Вот каково сформировавшееся среди исследователей понимание инстинктов: Зоопсихология и этология: Инстинкты.
Вопрос о том, обладает ли инстинктами человек, довольно распространен как среди психологов, так и тех, кто обосновывает свои действия этически. Как ни странно, в этом вопросе есть разночтение даже среди нейробиологов, что не удивительно, раз они не находят общего знаменателя даже в вопросе функциональности нейрона.
Вот
"Африканская синица при наступлении периода размножения строит очень сложное гнездо со входом -обманкой и маскировкой тайного входа. Ее этому никто не учил, и если птенца перевезти например в Россию,, то она при наступлении периода размножения начнет строить гнездо даже если в вольер подсадить муляж самца.
Найдите и назовите аналогичное врожденное поведение у человека, которое отрабатывается у любого представителя вида Сапиенс вне зависимости от расы, культуры, материкаистраныпроживания. Крометехсамыхзнаменитыхбровейпривстрече.Это все-таки действительно, единственный найденный у человека инстинкт.
Область реализации я не ограничиваю. От охоты до ухаживания за эээээ..... самкой
Назовете, и я соглашусь с вами и даже попрошу прощения за свою некомпетентность".
У этологов такого вопроса обычно не возникает, потому как в сравнительных наблюдениях в ранних этапах развития влияние безусловных рефлексов и инстинктов для них очевидно.
При этом практически никто не сомневается, что у человека есть безусловные рефлексы т.к. их легко продемонстрировать.
И безусловные рефлексы и инстинкты являются врожденными (наследственно предопределенными) формами реакций (fornit.ru/68071). Считается, что инстинкты представляют собой более сложные поведенческие реакции и даже стратегии поведения, а безусловные рефлексы - это одна какая-то программа действий.
На самом деле тут нет четкой разницы потому, что программа действий состоит из ряда последовательных и параллельных действий (рефлексы касания, рвотные рефлексы и др.), не бывает так, чтобы действие затрагивало только одно мышечное волокно. Это значит, что известные безусловные рефлексы, как инстинкты включают в себя целую программу действий, которая может запускаться в определенных условиях пусковых стимулом. И то и другое - это условные обозначения наследственно предопределенных реакций по пусковым стимулам в контексте текущих условий и стиля поведения.
У человека различают множество инстинктов, которые в разной степени влияют на его поведение и реакции. Наиболее важные из инстинктов у человека:
Эти инстинкты играют важную роль в поведении человека и его взаимодействии с окружающим миром.
Рассмотрим несколько относительно свежих статей, исследующих вопрос инстинктов человека из Научной электронной библиотеки (РИНЦ).
Следует учитывать предопределённость адаптации человека в жизни, которую можно прочитать по разным уровням и содержанию в них. Доказывается индивидуальная адаптация через призму разбора содержания инстинктов и их влияния на жизнь и самореализацию личности.
Раскроем более подробно некоторые моменты взаимодействия уровней предопределённости через призму такого явления как инстинкты. По сути –это программное обеспечение тела, психики и личности. Покажем это на примере интерпретации теории инстинктов, предложенной В.И. Гарбузовым. Гарбузов считал, что «врожденные основы адаптивности – это инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоциональный фон (сила и частота проявления, преобладание конкретных эмоций), врожденные задатки интеллекта и способностей, внешние данные и физическое состояние организма» [1, 2].
Согласно концепции В.И. Гарбузова, выделяют семь инстинктов: самосохранения, продолжение рода, альтруистический, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства.
Все вместе эти три диады в самом общем виде обеспечивают адаптацию человека в реальной жизни (на телесном, личностном и социальном планах).
Каждый инстинкт программно предопределяет приоритеты и жизненные установки, влияет на гармоничность/дисгармоничность личности, способствует формированию определённых качеств характера и проявлению эмоционального фона, связан с темпераментом и стилем жизни человека.
Исследования, проведенные нами в течение 25 лет на выборке свыше 25 тысяч человек, подтверждают основные идеи, выдвинутые автором, и помогают объяснить многие особенности жизнедеятельности человека. Так дети и взрослые с ведущим инстинктом «самосохранения» по жизни пугливые, недоверчивые, тревожные и зависимые, что сказывается с возрастом на их сниженной адаптациии сосредоточенности на безопасности жизнедеятельности (выживании), своем здоровье, подстраивании под окружающих и обстоятельства, ограничение собственных потребностей и устремлений в угоду спокойствия.
Педагогам чаще свойственно сочетание программ «достоинства», «альтруизма», «исследовательскогоинстинкта»и«продолжениярода». В зависимости от их иерархии и уровня развития это может быть уважаемый педагог, если на первых позициях находится программа «достоинства» или любимый учитель, если на первых позициях находится инстинкт «альтруизма» и «продолжениярода». В первом случае это хорошо знающий предмет и увлекающий харизмой, но требовательный и принципиальный педагог. Во втором–увлекающий и заботливый, ориентированный на индивидуальность ребенка и помогающий ей раскрыться. А если рядом встречается программа «продолжения рода», то это педагог, любящий детей, заботливый и терпеливый. Инстинкт «исследовательский» заставляет педагога быть творческими разноплановым в реализации учебных видов деятельности.
В статье представлены итоги теоретического и эмпирического исследования ценностных ориентаций личности взрослых людей, связанных с врожденными основами адаптивности - инстинктами и сложными системами социального поведения - культурными синдромами. Показаны особенности ценностных ориентаций (Рокич М.), доминирующих инстинктов (Гарбузов В. И.), предпочтений коллективизма или индивидуализма (Почебут Л. Г.) представителей групп ранней, средней и поздней взрослости. Полученные данные свидетельствуют, с одной стороны, об отсутствии содержательных различий в значимых и незначимых ценностных ориентациях между взрослыми людьми разных возрастных групп, а с другой - о наличии различий между этими группами в предпочтении одних из этих значимых или незначимых ценностных ориентаций другим. Различия в проявлении доминирующих инстинктов и в предрасположенности к коллективизму или индивидуализму между возрастными группами не значимы. В целом, выявленные различия между представителями ранней, средней и поздней взрослости соответствуют социально-психологическим особенностям каждого из этих этапов развития. Вместе с тем полученные результаты могут свидетельствовать и об определённой тождественности основополагающих мировоззренческих установок и ценностей взрослых людей 18-60 лет.
В статье показаны особенности бессознательной сферы и их значение в формировании духовной сферы личности подросткового и юношеского возраста на основе инстинкта, архетипов и неосознаваемых установок. К проблеме инстинктов необходимо подходить с позиции методологии, понимая ее как психический, бессознательный феномен. Актуальным и важным для подростков и юношей является психологическая сторона. В формировании духовной сферы личности подросткового и юношеского возраста особую роль играют фантазии, образы, желания, побуждения, которые основаны на архетипах и неосознаваемых установках. Половой инстинкт подростков следует рассматривать как феномен бессознательной сферы, имеющий огромный потенциал.
В статье рассмотрено значение инстинкта в жизни индивида, история появления понятия «инстинкт». Мненияученыхнаданнуютематику, рассмотрениеосновныхинстинктовчеловека, приведениепримеровистатистики.
От наследственных механизмов зависит поведение человека. Животное с рождения имеет некоторый набор присущих ему способов поведения, характерный для этого вида.
Биологи стали называть врожденные способы поведения термином «инстинкт», слатинского instinctus, означающийпобуждение. Именноэтобудетзатронутовданнойстатье–местоизначениеинстинктавжизничеловека.
Почему люди ведут себя во многих ситуациях идентично? Например роды, женщины принимают удобную для себя позу и пытаются расслабиться, мужчины в отличие женщины чаще отвечают на провокацию насилием, дети познают мир через игры и полагаются на родителей и тд. Все потому что исторически сложилась такая модель поведения, окружающая среда дала почву для приспособления человека. Начала вырабатываться модель поведения индивида в тех или иных условиях.
Есть список основных инстинктов человека, который считается общепринятым: инстинкт самосохранения, инстинкт продолжения рода, социальный инстинкт и инстинкт самосовершенствования.
Вот хорошая статья, знакомящая с основными инстинктами человека, присущими и другим животным:
"Человек, как и любое животное обладает набором из 4 базовых инстинктов: пищевой, сексуальный, оборонительный и исследовательский. В отличие от животных, инстинкты человека социально адаптированы и проявляются в очень сложных формах поведения. Поэтому предлагаю рассмотреть инстинкты не в чистом виде, а в ключе адаптации их в человеческом обществе". и т.д.
Можно заметить, что упомянутые базовые инстинкты отражают соответствующие базовые стили поведения (или как часто путают - базовые эмоции). Но базовые стили - это гомеостатические контексты, а в рамках этих контекстов существуют различные безусловно-рефлекторные и инстинктивные реакции. Так что под общим названием этих четырех инстинктов подразумеваются множество различных действий, совершаемых в контексте данного стиля поведения по различным пусковым стимулам.
Некоторые исследователи
Если система гомеостаза образует первый уровень контекстной регуляции в виде основных стилей поведения (пищевой, половой, оборонительный, агрессивный, исследовательский, игровой), то безусловные рефлексы и инстинкты дополняют эти стили необходимыми для выживания действиями по своим пусковым стимулам и активируются в рамках контекста текущего стиля поведения.
В теории
Люди представлены широким спектров генетических версий (даже видов гемоглобина ~50). Безусловные рефлексы и инстинкты так же во многом варьируют. Эта база - основа всех последующих реакций, т.е. не будь безусловных рефлексов и более сложных инстинктов ничего бы более не развивалось т.к. любой вид адаптивных реакций возникает на основе предыдущего.
Последовательность слоев совершенствования адаптивныхреакций:
безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы, автоматизмы (возникающие при осознании ситуации и альтернативные привычному действию).
До сих пор для всех живых существ происходит мутагенез в эволюционно молодых зонах. Старые, уже проверенные эволюционные наработки защищаются от мутаций и эксперименты с отбором продолжаются только в молодых зонах (fornit.ru/50319). И такие эксперимнты не прекращаются ни в одной молодой зоне. Продолжают возникать новые б.рефлексы и их цепочки, оставаясь востребованными когда они дают преимущество.
У взрослых людей, когда для данной ситуации не оказывается привычного автоматизма и быстрым поиском по ментальному опыту не удается найти приемлемую альтернативу, то срабатывает предыдущий по эволюции вид реагирования, вплоть до безусловных рефлексов. Иногда безусловные рефлексы и инстинкты оказывают в преимуществе перед осознанной реакцией: мы моргаем если что-то попало в глаз, отдергиваемся от боли и т.п. и тогда нужны серьезные волевые усилия чтобы преодолеть такую реакцию и то не сразу, а через создание привычного автоматизмы для такой ситуации.
У высших животных, включая человека, наибольший прогресс высокоорганизованных инстинктов возникает при развитии префронтальной лобной коры в виде специализированных функций получения информации по ментальным запросам. Таким образом, у человека врожденных инстинктов больше, чем у какого бы то ни было другого животного, что и обеспечивает его преимущество в адаптивности к новым условиям.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания | Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным |
| ||||||||||||