автор: kzpritkov сообщение 14238: |
к какой части поведения – бессознательной или осознанной, относится следующая теорема теории вероятностей? Смысл теоремы можно выразить так: случилась новая ситуация и надо сделать выбор между двумя гипотезами – действовать по-новому, или действовать по-старому. Теорема утверждает, что если потери от ошибки следования старому образу действий, при условии, что надо действовать по-новому, велики, то надо действовать по-новому, даже, если есть вероятность, что надо было действовать по-старому. |
Не понятно, причем здесь теория вероятностей? Решение принимается не в силу хоть какой-то прикидки вероятности, а в силу уже имеющегося опыта. Если его вообще нет, то действие будет только привычным и неосознаваемым, а по результатам (хорошо вышло или плохо), в случае "плохо", будет обращено внимание на такие неприемлемые последствия и учтен этот опыт для признаков нового, которые сделали ранее приемлемое и не требующее осознания уже неудачным.
В последующим такие признаки нового уже в других ситуациях будут настораживать, вызывая осознание и произвольность выбора не поступать привычно. Так набирается опыт распознавания признаков, который при сочетании с привычными условиями должны вызывать настороженное внимание и готовить скорректировать привычное.
>> Можно ли ожидать, что заключение теоремы будет использовано эволюцией?
Так результат работы уровней сознания и есть продукт длительной эволюции развития данных механизмов адаптивности.
>> Теорема утверждает, что выбор по большинству из множества равновероятных случаев обеспечивает в среднем наименьшую ошибку.
Так эти механизмы не работают. Новый признак может быть чрезвычайно слабым и единичным, но опыт уже придал ему высочайшее значение и осознанное внимание сфокусируется на нем.
>> многие люди без образования на вопрос о том, что выпадет большее число раз орел или решка, отвечают, что может быть и то, и другое
Значит у этих детей уже есть опыт наблюдения таких результатов событий, иначе они бы не ответили так.
>> для этого тоже необходимы абстракции?
В субъективных моделях понимания, в мыслях нет ничего, кроме абстракций - выделенных объектов внимания из наблюдаемой картины мира.
>> очевидно, что для выживания надо следовать законам природы. в случае законов, открытых физикой, это несомненно. почему не то же для теорем математики? ... существование когнитивных искажений не противоречит ни законам природы, ни логике выживания
Вот когда эти законы в данной области сформируют уже полностью и целостно адекватную реальности картину причин-следствий, тогда и будет все субъективно им соответствовать. А до этого неполные модели могут привносить ошибки в отдельные моменты в силу свой интерпретирующей функции и заставлять принимать неверные решения.
автор: Айк сообщение 14240: |
если мы положим, что внутренний диалог это только некий след развёртывающейся цепочки автоматизмов, у нас всё ещё не будет оснований отрицать влияние речи на цепочку. |
Такого отрицания нет. Говорилось о том, что вербальные символы не являются обязательными участниками такого процесса.
>>дети Маугли
У таких детей, конечно, отсутствуют самые основы вербальных распознавателей, далеко еще до осознания, которые воссоздать вне давно прошедшего критического периода развития уже не получится. И у них так же отсутствует огромное множество других важнейших для культуры взаимопонимания распознавателей доосознавательного уровня.
>> Эта работа позволяет предположить, что даже такие процессы, как низкоуровневое зрительное восприятие, могут существенно различаться среди всей человеческой популяции ... Поскольку язык напрямую сопряжен с образованием и играет ключевую роль при интеграции человека в культуру и значительная часть приобретаемых навыков регулировалась речью и речевыми конструкциями
В примере не показано, что именно речевые конструкции явились причиной отсутствия иллюзий восприятия у диких народов. Эта иллюзия связана со множеством опыта соотнесения длин отрезков в разных условиях, а не вербальными символами.
>> сам акт мышления в той форме, в которой он произойдет, стал возможен в том числе под решающим влиянием культуры, языка и образования
Есть примеры высокого развития уровней сознания без использования вербальной культуры в этологических опытах на интеллект ворон, обезьян и т.п. животных, взаимодействие с которыми людей не использовало слова. Они мыслят сугубо по-своему, но очень хорошо соответствуют реальности и способны решать адаптивные проблемы. Причем волки в лесу делают это лучше людей, у них выше интеллект в этой области.
17.04.2017г. 9:46:00