Относится к сборнику статей теори МВАП https://t.me/thinking_cycles
Сложнее конечных образов в иерархии восприятия не может быть ничего, потому что они представляют собой конечный узел дерева восприятия (fornit.ru/66797), которое имеет фиксированное число узлов.
В реализации искусственной системы индивидуальной адаптивности fornit.ru/beast) общее дерево иерархии восприятия объединяет элементы внешнего восприятия и внутреннего состояния гомеостатической регуляции. Первым уровнем дерева является одно из трех состояний: Плохо, Норма или Хорошо. Следующий уровень характеризует общих контекст восприятия и действия – образ сочетаний базовых стилей поведения, который на уровне психики представлен эмоцией. Так первые уровни дерева образуют контекст значимости текущего состояния (fornit.ru/70332), который на уровне психики придает смысл всему воспринимаемому и возможным в таких условиях действиям.
Следующими уровнями идут элементы иерархии примитивов восприятия, сформированные последовательностью усложнения образов от рецепторов до сложных узнаваемых сочетаний (нейрон бабушки и т.п.).
Конечным узлом ветки дерева восприятия оказывается предельно сложный образ, состоящий из элементов всех видов восприятия, зрительного, слухового тактильного и т.д. Формирование иерархии образов восприятия на уровне коры мозга хорошо изучено (fornit.ru/69066).
Более древние распознаватели элементов восприятия образуют систему наследственно предопределенных реакций, которые выполняются в контексте гомеостатического состояния, образующего первые уровни общего дерева восприятия. Эта древняя часть распознавателей не участвует в процессах осознания и актуализируется в случае, если на текущие условия нет реакции на уровне психики.
В состав конечного осознаваемого образа еще входят элементы, отражающие быструю динамику изменений воспринимаемого.
Образы динамики восприятия
Есть как минимум два механизма формирования образов для распознавания движений и динамических изменений. Статические детекторы движений реагируют на те признаки, которые сопровождают эффект от движения, т.е. по принципу действия такие детекторы – обычные персептроны, такие же, как в примитивах восприятия. Чаще всего это относится к зрительным образам:
При взгляде на эти картинки активируются статические детекторы признаков движения, которые сформировались в раннем возрасте критического периода развития распознавателей в соответствующих условиях.
Динамические детекторы (ДД) изменений в восприятии основываются на удержании стимулов методом замыкания выхода на вход, что приводит к самоподдержанию активности (fornit.ru/70743). Это – локальные петли обратной связи, не связанные с гиппокампом. Они имеют древнее происхождение и находятся вне коры полушарий мозга. Так, при нарушении работы вестибулярного аппарата (воспаление, интоксикация) возникает ощущение кружения окружающего.
ДД могут быть локализованы в стволе мозга, в подкорковых ядрах, в сенсорных ганглиях, в сетях спинного мозга. Например, вестибулярные ядра ствола мозга содержат петли обратной связи, поддерживающие представление о равновесии. Спинномозговые рефлекторные дуги — тоже пример ДД, но уже на уровне соматической системы.
Время удержания ДД оптимизировано эволюцией в зависимости от вида рецепторного восприятия. Если сделать несколько кругов вокруг оси и остановится, то некоторое время окружающее продолжает смещаться, сохраняя ощущение кружения.
Могут ли ДД активировать распознаватели образов в теменной ассоциативной коре, входя в состав общего ассоциативного образа? Да, могут, и вот почему.
Не только рецепторные каналы восприятия формируют иерархию примитивов распознавания, но и такие сенсоры, как рецепторы вестибулярного аппарата. Сюда относятся проприоцепция, вестибулярную система, интроцепция и другие формы сенсорного входа.
Вестибулярная система состоит из полукружных каналов и отолитовых органов (улитка, мешочек, маточка). Она отвечает за восприятие ускорения (линейного и углового), положения головы в пространстве, баланса и равновесия. Информация передаётся в теменную ассоциативную кору (особенно в задние отделы, включая вестибулярную кору). Здесь происходит синтез с другими сенсорными данными (зрение, проприоцепция) и формируется целостное конечное восприятие.
Так же, как мы узнаём лицо по его частям, мозг "узнаёт", что мы двигаемся, по сочетанию сигналов от разных рецепторов.
Восприятие ситуаций
Кроме конечных образов, дающих наиболее общие представления о текущем восприятии, существуют дополнительные признаки, на основе которых возникают качественно более сложные, чем конечные образы. Назовем такие образы ситуациями. Это – новое качество сочетаний признаков, отражающих особенности происходящего и поэтому образы сцен выделяются как особые элементы восприятия.
То, что такие образы имеют важное адаптивное значение и присутствуют в субъективном восприятии, замечено давно психологами и делаются попытки понять суть и значение этих дополнительных образов.
В статье “Мгновенное восприятие естественных сцен и объектов” (fornit.ru/70781) так сказано об этом.
“Ежесекундно зрительный анализатор получает и обрабатывает огромное количество информации, выделяя из распределенного по сетчатке паттерна световой энергии множество признаков – цвет, пространственную частоту, ориентацию, скорость и пр. В дальнейшем на основе этих признаков, по-видимому, выполняется серия операций, которая, в конечном счете, рождает осознанный перцептивный образ. Для этого необходимо каким-то образом соединить разрозненные признаки в целостные объекты, обособить одни объекты от других и опознать. В реальных условиях, однако, восприятие не ограничивается опознанием объектов. Пространственное расположение (компоновка) и взаимодействие объектов между собой обеспечивают информацию более высокого порядка, необходимую для восприятия и понимания целостных событий, явлений и ситуаций в окружающем мире. Именно эту способность извлекать информацию о взаиморасположении и свойствах больших множеств естественных объектов мы и будем понимать под восприятием сцен”.
В статье (fornit.ru/70783): “Предметом динамического восприятия является не столько то, что оно видит в определенный момент времени, сколько то, что происходит в этот момент с самим воспринимающим, с его жизненной территорией, с его представлениями о себе, с его окружением, с границами его "я". Динамическое восприятие представляет собой попытку увидеть не предмет как таковой, а само восприятие в его внутренней динамике.”.
В реализации искусственной системы индивидуальной адаптивности fornit.ru/beast) более сложные, чем в превечном дереве восприятия образы названы ситуациями, и они организованы в виде отдельного дерева.
Восприятие ситуаций – это более сложная и молодая системы детекции признаков восприятия и их сочетаний. Способность воспринимать ситуации как целостные явления считается эволюционно более молодой, чем способность к формированию конечных образов. Это связано с развитием ассоциативных зон коры, особенно теменной, лобной и височной областей, которые интегрируют разнородную информацию и поддерживают контекстуальное восприятие.
Разница между конечными образами примитивами восприятия и ситуациями:
Конечный образ — это базовое восприятие отдельного объекта или его свойства.
Например: "это стул", "это красный мяч", "движется вправо".
Образ ситуации — это целостное восприятие взаимодействия объектов, их расположения, динамики и контекста.
Например: "я вхожу в переполненный автобус", "меня окружают люди, я должен пройти к свободному месту, но мне мешают", "всё двигается, нужно удержаться за поручень".
Конечные образы: дверь, люди, столики, запах кофе, музыка.
Образ ситуации: «Здесь можно спокойно посидеть», «мне могут предложить место у окна» или «очередь у стойки — лучше подождать».
Здесь не просто происходит распознавание образов, а возникает понимание, что происходит в целом.
Образы ситуаций — это не просто сумма конечных образов. Это новое качество восприятия, которое возникает, когда мозг начинает видеть не только то, что есть, но и что происходит, как всё связано и возникает более определенный контекст для решения, что делать дальше.
Это важнейший шаг от сенсорного восприятия к когнитивному пониманию и адаптивному поведению.
Это еще не то, что образует семантический эпизод памяти, связанный с осознанно оцененной значимостью, а то, что наследует значимость базового стиля поведения (гомеостатическая эгоцентрическая значимость). Ситуации входят в состав эпизодов исторической памяти в качестве идентификаторов образа ситуации.
Если представить себе то, как записывается элемент эпизода семантичсекой памяти обозного восприятия, то это – активности идентификаторов: 1) конечного образа восприятия, 2) идентификатор ситуации и 3) осознанной оценки значимости (==понимаемый смысл), которая связывается с конечным образом и ситуацией. Все это сохраняется в виде специализации нового нейрона-указателя (энграммный нейрон: fornit.ru/70648), активность которого сочетается с текущими активностями конечного образа, ситуации и значимости в процессе консолидации при удержании гиппокампом актуального стимула.
Итак, эпизод семантической памяти в природной реализации образован всего одним (энграммным) нейроном-указателем, который способен восстановить ту активность восприятия, что была на момент запоминания, плюс к этому – активность значимости целостной ситуации, оцененной осознанно. В искусственной же реализации это память, сохраняющая всего три значения ID.
Семантическая память - это тот мост, что разделяет допсихическое и психическое, позволяя формировать модели понимания (fornit.ru/69260), модели представлений (fornit.ru/69795), обеспечивания понимание происходящего и его интерпретацию, даже в условиях неполной детализации образов (fornit.ru/70779).
Это позволяет использовать воспоминание не просто как "видеозапись", а как когнитивную модель , готовую к применению в новых условиях.
В ходе эволюционного развития структура эпизода семантической памяти дополняется правила поведения с оценкой их последствий (fornit.ru/67560), значительно расширяя возможности произвольной адаптивности психики.
Nick Fornit
26 Jun 2025