автор: Ярослав сообщение № 29911: |
Давайте конкретно рассмотрим восьмую главу, занимающую менее пятидесяти страниц. Со страницы 472. |
автор: nan сообщение № 29913: |
Я не хочу читать очередные 50 страниц... поотму что в свое время перечитал огромное множество таких страниц и составил обобщающее мнение, - свою систему аксиоматики в этих вопросах. Так что если среди этих страниц, кроме общей зомбирующей риторики (непременное условие оправдательного процесса доказательства "моральной" правоты) какое-то конкретное утверждение вызывает желание получить по нему мнение, то, плиз, выложи его и я его препарирую. |
Наконец прочел.
Глава 8
Доказательства существования Бога.
По сути два отрывка из разных источников. Впрочем вся книга - сборник статей разных авторов. Что не преступление.
Диалог о Боге
(из книги В. Свенцицкого "Диалоги")
Со стороны атеизма выступает "Неизвестный". Со стороны Православия - "Духовник". Для некоторых атеистов, особенно имеющих отношение к формированию идеологии атеизма, наука является одной из важнейших областей самореализации. Назвать ученого неизвестным - прямое оскорбление. Пусть со стороны атеизма выступит любой доктор физ.-мат. наук, заведующий одной из кафедр МГУ, а со стороны Православия - неизвестный. Для ясности или справедливости буду называть их "Атеист" и "Православный".
Некоторые особенности данного сочинения. Диалог мирный - не реалистично. Каждый остался при своем мнении - реалистично. Причем атеист задумался а православный не очень - иногда и наоборот бывает. Утверждается что не будут использованы схоластические доказательства - зря, любопытнейшие вещицы. Иногда атеист высказывает ряд сомнений против некоторых ключевых понятий Православия, и ведя диалог сам с собой внезапно решает взять и согласится с этими представлениями просто так - мечты, мечты.
"...Атеист...Когда я встречал образованных людей, живущих, между прочим, совершенно так же, как и все неверующие люди, и говорящих о своей вере, - я невольно думал: неужели они не притворяются?" Во всех подобных диалогах атеист такой чувственный искренний милашка. Несколько натянуто. И вообще наверное риторика. Причем православному не обязательно активно пользоваться черной риторикой, ведь можно вложить всякую ерунду в уста оппонента и красиво на нее ответить. Почему цитирую? Не согласен с утверждением, считаю что жизнь верующего должна отличатся как минимум ритуальными элементами распорядка дня (если сравнивать его с морально красивым атеистом).
Краткий пересказ (не хочу перепечатывать пространные словесные конструкции).
Далее атеист указывает на множество религий, претендующих на исключительную истинность. Верующий проводит аналогию между разными религиями и взглядами разных ученых на некоторый вопрос. Атеист возражает что в науке есть вопросы решенные одинаково всеми. Православный утверждает что в религиях также есть некоторый общий знаменатель, но полнота истины в Православии. Утверждается необходимость ознакомится с учением Православной Церкви и признать его истинность. А раз не признал - значит нравственно ущербный человек. Могу возразить, что между вероисповеданием и нравственностью нет абсолютной корреляции, потому все доказательство не выходит пока из субъективной сферы.
Потом атеист задает вопрос о вездесущести. В угоду миропредставлению атеиста православный переводит понятие в другую плоскость, фактически отрицая вездесущесть (позорный шаг). Православный говорит о личном пространстве личных качеств, и о превосходстве качеств Бога над качествами человека, что якобы и следует понимать как вездесущесть. Мне не нравится такой подход. Если все понятия толковать сугубо иносказательно, то можно устранить противоречия даже между шаманизмом и атеизмом (чем собственно и пытаются заниматься некоторые фрики).
Потом православный проводит аналогию между непостижимостью Бога и непостижимостью бесконечности (ряд трудностей, возникающих при воображении бесконечности). Насколько четко я представляю себе бесконечность - достаточно субъективный вопрос, сложно проверяемый (если проверяемый вообще) извне. Наверное вопросы о непостижимости в целом субъективны. А в доказательстве нужно искать опору в объективном, воспринимаемом, наблюдаемом. В худшем случае можно опереться на логические выводы из наблюдаемых явлений.
Атеист утверждает что библейские сюжеты имеют сказочный характер. Спрашивает - аллегории это или буквальное изложение? Православный отвечает что это некое промежуточное изложение, преподносящее реальность в понятиях доступных людям, которые записывали откровение. Например Моисей видел видение о сотворении мира, и записал его, в меру своего осмысления, облекая в те понятия, которые приобрел в своей земной жизни. Может в этом что-то есть. Православный говорит, что "дни" могли быть длинными периодами, но в откровении явлены в днях, и потому он, православный, будет утверждать что это именно дни. Там слишком запутанная попытка примирить науку и Православие в этом вопросе. Похоже все свелось к риторике. Не думаю что в откровении невозможно было явно сказать что это длинные периоды, однако такого не сказано. Есть множество взглядов насчет толкования всего этого. Православный говорит что наблюдается полное согласие с наукой относительно последовательности дней творения. Думаю наука имеет возможность придраться к некоторым деталям. Утверждает согласие с наукой существования света (электромагнитного излучения) раньше светил. Однако с наукой расходится существование земли раньше звезд, в частности солнца, и раньше электромагнитного излучения. Утверждает, что рассказ о леплении человека из праха земного образно показывает, что человек имеет ту же материальную основу, что и окружающая материя. Рассуждает о неуловимой грани между живым и неживым.
Рассмотрен вопрос о возникновении зла. Утверждается что зло не есть самостоятельно существующей сущностью, а является отклонением от некоторого идеала, потому не нуждается в создании, и совершается волеизъявлением созданных существ. Уничтожения зла возможно только уничтожением свободы выбора, что недопустимо. Не знаю.
Утверждается что атеизм обесценивает жизнь, личность. Не знаю.
Доказательства бытия Божия
(из "Лекции по умозрительному богословию" протоиерея Ф. Голубинского)
Буду сокращать значительно.
1. В нашем духе существует непосредственная уверенность в Боге. Будь так, не существовало бы атеизма. Кроме того у атеиста понятие "дух" вызывает ряд вопросов и предложений.
2. Вследствие этого, она также и всеобща. Первое опровергнуто, автоматически и второе, как вытекающее из истинности первого. Не зря говорят "не ложи яйца в одну корзину".
3. Уже издавна существуют доказательства бытия Божия. Знаете фразу "это очень древняя профессия"? Мы встречаем их уже в дохристианской философии: у Платона, у Аристотеля и Цицерона. Это нужно отдельно смотреть.
Изложим здесь более подробно доказательства бытия Божия:
а) Историческое. Оно основывается на всеобщем из доисторической древности идущем признании Высочайшего Существа, господствующего над видимым миром и человеком. Голосование неприемлемо на данном сайте. И мне тоже не мило. Большинство может ошибаться. Данное верование имеет психическое происхождение. Это мы знаем. Неверие отрицает психическое происхождение данного верования. Нет. Аргументы неверия:
а) Нет прирожденных идей.
б) Верования можно объяснить: вымыслом, страхом, творчеством воображения, анимизмом.
Возражение на аргументы неверия:
а) Есть косвенная врожденная предрасположенность к возникновению идей.
б) Невозможен абсолютно необоснованный вымысел без внушения со стороны внешнего мира и без психической предрасположенности. Если бы Бог был изредка возникающей выдумкой некоторых людей, эта выдумка не нашла бы массового распространения. Может нет. Выдумывают вон всякое разное. И с массовостью зачастую все в порядке даже у явных глупостей. Взять интернет-мемы например. Атеистические взгляды - редкость. Будь так - с ними бы не спорили, никто бы просто не обратил внимания.
в) Многие природные явления прояснены. А их мистическое толкование не исчезло. Ну мало ли кто чего придерживается. Брать пример?
г) Четвертое возражение против двух пунктов. Численным превосходством победить? Отличная идея :) Тут риторика, не буду пересказывать.
б) Космологическое. Мир устроен разумно, значит он создан разумом. Интересно послушать критику. Возможно разумность устройства субъективна.
в) Телеологическое. Повторение предыдущего пункта.
г) Психическое. Вникая в свою психическую жизнь обнаруживаем что она не есть последовательное изменение жизни физиологической, а обнаруживаем начало отличное от организма - душу. И далее некоторые рассуждения. Очевидно на данном сайте большое место отведено как раз под физиологическое описание психики.
д) Нравственное. Кроме государственного закона существует внутренний закон. Значит есть Божественная Власть. Не самый гладкий логический переход. Скорее не переход, а два постулата принимаемых на веру. Ведь нравственный закон бывает разным у разных людей или в разное время.
е) Логическое. Есть условное, должно быть и безусловное. Не знаю. Может нет? Безусловное ненаблюдаемо. Почему? Безусловное несомненно для мыслящего ума. Это точно правда? Может нет? Цепь причинно-следственных связей должна иметь начало. Почему? Иначе цепь была бы бесконечной и безначальной. Это плохо? Цепь стала бы кругом без центра. Почему именно кругом? Почему именно без центра? Кстати не бывает круга без центра. Читатель неумело загоняется в логический тупик. На самом деле тупика нет. На мой взгляд. И логическая цепочка автора является на самом деле набором аксиом, не вытекающих друг из друга. Как мне это представляется. С какой стати принимать эти аксиомы? Поверить? Тогда это не доказательство.
Лучшее доказательство бытия Божия. Приз зрительских симпатий? :) Из опытных доказательств бытия Божия самое сильное есть сознание в себе действия Божия, когда человек ведет богоподобную жизнь. Думаю это субъективно, а значит не является доказательством.