Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 

Короткий адрес страницы: fornit.ru/5299
или fornit.ru/ax1-36-89

Условия привлечения внимания

Использовано в предметной области:
Системная нейрофизиология (nan)
  • раздел: Внимание (nan)
  • раздел: Новизна-значимость (nan)
  • раздел: Мотивация (nan)

  • Используемый довод статьи (аксиома):
    Важность нового такова, что оно отслеживается разными механизмами на разных уровнях и при этом возникает необходимость распознавания его смысла (значимости) - опознания.
    Вес уверенности: Общепризнанная специалистами аксиома
    Пояснение:
    Это подготовило возможность привлечения осознаваемого внимания.

    Более новые данные касаются «захвата внимания» (attentional capture), или восходящего управления; для этого раздела они будут центральными.

    Можно выделить два основных класса свойств стимулов, которые могут привлечь внимание: во-первых, единичные стимулы (feature singletons), существенно отличающиеся от остальных одним или несколькими простыми признаками (например, цветом, углом наклона или движением), а во-вторых, неожиданно появляющиеся («вторгающиеся») стимулы (abrupt visual onsets).

    Если испытуемый ищет единственный по форме стимул, внимание может быть «захвачено» не имеющим отношения к задаче стимулом, уникальным по цвету, просто потому, что этот стимул сильнее отличается от остальных. В одном из экспериментов режим обнаружения единичных стимулов был сделан неэффективным посредством включения в пробу нескольких стимулов, одинаковых по форме с целевым: это служило гарантией того, что ни один из них не может быть уникальным целевым стимулом.

    В другом эксперименте присутствовало несколько единичных стимулов, которые в то же время не были целевыми, опять-таки гарантируя, что целевой стимул не может быть найден просто путем поиска отличий.

    Другая категория стимулов, которые действуют несколько иначе по сравнению с единичными стимулами – это неожиданные зрительные стимулы (abrupt visual onsets). За привлечением внимания неожиданными стимулами могут стоять по крайней мере два механизма. Один из них, упомянутый выше, состоит в том, что появление нового элемента активизирует зрительные пути, чувствительные к высокой частоте предъявления, которые, в свою очередь, направляют внимание к объекту, вызвавшему активацию.

    Вторая возможность заключается в том, что появление нового перцептивного объекта, требующего создания эпизодической репрезентации, вызывает сдвиг внимания. Эта вторая возможность может быть «жестко детерминированной» реакцией на необходимость опознания новых объектов, возникающих в зрительном поле. …внимание направляется на объекты в порядке их значимости или приоритетности. Приоритетность объекта определяется одновременно двумя факторами. Первый из них – нисходящая активация: то, насколько объект соответствует текущей перцептивной установке.

    К примеру, если испытуемый ищет красную вертикальную линию, все красные или вертикальные объекты будут обладать более высокой приоритетностью по сравнению с объектами, не обладающими красным цветом и вертикальностью. Объекты, которые одновременно и красны, и вертикальны, вызовут, конечно же, наибольшую активацию. Другой детерминантой является восходящая активация: насколько данный объект отличается от своего окружения по какому-либо признаку. Например, красный стимул, окруженный зелеными стимулами, вызовет большую восходящую активацию, чем красный стимул, окруженный оранжевыми.



    Источник: Хауард Эджет, Стивен Янтис ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ:управление, репрезентивная основа отбора и временной ход
    Дата создания: 18.03.2008
    Последнее редактирование: 05.01.2024

    Относится к аксиоматике: Системная нейрофизиология.

    Оценить cтатью >>

    Другие страницы раздела "Внимание":
  • Функциональная значимость нового
  • Механизм субъективизации объектов внимания
  • Мотивация и внимание
  • Лобные доли, новизна, внимание
  • Эволюционное обоснование появления сознания
  • Функции и механизмы внимания
  • Новизна, внимание, побуждение к исследованию нового
  • Развитие внимания
  • Башня молчания Павлова
  • Сенсорная и эмоциональная депривация
  • Почему нельзя одновременно внимательно читать и внимательно слушать
  • Cклонность не замечать происходящее под носом подтверждена экспериментально
  • Наблюдения фокуса осознанного внимания
  • Миниатюрная карта всех регионов внимания
  • колебания активности нейронов с частотой примерно четыре раза в секунду заставляют нас каждый раз отвлекаться
  • Колебания активности нейронов с частотой примерно четыре раза в секунду заставляют нас каждый раз отвлекаться

    Чтобы оставить комментарии нужно авторизоваться:
    Авторизация пользователя