Михаил Пушкарский
Newbie
Сообщений: 8
список всех сообщений clons
Сообщение № 24708 показать отдельно Октябрь 10, 2011, 04:57:10 PM ответ -только после авторизации
Понравился данный взгляд. Я однажды (чисто из любви к музыке) тоже отдал ей должное нечто осмыслить и написать. Часть моих заключений:
Уровни творчества и восприятия. Если обратится к народному фольклору, пока единственному музыкальному жанру, народов с не развитой культурой и цивилизацией, то одним из первых инструментов у человека были ударные, барабан. Ритм является если не ведущим, то значительным компонентом, параллельным и неотъемлемым, эмоционального переживания. Сердечно сосудистая система пластично следует и настраивается на тот или иной ритм. Определённому ритму соответствует определённая группа эмоций. Первыми звуковыми инструментами были голосовой аппарат, простейшие духовые и струнные. Открытие эстетического качества чистоты тона и гармонии между звуками различной высоты дало возможность того богатого тематического содержания, которое музыкальное искусство имеет на сегодняшний день. Уже тогда, как и сейчас, творческий уровень музыкантов разделился на музицирующую публику и рождающихся талантов (далее, гениев). Звук сам по себе уже является ячейкой звуко-смысла. Чистота и насыщенность звукового тона вызывает эстетическое чувство. А тембр уже имеет определённую характеристику, рождая ассоциацию. Так можно сказать о выразительности скрипки, романтичности саксофона и т. д. Однако, вовлекаясь в тематическое содержание музыкального произведения, любой элемент (ритм, звук, созвучие) которые в отдельности представляют свои звуко-смыслы, в теме могут восприниматься иначе, поддаваясь доминирующему контексту темы. Например, большая терция делает трезвучие мажорным и малая - минорным, а сами трезвучия могут приобретать противоположное значение в теме. Так и диссонансы сами по себе не отражают гармонии, а в композиции – это важные элементы этого качества. Поэтому составляющие композицию звуки и аккорды будут являться уже не исходными, а конечными ячейками звуко-смысла, а исходной будет сама тема. Самым доступным жанром является песня. Некая универсальность по минорным и мажорным ладам знакома и близка чувству любого человека. Мелодия в песне играет главную ведущую роль, придаёт выразительность и заключает в себе тему. Несмотря на то, что песня очень распространенна, тем не менее, она требует творческого дара и является в полной мере художественным произведением. А какую неоспоримую популярность даёт песне поэтическое слово! Что бы родилась песня « поэт должен слышать музыку, а музыкант – слова» (А. Розенбаум). Это необходимый творческий уровень. Вообще, любая музыкальная композиция требует цельной темы во всём семантическом и ассоциативном сопровождении. Например, экспрессивная речь обретает соответствующий ритм, музыкальную интонацию, тембр, звуковые высоты. Можно наблюдать, как вербальная мысль (стихотворная строфа) в одном случае накаляет чувство, в другом – гасит. И всё это легко отражается в мелодическом интервале и высоте звуков. Очень интересная традиция построения песни куплетом и припевом. Припев проводит нить общего или является главным, кульминационным, лирическим отражением темы. Если песня довольно лирична, легко находит отклик и увлекает даже с плохого настроения, то для классической музыки требуется расположение и внимание. В классике тоже присутствует лирический и вдохновляющий образ. Но он как бы разлит и скрывается за более сложной художественной формой. Художественный эффект классического произведения раскрывается во внутренней тишине и сердечной чуткости. Впрочем, это условие справедливо и для импровизационной музыки. В первом случае, восприятие должно быть способно вместить широкий объём составляющих художественных элементов и успевать регистрировать их в единице времени. В другом – тонко различая звуковое музыкальное исполнение, требуется войти в тему и схватить динамику её развития, чтобы оценить и открыть импровизацию. Настоящему музыканту-художнику мало иметь абсолютный слух. Ему необходимо то состояние сознания, где рождается творческая идея. Всё гениальное просто – тот интерес к творческой идее пробуждается любовью. Музыка выдаёт такое богатое разнообразие форм-смыслов-переживаний, которые не наблюдаются в обычной жизни. А если учесть то, что музыка способна непосредственно открывать в душе красоту и возвышенные разумные эмоции, которые не передать ни словом, ни другим каким-либо изображением. Тогда становятся понятными слова Л. Бетховена – «Музыка больше, чем мудрость и философия».
|