Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.

АВТОМАТИЗМЫ МЫШЛЕНИЯ: Автоматизмы, или умственные привычки

Относится к   «Рефлексы и автоматизмы: обобщение»

АВТОМАТИЗМЫ МЫШЛЕНИЯ: Автоматизмы, или умственные привычки, - это поведения, осуществляемые непроизвольно и бессознательно, они могут быть вы годны для выживания и не выгодны. В первом случае мы их не замечаем, а во втором - ищем ложные объяснения, которые услужливо ... - -

Автоматизмы, или умственные привычки, - это поведения, осуществляемые непроизвольно и бессознательно, они могут быть вы годны для выживания и не выгодны. В первом случае мы их не замечаем, а во втором - ищем ложные объяснения, которые услужливо предлагаются различными видами психической защиты.
Жизнь идет своими путями, не согласовываясь с нашими установками. Если не учитывать изменение обстоятельств, то с контрастным изменением обстоятельств адаптивные умственные автоматизмы становятся дезадаптивными, невыгодными, вредными и даже смертельно опасными. Организм не может измениться и приспособиться к ним, так как автоматизмы не осознаются. Печально то, что организм не в состоянии самостоятельно прийти к осознанию бессознательного и изменить свое умственное поведение, приспосабливая его к новой ситуации. Эмоции, потребности, социальные стереотипы представляют собой психические образования, закрепленные привычками, и наше сознание не может их охватить в целостности, поэтому значительная часть поведения осуществляется бессознательно. Сознание суживается и концентрируется на чем-то одном, упуская другое. Расширение сознания предполагает собой осознание автоматизмов ума и, соответственно, приобретение способности контролировать действие эмоций, потребностей и социальных стереотипов. Расширение сознания состоит в том, что человек начинает осознавать те элементы поведения, которые при автоматизме он не осознавал. Когда я прошу человека с застарелой обидой ответить на вопрос, как должен был бы вести себя другой человек, чтобы он на него не обиделся, я стимулирую в нем осознание тех ожиданий, под которые он подгоняет поведение другого человека и при несоответствии обижается. Отвечая на мой вопрос, этот человек вынужден осознавать те программы поведения, которые он бессознательно и привычно приписывал другому. Он осознает то, что его обида возникает, когда поведение другого человека не соответствовало его ожиданиям. Своим вопросом я способствую расширению его сознания и сосредоточению его на том месте, где его ум совершал свои действия автоматически. Осознавая свои ожидания, обижающийся человек может прийти к выводу, что его ожидания не реалистичны. Он поймет суть своей обиды, сознательно скорректирует свои ожидания, признав их нереалистичными. В результате он становится способным контролировать МЫШЛЕНИЕ свою обиду. Он становится менее притязательным и более благополучным. О нем говорят, что он стал менее обидчив. Обиженный, мысля саногенно, начинает понимать, что обидчик не соответствует и не может соответствовать его ожиданиям. Вследствие такого движения мысли его обида теряет свою энергию. Усвоив основы саногенного мышления, этот человек сам может ставить себе вопросы, подобные тем, которые мы привели в примере, и, отвечая на них, проникать в бессознательную часть своего ума уже без моей помощи. Овладев саногенным мышлением, человек прекращает вредную и бесполезную автоматическую работу ума и нейтрализует эмоцию. Он может контролировать эмоцию. "Стоит сейчас мне начать правильно думать о своей обиде, как она начинает ослабевать, — говорит мне один из учеников. - Раньше было наоборот. Чем больше я думал о своей обиде, тем сильнее обижался". Рассмотрим еще некоторые детали. Что происходит в застарелой обиде? При каждом намеке на обстоятельства, имевшие место в прошлой обиде, человек продолжает страдать с той же силой, что и тогда. Сегодня, когда его никто не обижает, его своевольный ум включает привычные автоматизмы, вырабатывающие обиду, которую приходится заново переживать. С унылым постоянством повторяются те же умственные операции, которые имели место в прошлом при обидах в раннем детстве, в школе, на работе. Все это производит удручающее впечатление. — Можно ли этому положить конец? — спрашивает читатель. Можно. Но это потребует приобретения навыков самонаблюдения (интроспекции) и знание того, какие умственные операции вырабатывают эмоцию. Если вы их знаете, то можете о них думать и проследить работу вашего ума. Если же не знаете, то не сможете сделать эти операции сознательными. - Вы говорите "проследить". Разве это возможно? Ведь в уме все происходит быстро и незаметно, — недоумевает читатель. Компьютер работает еще быстрее, чем ум. Но когда программист ищет ошибку, то он дает команду машине распечатать список операций, составляющих программу (листинг), находит ошибку и исправляет ее. То же можем проделать и мы, составив список операций, с помощью которых ум вырабатывает, скажем, обиду.
Просматривая этот список, нетрудно найти изъяны в своем мышлении. Приступим к составлению листинга. Обида всегда возникает в общении. Каким образом ум управляет процессом общения? Какие действия совершаются в уме? Опишем подробнее автоматизм выработки обиды. Первое, что делает ум,- определяет ситуацию общения и относит другого человека к определенной категории лиц, с которыми он обычно имеет дело: друг, любимый человек, отец, мать и т.д. Далее ум приписывает другому человеку программу поведения. Раз это друг, то он должен вести себя так-то и так. Это естественно и привычно, так как любое общение предполагает предвидение того, что намеревается делать другой человек. Тогда легче к нему приспосабливаться. Затем ум воспринимает реальное поведение другого человека и, наконец, оценивает это поведение, сличая его с программой, которая приписана другому человеку его ожиданиями. Акт сличения реального поведения с этой ожидаемой программой приводит либо к положительному, либо к отрицательному результату. В первом случае стимулируется центр удовольствия в мозге и возникает переживание удовлетворения, а во втором случае, когда обнаруживается рассогласование ожидаемого и реального поведения, стимулируется центр неудовольствия. Возникает эмоция, которую мы называем обидой. Она становится вообще невозможной, если сознательно или с помощью лекарства выключить хотя бы одну из описанных выше четырех операций. Итак, мы имеем список умственных операций, которые могут выработать обиду. Теперь нетрудно поискать ошибки, приводящие к эмоции обиды. Мы можем ошибиться в присваивании категории партнеру по общению. Например, мы думаем, что это друг, а оказывается — нет. Но чаще всего мы здесь не ошибаемся. Трудно представить, что этот человек не мой отец или не моя жена. Даже обидевшись на друга, я не перестаю думать, что он мой друг. Для того чтобы возникла обида, надо, чтобы между нами были отношения любви и признания другого подобным себе. Если тебя лягнет осел, ведь ты на него не обидишься, даже если будет больно. Когда милиционер нас штрафует, мы не обижаемся, а досадуем или возмущаемся. МЫШЛЕНИЕ Во второй операции нашего списка ошибка может быть заключена в нереалистических ожиданиях. Любой человек может без труда понять, в чем состоит ошибка его ума. Но он этого обычно не делает. Этому есть своя причина. Если человек обиделся, то его партнер по общению приобретает новый статус, он становится обидчиком и соответственно объектом вашей агрессии. Поскольку обида причиняет боль, то немедленно включаются средства психической защиты, которые уже нам известны. Переживание запускает кроме выразительных движений программу агрессии против обидчика. В результате гнева обиженный человек теряет способность осмысливать структуру своей обиды. Даже если его уговаривать, он не сможет проследить в уме приведенный выше список. Он продолжает обижаться. Посмотрим, что происходит дальше. Поскольку обиженный воспитанный человек и он не хочет терять лицо, он сдерживает агрессию против обидчика. Сдерживание имеет свои пределы. С определенного момента агрессия трансформируется в агрессивные мысли. Возникает умственная агрессия. Далее она запускает психосоматические реакции организма, которые должны обеспечить успешную драку. Вот далеко не полный перечень цепи автоматизмов, порождаемой обидой. Все это управляется вашим "компьютером", именуемым мозгом. Длительно действующая эмоция истощает силы и особенно иммунную систему. При застарелой обиде ум работает вхолостую, зря, разрушая тело и душу. Буксующая машина тратит бензин, масло, изнашивает детали, пока некто разумный не выключит ее для сохранения в целости механизма машины. Механизм же эмоций человека никто не может выключить, разве только сон, беспамятство или появление более сильной эмоции. Следует точно знать, что патогенно мыслящий человек сам не может выключить эмоцию, скорее он ее стимулирует. В основе патогенного мышления лежат умственные автоматизмы, которые активизируются, но уже не соответствуют новым обстоятельствам, так как обстоятельства изменились. Это порождает болезнь на основе постоянного стресса. Саногенное мышление приводит к осознанию автоматизмов и вследствие этого делает возможным приспособление их к новым ситуациям. Саногенное мышление ослабляет эмоцию, сделав ее автоматизмы сознательными, и тем сохраняет здоровье.


Дата публикации: 2018-08-27

Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе:
Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.



Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

В предметном указателе: Переключение непроизвольного внимания, мыслительные автоматизмы | Поведенческие автоматизмы ассоциативной коры | Рефлексы и автоматизмы: обобщение | Обсуждение Рефлексы и автоматизмы: обобщение | Автоматизм любой сложности не требует сознания | Мозжечок и формирование двигательных автоматизмов | Рефлектроные и произвольные автоматизмы | Творческая отработка неосознаваемого автоматизма | Сужение внимания до автоматизмов | Поведенческие автоматизмы, их формирование и использование. | Периоды развития умственной деятельности собаки | Топ-5 продуктов повышающих умственные способности | Интернет тормозит процесс умственного старения пожилых людей | Интернет тормозит процесс умственного старения пожилых людей | Жизненный опыт переводит ранее осознаваемое в неосознаваемое, провоцируя в этом умственную пассивность | Ученые установили срок формирования привычки в 66 дней
Последняя из новостей: Асинхронная онлайн-школа: занятия.

Политическим спорщикам нет дела до чужого мнения
На политические темы в соцетях общаются те, кто не боится расстроить собеседника.
 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:11
Всего:33

Авторские права сайта Fornit
Яндекс.Метрика