Очень разочаровался :) и даже распсиховался :) на то, что вот такие невежы запросто коритуются на высшем уровне, только лишь за поверхностно правдоподобное и мудрожизненное изложение.... Автор - человек, не имеющих целостных и непротиворечивых представлений о механизмах психики (да вообще не имеющий таких корректных представлений), психолог-эмпирик, имеющий довольно превратные представления о механизмах мотивации, механизмах адаптивного поведения. Его понимание - чисто бытового уровня, т.е. не достаточно строго определены используемые понятия и условия их использования, не достаточно или вообще не обоснованы многие утверждения. Вот что получается в результате:
Навык номер 1: Будьте проактивны, Проявляйте инициативу.
Понятие ПРОАКТИВНОСТИ (или самостоятельности) включает в себя два слагаемых: АКТИВНОСТЬ и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Проактивный человек стремится стать субъектом, а не объектом действия. Его поведение обусловлено его же решениями, а не обстоятельствами. Он способен подчинять эмоции цели, проявлять инициативу и отвечать за себя. Так не бывает: обстоятельства всегда существуют и решения обязаны учитывать их специфику иначе могут приводить к неожидаемым последствиям (окажутся не адекватными действительности).
Проактивные люди сами несут ответственность за все, что с ними происходит. Их поступки являются результатом сознательного выбора, основанного на признаваемых ими абсолютных ценностях, а не продиктованы обстоятельствами или (и) эмоциями. Во-первых, абсолютных ценностей не бывает. Ценности всегда зависят от оценивающей личности. Во-вторых, использовано бытовое, превратное понимание слова эмоции - стиль поведения в данных условиях. В результате сказана явная глупость, хотя интуитивно по-бытовому ее могут понять, но каждый - сугубо по-своему. Как обычно бывает с неопределенными понятиями.
Делая выбор в пользу зависимости, мы становимся РЕАКТИВНЫМИ (несамостоятельными). Реактивные люди во многом зависят от физического окружения. Люди ВСЕГДА зависят от окружения. Воспринимаемое окружение - неотъемлемая часть психики. Если погода хорошая, они прекрасно себя чувствуют; если плохая, это сказывается на их настроении и производительности. Проактивные же сами «носят с собой» хорошую погоду. Чисто физиологически человек может повестись на погоду и более стрессовые условия необходимо учитывать, иначе можно и не потянуть. А уж на землятрясение (приход бандитов и т.п.) реагировать нужно, отбросив другие планы, а не быть "самостоятельным", невзирая ни на что.
Им все равно, идет ли дождь или светит солнце. Чушь собачья. Ведь ими движет цель, и если она состоит в том, чтобы лучше выполнить работу, — какая разница, благоприятствует этому погода или нет? Да, можно преодолевать незначительно влияющие условия, но до определенной границы только не учитывать это.
Реактивная личность находится в колоссальной зависимости от социальной «погоды». Если с ней хорошо обращаются, у нее прекрасное настроение; если нет, она «занимает оборону». Реактивные строят свою эмоциональную жизнь на поведении других людей, позволяя их недостаткам влиять на свое моральное самочувствие. Да, есть люди, которые придают излишнее значение мелочам. Они отвлекаются на пролетающую ворону. Так делают дети, развивающие навык делать более важное и учась выделять это важное, а не заставляя себя подчиняться тому, что "нужно". Это - совершенно другая тема - развитие навыком личного творчества и навыков входить в доминанту текущей важности. И делается это вовсе не так, как пишет автор и не теми представлениями.
Итак, дело не в том, что с нами происходит, а в нашей реакции. Сказана чушь.... без комментов.
Проявлять инициативу — не значит быть нахрапистым и агрессивным. Главное — взять на себя
ответственность за происходящее. - психологическая мсетодика :) типа как обмануть себя, чтобы сделать "нужное". Если это действительно нужно и важно, то никаких таких методик не требуется. Навыки решения разных типов актуальных задач - очень специфичны и, конечно же, очень зависят от условий. Любой профессинал эти навыки нарабатывает - как личный опыт в разных условиях.
Поскольку наши мысли и поступки вытекают из мировоззрения чушь- не понимание что такое вообще мировоззрение и что такое мысль, их тщательный анализ дает представление о лежащей в их основе «карте». Речь, например, является надежным показателем степени проактивности. Далее идет углубление неверных представлений о механизмах психики и мотивации. Нет смысла их разбирать - они совершенно не адекватны...
Лексика реактивных людей отражает их стремление снять с себя ответственность.
«Так уж я устроен». («Мое поведение предопределено. Ничего не поделаешь»).
«Она доведет меня до психушки». («Я не виноват. Моей эмоциональной жизнью управляет нечто, мне неподвластное»).
«Я не могу этого сделать. Мне некогда». («Я завишу от внешних обстоятельств — в данном случае от дефицита времени»).
«Я должен это сделать» («Обстоятельства или другие люди вынуждают меня поступать так, а не иначе. Я не располагаю свободой выбора»).
РЕАКТИВНАЯ РЕЧЬ ПРОАКТИВНАЯ РЕЧЬ
Ничего не поделаешь. Переберем варианты.
Так уж я устроен. Поищем другой подход.
Она доведет меня до психушки. Я контролирую свои эмоции.
Мне ни за что не дадут эту работу. Попробую доказать свою полезность.
Я вынужден так поступить. Можно поступить иначе.
Я не умею. Постараюсь.
Я должен. Предпочитаю...
Если бы... Обязательно сделаю.
Еще один надежный способ проверить себя на проактивность — проанализировать, чему мы посвящаем большую часть времени и энергии.
1 (внешний круг) — общий круг явлений
2 (средний)— круг значимости (явления, влияющие на нашу жизнь);
3 (внутренний) — круг влияния (подконтрольные нам явления)
Проактивные люди концентрируют свои усилия в круге влияния, предпочитая те сферы жизненных явлений, где от них что-то зависит.
Реактивные люди сосредоточивают свои усилия в круге значимости, заостряя внимание на недостатках окружающих их людей и проблемах внешней среды, над которыми они не властны.
НАВЫК 2. НАЧИНАЙТЕ С МЫСЛЬЮ О КОНЦЕ
Хотя Навык 2 можно применять в разных ситуациях и на разных стадиях жизни, его суть — в том, чтобы, начиная сегодня, брать за точку отсчета образ конца жизни. Каждый ее этап: то, что мы делаем сегодня, завтра, будем делать на будущей неделе, в будущем месяце, — должен рассматриваться в контексте жизни в целом.
Начинать с мыслью о конце — значит отправляться в путь с четким представлением о месте назначения. Зная, куда он идет, человеку легче представить, где он находится сейчас, и сделать следующие шаги в правильном направлении.
Нет ничего проще, чем угодить в ловушку суеты и псевдоактивности: вы с энтузиазмом карабкаетесь вверх по лестнице успеха - и внезапно обнаруживаете, что она приставлена «не к той стене». Можно быть сверхзанятым — и неэффективным.
Принцип «Начинайте с мыслью о конце» базируется на допущении о том, что ВСЕ НА СВЕТЕ СОЗДАЕТСЯ ДВАЖДЫ. Существует первое (мысленное) и второе (физическое) творение.
Приведем в пример строительство дома. Прежде чем взяться за молоток и гвозди, вы «строите» его в уме. Пытаетесь представить себе, какой именно дом вам нужен.
Каждый день, придя на стройку, вы достаете чертеж и формулируете задание на день. То есть, начинаете с мыслью о конце.
Второй пример — из области бизнеса. Если вы хотите иметь процветающее предприятие, вам предстоит тщательно продумать, каков рыночный спрос на вашу продукцию или услуги, обеспечить все составляющие бизнеса: финансовую сторону, новые технологии, развитие производства, маркетинг и тому подобное. От этого зависит успех вашего предприятия. Большая часть неудач в бизнесе начинается на стадии первого творения и связана с такими проблемами, как недостаточные капитальные вложения, незнание конъюнктуры или отсутствие плана развития.
Это относится и к воспитанию детей. Хотите вырастить их ответственными, целеустремленными — нужно постоянно, даже общаясь на бытовом уровне, держать это в уме. Ни в коем случае не подрывать их самоуважение и самодисциплину.
Многие родители часто попадаются в ловушку менеджмента: чрезмерно увлекаются контролем, отметками, соблюдением всевозможных правил — вместо того, чтобы указывать направление, ставить задачи и дарить своим детям чувство семьи.
Прибегая к самоанализу и развивая самосознание, люди обнаруживают у себя множество стереотипов, чужих сценариев и вредных привычек, вступающих в противоречие с настоящими жизненными ценностями. Смысл Навыка 2 в том, что нам вовсе не обязательно продолжать жить по этим сценариям! Можно ВЗЯТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПРОЯВИТЬ ИНИЦИАТИВУ И ПРИ ПОМОЩИ ВООБРАЖЕНИЯ СОЗДАТЬ НОВУЮ, в большей степени соответствующую нашим ценностям МОДЕЛЬ ЖИЗНИ.