ФЕНОМЕН СУБЪЕКТИВНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Выявление закономерностей переживания значимости другого человека непосредственно связано с возможностью повышения эффективности различных формирующих личность воздействий. Авторитет родителей и учителей, теплота и прочность семейных, дружеских отношений, успешность психотерапевтического воздействия, доверие к руководителю на производстве в даже к источникам пропаганда и средствам массовой информации - все эти сферы практике остро нуждаются в психологических знаниях о том, "какие условия делают других людей значимыми для человека и увеличивают степень "податливости" на воздействия
Проблема субъективной значимости другого человека актуальна и в теоретическом плане - как проблема характерообразования. По словам К. Маркса, отношения человека к окружающему миру всегда опосредованы отношением к людям, к обществу. Они включены в общение, даже когда внешне человек остается один, когда он, например, занимается научной и тому подобной деятельностью
Объект исследования - феномен субъективной значимости другого человека - анализируется нами преимущественно с точки зрения жизненной значимости: рассматриваются отношения лишь с теми людьми, которые, до мнению личности, в наибольшей мере повлияли на ход ее жизни.
Прежде всего мы стремились выяснить, в каких единицах следует анализировать и измерять субъективную значимость другого человека, каково то элементарное, нерасчленимое далее “значимое отношение”, зная свойства которого можно описывать и механизмы возникновения феномена, и его различные проявления, и динамику развития. Мы предположили, что такой единицей является "характерообразующая связь" - мотивационно-когнитивное образование, в котором отражена относительно устойчивая реальная причинная зависимость между побуждениями и активностью партнеров по общению. Эта характереообразующая связь и ее свойства явились основным предметом нашего исследования.
Цель работы состоит в выяснении психологических механизмов переживания значимости другого человека, построении теоретической модели исследуемого феномена, которая в конечном счете могла бы стать основой для выработки практических рекомендаций по оптимизации значимых для личности отношений с другими людьми и в частности - отношений в семье.
В исследовании применялись методики: "Анализ межличностных связей и влияний", "Биографическая методика измерения психологической близости", разработанные автором, а также личностный опросник Г. Айзенка, в ряде случаев – биографическое интервью. При обработке в анализе данных использовались: корреляционный и регрессионный анализ, статистические критерии значимости различий. В эмпирическом исследовании участвовали различные по демографическим и профессиональным характеристикам группы людей в возрасте от 19 до 48 дет: конструкторы КБ в г. Ленинграде (26 чел.), слушатели Университета марксизма-ленинизма в г. Уфе (60 чел.), студенты-заочники педагогического института г. Москвы (30 чел.), научные сотрудники Центрального музея революции (10 чел.). От 126 опрошенных были получены сведения о 984 значимых отношениях: с родственниками, друзьями, коллегами и т.п.
В исследовании получены следующие новые научные результаты, выносимые на защиту:
А. Теоретические положения:
1) разработана теоретическая модель механизмов переживания субъективной значимости другого человека; выделены основные пространственные и временные характеристики значимых отношений;
2) построена типология значимых отношений, позволяющая объяснять и контролировать их динамику.
Б. Эмпирические факты:
1) субъективная значимость другого человека возрастает с увеличением: объема "характерообразующих связей", интенсивности влияний данного человека на субъекта, положительной эмоциональной окрашенности этих влияний;
2) субъективная значимость другого человека проявляется в переживании его психологической близости, в стремлении к дальнейшему сближению;
3) в переживании субъективной значимости другого человека обнаруживаются отчетливые половые различия. У мужчин отношения менее близки и более изменчивы в сравнении с женщинами. Различны у них и иерархии лиц круга значимого общения.
Полученные результаты позволили дать практические рекомендации относительно методов диагностики и оптимизации межличностных отношений в семье. Они используются в работе Консультативного центра психологической помощи семье при НИИ ОНИ АПН СССР и факультете психологии МГУ. Теоретические и эмпирические результаты исследования легли в основу спецсеминара "Психология общения", проведенного автором в Московском государственном заочном педагогическом институте.
Апробация. Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях Консультативного центра психологической помощи семье, лаборатории общения в школе и семье НИИ ОПП АПН СССР, лаборатории общения кафедры общей психологии факультета психологии МГУ; были представлены на V Всесоюзном съезде психологов СССР (Москва, 1977), на Всесоюзной конференции "Семья и личность" (Гродно, 1981), на VI Всесоюзном съезде психологов СССР (Москва, 1983), на III Всесоюзной школе молодых ученых и специалистов (Звенигород, 1984).
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, изложенных на 142 страницах машинописного текста, а также содержит 12 таблиц, 21 рисунок, список литературы из 150 наименований, из которых 48 на иностранных языках. Всего в диссертации 155 страниц.
Диссертация выполнена в лаборатории общения в семье и школе НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР и соответствует плану научно-исследовательской деятельности Института.
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Первая глава - "Субъективная значимость другого человека как психологическая проблема" - содержит обзор основных работ по проблеме в отечественной и зарубежной психологии. Проанализированы различные теоретические позиции, систематизированы эмпирические факты, накопленные в исследованиях данной проблемы, сформулированы исходные теоретические предпосылки дальнейшего исследования.
В начале кратко рассматривается понятие "значимость" в психологии. Некоторыми авторами (Ф.В. Бассин, А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия) оно кладется в основу классификации всех психических явлений. В советской психологии проблема значимости, как частный аспект проблем личности и общения, в большей или меньшей мере затронута в трудах Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, А.В. Петровского и многих других авторов. Специально "принципу значимости" были посвящены работы Н.Ф. Добрынина, указавшего на особую важность данного феномена, Ф.В. Бассина, В.Г. Асеева.
Первая разработка этого понятия в зарубежной психологии связывается с именами У. Шпрангера., З. Фрейда, К. Левина. Их линию продолжили представители неофрейдизма, различных направлений прикладной психологии в связи с разработкой проблем самооценки, самосознания, социализации, ролей, жизненных позиции.
Первые случая обращения исследователей к феномену "значимого другого" связаны с интеракционистской ориентацией (Mead Y.,I934). История понятия "значимые другие" определялась изучением влияния окружающих людей на отдельного субъекта: их чувств, оценок, особенностей контроля и исполнения ролей, характерологических свойств. В советской психологии непосредственное отношение к данной проблеме имеют работы Е.В. Щедриной (1979), Н.Б. Шкопорова (1980), В.Н. Князева (1981). В них прослежены основные факторы, определяющие референтность группы для ее членов, выделена ведущие потребности, удовлетворяя которые другой человек становится значим для личности (подростка), показаны некоторые различая в восприятии и понимании личностью позитивно и негативно значимых для нее лиц.
В главе дан сравнительный анализ современных исследований интеракции и круга значимого общения. Данные направления относительно независимы, но в них могут быть выделены аналогичные параметры.
Исследования интеракции
| Исследования круга значимого общения |
1. активность – пассивность; интенсивность коммуникации;
| 1. близость – отдалённость “значимого другого”;
|
2. оценка; позитивная или негативная реакция; “потребностная тенденция” приближения к другому человеку или отдаления;
| 2. дружественность или враждебность отношений со значимым человеком;
|
3. преимущественное влияние; “симметричность - комплиментарность” в обмене сообщениями;
| 3. авторитарность, референтность “значимого другого”;
|
4. направленность, тема; ориентация на задачу (предмет) или на выражение чувств; | 4. содержательная опосредованность тем или иным объектом или видом деятельности;
|
5. временная протяженность, скорость, динамика процесса общения.
| 5. продолжительность отношений; ситуативный, биографический, исторический масштабы |
Сопоставление параметров интеракции и параметров значимости показывает их принципиальную общность и подтверждает положение о том, что значимость другого человека - это определенный "срез", аспект рассмотрения взаимоотношений и межличностных взаимодействий.
В дискуссиях по проблеме значимости другого человека в основном обсуждается вопрос: какой из пяти приведенных параметров значимости является более существенным? Чтобы на него ответить, необходимо исследовать, какова природа указанных параметров, что лежит в их основе, в каких понятиях они могут быть осмыслены, в каких единицах измерены.
Во второй главе - "Структура и формы переживания субъективной значимости другого человека" - определяются основные понятия и единицы измерения значимости другого человека, формулируются гипотезы, предлагаются методики эмпирического исследования» описываются результаты проверки данных и гипотез. На основе этого разрабатывается теоретическая модель механизмов переживания значимости другого человека и типология значимых отношений.
В ходе исследования мы руководствовались общепсихологическими положениями теории отношений В.Н. Мясищева, идеями Б.Г. Ананьева о закономерностях характерообразования, а также социально-психологическими представлениями Б.Ф. Поршнева о принципах формирования общности ("мы" - "они").Наше главное теоретическое предположение состояло в следующем: переживание значимости другого человека является отражением различных параметров системы характерообразующих связей, функционирующих в общении с данным человеком.
Исходными стали для нас категории "отношение" и "характерообразование". В марксистской психологии общепризнанно, что переход отношений в черты характера является одной из основных закономерностей характерообразования. Но не все, а лишь жизненно важные отношения человека становятся чертами его характера. Среда них наиболее существенными и генетически первичными являются отношения к другим людям. Именно поэтому внутренний мир личности в сущности своей диалогичен, "каждое переживание, каждая мысль... сопровождается вечной оглядкой на другого человека"
"Мы" и "они", согласно Б.Ф. Поршневу, составляются и формируются эмоциональным отношением к тем, кто мешает или, напротив, помогает воплощению желаемого в жизнь. "Мы" и "наше", утверждающее "наше" связано с приятными чувствами; "они", разрушающее "нас" и "наша", вызывает неприятные чувства, негативностью характеризуется отношение со всякими "они".
По своей психологической природе переживание "мы", как показано в главе, характеризуется уподоблением людей друг другу. Анализ исследований процессов идентификации привел нас, вслед за Р.Л. Кричевским и Е.М. Дубовской (1981), к выводу о том,
что уподобление партнеру, отождествление с ним, заимствование его характерологических черт, согласие на контроль с его стороны, доверие и т.п. - все это результат межличностного влияния общающихся людей.
Обращение к категориям "отношение" и "характерообразование", "мы" и "они", "межличностное влияние" позволило нам внести понятие "характерообразующая связь" и предположить, что оно является единицей анализа феномена субъективной значимости другого человека. Этим понятием обозначаются причинные отношения, имеющие место, с точки зрения субъекта, между его собственными чертами характера и характеристиками партнера по общению.
Характерообразующие связи - "язык", на котором ведется интерпретация причин поведения человека в общении и в котором представлено сознанию межличностное отношение: "я раздражителен, потому что она невнимательна ко мне", "я грустная, потому что он замкнутый", "он слушающий меня, потому что я знающий жизнь" и т.д. Эти связи могут различаться прежде всего по интенсивности (сила влияния) и валентности (позитивное влияние или негативное). В каждом конкретном случае возникает множество характерообразующих связей: сильных и слабых, позитивных и негативных. Именно через них осуществляется влияние людей друг на друга и переход отношений в черты характера. Если отдельная связь - единица анализа значимого отношения, то субъективная значимость другого человека - это целостное переживание личностью системы характерообразующих связей, формирующихся и функционирующих в процессе общения с данным человеком. Это теоретическое положение было конкретизировано в следующих гипотезах.
Гипотеза 1. Субъективная значимость другого человека определяется степенью вовлеченности устойчивых характерологических свойств субъекта в процесс общения с данным человеком. Операционально "значимость другого" может быть измерена общей суммой имеющихся у субъекта характерообразующих (позитивных и негативных) связей с ним.
Гипотеза 2. Субъективная значимость другого человека определяется позитивностью (конъюнктивностью) взаимных влияний, функционирующих, с точки зрения субъекта, в процессе общения с данным человеком. Операционально "значимость другого" может быть измерена соотношением числа позитивных (конъюнктивных, объединяющих) и негативных (дизъюнктивных, разъединяющих) связей.
Для эмпирической проверки данных гипотез были разработаны методика: "Анализ межличностных связей", "Анализ межличностных влияний"
их субъектом: "он медлительный → поэтому я энергичная", "он критичный → поэтому я закрытая" и т.п.
Испытуемого просили оценить каждое из названных им свойств (своих и другого) как положительное или отрицательное, использовав знак "+" или "-". Если связь устанавливалась между двумя положительными свойствами, она расценивалась как конъюнктивная и выражалась двумя баллами "++"; в случае соединения двух отрицательных свойств, дизъюнктивность оценивалась двумя баллами "--"; в связи, устанавливаемой между положительными и отрицательными свойствами, конъюнктивность оценивалась в 1 балл "+" и дизъюнктивность – в 1 балл "-".
Для анализа значимого отношения использовались следующие показатели:
ωs - степень вовлеченности партнера в сеть межличностных связей с испытуемым ("связанность");
К - "конъюнктивность" отношения, выражающаяся в соотношении объединяющих и разъединяющих партнеров связей, с точки зрения испытуемого.
Методика "Анализ межличностных влияний" является более простым вариантом предыдущей. Испытуемого просили заполнить таблицу, имевшую 10 строк и 10 столбцов. В строках записывались десять наиболее характеризующих его свойств, в столбцах - имена десяти наиболее значимых для него лиц. Заполнял таблицу, он отвечал на вопрос: "Влияет ли данный человек на проявление данного коего свойства?" ("не влияет - 0, "слабо влияет" - 1, "сильно влияет" - 2 балла). Подсчитывался показатель ωv - интенсивность влияния ("влиятельность") каждого из десяти значимых людей на 10 наиболее существенных для испытуемого свойств.
Сформулированные выше гипотезы проверялись в исследовании, в котором приняли участие тридцать человек в возрасте от 19 до 33 лет. Процедура исследования включала: а) выявление круга значимого общения; о) ранжирование названных лиц в порядке убывающей значимости; в) выполнение задания по анализу влияний каждого из десяти значимых людей на каждого из наиболее существенных, по мнению испытуемого, своих свойств; г) выполнение задания по выявлению межличностных связей испытуемого с первым и десятым из значимых в ранжированном ряду.
Результаты исследования подтвердили первую сформулированную выше гипотезу. Чем более значим был партнер по общению, тем в большей мере он влиял на проявление особенностей характера самого субъекта (см. рис. 2а), тем сильнее были взаимосвязаны характерологические свойства обоих (показатели ωs с первым и десятым по значимости человеком различаются при р < 0,05). Следовательно, субъективная значимость человека определяется общим объемом мотивационно-когнитивных связей, независимо от их позитивного (объединяющего) или негативного (разъединяющего) характера.
Анализ рисунка 2а обнаруживает не только наличие достоверной связи между "влиятельностью" и значимостью, но и позволяет прогнозировать максимальный объем круга значимого общения (в среднем для выборки). При условии сохранения линейной регрессии, уже девятнадцатый по значимости человек не будет оказывать на свойства личности, с ее точки зрения, никакого влияния. Сходный прогноз следует и из анализа данных, описанных в третьей главе, полученных на другой выборке с использованием других методик. Оказалось, что по мере снижения значимости другого человека уменьшается и продолжительность общения с ним, так что с восемнадцатым по значимости человеком продолжительность общения в среднем должна равняться нулю (рис. 26). Эти прогнозы - побочный результат нашего исследования; они нуждаются в дальнейшей проверке.
Исследование подтвердило и вторую гипотезу - о существенном преобладании конъюнктивных связей в значимом общении. С наиболее значимыми людьми удельный вес конъюнктивных (объединяющих, позитивных) связей существенно больше, чем в общении с десятыми по значимости (р < 0,01).
Факт подтверждения обеих гипотез может быть объяснен наличием двух аспектов значимого отношения: статического - меры психологической "связанности" с другим человеком, динамического - тенденции к увеличению (уменьшению) "связанности".
Учитывая эти два аспекта, категории "мы" и "они" можно расчленить на две пары понятий: собственно "мы - они" и "свои - чужие". При этом "мы" выражает полюс максимальной вовлеченности характерологических свойств субъекта в процесс общения с партнером - максимального количества связей, образовавшееся в процессе общения, независимо от их "знака". Понятием "они" ("он", "она") характеризуются отношения, содержащие минимальное число связей с другим человеком. Для обозначения динамической стороны значимого отношения мы предлагаем пользоваться условными понятиями "свой" и "чужой" (неслучайно, именно от этих слов образованы производные - для обозначения процессов "присвоения" и "отчуждения"). Полюсу конъюнктивности отношения отвечает понятие "свой", выражающее позитивную значимость другого человека, стремление, тенденцию к "мы", то есть к увеличению взаимной "влиятельности", "привязанности" - общего числа характерообразующих связей. Полюс дизъюнктивности обозначается понятием "чужой", выражающим негативную значимость партнера, тенденции его избегания, то есть уменьшения его "влиятельности", "привязанности" к нему.
Из этого следует, что субъективно-значимые отношения могут различаться по следующим типам: "он мне свой", "мы свои", "мы чужие" и "он мне чужой". Первый тип характеризуете небольшим объемом связей, образующих отношение, и тенденцией к их увеличению. Второй тип - большим количеством связей и выраженной конъюнктивностью отношения, тенденцией к еще большему психологическому сближению. Отношение "мы - чужие" отличается от предыдущего преимущественной дизъюнктивностъю связей и тенденцией к отдалению партнера. Отношение "он мне чужой" указывает на малый объем связей и тенденцию к их еще большему уменьшению.
Мера субъективной значимости другого человека различается в зависимости от принадлежности отношения к тому или иному типу. Полученные данные показывают, что наибольшей значимостью обладают отношения "мы свои", наименьшей - "он мне чужой".
Два выделенных параметра субъективной значимости способны измерить силу влияния и тенденцию его изменения (усиления - ослабления). Теоретически необходимым представляется дополнение выявленных координат третьей, измеряющей степень равновесия влияний или его смещения в ту или иную сторону. Она может быть названа осью "Вы - ты", где полюс "Вы" соответствует максимально возможному влиянию партнера, полюс "ты" - наиболее выраженному влиянию на него. Типология значимых отношений долина быть представлена, следовательно, не четырьмя, а восьмью типами отношений (рис. 3): "мы с Вами свои", "мы с Вами чужие", "мы с тобой свои", "мы с тобой чужие", "Вы мне свой", "Вы мне чужой", "ты мне свой", "ты мне чужой". Любой из восьми типов отношений монет сформироваться в процессе общения. Более того, один может сменяться другим, отражая динамику субъективной вовлеченности в процесс общения. Однако взаимосвязь трех факторов в феномене значимости обусловливает "магистральный" вектор ее изменения: от минимально значимого отношения "ты мне чужой" до максимального его выражения: "мы с Вами свои".
Схематические изображения отношений заимствованы из работы А.А. Кроника (1979). Он использовал два различительных признака: угол наклона левой фигурки - субъекта к правой - партнеру (валентность отношения) и сравнительный размер фигурок (доминирование). Мы дополнили эти признаки третьим: расстояние между фигурками указывает на силу привязанностей субъекта к партнеру.
В данной типологии отражены лишь "пространственные" характеристики значимых отношений, а точнее - структуры характерообразующих связей, функционирующих в общении. Временная динамика переживания значимости и содержание круга значимого общения рассмотрены в следующей главе.
В третьей главе - "Динамика психологической близости в значимом общении" обосновывается также положение о том, что субъективная значимость другого человека проявляется в переживании его психологической близости и в стремлении к дальнейшему сближению. Анализируются половые различия в переживании близости.
Положение о проявлении значимости в переживании близости следует из теоретического анализа понятий "близость" и "значимость" (§ I) и описанного в главе эмпирического исследования, проведенного с помощью разработанной нами "Биографической методики измерения психологической близости"
Испытуемому предлагалось графически изобразить историю своего отношения к каждому из значимых других в системе координат: горизонталь - годы жизни, вертикаль - сто балльная шкала психологической близости. Ноль баллов - отсутствие психологической близости, доверительности в общении, чувства "мы", переживание другого как постороннего человека; сто баллов - сильно выраженное переживание "мы", доверительность в общении с партнером, приравниваемая к общению наедине с собой.
От 58 испытуемых было получено 467 графических изображений отношений. Эти отношения анализировались в трех аспектах: I) объем и содержание круга значимого общения, 2) переживание близости в зависимости от места другого человека в иерархии значимых, 3) максимальная психологическая близость и половые различия в ее переживании. Результаты оказались следующими:
I) Круг значимого общения включает в себя в среднем 7 человек (от трех до пятнадцати). Он образуется родными и друзьями, число которых приблизительно одинаково (52% и 48%), если не учитывать фактор реализованности отношений, который резко меняет данное соотношение. Среди актуальных (длящихся) отношений оно составляет 65% и 35% (р < 0,01), среди реализованных – 15% и 85% (р < 0,01).
Учет результатов ранжирования по параметру значимости различных представителей круга значимого общения обнаружил, что первые два места отдаются преимущественно женщинам: мужчинами - женам и матерям, женщинами - матерям и дочерям. Последние места распределяются между друзьями. В целом же по выборке в числе наиболее значимых оказываются родители, затем - супруги, дети, друзья.
2) Показатель психологической близости другого человека, как и предполагалось, существенно связан со значимостью этого человека для испытуемого. Уменьшению рангового места в иерархии значимости соответствует увеличение показателя психологической близости в момент проведения опроса (г = -0,828 при р < 0,001).
Для более глубокого анализа полученные графики развития отношений были разделены на группы в зависимости от ранга значимости партнера. Каждая кривая разбивалась на четыре равные части и по пяти точкам строились усредненные кривые динамики отношений в различных по значимости группах. На рис. 4 изображены усредненные нормированные линии развития отношений с наиболее и наименее значимым! людьми.
Более значимые отношения, как показывает рисунок, отличаются, во-первых, больней близостью, а во-вторых, тенденцией к увеличению близости с партнером. Менее значимые отношения характеризуются обратной тенденцией: направленностью в сторону уменьшения близости.
Новую информацию об исследуемом феномене позволяет получить введение временного показателя - средней продолжительности общения с различными по значимости людьми. Не рис, 2б представлена связь продолжительности и значимости: большей значимости соответствует и более длительное общение ( r = 0,894 при p<0,01).
3) Величина максимальной психологической близости (м.п.б.), отличающая субъекта общения на протяжении всей его жизни, резко различает мужскую и женскую выборки (р < 0,001). Мужчин отличает меньшая допустимая близость, бо'льшая по сравнению с женщинами вариативность м.п.б. Мужскую выборку чаще характеризует тенденция к отдалению в общении с годами (р < 0,05), у женщин более часта тенденция сближения. Эти факты созвучны известным данным о большей стабилизации уровня жизнедеятельности и психически функций у женщин (Ананьев Б.Г., 1968).
Использование "биографической методики" позволило проанализировать динамику психологической близости в парах: родители - дети, мужья - жены.
В среднем, по полученным данным, отношения родителей к детям характеризуются постепенным возрастанием с годами переживания психологической близости ( r = +0,944 при р < 0,001). В то жe время отношение детей к родителям не содержит тенденции к увеличению близости. Напротив, период общения с 12-13 лет до 22-х лет отличается, с точки зрения испытуемого, большей отдаленностью от родителей. Этот период характеризуется также более дифференцированными отношениями к отцу и к матери. Периодом наибольшей отдаленности от родителей являются 13 и I6-I9 лет. Около 22 лет восстанавливается исходный уровень психологической близости родителей.
Были обнаружены также некоторые тенденции в переживании динамики психологической близости супругов. Первые пять лет общения отличаются тенденцией к сближению, шестой и седьмой - появлением негативной тенденции в отношении мука к жене, затем - восстановлением прежнего уровня. Отношение жены к мужу в это время продолжает изменяться в сторону увеличения переживания психологической близости ("мы") и лишь на десятом и одиннадцатом годах в нем появляются разъединяющие связи, обусловливающие отдаление.
Приведенные факты и их анализ с точки зрения разрабатываемой в диссертации модели механизмов переживания значимости другого человека позволили сформулировать положение о динамике переживания близости другого человека как смене доминирующих типов значимых отношений. Оно состоит в следующем.
Значимое отношение, как и любое другое явление, в своем развитии может проходить стадии: "рост" → "расцвет" → "увядание". Эта динамика может быть выявлена с помощью биографической методики измерения психологической близости и наглядно проявляется в тех случаях, когда отношение к значимому другому характеризуется вначале отдаленностью и стремлением к сближению, затем - выраженным чувством "мы", в дальнейшем - уменьшением психологической близости и стремлением к отдалению. Подобная картина развития совпадает со сменой типов значимых отношений: "он мне свой" → "мы свои" → "мы чужие" → "он мне чужой". Это позволяет представить в единой "системе отсчета" и динамику значимых отношений, и их типологию (рис. 5).
Приведенный рисунок не означает, что любое отношение со значимым человеком обречено на "увядание". Он лишь иллюстрирует, как соотносятся различные отрезки линии развития (ab, bc, cd, de) с типами значимых отношений.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
1. Субъективная значимость другого человека - это целостное переживание личностью системы характерообразующих связей, формирующихся функционирующих в процессе общения с данным человеком. Другой человек переживается тем более значимым, (а) чем больше связаны его характерологические свойства со свойствами самого субъекта, с точки зрения последнего, (б) чем позитивнее эти связи, (в) чем большее влияние оказывает данный человек на субъекта. Другой человек может быть значим в разных временных масштабах: ситуативном, биографическом, историческом, а также на самых разных уровнях опосредованности объектом: как непосредственный объект удовлетворения потребностей, как источник значимых действий или информации о значимом предмете, как источник значимого отношения к самому субъекту, как носитель ценностей, той или иной системы отношений к миру.
2. Феномен субъективной значимости другого человека проявляется в переживании психологической близости ("мы - они"), в стремлении к сближению и отдалению ("свой - чужой"), в открытости влияниям со стороны партнера и во встречном влиянии на него ("Вы - ты"). В зависимости от соотношения этих проявлений, а в конечном счете - от структуры характерообразущих связей, формируются различные типы значимых отношений.
3. В своем развитии значимое отношение к другому человеку сопровождается сменой доминирующих типов. Стихийное развитие отношения приводит к накоплению не только объединяющих, но и разъединяющих связей, что чревато межличностными конфликтами и стремлением к отчуждению, несмотря на переживание партнера близким. Психокоррекционная работа в этом случае должна состоять в "развязывании" сформировавшихся негативных связей и, следовательно, в отдалении партнеров друг от друга, в установлении оптимальной психологической дистанции. Благодаря этому создается возможность "оздоровления" отношений - образования новых позитивных характерологических связей, самостоятельно или с помощью психолога-консультанта, контролирующего этот процесс.
4. В рамках предложенного теоретического подхода, с помощью разработанных методических приемов возможно, на наш взгляд, ответить не только на вопросы о том, как другие становятся значимыми для личности, но и как сама личность становится значимой для других людей. Именно в этом направлении видятся наиболее важные перспективы дальнейшего научного анализа проблемы субъективной значимости.
Список работ, опубликованных по теме диссертации:
1. К исследованию отражения значимых других. - В кн.: Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 1977, с. 52-56.
2. К вопросу о биографическом исследовании межличностных отношений. - В кн.: Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. Тезисы докладов V Всесоюзного съезда психологов. М., 1977, с. 144-145.
3. Половые различия в психологических дистанциях между супругами. - В кн.: Семья и личность. Тезисы докладов Всесоюзной конференции в г. Гродно. М.: АПН СССР, 1981, с. 219-221.
4. Изменение психологической дистанции как способ коррекции взаимоотношений супругов. - В кн.: Личность в системе общественных отношений. Тезисы докладов VI Всесоюзного съезда психологов. М., I983, с. 915-917.