Lemur
Full Poster
Род:
Сообщений: 90
Оценок: 2
список всех сообщений clons
Сообщение № 13204 показать отдельно Февраль 21, 2009, 05:51:09 PM ответ -только после авторизации
Ув. Nan На Ваши замечания отвечу по ссылке. Как я понимаю, существует много вопросов, но которые никто дать ответов не может. Если излагать проблему общепринятыми методами, используя трафаретные приемы мышления, то получим общепринятые выводы. Тогда зачем затевать обсуждение?
«Мой стиль» - это попытка помимо решения проблемы предоставить логику этого решения, а тут никак не обойтись без определений. Основной алгоритм построен на понимании «движения» с точки зрения восприятия его субъектом. Я не первый год в Интернете, бывало всякое, вот отзывы о теоретической части:
« Прочел пока первые 50 страниц. Очень, кстати, недурно и интересно (у меня это высшая похвала). Сведение всего разнообразия движения к суперпозиции циклического, соответствующего квазиравновесному состоянию, и линейного, соответствующего эволюционным процессам (то есть процессам изменения в любую сторону с последующим восстановлением равновесия) – это здорово. Судя по изложенному, прекрасная философская находка»
Излагаю проблему научно-популярным языком. 1. Изучение анатомии и физиологии мозга приводит нас к выводу, что в нем существуют участки, в которых объединяется вся сенсорная информация. Один из них гиппокамп, парное образование, расположенное в подкорковой области. В настоящее время, большинство исследователей относит гиппокамп к структурам памяти - всякое сенсорное воздействие находит отражение в локальной его активности. В филогенезе гиппокамп рыб рептилий выполняет функции конечного мозга, у высших животных и человека, он часть старой коры мозга большого мозга. Появление таламуса («релейной» структуры) и коры мозга соответствует формированию второго центра, где представлена вся сенсорная информация. У большинства исследователей не вызывает сомнения, что гиппокамп и связанные с ним участки коры мозга (так называемая древняя кора) образуют цельное функциональное образование, лимбическую систему, которая участвует в организации и регуляции эмоций и мотиваций. В свете сказанного вполне логично предположить, что эмоции характеризуют мир таким, как его видят рыбы и рептилии. Человек, наряду со старым эмоциональным восприятием действительности, получает возможность видеть ее дискретно. В сознании человека зрительные, слуховые, обонятельные образы существуют раздельно. Может данная точка зрения покажется необычной, но эмоции и сознание можно рассматривать как две ступени эволюции феномена сознания.
2. Нет однозначного понимания эмоций.
З. Фрейд объяснял эмоции активностью «либидо» передающейся по наследству энергией конфликтной ситуации, имевшей место в далеком прошлом.
Двухфакторная теория эмоций (Стенли Шехтера) предполагает, что избыток энергии возбуждения придает текущему содержанию сознания соответствующую эмоциональную оценку: "продукты процесса познания используются для интерпретации значения физиологических реакций на внешние события". Например, двум добровольцам вводился адреналин. На фоне развивающегося возбуждения предлагалось чтение текста. В зависимости от содержания текста, испытуемый ощущал радостное возбуждение или угнетенное состояние. Согласно эволюционной теории, мозг развивается в филогенезе путем последовательного развития передних отделов. Каждый новый этап формирования этих отделов сопровождается выработкой все более сложного поведения и одновременно создает необходимость в регуляции деятельности более каудальных и примитивных отделов и, соответственно, более примитивного эмоционального поведения, которым они управляют». Ч. Дарвин считал: « Появление эмоций, например, когда «волосы встают дыбом» или когда в ярости оскаливаются зубы, можно понять, лишь предположив, что когда-то человек находился на более низкой ступени развития и был недалек от животных».
Соматическая теория эмоций (Джемса –Ланге) – предполагает объективным проявлением эмоций соматические (вегетативные) реакции. Соматическая реакция возникает во время функционирования когнитивных систем – восприятия, памяти, мышления и акты осознания человеком этих соматических реакций субъективно переживаются как эмоции. Таким образом, мы убегаем от опасного животного не потому, что испугались, а потому, что восприняли информацию, поняли опасность и центральная нервная система дает команду к бегству, а чтобы обеспечить необходимые двигательные системы энергией, усиливают свою работу все висцеральные механизмы – активизируется кровеносная система, учащается дыхание. Железы внутренней секреции выбрасывают в кровь адреналин и т.д. Этот висцеральный процесс переживается организмом как эмоция. То есть мы чувствуем потому, что убегает, а не наоборот.
Адаптационная теория эмоций обращает основное внимание на приспособительную роль, которую эмоции играют в процессе выживания организма на всех уровнях эволюции. Р. Плутчек предложил рассматривать базисные эмоции как комплексные реакции организма, соответствующие базисным адаптивным процессам, направленным на согласование активности организма со средой. Та или иная базисная эмоция запускается внешним стимулом и быстро проходит, но на основе нескольких базисных эмоций формируются комплексы вторичных эмоций, которые содержат в себе ту или иную комбинацию базисных эмоций, – точно так же сложный цвет формируется путем комбинации базисных цветов.
Потребностно-информационная теория П.В. Симонова исходит из положения, что эмоции высших животных определяются какой-либо актуальной потребностью и оценкой вероятности (возможности) ее удовлетворения на основе фило- и онтогенетического опыта. Эту оценку субъект производит непризвольно и зачастую неосознанно сопоставляет информацию о средствах и времени, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, с которой он располагает в настоящий момент. Низкая вероятность достижения цели ведет к отрицательным эмоциям (страх, тревога, гнев, горе и т.п.), активно минимизируемым субъектом. Увеличение вероятности того, что потребность будет удовлетворена (по сравнению с ране имевшимся прогнозом), порождает положительные эмоции удовольствия, радости, торжества, которые субъект стремится максимизировать, т.е. усилить, продлить, повторить.
В соответствии с биологической теорией эмоций П.К. Анохина, в процессе эволюции эмоции совершенствовались так же как мышцы, зрение и слух. Наиболее развита система эмоций у человека, так как у него наряду с биологическими потребностями, появляются потребности физиологические. Ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют организму об отклонениях в его внутренней среде (голод, жажда), что активирует соответствующую программу действий. Завершение целенаправленных действий сопровождается положительным эмоциональным фоном, что закрепляется в памяти животного как «получение награды». Объясняя свою позицию, П.К. Анохин приводит пример, когда хищник в течение многих дней, целенаправленно преследует свою добычу, что сопровождается как негативными переживаниями (чувство голода), так и позитивными (процесс насыщения). Таким образом: «ведущие эмоции участвуют в формировании функциональной системы, определяя вектор, то есть направленность поведения, постановку цели, формирование акцептора результата действия. Ситуативные эмоции, возникающие при оценке отдельных этапов действия, позволяют корректировать поведение и достигать поставленной цели».
Не разбирая достоинства и недостатки каждой из теорий, следует отметить, что эмоции это процесс, который имеет направленность. В его составе можно выделить сенсорный компонент, поведенческий компонент и вегетативный компонент (последний отражает вегетативное обеспечение программы поведения). В предложенном описании различных теорий несложно увидеть «рефлекторную дугу», которая характеризует процесс образования эмоций «справа налево» и «слева направо» (иногда компоненты «рефлекторной дуги» не столько описываются, сколько подразумеваются).
|