Чтобы манипулировать переживаниями, стимулировать ощущение опасности, вовлеченности – или наоборот, снижать накал – звукорежиссеры, вольно или невольно, но весьма умело пользуются техникой «нелинейной вокализации» (non-linear vocalisation).
Распространенная среди наземных позвоночных «нелинейная вокализация» охватывает такие звуки, как визг, пронзительные крики (например, плач младенца или возглас предупреждения об опасности), которые характеризуются повышенной громкостью и резкостью. Со «звуковой» точки зрения эти характеристики делают звуки ясно выделяющимися для слуха на фоне обычного, как правило, низкочастотного, шума. Именно поэтому люди и животные используют примерно одинаковые структурно предупредительные сигналы для срочного привлечения внимания своих сородичей.
Именно эту особенность звукового сопровождения кинофильмов исследовали американские биологи-эволюционисты во главе с Дэниелом Блюмштейном (Daniel Blumstein). Для начала они составили список из 102-х самых популярных лент западного кинематографа (отбор велся по результатам голосования пользователей крупнейших киносайтов – в частности, по данным IMDB Top250). Из этих 102-х фильмов 24 можно отнести к приключенческому жанру, 35 – к драмам и мелодрамам, 24 – к триллерам и фильмам ужасов, а оставшиеся 19 – к фильмам о войне.
Из каждого фильма ученые выделили наиболее культовую сцену, а из сцены – звуковые эффекты и музыкальное сопровождение, если таковое находилось. Эти данные были пропущены через компьютерную программу, которая выделяла все звуки резкие изменения частоты и громкости.
Таким путем было показано, в частности, что приключенческие ленты активно используют резкие мужские крики, а «ужастики» - множество различных внезапных криков при минимуме фоновой музыки. Военные фильмы выделялись резкими перепадами громкости, а драматические – низкочастотный шум при небольших флуктуациях громкости и более активном использовании музыкального сопровождения, чем у других жанров.
Ученые пришли к очевидному выводу о том, что звукорежиссеры – сознательно или нет – манипулируют структурой звука, имитируя «нелинейную вокализацию» предупредительных сигналов. Что, на наш взгляд, неудивительно – хотя бы потому, что в самых драматических сценах, которые анализировала команда Блюмштейна, герои обычно переживают опасные коллизии, о которых и сообщают друг другу естественными криками и воплями.