Д. ф.-м. н. Сизоненко
В.Л.
Харьковский национальный
аграрный университет им. В.В. Докучаева
Антихристианская
направленность псевдонаучных теорий
В последние годы появилось множество
научно-популярных изданий, вышедших большими тиражами, в которых подводится
якобы научная основа под различные теологические концепции (см. [1] – [6] и
др.). Детальный анализ физических теорий, положенных в фундамент таких работ,
показывает, однако, их научную несостоятельность или спорность, а также явную
антихристианскую направленность. Отличительной особенностью текущего периода
времени является активное подключение к разработке указанных вопросов
специалистов разных профессий – инженеров, физиков, врачей, социологов и др.,
которые не имеют достаточной подготовки в области философии религии или
богословия. И именно это обстоятельство часто толкает их на путь развития не
христианской, а оккультной философии. Рассмотрим этот вопрос на конкретных
примерах.
В книге доктора технических наук Александра
Лазарева «Расшифрованная Библия или реквием цивилизации» [1], сопровождаемой
положительными отзывами известных ученых, предложена идея искусственного
происхождения Земли с термоядерным реактором в области земного ядра и с
магнитогидродинамическим (МГД) генератором в мантии, способным поднимать и
перемещать материки. Возникающие при столкновениях материковых плит разломы
земной коры и выбросы вещества в атмосферу автор книги положил в основу
предсказания стихийных бедствий, ожидающих человечество в XXI веке, и связал свои прогнозы с текстом Библии и
катренами Нострадамуса. При этом он особый упор сделал на критику христианских
Церквей (католической и православной), обвиняя их в грядущих бедах
человечества.
Несостоятельность теории А. Лазарева зиждется на
грубых физических просчетах. Во-первых, для существования термоядерного реактора
в ядре планеты необходимо, чтобы плотность вещества здесь была в 100 000
раз меньшей плотности железа или никеля (для поддержания равенства
газокинетического и гравитационного давлений), т.е. ядро планеты должно быть
практически полым. Но это противоречит известным геофизическим данным о
структуре земного шара [7, c.
992]. Во-вторых, для поддержания термоядерного синтеза в центре Земли нужны
легкие элементы Таблицы Менделеева, но никак не железо-никелевый состав ядра
планеты, который там по расчетам есть [7, c.
992]. В-третьих, известно, что вещество мантии находится в кристаллическом
состоянии, не допускающем здесь присутствие низкотемпературной плазмы,
необходимой для работы МГД-генератора. И так далее…
В теологическом плане отчетливо просматривается
попытка материализовать библейского Бога, уподобить Его электронной схеме,
управляющей процессами в Космосе, сделать высшими силами мироздания (сильнее
Бога) Карму и каркас Вселенной. Иисус Христос, по его мнению, это – группа
людей, направленных с мифической планеты Нибиру на Землю для создания
«внегосударственной организации», а Мишель Нострадамус – второй Христос и Святой
Дух. Дьявол же – не личность, а отрезок времени; христианская религия – «это
вообще не религия, а система управления человечеством». И тому
подобное…
Нездоровый резонанс, который вызвала эта книга в
кругах киевской общественности, свидетельствует как о снижении грамотности и
культуры среди населения, так и о возросшей популярности оккультной философии в
массах.
В книге белорусского академика Виктора Вейника
«Почему я верю в Бога» [2] пропагандируется его так называемая «Общая Теория»
(ОТ) природы, основанная на существовании гипотетических «хронального» и
«метрического» веществ, способных своим присутствием нарушать законы
классической механики, термодинамики, квантовой механики, специальной и Общей теории
относительности. К известным уравнениям физики добавлены слагаемые, позволяющие,
по мнению академика, применять законы физики для описания потусторонних явлений
(перемещений ангелов, материализацию духов и др.). В частности, присутствием
«хронала» (величины, обратной времени) якобы способного ускорять все процессы
движения в природе в 365 250 раз, он пытается доказать, что жизнь на Земле
возникла 7 000 лет тому назад всего за несколько дней, как якобы и
утверждает Библия, а не в течение миллионов лет, как утверждает наука. Все
достижения науки на Западе им объявлены ложными, католическая Церковь –
погрязшей в научных ошибках, а православная Церковь в России – такой, которая
должна отвергнуть современную науку и поддержать ОТ Вейника. Академик предложил
целый ряд экспериментов, которые якобы докажут его
правоту.
Несложно показать, однако, что все эти
эксперименты не в состоянии подтвердить идеи Вейника, так как они противоречат
известным законам физики (например, последовательным соединением трех
металлических проводников нельзя создать электродвижущую силу, способную
вызывать ток в проводниках и совершать работу). А допущение об увеличении
скоростей движения тел на Земле в миллионы раз, которое якобы имело место в
прошлом, несостоятельно потому, что кинетические энергии атомов в этом случае
должны были превышать энергии кулоновского расталкивания их ядер, что делало
невозможным присутствие химических элементов в природе. Введение же в физику
метрического и хронального веществ для объяснения чудес бесполезно по двум
причинам: во-первых оно заменяет одно неизвестное другим, еще боле непонятным; во-вторых,
это не корректно, поскольку все установленные наукой законы природы справедливы
только для материального мира, и не могут описать нематериальное, согласно
известной теореме К. Геделя.
Безосновательны утверждения В. Вейника о том,
что работа на ЭВМ равносильна общению с бесами, что наука и христианская религия
делятся на правильную «русскую» и ошибочную «западную», что все физические
теории без ОТ – неверные. Его попытки столкнуть Православие с современной наукой
идут вразрез с наметившейся в последние годы тенденцией объединения усилий РАН и
христианской Церкви в выработке нравственных концепций регламентирования
деятельности ученых.
В 2005 г. три солидных российских издательства
большим тиражом выпустили в свет книгу физиков Виталия и Татьяны Тихоплав
«Физика веры», сопровождаемую кричащим рекламным заголовком: «Более
3 000 000 читателей» [3]. В рецензии на эту книгу президента
Санкт-Петербургской инженерной академии академика А.И. Федотова сказано: «В
книге убедительно рассказано о взаимосвязи науки и религии, о необходимости
слияния которых в единое развивающееся знание во весь голос говорят
представители мировой науки и религиозные деятели». О слиянии с какой религией
идет речь? Их довольно много: христианство, иудаизм, ислам, буддизм, индуизм и
т.д. Оказывается: с буддизмом, ибо только в этом случае, по признанию
Тихоплавов, их физические гипотезы соответствуют религиозным концепциям. Почему
же так получилось? Что, достижения
современной физики противоречат христианству? Ничуть не бывало, как это
убедительно доказал Александр Мень [8]. Просто указанные физики субъективно
осветили проблему неопределенности в квантовой механике, и, выдав желаемое за
действительное в гипотезе о торсионных взаимодействиях, придумали свою модель
мироздания, которая расходится с христианскими представлениями о
Боге.
Идея Тихоплавов о роли полей кручения пространства
зиждется на теоретических работах академиков РАЕН Г.И. Шипова и
А.Е. Акимова о сильной связи спинов частиц с гравитационными полями. Между
тем, как убедительно показал Петр Образцов [9], современная физика считает спин
– гравитационные взаимодействия настолько гипотетичными и слабыми, что они не
могут играть ту роль в формировании мыслей и сознания, которую им приписывают
Тихоплавы. Во всяком случае, этот вопрос столь спорный, что провозглашать его
аргументом, подтверждающим справедливость буддизма, пока что бессмысленно. Кроме
того, Тихоплавы бездоказательно
выдвинули аксиому о существовании пространства, способного к кручению и
образованию «вихрей», которое всегда существовало независимо от Бога и
предшествовало веществу и сознанию. Тем самым они вошли в противоречие как с
данными современной науки об одновременном рождении вещества, пространства и
времени из точки (Первоатома) в результате Большого Взрыва (Big Bang), так и с утверждениями христианской религии,
основанными на тексте Библии, о том, что именно Бог создал вещество,
пространство и время буквально «из ничего» [8].
Таким образом, выдавая желаемое за действительное
и взывая к авторитету науки, Тихоплавы ввели в заблуждение миллионы
неосведомленных читателей их книг, и необоснованно бросили тень на христианскую
философию.
И, наконец, – о трехтомнике известного уфимского
офтальмолога и путешественника Эрнста Мулдашева «В поисках города богов» [4] –
[6]. Описанные там исследования аномальных явлений в пещерах Тибета и Непала
чрезвычайно интересны и полезны для науки. Но объяснение этих явлений с позиций
ламаизма и буддизма настолько наивны, что могут вызвать только улыбку у
специалистов. В самом деле, зачем понадобилось привлекать магию и колдовство,
прославлять религию буддистских монахов только потому, что в «сомати–пещерах»
проявляют себя известные науке геопатогенные зоны? Они существуют на всех
континентах земного шара, но особенно сильно действуют, очевидно, в некоторых
пещерах Тибета (в районе горы Кайлас), т.к. там пустоты в земле тянутся на
десятки километров и способны накапливать вредное излучение. Зачем искусственно
возвеличивать доброту и мудрость гипотетической прошлой цивилизации, и
умалчивать о том, что Библия называет допотопное человечество развращенным,
жестоким, злобным и неблагодарным? К чему бездумно прославлять оккультные
упражнения Елены Блаватской и строить мистические замки вместо того, чтобы
критически осмыслить информацию, хранящуюся в древних тибетских рукописях?
Вопросов много, но ответ один: потому, что хороший офтальмолог плохо знаком с
христианской культурой и философией, и поэтому не может творчески применить их к
объяснению открытых им явлений.
Более подробно с рассмотренными вопросами можно
познакомиться в книге [10], которая вскоре выйдет из
печати.
Литература:
1.
Лазарев
Александр. Расшифрованная Библия или реквием цивилизации. – К.: «А.С.К.», 2002.
– 1064 с.
2.
Вейник
Виктор. Почему я верю в Бога. Исследование проявлений духовного мира. – Минск:
«Издательство Белорусского экзархата», 2002. – 336 с.
3.
Тихоплав
В.Ю., Тихоплав Т.С. Физика веры. – М.: АСТ – Астрель; СПб.: «Весь», 2005. – 246
с.
4.
Мулдашев
Эрнст. В поисках города богов. Том 2. Золотые пластины Харати. – СПб.: Изд. Дом
«Нева», 2004. – 544 с.
5.
Мулдашев
Эрнст. В поисках города богов. Том 3. В объятиях Шамбалы. – СПб.: Изд. Дом
«Нева», 2004. – 528 с.
6.
Мулдашев
Эрнст. От кого мы произошли? – М.: «Лиф – Принт», «ОЛМА – ПРЕСС», 2002. – 448
с.
7.
Таблицы
физических величин. Справочник. Под ред. акад. И.К. Кикоина. – Атомиздат,
1976. – 1008 с.
8.
Мень А.В.
История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. Том 1. Истоки религии. – М.:
СП «Слово», 1991. – 287
с.
9.
Образцов Петр
АнтиМулдашев. От кого произошел уфимский офтальмолог? – М.: Яуза, Эксмо, 2004. –
256 с.
10. Швец В.В., Сизоненко В.Л. Апологетические
зарисовки. Критика псевдонаучных теорий. – Харьков, 2006 (в
печати).
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на статью | Топик ТК: Системные исследования механизмов адаптивности |
| ||||||||||||