9 марта 2007 года на киноэкранах США и Канады состоялась премьера голливудского фильма-комикса «300 спартанцев», показ которого за два дня полностью окупил его бюджет. После чего «победоносное» шествие фильма началось по всем странам Европы.
22 марта премьера фильма состоялась в России. Интернет пестрит мнениями.
Прошлись «спартанцы» и по Белоруссии. Можно даже сказать, «торжественным маршем». К афишам привлекал слоган «Обрети славу!», билеты раскупались заранее.
Премьера: 22 марта, 16.40, кинотеатр «Октябрь». По окончании – свист и аплодисменты. Отзывы – самые разные. Люди, знающие историю, сразу же отметили отсутствие в картине той самой «истории». Те, кто следит за развитием современной политики, без труда распознали в фильме всю его «политическую подоплеку». Другие восхищались зрелищем компьютерных спецэффектов и разработкой цифровых технологий, иные восторгались уродцами, зверьем и кровавым рубищем садистов. К сожалению, немалая часть зрителей – те, для кого фильм стал «учебником» греко-персидских войн, формирующим крайне отрицательное отношение к «варварам-персам». Мнение, которое, благодаря «ударной концовке» фильма – «Никакого страха и чувств, только готовность убивать… Там варварские племена, здесь единая сила, идущая на правое дело. Спасем мир от тирании!» – может перейти на современное восприятие иранцев, как «варваров» и «завоевателей», которые хотят во что бы то ни стало овладеть миром, а потому должны быть уничтожены. Знакомые тезисы, не правда ли?..
А теперь, обратившись непосредственно к фильму, воздадим должное исторической справедливости, определим истинные цели «заказчика» картины, а также поговорим о том, кому и зачем «все это» нужно.
Как известно, действие фильма основано на седьмой книге греческого историка Геродота, которая повествует о кровопролитной битве при Фермопилах в 480 году до нашей эры. Согласно фильму, 300 отважных спартанцев во главе со своим царем Леонидом преградили путь многотысячной армии персидского царя Ксеркса, проявляя завидное мужество и отвагу. О битве, мужестве и отваге все верно. Но, следует заметить, что наряду с 300 спартанцами за честь Эллады сражались еще 4900 воинов (см. Геродот «История», п.202). И лишь, когда персы подобрались к эллинам с тыла, греческое войско разделилось, и те стали держать совет: часть людей ушла с поля битвы, другие же и с ними Леонид решили остаться. По другой версии Геродота, Леонид сам отослал союзников, желая стяжать славу только спартанцам.
Отсюда вопрос, какие чувства руководили спартанцами и их предводителем – защита Родины, священная война за Отечество, битва за родную землю, детей, жен, матерей, или же просто элементарное тщеславие, погоня за воинской славой – «сражение, достойное легенды»? Защита Спарты – возможно. Но что касается защиты детей, жен и матерей – вряд ли. Вряд ли они об этом вообще когда-нибудь думали, ведь всех их с раннего детства насильно отнимали от матерей, не воспитывая в них ни любви, ни сострадания, ни элементарного уважения к женщине. Не говоря уже о том, во истину варварском (!) методе «отбора детей», которому они подвергали всех новорожденных – если младенец был слаб или имел хоть какие-то внешние изъяны, его убивали, точнее выбрасывали в пропасть. Так кто же тогда «варвары»?!
Что же касается отношения к женщине, то многим грекам, в особенности, грекам-воинам такое понятие как «женщина» и вовсе было чуждо, разве что как «предмет для размножения». Не секрет, почему. Не углубляясь в эту тему, отметим лишь тот факт, что однажды один персидский разведчик, подойдя к Фермопилам, был немало удивлен тем зрелищем, которое предстало перед его взором, когда он увидел воинов-лакедемонян (воинов Спарты) – «одни из них занимались телесными упражнениями, а другие расчесывали волосы… он смотрел на это с удивлением… по возвращении всадник передал Ксерксу все, что видел» (Геродот «История», п.208). К сожалению, Геродот не уточняет, какими именно «телесными упражнениями» занимались греки, но из других источников достоверно известны пристрастия греков «к философии и мальчикам».
кадр из фильма
В связи с чем, вызывает недоумение, почему в фильме не греческий, а персидский царь изображен этаким милым лысым голышом в облегающем нижнем белье, с серьгами, кольцами и пирсингом во всех местах ухоженного тела.
Ксерокс I
Не зная истории, а исходя лишь из увиденного на экране, можно подумать, что владыкой Персидской империи был не 43-летний бородатый муж, закаленный в боях и походах, которого всегда сопровождали несколько жен и немало наложниц, а юный светский трансвестит, который хочет не столько покорить, сколько поиметь спартанского вождя, подходя к нему во время беседы как-то сзади (что вызвало в зале отнюдь недвусмысленные возгласы). Вот это уже полный бред!
Но, коль уж речь зашла на эту тему, заметим, что в Древнем Иране, в том числе и в период правления Ахеменидов (а именно это время отражено в фильме), никакого гомосексуализма не было, поскольку повсеместно в империи господствовала религия зороастризма, согласно которой гомосексуализм считается грехом №1, что гораздо страшнее даже убийства. Грех убийства не создает кармических петель: ты убил, тебя убили. Грех гомосексуализма создает кармические петли, которые не будут развязаны до конца Мира, ведь гомосексуализм – это страшнейшее зло на земле, поскольку связан с самым сильным разрушением генетики, а значит, с истреблением рода человеческого. Существует даже авестийский миф, согласно которому самые ярые представители зла – Ангро-Манью (дьявол, источник первичного Зла) и Друдж (падший ангел, источник Лжи) – вступили в противоестественную половую связь, после чего Друдж пал окончательно, и его перестали называть ни мужчиной, ни женщиной, а стали называть «мерзкой Друджей», то бишь «противным».
В отличие от греков, отношение древних персов к женщине и воспитанию детей было делом не только основополагающим, но и священным. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к почитанию персами таких божеств женского рода, как Спента-Армаити и Ардвисура-Анахита. Создание семьи, воспитание детей, продолжение рода, как и чистота рода, были и остаются в Иране одними из главных основ жизни человека на земле.
Жаль, что древнеиранская культура того времени во многом была бесписьменной. Если бы персидские историки оставили после себя такую же богатую историческую литературу, как греки, то взгляды современников на те же греко-персидские войны могли бы быть абсолютно иными. Потомкам же досталась точка зрения лишь одной из воюющих сторон, и эта точка зрения не редко вызывает большие сомнения. Взять хотя бы такой эпизод. Когда по приказу Ксеркса навели мосты через пролив Геллеспонт, неожиданно налетевшая буря их разрушила. Тогда персидский владыка якобы приказал высечь пролив плетьми – и море успокоилось. Серьезные исследователи полагают такое объяснение за неудачную шутку греческого автора, либо желание выставить персов в неподобающем виде. Ксеркс хотя и был большим противником эллинов, но дураком он все-таки не был!
Не менее абсурдно выглядит в фильме и персидский посол, прибывший к грекам – этакий огромный здоровяк негроидного типа. Да и все остальные персы тоже представлены с каким-то африканским отливом. Ни сколько не желая обидеть представителей чернокожей цивилизации, заметим, что Иран – это изначально древнеарийское государство, которое в полной мере сохранило свой генотип, и там практически нет негров, это скорее исключение, нежели закономерность. Чего не скажешь об Америке и Европе. А что до псевдокультуры Голливуда, то по его канонам обязательное присутствие в фильмах представителей темнокожих, как и людей нетрадиционной сексуальной ориентации, становится все более обязательным, ибо отсутствие оных является нарушением «американской демократии».
В продолжение темы о послах – глашатаях воли царей – отметим, что в свое время посланников Дария афиняне бросили в пропасть, а спартанцы – в колодец. Когда же спартанские послы пришли к Ксерксу, будучи готовыми к той же участи, персидский царь сказал им, что «по своему великодушию он не поступит подобно лакедемонянам, которые, презрев обычай, священный для всех людей, предали смерти глашатаев». И даже более того – «снимет с лакедемонян вину за убийство» (Геродот «История», п.133, 136). Так кто же варвар – царь персидский или царь греческий?
Однако, причем здесь греки, разве они имеют отношение к созданию фильма? Нет, не имеют, а потому какой с них спрос. Фильм создавали американцы. О них и поговорим.
Кто такие американцы? Горстка переселенцев, которая пару столетий назад, переправившись из Европы через Атлантику, поселилась на новой земле и со временем уничтожила все коренное население этой земли. Так почему бы Голливуду не снять фильм об этом?! Разве истребление индейцев на американском континенте – варварство, не достойное компьютерного комикса? Еще как достойно – одни скальпы чего будут стоить! Прости, Господи…
Продолжением же «обретшим славу» стали бы сюжеты о тайном присмотре Старшего Брата над странами Западной Европы, собранными вместе под вывеской «Евросоюз», а также о развале СССР и бархатных революциях на постсоветстком пространстве, о разгроме Югославии, о разорении Афганистана и Ирака, о желании «передела мира» и мечте о «золотом миллиарде». А вот в заключении неплохо было бы вновь вернуться к уничтожению индейцев и вспомнить «проклятие индейского вождя», адресованное Америке. Согласно его словам, в Америке будет убит каждый президент, избираемый в год, заканчивающийся на ноль (до сих пор срабатывало, вот только Рейган был не убит, а ранен), сама же Америка закончит свое триумфальное существование после правления 44-го президента. Эта серия, пожалуй, была бы самой достойной внимания – этакий комикс-триллер мистического толка.
Однако такую историю американцы снимать не хотят. В данный момент времени их больше привлекает история Ирана, который обладает немалыми природными ресурсами, и который не забросаешь бомбами, подобно Ираку и Афганистану. А потому «ястребы Буша» стремятся всячески деморализовать эту страну, запугать и устрашить, что в современном мире носит название информационно-психологической войны. И для этого в понимании американцев все средства хороши, тем более кинематограф, который, с легкостью шествуя по планете, тут же представит миру события в нужном американцам цвете.
Отсюда вывод: отснятый на голливудских подмостках фильм есть не что иное, как спецзаказ США, выполненный с одной понятной для всех целью. И ничего более. Что же касается искажения истории, то об этом речь вообще не идет, в нужный момент времени любая история с легкостью перепишется под любую ситуацию. В Америке – все по Оруэллу…
И вообще, какое дело американцам до истории, не говоря уже о культуре и художественных ценностях. Вы их еще о морально-нравственном законе спросите, который, кстати, у персов существовал издревле, выражаясь в священной зороастрийской триаде – «Андишеник, Гофтареник, Кардареник», или «Благая мысль, Благое слово, Благое дело». Америке такие понятия чужды, в их лексиконе нет таких словосочетаний!
По сравнению с персами американцы понятия не имеют, что такое история, тем более что такое культура. Сколько лет «американской истории»? – если брать со времен активного заселения американского континента, то лет двести. Сколько лет истории Ирана? – со времени прихода на Иранское нагорье арийских племен, как минимум, четыре тысячи. Персы старше американцев в 20 раз! США и ИРАН – это примерно как 20-летний юноша и 400-летний старец – о чем они вообще могут говорить?!
Как видим, цели столь бездарного фильма направлены (пусть даже столь примитивным способом!) против древнеперсидской цивилизации и на осквернение ее богатейшей культуры. Однако, как бы не старались американцы, ничего у них не выйдет. Снимая такие никчемные фильмы, они, в первую очередь, дискредитируют самих себя, представая перед всем миром как нерадивое, глупое дитя. Но что поделать – как говорится, «в семье не без урода»!
Во всей этой истории интересен не сам фильм, а кое-что другое – события, которые фильм «вызывает». Премьера фильма на территории евразийского континента состоялась в Ноуруз, словно пробуждая фрагменты старой истории и навязывая иранцам определенную программу на предстоящий год (ведь это произошло в их новый год!).
Например, разве нынешний американский президент не переполнен тщеславием греческого царя Леонида, желая стать «военной легендой», точнее, «обрести славу», войдя в историю президентом трех азиатских войн. Да и действия развиваются, опять же, в заливе – на этот раз в Персидском. Со временем «найдется» и ущелье и славные воины – в горной части Ирана их немало. Старые лозунги «Земли и Воды!», некогда изреченные персами, в современном мире все больше звучат из уст американцев, как: «Нефти и Газа!».
Кстати, любопытно и еще одно совпадение. Царь Ксеркс, не был столь уж беспощадным, как показано в фильме, и нередко проявлял милость к вражеским воинам, особенно, к воинам, достойным уважения. Однажды на разведку в Азию эллины послали несколько человек, которые были схвачены воинами Ксеркса и после допроса должны были умереть, «однако персидский царь проявил великодушие и отпустил их» (Геродот «Исто-рия», п.146). Как известно, 23 марта 2007 года, на следующий же день после премьеры фильма, иранскими пограничниками были арестованы несколько британских моряков-пехотинцев, сознавшихся в сборе разведданных. Все они, подобно в свое время эллинам, тоже были отправлены на допрос, но спустя две недели были великодушно помилованы иранским президентом и отпущены домой.
А что же дальше? По фильму – жестокая кровавая бойня и гибель огромного количества людей. В реальности – все идет к тому же. Но… исправим ошибки истории – войны нельзя допустить! И первый шаг на этом пути уже сделан. И сделан он персами. В имевшем место британо-иранском инциденте Иран принял единственно правильное решение – отпустить бри-танцев, не поддавшись на провокации активного навязывания военных действий со стороны США и Великобритании, чем и обезоружил своих противников.
…Мир замер в ожидании войны. И ждал реакции Ирана. Какой? Вероятнее всего, амбициозной и радикальной, – и это было бы проявлением слабости и незрелости. Но вопреки всем ожиданиям Иран в очередной раз продемонстрировал силу и мощь, которая в данном случае заключалась в мудрости и великодушии. Так кто же варвары?!
Наталья Малахова, г. Минск
«300 спартанцев» – чудовищная мистификация
премьера экрана
На экранах США и Канады и в кинотеатрах России начал демонстрировать-ся художественный фильм «300 спартанцев». Режиссер Зак Снайдер снял эту высокобюджетную киноленту (70 млн. долларов) по мотивам популярных комиксов Фрэнка Миллера в весьма оригинальном стиле. Весь фильм был снят в студии, и актеры в картине действуют на фоне декораций, созданных с помощью цифровых технологий.
События картины повествуют о кровопролитной битве при Фермопилах в 480 году до н. э., когда триста отважных воинов-спартанцев во главе со своим царем Леонидом (актер Джеральд Батлер) преградили путь многотысячной армии персидского царя Ксеркса. Их бесстрашие и героизм вдохновили всю Грецию на объединение против непобедимого врага.
За первые субботу и воскресенье показа в США и Канаде фильм собрал более 70 миллионов долларов и полностью окупился. Это самая успешная мартовская премьера.
История в виде комикса
Киностудии в США снимают фильмы для американских зрителей и поэтому трактуют историю европейских стран совершенно произвольно. Но Зак Снайдер в этом отношении был особенно изобретателен. Персидские воины, одетые в бедуинские бурнусы, более естественно выглядевшие в песках Сахары, гвардия «бессмертных» царя Ксеркса, выряженная в классический наряд японских «ниндзя», невесть откуда взявшиеся странные животные – это еще не все фантазии режиссера.
Особенно душевно создатели фильма потрудились над образом персидского царя Ксеркса (актер Родриго Санторо) и его окружения. На несколько мгновений появляется чувство возвращения в жуткую атмосферу страны Мордор из «Властелина колец».
Отвратительные уродцы, безобразные великаны – весь этот паноптикум навалился на бедных спартанцев. Сам царь Ксеркс – отталкивающего вида верзила, разукрашенный обильным пирсингом, вся одежда которого состоит из пикантных трусиков, накидки и сандалий. Просто звезда стриптиза, а не великий государь! Среда фильма настроена таким образом, что даже мысли о сочувствии к персам возникнуть не должно, только отвращение, ненависть и праведный гнев! Сама техника съемок – в стиле рисунка-комикса – близка и понятна американскому зрителю. Ведь в США и Канаде тиражи комиксов достигают сотен миллионов экземпляров! А в комиксе главное что? Главное – действие (action!) – прыжок, укол, удар!
Море крови и горы трупов
Раскроенные черепа, человеческая плоть, разрубленная напополам, горы трупов, и кровь, побольше крови! Кровь в фильме тоже из комиксов – неестественно черная, но зато ее много, очень много! И какая разница, за что бьются эти люди и какие идеалы защищают! Кстати, по поводу идеалов. Цитаты из фильма недвусмысленны:
Спартанцы: «Никакого страха и чувств, только готовность убивать. …Там варварские племена, здесь единая сила, идущая на правое дело. Спасем мир от тирании!» Знакомые тезисы, не правда ли?
Унижение для иранцев
Нет ничего удивительного в том, что власти Ирана восприняли фильм как прямое унижение нации. Советник президента Ирана по делам искусства Джавад Шамгадри назвал фильм «оскорблением персидской цивилизации» и «частью американской психологической войны против иранской культу-ры». В местных научных кругах о картине говорят как о чудовищной мистификации. Иранские исследователи просят не забывать, что в состав тогдашней Персидской империи входили две трети греческих городов и провинций.
И что греки были в ней «равноправными и высокочтимыми гражданами». А многие сражались на стороне персов.
Можно долго дискутировать по поводу исторической и художественной ценности фильма «300 спартанцев». Один вывод напрашивается сам собой: кинематограф, к сожалению, становится все более и более условным искусством, вызывающим совершенно безусловные реакции. А уж тем более, когда смыслом художественного произведения становится пристрастная политическая риторика.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на статью | Топик ТК: Системные исследования механизмов адаптивности |
| ||||||||||||