формированию общественного интереса к тем или иным направлениям исследования и инженерного творчества, что выделяет их как актуальные.
Символы взаимопонимания с мировоззренческой спецификой, позволяющие обмениваться сведениями исследовательского, инженерного и научно-теоретического характера очень условно будем называть терминологическими символами общения. Такие символы, в большей своей части, имеют словесную, вербальную форму, но могут быть выражены в иллюстрациях, видео, графиках, математических формулах и т.п. Формулы C2H5OHили E=MC2 узнаются многими людьми, не являющимися специалистами, составляют определённую часть культуры, и позволяют обмениваться сигналами, принимающими определённый смысл в текущем контексте.
Частным случаем научного творчества, касающегося использования результатов научного поиска, является техническое творчество. Часто все это объединяют одним словом: научно-техническое творчество.
В таком виде творчества очень важно передавать максимально точный смысл используемых понятий, что делается в виде терминов. Но смысл всегда определяется тем значением, которое имеет это понятие в данном контексте, и это значение - всегда субъективное, абстрактно-личностное, всегда определяется относительно субъекта, а не существует реально в природе в виде чего-то. И как бы ни казались термины свободными от их личностной значимости, на самом деле они затрагивают, так или иначе, основу системы значимости по шкале плохо это или хорошо в данном конкретном случае. И без контекста любой термин теряет этот свой смысл. Чаще всего контекст определяется самой предметной областью, в которой используется термин и более частными случаями его использования так, что окончательный смысл возникает в конкретном случае использования, а научные исследования нацелены на их практическое использование. Так что любая строгая наука лишь временно абстрагируется от всего другого, что для человека имеет определенное значение в определённых ситуациях.
Часто говорят о профессиональной этике юриста, физика, занимающегося исследованиями, которые влияют на развитие буквально всех представлений, для которого неприемлемо создание технического апокалипсиса, биолога, для которого неэтично задумываться о создании человеческой многоножки,
Поэтому, терминологические символы общения, которые представляют смысл субъективных научно-технических понятий, в более общей их сути являются этическими символами общения.
В "гуманитарном" творчестве участвуют в точности те же уровни сознания, но результатом оказываются этические символы общения. Они не способствуют пониманию окружающего мира, а ориентированы на субъективные переживания, на передачу мотивационных, эмоциональных, этических представлений: всего, что сопровождает взаимодействие людей. Творчество в этом направлении порождает менее жестко определяемую специфику формализации: назовем ее гуманитарными символами общения. Они более тесно связаны с придаваемой значимостью.
Для гуманитарных предметных областей в гораздо меньшей степени используется научная методология, при том, что она так же важна в исследованиях в этих областях и имеет те же цели избавления от субъективных иллюзий, ошибок обработки данных и обеспечения корректности обобщающих утверждений.
Художественное творчество - часть гуманитарного творчества, порождает наиболее выраженную этику символов общения. Новые и значимые переживания, ставшие объектом внимания художника, он старается воплотить в той художественной форме, навыками выразительности которой обладает. Если это ново и значимо для зрителей, и они оказываются достаточно подготовленными, чтобы в данной художественной форме увидеть передаваемое или они видят нечто со своей значимостью, то это художественное произведение оказывается востребованным, а переданный образ создаст в субъективности зрителя новый символ понимания. Но, в отличие от непосредственных форм передачи элементов восприятия таких, как натуралистическая живопись, фотография и видео, рисунок может содержать лишь отвлеченные от привычной реальности элементы, схожие с теми абстракциями, что распознаются в мозгу, так, что если линии рисунка содержат совокупность главных черт реального объекта, то он будет распознан.
Передача значимого образа сочетаниями звуков, абстрактной живописью и скульптурой может потребовать того контекста, в котором этот образ приобретет определённый смысл, - объяснения художника: что же он хотел этим сказать. Даже натуралистические картины без такого объяснения теряют смысл и внешне становятся непримечательными и неинтересными. Поэтому культура восприятия художественных образов - прежде всего, - сопровождаемый эти образы пояснительный контекст, не зная который, человек оказывается непричастным к пониманию сути творческого замысла. Для создания полноты контекста понимания важно знать, когда, при каких обстоятельствах это было создано, что хотел изобразить художник.
Чем более многозначительно произведение, тем оно способно разнообразнее пониматься каждым так, к чему человек более склонен в проявлении экстремальных эмоциональных переживаний. Поэтому женщина, изображённая в полупрозрачной накидке, воспринимается значительно более эмоционально, чем полностью обнаженная и не дающая возможности предположить наиболее желательное для данного человека. Однозначность же способна угодить только тем, для кого она оказывается безусловно привлекательной, но у людей разные вкусы и предпочтения.
Сальвадор Дали писал: "Как вы хотите понять мои картины, когда я сам, который и создаёт их, тоже не понимаю. Факт, что я в тот же момент, когда пишу, не понимаю моих картин, не означает, что эти картины не имеют никакого смысла. Напротив, их смысл настолько глубок, сложен, связан, непроизволен, что ускользает от простого логического анализа".
На самом деле, то, при каких обстоятельствах и как создавалась картина, знание ментальности художника дают определённое познавательное понимание и тому, что ему удалось выразить. И это - вовсе не та привлекательность, чем это произведение ценно для других потому как в условиях недостаточной определенности, многозначительности, у каждого человека возникает свое субъективное предположение и впечатление.
Русский художник К. Малевич, которого высоко ценят знатоки художественного творчества, вывесил свой Черный Квадрат в наиболее сакраментальной части галереи, где выставлялись религиозные полотна, и объяснил свое творение тем, что воплотил образ божественной монады, которая каждого зрителя погружает в свой глубокий созерцательный смысл. Те, кто не знает эти обстоятельства видят просто черный квадрат. Без объяснений он теряет свой смысл и ту высокую значимость, которую ему придают искусствоведы.
Получается, что убедительное и увлекательное объяснение замысла оказывается самым важным в живописи, каким бы ни была сама живопись, которая должна быть полностью объяснена и оправдана таким объяснением, делающим даже погрешности выигрышными. Этот замысел передается искусствоведами, интерпретируется, обрастает легендами и становится неотразимым для причастных и...совершенно непознаваемым для новичков.
Так сегодня поступает великий российский дизайнер Артемий Лебедев, который любую свою закорючку логотипа объясняет так умело и убедительно, что она становится поистине драгоценной (во всех смыслах) для заказчика.
Итак, этические символы общения важны и значимы только для причастных к культуре их понимания. Кошка может смотреть на великое произведение или текст великой теоремы Ферма и не видеть там ничего кроме совершенно не интересных ей закорючек. Но те, кто понимают эти символы, объединяются в таком общем понимании и отношении в единую систему реагирования коллективного сознания. И такой общественный организм способен на качественно новый уровень адаптивности к реальной действительности.
Все, что нарушает коллективное взаимопонимание, тем самым разрушает коллективное сознание и возможности его адаптивности, отбрасывая культуру назад. Это происходит с каждой социальной революцией, непримиримо разделяющей понимание, с каждой альтернативной субкультурой, рассекающей общую культуру на несколько непримиримых кусков. Обычно сектами называют именно такие образования, часто религиозной направленности. Безусловная вера, являющаяся основой религии, не допускающая инакомыслия и всего, что ее попирает, раскалывает культуру наиболее радикально.
Более древними и основополагающими являются философские символы общения, которые, разделяясь по специфике, порождают религиозную, гуманитарную и естественнонаучную философию. Это - форма мышления, предшествующая научной методологии и возникающая в начальных этапах исследования явлений, до понимания сути базовых механизмов явлений так, что остается только рассуждать об этом в самом общем виде, делая наиболее вероятные предположения.
Отсутствие определенного понимания оставляет место философствованию об этом. Не существует универсальной методики, позволяющей планомерно начать исследовать явление по каким-то формальным направлениям. Альтернативой попыток сделать предположения в таком случае оказывается только метод "научного тыка", но многие единичные и недоступные непосредственно явления не позволяют его применять, особенно объекты религиозных представлений или иллюзий восприятия, у которых не определены не только их свойства, но и вообще существование. Люди видели звезды, Луну, Солнце, облака, молнии, удивляющий растительный и животный мир, множество того, что вообще было непонятным, но в силу значимости требовало объяснений. Философия как раз и дает объяснения вместо точного знания, и эти объяснения развиваются, корректируются и приходят к форме устоявшихся убеждений, порождая огромное количество символов общения.
Это происходит и сегодня. Ученые философствуют о начале времен и вселенной, о сути взаимодействий и множестве явлений более зримых, но пока не доступных пониманию и даже методам изучения. Это происходит везде, где зарождается новое отношение к наблюдаемому.
Так, любому математическому формализованному понятию предшествует его субъективное представление, которое бывает не просто формализовать. Многие математики пребывают в иллюзии некоей изначальной математической гармонии, которая определяет свойства мироздания. Они совершают изощренные формальные преобразования, иногда методом "тыка", как алхимики, следуя своему эстетическому чувству гармонии, и эти формулы наделяют своим субъективным смыслом, хотя сами по себе никакие формулы никаким смыслом не обладают и позволяют применить к ним очень разный смысл, что порождает множество иллюзий понимания. Именно субъективное понимание придает смысл и та формула, которая предназначена для описания чего-то в реальности, этим смыслом применения и ограничена, - контекстом, придающим ей определенное значение.
Научные, гуманитарные и философские символы общения дополняют собой устоявшуюся систему символов общения, сформировавшуюся в культуре, постепенно становясь все более общими, поднимая тем самым этот общий уровень понимания и взаимопонимания. Психологи относят этот процесс к проблеме понимания, о которой будет сказано отдельно.
Дополнительные материалы: fornit.ru/lib20
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания | Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным |
| ||||||||||||