ОлегЗ
Newbie
Род:
Сообщений: 6
список всех сообщений clons
Хотелось бы представить здесь, на правах гипотезы - базовые конструкции, лежащие в основе процессов мозга, - устройство процессов мозга.
Под деятельностью мозга здесь понимается высшая деятельность - восприятие действительности - запоминание и обучение - реагирование - мышление.
Всё описано максимально кратко, дабы облегчить первое знакомство, тем самым повышая вероятность получить отзывы.
Конструкции, на основе которых строится вся деятельность мозга, следующие:
1. Образы. С большой степенью доказанности можно предположить, что высшие отделы мозга оперируют образами. 2. Соотношения между образами. Манипулирование образами предполагает связанность их между собой отношениями. Например: Входит, Является, Объединение. В общем случае, образы могут быть связаны отношением Фн1(а,б,с)=Фн2(x,y,z). Новые образы формируются в процессе обучения, через формирование отношений к уже существующим образам. Базовые образы заложены в мозге генетически, они определены как функция сигналов органов восприятия и действия. Прежде всего, это входные образы боли и наслаждения. А также выходные образы движений. Отношение тоже является образом. 3. Сценарий образов. Манипуляция образами в линейном времени нашего мира предполагает их выстраивание в последовательно-параллельные цепочки. Проиллюстрировать можно так: 123456789 - последовательные образы в цепочке АААВВВВВВ - контекстные образы, параллельные последовательным ССССССССС - более общий контекстный образ ДДДДДДДЕЕ - другие контекстные образы Сценарий фиксирует последовательность образов во времени и их контекст. Сценарий также является образом. 4. Технология. Возможность получать выводы и прогнозы базируется на причинно-следственной связи. Отношение причинно-следственной связи между двумя сценариями задается технологией. Технология "работает" в две стороны: - от прошлого к будущему: причинный Сценарий 1 приводит в следствии к Сценарию 2, - от будущего к настоящему: целевой Сценарий 2 требует для своего достижения исполнения Сценария 1. В частном случае, один образ может породить череду последствий, или наоборот, для достижения одного результата необходима цепь действий. Технология тоже является образом.
Итак, отношения фиксируют независимые от времени соотношения между образами, а технологии фиксируют причинно-следственные соотношения между образами. Другого вида отношений, пожалуй, не существует, поэтому описанных четырех конструкций достаточно для любых манипуляций с образами. Т.е. всей "высшей" деятельности мозга: - весь опыт записан в мозге в виде таких четырех конструкций, - восприятие, мышление, реагирование, обучение, - все эти процессы устроены на этих конструкциях.
Рассмотрим, как устроены процессы мозга на базе описанных конструкций.
В процессах используется: - опыт человека представлен в виде уже сформированных, хранящихся в мозге конструкций: образы, отношения между образами, сценарии - типовые последовательности образов и их типовой контекст, технологии - известные отношения между сценариями. Формирование конструкций происходит при обучении. - сценарий происходящего, точнее, недавно произошедшего, представлен в текущем сценарии. Текущий сценарий начинает формироваться после просыпания, в его начале записаны унаследованные от предыдущего дня контекстные образы и, возможно, наиболее сильные образы из всей цепочки образов предыдущего. Текущий сценарий (образы недавнего прошлого и активный контекст) обрабатывается процессом обучения, когда есть свободные от текущих процессов процессорные ресурсы. - предполагаемый сценарий будущего (спрогнозированный, извлеченный из опыта) представлен в прогнозном сценарии. - для прогноза используется текущая прогнозная технология. - образ, на достижение которого направлена текущая деятельность мозга, зафиксирован как целевой образ - действия настоящего, точнее, ближайшего будущего (не спрогнозированные, а предложенные мозгом к реальному исполнению) представлены в активном сценарии. - активный сценарий формируется из текущей активной технологии.
Так, в мозге представлены: недавнее прошлое, прогноз будущего, действия к исполнению.
Текущие процессы восприятия, мышления, прогнозирования и реагирования устроены таким образом: - текущий сценарий записывает последовательность происходящего (последовательная цепочка образов) и его контекст (параллельные длительные образы) - текущая прогнозная технология определяется из множества всех сформированных в мозге технологий по наибольшему соответствию текущего сценария и причинного сценария технологии - прогнозный сценарий "механически" извлекается из текущей прогнозной технологии - образы прогнозного сценария соотнесены, в частности, с БН образами (самый главный - боль и производные от нее образы, наслаждение и производные) - при наличии в прогнозе БН образа, он безусловно становится целевым образом - при отсутствии БН образа (или при наличии свободных вычислительных ресурсов) целевой образ устанавливается волевым актом произвольно - текущая активная технология определяется из множества всех сформированных в мозге технологий, целевой сценарий которой содержит достижение/избегание целевого образа и, одновременно, причинный сценарий которой наиболее соответствует текущему сценарию - сценарий активности определяется целевым сценарием текущей активной технология - целевой сценарий "работает" до тех пор, пока весь не исполнится, или технология перестанет быть активной текущей (в виду неактуальности: причинный сценарий технологии стал далек от текущего, или прежний целевой образ исчез из прогноза). В один период времени могут выполняться несколько целевых сценариев, или, другим словами, быть активными несколько технологий. Число одновременных активных технологий зависит от их сложности и процессорных ресурсов. Мощный мозг может выполнять больше целевых сценариев нескольких активных технологий одновременно. При параллельном выполнении сценарии "квантуются": выполнение от одного переходит к другому, через некоторый период времени возвращаясь обратно к первому. Сценарий с наиболее сильной целью (образ которой ближе всего к боли, наслаждению) выполняется приоритетно, до тех пор, пока целевой образ другого сценария не станет сильнее, или пока не исполнится полностью.
Возможность мозга установить произвольный целевой образ воспринимается им самим как свобода воли. Возможность выполнить любую технологию воспринимается самим мозгом как ощущение самосуществования. Ощущение "я есть", вне зависимости от опыта и обстоятельств.
Экземпляры всех четырех конструкций (образ, отношение, сценарий, технология) формируются в мозге процессом обучения.
Имеет смысл разделять 2 вида обучения: экспериментальное и аксиоматическое. В процессе экспериментального обучения новые образы формируются в мозге на основе сопоставления реально произошедшего (в том виде, как оно зафиксировано в мозге) и прогнозируемого (в том виде, как оно прогнозировалось мозгом). Аксиоматическое обучение поставляет в мозг готовые новые образы. Ребенок, после освоения речи, подавляющее большинство конструкций получает через аксиоматическое обучение. До этого - через экспериментальное. Критическое мышление (свобода от навязанных образов мышления) подразумевает экспериментальное подтверждение аксиоматически полученных конструкций. По причине ограниченности времени, большая область познания остается полученной через только аксиоматическое обучение.
Очень кратко рассмотрим устройство процесса экспериментального обучения. Простейшая обработка записей произошедшего с выявлением БН образов, а также более сложная обработка, заключающаяся в сопоставлении записей произошедшего и прогнозируемого произойти позволяет расширять опыт (формировать новые конструкции образы): - если сочетание образов наблюдается регулярно или одноразово, но "рядом" с БН образом, формируется новый образ, как функция от наблюдаемых, а также формируется образ отношения между ними (обратная функция?) - если наблюдается устойчивое отношение между образами, оно фиксируется в образ отношения - если наблюдается устойчивая последовательность образов и контекста, приводящая к устойчивому БН образу, она фиксируется как технология. - если (непонятно по каким причинам) удалось избежать прогнозируемого БН образа, сценарий фиксируется как технология. - если в реальных событиях наблюдается расхождение с прогнозируемым сценарием, реальный сценарий корректирует технологию.
Дальнейшее развитие изложенной гипотезы предполагается проводить в следующих направлениях: 1) Смоделировать, как изложенные конструкции могут быть представлены в нейронном мозге 2) Проработать подробнее процесс обучения 3) Представить, каким образом выполняется весь набор мыслительных процессов: в отсутствии выделенного процессора, управление различными процессами происходит "ими самими", и передача управления от процесса к процессу также выполняется "ими самими". Предположительно, все процессы (восприятия, мышления, прогнозирования, реагирования, обучения) сами являются технологиями, базовыми технологиями, передаваемые генетически.
Автор будет признателен любым конструктивным замечаниям и ссылкам на литературу по сути изложенной гипотезы.
|