Решение взять для реферата тему клинико-психологических аспектов адаптивности вынужденных переселенцев (ВП) Российской Федерации, обусловлено опытом нескольких лет работы (2005-2007гг) в «Центре медико-психологической реабилитации вынужденных переселенцев «Магри». За это время был накоплен обширный эмпирический материал (1354 респондента, из них 1087 женщин и 267 мужчин) требующий клинического осмысления в контексте современных теоретических взглядов…
После принятия в феврале 1993 года Федеральных Законов «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» определен статус беженца и вынужденного переселенца. В них устанавливаются экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Из статьи 1 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» понятно что, вынужденный переселенец - это гражданин Российской Федерации, который покинул место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка. Вынужденными переселенцами признаются также граждане Российской Федерации, покинувшие место жительства вследствие преследования по признаку принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям. Кроме граждан России вынужденными переселенцами признаются и иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ и изменившие место жительство в пределах территории РФ по обстоятельствам, предусмотренным выше, а также граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории республики, входившей в состав СССР, получившие статус беженца и утратившие его [7].
Как правило, ситуация, вынудившая человека к бегству, не возникает внезапно, а является кульминацией относительно растянутого во времени процесса преследования или притеснения. В жизненной истории большинства переселенцев присутствует не только вызывающая значительный дистресс необходимость адаптации на новом месте, но и опыт пребывания в районе боевых действий. Перенеся тяготы и неудобства переезда, на новом месте мигранты сталкиваются с такими негативными социальными явлениями, как низкая толерантность принимающей территории, мигрантофобия; переселение воспринимается ими как ситуация депривации и изоляции - таким образом, совокупность внешних обстоятельств, характеризующих вынужденную миграцию как трудную жизненную ситуацию, детерминирует высокий уровень стресса в среде переселенцев, усугубляющегося в ряде случаев проявлениями посттравматического стресса, вызванного драматическим прошлым многих из них. При описании переживаний подобного рода в психологии традиционно принято использовать понятия «психологическая травма», «социальный стресс», «расстройства адаптации», «пограничные расстройства». Анализ литературных источников, собственные размышления привели к пониманию психологических последствий переживания вынужденной миграции как состояния психосоциального стресса высокой интенсивности, продолжающегося длительный промежуток времени, являющегося результатом воздействия трудных жизненных обстоятельств на личность вынужденного переселенца [3,6,7].
Во время отдыха в санаторно-курортных условия «ЦМПР ВП «Магри» люди находились в разных сопутствующих жизненных обстоятельствах и статус «вынужденный переселенец» имели в течение нескольких лет. Поэтому их состояние обычно можно было отнести к рубрике F43.2 «Расстройство приспособительных реакций».
В материалах интернета по МКБ-10 рубрика F43.2 имеет следующее описание: «Состояния субъективного дистресса и эмоционального расстройства, обычно препятствующие социальному функционированию и продуктивности и возникающие в период адаптации к значительному изменению в жизни или стрессовому жизненному событию (включая наличие или возможность серьезной физической болезни). Стрессовый фактор может поражать интегральность социальной сети больного (потеря близких, переживание разлуки), более широкую систему социальной поддержки и социальных ценностей (миграция, положение беженца). Стрессор (стресс-фактор) может затрагивать индивидуума или также его микросоциальное окружение.
Более важную, чем при других расстройствах в F43.-, роль в риске возникновения и формирования проявлений адаптационных расстройств играет индивидуальная предрасположенность или уязвимость, но тем не менее считается, что состояние не возникло бы без стрессового фактора.
Ни один из симптомов не является столь существенным или преобладающим, чтобы свидетельствовать о более специфическом диагнозе.
Диагностические указания:
Диагноз зависит от внимательной оценки соотношения между:
а) формой, содержанием и тяжестью симптомов;
б) анамнестическими данными и личностью;
в) стрессовым событием, ситуацией и жизненным кризисом.
Наличие третьего фактора должно быть четко установлено» [2, 4].
Представления об адаптации на современном этапе знаний.
Перманентные изменения в социальных практиках жизни и профессиональной деятельности вовлекают подавляющую часть трудоспособного населения страны, создавая условия необходимости изменять сформированные ранее стереотипы социально-экономического поведения. Поддержание привычного качества жизни, а тем более его повышение в меняющихся условиях требуют значительных психических усилий, направленных на трансформацию адаптационных стратегий и мобилизацию индивидуальных ресурсов личности. Этим, отчасти, обусловлен психотравмирующий эффект социально-экономических преобразований. Результатом хронической психотравматизации становится рост распространенности донозологических форм нарушений адаптации. Внешние факторы этих расстройств относятся к сфере макросоциальных проблем (безработицы, экономического «хаоса», обострения межнациональных конфликтов и др.), обусловливающих мировоззренческую и ценностную дезориентации, что сопровождается дестабилизацией психического состояния членов общества.
Социально-стрессовые состояния отмечаются у большого числа жителей разных стран при изменении массового сознания и привычного образа жизни. За прошедшие годы проблема социальных потрясений не только не исчезла, но и значительно обострилась, о чем свидетельствуют официальные данные. Так распространенность расстройств адаптации (по данным кмн Погодиной М.Г. – лекция «Пограничные расстройства» 19.03.2013) на 1000 населения 1%-2,6%. По данным Алехин А. Н., Вертячих Н. Н. [7] нарушения психической адаптации были выявлены у 12% обследованного населения. Высокий и очень высокий уровень социальной фрустрированности наблюдался у 19% обследованных. Зонами максимальной социальной фрустрации были материальное положение и сфера межличностных взаимоотношений. Социальная фрустрированность рассматривается ими как следствие невозможности реализации личностью своих актуальных социальных потребностей. Значимость этих потребностей для каждого человека индивидуальна, зависит от самооценки, системы жизненных целей и ценностей, индивидуальных способностей и опыта решения проблемных и кризисных ситуаций. Одним из условий трансформации социально-средовых фрустраторов в патогенно-значимые стрессовые факторы (психогении) является их субъективная неразрешимость[7].
В настоящее время существует довольно большой объем теоретических и экспериментальных данных, посвященных проблемам стресса и адаптации.
Человек обладает двумя видами адаптации: биологической, осуществляющей адаптацию организма (Г.Селье), и психологической (психической, психосоциальной), осуществляющей адаптацию личности. Адаптация у человека – это активный осознанный, волевой процесс.
Система психической адаптации динамична, всегда находится в развитии. Функциональные возможности ее ведущих и второстепенных подсистем и звеньев все время изменяются ввиду нестабильности определяющей их биологической и социально-психологической основы, в том числе благодаря временным или достаточно стойким изменениям темперамента, способностей человека, его личностной направленности, совокупности потребностей, моральных качеств, волевых и эмоциональных свойств. В этом отношении следует отметить, что как на протяжении тысячелетий человеческой истории, так и в течение жизни каждого человека трудовая деятельность, развитие общества оказывают постоянное воздействие на биологическую базу, обеспечивающую психическую адаптацию человека. В результате происходит опосредование биологического социальным. Это находит свое отражение и в «межфункциональной» переорганизации всей структуры психической деятельности в процессе онтогенеза, вследствие чего меняются и возможности ее адаптированной активности [6].
Стереотипы поведенческих реакций, возникшие когда-то у человека на основе инстинктивных реакций на раздражители, в процессе развития человеческого общества заменяются все более сложными психическими актами, позволяющими в повторяющихся ситуациях изменять способы реагирования на раздражители окружающей среды. А.Р. Лурия отмечает, что если на первых этапах развития психическая деятельность имеет относительно элементарную основу и зависит от основной, «базальной» функции, то в последующем она усложняется и начинает осуществляться при участии более высоких по своей структуре форм деятельности.
Социальное развитие человека происходит постоянно. Каждый акт общения людей между собой, каждое восприятие что-то добавляют к их опыту, и человек непрерывно становится иным. Весь опыт является частью непрерывного процесса научения (знания, умения, навыки).
Естественно-исторический процесс развития человечества происходит главным образом не в плане наследственной эволюции, а путем передачи от одного поколения людей к другому социально-накопленных знаний, образа жизни, культуры. Каждый человек, общаясь в течение жизни с другими людьми, постоянно присваивает материальные и духовные ценности, накопленные человечеством. Изменяющиеся благодаря этому функциональные возможности адаптированной психической активности личности неразрывно связаны с содержанием его деятельности и всей динамикой личностного своеобразия. Поэтому поведение, становясь менее регулярным, становится и менее предсказуемым.
Психическая адаптация – результат деятельности открытой системы, для которой характерно динамичное равновесие. При этом, психическое здоровье является состоянием динамического равновесия личности с окружающей её природной и социальной средой, когда все заложенные в ее биологической и социальной сущности особенности проявляются наиболее полно, а все жизненно важные подсистемы функционируют с оптимальной интенсивностью. Способность успешно и приемлемо взаимодействовать со средой предполагает разумный конформизм в отношении реалий внешнего мира, поэтому во многих случаях она включает активность, направленную на изменение либо адекватный контроль среды. Именно с этого начинает работать и развиваться психологическая адаптация человека, благодаря которой человек меняет среду и приспосабливает ее к своим нуждам [6].
Успешная и все более совершенная адаптация рассматривается в качестве одного из критериев здорового функционирования «Я», приводит к формированию личности и включает в себя интериоризацию опыта и экстериоризацию знаний. У человека как носителя сознания имеет определяющее значение новизна информации, именно наличие новизны в информационных потоках определят развитие и становление самой психосоциальной системы адаптации. Этот момент определяет следующую закономерность: чем кризиснее среда, тем меньше активность поиска новизны в информации, но больше потребность в опыте преодоления сложностей этой среды.
Другим важным принципом адаптации является изменение функции. Для оценки адаптивной значимости определенного поведения необходимо отличать существующую на данный момент функцию этого поведения от той, что была изначально при его возникновении. Изменение среды и изменение функции обеспечивают гибкость психической адаптации, без которой невозможна продуктивная полноценная жизнь [6].
Не меньшую роль в процессе адаптации играет механизм автоматизации (экономии функций), который обеспечивает, в противоположность гибкости, ригидность психической адаптации. Взаимосвязь психического и соматического проявляется в систематическом поведении и использовании телесных возможностей для осуществления адаптации. Интеграция соматических систем, вовлеченных в действие, при постоянном их использовании автоматизируется; то же происходит и с вовлеченными в действие умственными усилиями. С возрастанием тренированности какого-то действия его промежуточные шаги исчезают из сознания. Физиологически выработка автоматизма уменьшает метаболические расходы, ускоряет преобразование и сберегает энергию. Поведение, снабженное автоматизмами в большей мере гарантирует овладение реальностью, чем новая адаптация в каждом конкретном случае. Поэтому и гибкость, и автоматизация (ригидность) необходимы и характерны для личности [6].
В ходе эволюции возникает «центральный регулирующий орган», обычно называемый «внутренним психическим миром», который находится между рецепторами и эффекторами. Развитие сознания идет параллельно с построением внутреннего мира и формированием личности, и увеличивает адаптационные возможности человека. С развитием сознания формируется и субъективная реальность, представление о мире вещей, других людях и своём положении, которое связано с самооценкой. В результате человек подчас адаптируется не столько к объективной реальности, сколько к субъективной психической реальности, построенной им самим как фундаментальное интегративное образование воспринимаемого внешнего мира отражающегося в переживаниях, мыслях, чувствах, фантазиях, интерпретациях и т.д. и т.п. Психическая реальность строится сквозь личный опыт, посредством которого воспринимается текущая жизнь.
Подобно тому, как внутренняя реальность не является «чистым» продуктом фантазии, так и внешняя реальность имеет свое сложное строение. Внешняя реальность имеет «фактическую» - объективно верифицируемую и подтверждаемую путем научного познания мира составляющую, и «искусственную» - интерсубъективно общепринятую конвенциальную, состоящую из мира слов, мифов, традиций, межличностных и групповых форм поведения. Поэтому психическая адаптация имеет сложную структуру и включает в себя три подфункции: 1) проверку реальности, 2) чувство реальности, 3) приспособление к реальности. Эти составляющие и создают отношение к реальности, включающее в себя понимание событий внутреннего и внешнего мира, их разграничение, а также образование наиболее приемлемых для индивида связей и форм реагирования. Под воздействием неблагоприятных факторов, любая из трех функций, может нарушаться, подвергаться регрессии к более примитивному уровню или полностью исчезнуть [6].
В структуре внешнего мира большая доля приходится на межличностные отношения. Общение с другими людьми – это уже социальные контакты, приводящие к расширению психической адаптации, которая благодаря этому становится психосоциальной адаптацией.
Таким образом система психической адаптации характеризуется многоплановостью самоорганизующих ее подсистем, находящихся между собой как в ассоциативно дополняющих, так и во взаимно конкурирующих отношениях. Широкий диапазон аллопластической (человек-среда) адаптации доступный человеку, который приспосабливая среду к своим потребностям, затем сам вторично адаптируется к новой среде (аутопластическая адаптация). При этом аллопластическое действие не всегда адаптивно, а аутопластическое не всегда неадекватно [6].
Существуют стрессоры, которые у большинства людей вызывают психическую травму, например потеря близких. Этот вид стресса Тадевосян А.С. называет «антропогенный психоэмоциональный стресс» (АПЭС) и считает, что он включает в себя новый феномен психики, присущий только человеку – осознание. Она считает, что АПЭС имеет способность сохранять стрессовые события в виде психического эхо – «эхо-стрессор». Таким образом АПЭС становится стрессором стрессоров. Возникающий, сенсорный «эхо-эффект» проявляется в виде вспышек воспоминаний как психический «флэш-бек» кошмарных сновидений; соматический «эхо-стрессор» в виде разнообразных соматических конверсий; когнитивный «эхо-стрессор» в виде воспоминаний и представлений. В состоянии стрессового аутпрайса (наедине с самим собой) происходит самогенерация «эхо-стрессора». Появление отставленных эффектов является особенностью психического стресса. Выделяются и другие особенности АПЭС: специфичность для человека, мультисенсорность, вызывает весь спектр расстройств здоровья и поведения, имеет возможность проявляться спустя годы за счет эхо-эффектов и психической травматизации. Механизмом обусловливающим «флэш-бек» Тадевасян А.С. (2002, 2003, 2006, 2007) считает открытые в начале 1990-х гг. «зеркальные нейроны» в зоне F5 двигательной (моторной) коры мозга [6].
Наиболее неблагоприятными в отношении угрозы срыва адаптивных реакций и развития патологии являются очень долго (в течение нескольких лет) действующие стрессирующие воздействия малой интенсивности. Накапливаясь, они оказывают скрытый кумулятивный эффект, истощают адаптационные резервы организма, приводят к нарушению нейрогуморальных механизмов адаптации. Человеческий организм переносит их гораздо хуже, чем острые стрессирующие воздействия большой интенсивности. Под действием различных социально-стрессорных раздражителей у человека в зависимости от целого ряда факторов происходит или формирование процессов адаптации, или нарушение саморегуляции основных физиологических систем организма, приводящее в одних случаях к появлению психонейроэндокринных синдромов, а в других – к развитию устойчивых психопатологических состояний и психосоматических заболеваний [7].
Высокий уровень стрессогенности событий, предшествовавших отъезду и спровоцировавших миграцию, и сложный процесс адаптации в новой социокультурной среде приводят к тому, что изменения личности в ситуации вынужденной миграции достигают уровня кризисных. Экзистенциальный кризис у вынужденных переселенцев проявляется в глубоких множественных преобразованиях ее содержания, происходящих как на личностном, так и на групповом уровнях. В процессе совладания с негативным жизненным опытом в ситуации вынужденной миграции активизируются защитные механизмы и стратегии, направленные на поддержание позитивных моделей личностного реагирования. Наряду с этим формируются специфические защитные комплексы, которые могут иметь как позитивные, так и негативные последствия для личности [3].
Компьютерная психодиагностика личностных особенностей ВП.
В представляемой работе, для изучения индивидуально-психологических особенностей высшей нервной деятельности (ВНД) вынужденных переселенцев (ВП, n=1354) и контрольной группы практически здоровых лиц (ЗД, n=1462), использовалась компьютерная психодиагностика. Компьютерная версия теста MMPI (ver 4.7 БМС 1988), которая позволяет проследить изменения черт индивидуальности по 87 параметрам из различных конструктов психологии личности обследованных и представляется наиболее отвечающей нуждам практического применения психодиагностики в курортных условиях медико-психологической реабилитации. Они сгруппированы по следующим тематикам: 1-6 – надежность, 7-13 – здоровье, 14-22 – психика, 23-32 – интеллект, 33-37 – трудовые качества, 38-49 – характер, 50-56 – поведение, 57- 60 – моральные свойства, 61-64 – отношение к жизни, 65-68 – отношение к себе, 69-74 – отношение к людям, 75-81 – положение среди людей, 82- 90 – отношение к обществу. Такой обширный диапазон показателей обоснован использованием современных концепций психо-социо-культурных взаимодействий личности, концепцией антропогенного психоэмоционального стресса и системным адаптационным подходом к человеку [1,6,7].
Выбор именно этой версии теста обусловлен необходимостью выявления как можно большего числа черт личности, изучение которых дает возможность проанализировать широкий круг психосоциальных проблем, отражаемый в «профиле личности» [3,5,6].
Примененный метод компьютерной психодиагностики дает возможность преодолевать проявления алекситимии при непосредственном предъявлении жалоб респондентами. Так как большое количество вопросов теста (566 вопросов в тестовом материале) подразумевает формулировку вопросов в разных вариантах, уточняющую отдельные мировоззренческие позиции [5].
Для определения личностных особенностей адаптации ВП необходим сравнительный материал, поэтому в проведенном исследовании были использованы тестовые материалы группы здоровых лиц проходивших тестирование исходя из разной мотивации: «интересно», «всё ли у меня нормально с психикой», «у меня расшатанные нервы», и т.п. То есть в контрольной группе оказались респонденты, так или иначе замотивированные на обращение к специалисту. Однако в практической работе встречаются люди не желающие контактировать со специалистами в области психических проблем, так же исходя из различной мотивации: «не интересно», «у меня с психикой все нормально», «я в это не верю» и т.п. Поэтому необходимо отметить, что случайная выборка данных профиля личности контрольной группы не смотря на внушительное количество (n=1462, из них 990 женщин и 472 мужчины) не охватывает всех возможных вариантов стилей восприятия-реагирования. Вынужденные переселенцы (n=1354, из них 1087 женщин и 267 мужчин), те респонденты, которые оказались в «ЦМПР Магри», имели статус вынужденных переселенцев и проходили тестирование в обязательном порядке, не взирая на их отношение к процедуре, так как их желание находится в центре регламентировалось его уставом и правилами распорядка.
Поскольку процедура тестирования и обработки материала не подразумевала строгих рамок «Экспериментально-психологического исследования», так как не требовалась экспертная оценка психологического статуса, то позволяла в рамках «Клинико-психологического исследования» упростить процедуру прохождения тестирования и обработки полученных данных.
Полученные результаты тестирования вводились в компьютер IBM PC/AT и обрабатывались автоматизированной программы MMPI-test. Достоверность результатов обеспечивалась адекватностью применяемых методик, с использованием стандартного набора статистических функций Excel и программы «Statistica 6.0», анализом и проверкой полученных данных с использованием t-критерия Стьюдента. Различия исследуемых показателей считали статистически достоверными при p<0,05 [1, 7].
Результаты исследования личностных особенностей вынужденных переселенцев и практически здоровых лиц представлены в таблице 1.
Таблица 1. Статистические данные теста ММРI в группе вынужденных переселенцев (n=1354) и контрольной группе практически здоровых лиц (n=1462).
|
| Все ВП Все ЗД |
| ||||
|
| n=1354 n=1462 |
| ||||
1 НАДЕЖНОСТЬ (1-6) | M_вп | t-кр. Стьюдента | М_зд |
| |||
1 | НВ - 1 | «Ядро личности» | 4,26 б | 0,67 | 4,23 б |
| |
2 | НИ - 2 | Неискренность | 2,63 б | 6,51 | 2,40 б |
| |
3 | ОД - 3 | Общественная диссимуляция | 3,21 б | 10,80 | 2,72 б |
| |
4 | МС - 4 | Медицинская симуляция | 4,10 б | 4,47 | 3,91 б |
| |
5 | кПН - 5 | Комплекс Панурга | 3,83 б | 14,64 | 3,17 б |
| |
6 | ТП - 6 | Тенденция перечить | 1,78 б | 10,02 | 2,26 б |
| |
2 ЗДОРОВЬЕ (7-12) |
|
|
|
| |||
7 | СТ - 7 | Старость | 2,51 б | 6,27 | 2,22 б |
| |
8 | ПЛ - 8 | Потребность в лечении | 3,86 б | 7,02 | 3,56 б |
| |
9 | м-Пр - 9 | ♂ и ♀ самоидентификация | 3,10 б | 0,81 | 3,14 б |
| |
10 | ПА - 11 | Половая активность | 2,71 б | 1,03 | 2,75 б |
| |
11 | ПО - 12 | Половые отклонения | 4,23 б | 10,07 | 3,85 б |
| |
12 | АЛ - 13 | Алкоголизм | 3,54 б | 1,99 | 3,45 б |
| |
3 ПСИХИКА (13-22) |
|
|
|
|
| ||
13 | КР - 14 | Коррекция (аутентичность) | 46,40 п | 7,87 | 48,85 п |
| |
14 | ИП - 15 | Ипохондрия | 58,98 п | 6,62 | 55,68 п |
| |
15 | ДЕ - 16 | Депрессия | 67,53 п | 5,58 | 65,17 п |
| |
16 | ИС - 17 | Истерия | 57,08 п | 1,76 | 58,19 п |
| |
17 | ПП - 18 | Психопатия | 66,63 п | 7,29 | 69,84 п |
| |
18 | ПЯ - 19 | Паранойя | 71,75 п | 8,06 | 67,66 п |
| |
19 | ПА - 20 | Психастения | 65,80 п | 1,47 | 65,14 п |
| |
20 | ШИ - 21 | Шизофрения | 75,09 п | 1,29 | 75,87 п |
| |
21 | МА - 22 | Гипомания | 67,38 п | 3,08 | 68,63 п |
| |
22 | фактор В | Общее состояние психики | 14,40 п | 6,43 | 20,06 п |
| |
4 ИНТЕЛЛЕКТ (23-32) |
|
|
|
| |||
23 | ТВ - 23 | Творческий склад интеллекта | 3,02 б | 1,41 | 3,08 б |
| |
24 | ЭР - 24 | Эрудиционный склад интеллекта | 3,55 б | 8,92 | 3,15 б |
| |
25 | РУ - 25 | Рутинность | 3,76 б | 6,77 | 3,50 б |
| |
26 | АК - 26 | Интеллектуальная активность | 1,62 б | 10,57 | 2,09 б |
| |
27 | ИК - 27 | Интеллектуальный показатель | 3,62 б | 6,19 | 3,38 б |
| |
28 | УЧ - 28 | Научный потенциал | 3,27 б | 0,43 | 3,28 б |
| |
29 | АР - 29 | Интуиция | 3,82 б | 2,71 | 3,92 б |
| |
30 | РЕ - 30 | Религиозный потенциал | 3,17 б | 2,72 | 3,06 б |
| |
31 | ИнПр- 31 | Интеллектуальная продуктивность | 1,52 б | 11,29 | 2,03 б |
| |
32 | ТП - 32 | Творческая продуктивность | 1,77 б | 11,68 | 2,30 б |
| |
5 ТРУДОВЫЕ КАЧЕСТВА (33-37) |
|
|
|
| |||
33 | РА - 33 | Работоспособность | 1,69 б | 11,73 | 2,33 б |
| |
34 | ЖХ - 34 | Женский профессиональный характер | 3,03 б | 2,07 | 2,92 б |
| |
35 | ШК - 35 | Школьный потенциал | 2,02 б | 7,83 | 2,33 б |
| |
36 | ПР - 36 | Преподавательский потенциал | 1,96 б | 8,32 | 2,36 б |
| |
37 | СЛ - 37 | Службизм | 1,70 б | 8,90 | 2,13 б |
| |
6 ХАРАКТЕР (38-48) |
|
|
|
| |||
38 | НО - 38 | Норма | 4,13 б | 9,23 | 3,77 б |
| |
39 | ОР - 39 | Оригинальность | 1,94 б | 14,27 | 2,52 б |
| |
40 | ИН - 40 | Интраверсия | 3,09 б | 6,97 | 2,86 б |
| |
41 | ТД - 41 | Твердость (сила духа) | 2,06 б | 7,39 | 2,40 б |
| |
42 | ВО - 42 | Воля | 1,55 б | 2,96 | 1,40 б |
| |
43 | ПЕ - 43 | Педантизм | 3,38 б | 14,77 | 2,82 б |
| |
44 | РИ-44*5 | Ригидность | 3,45 б | 4,37 | 3,23 б |
| |
45 | ЧУ - 46 | Чувствительность | 3,02 б | 3,01 | 3,18 б |
| |
46 | ТР - 47 | Тревога | 3,37 б | 3,27 | 3,22 б |
| |
47 | МН - 48 | Мнительность | 4,37 б | 9,40 | 4,06 б |
| |
48 | СК - 49 | Самоконтроль | 2,89 б | 4,18 | 3,04 б |
| |
7 ПОВЕДЕНИЕ (49-54) |
|
|
|
| |||
49 | ЖИ - 50 | Живость | 2,40 б | 3,99 | 2,57 б |
| |
50 | ИМ - 51 | Импульсивность | 3,70 б | 2,54 | 3,80 б |
| |
51 | ЭМ - 52 | Эмоциональность | 2,39 б | 1,16 | 2,33 б |
| |
52 | РВ-53*4 | Уравновешенность | 2,45 б | 2,21 | 2,56 б |
| |
53 | УВ - 55 | Уверенность | 2,03 б | 8,51 | 2,43 б |
| |
54 | СОб - 56 | Самообладание | 1,93 б | 3,43 | 2,11 б |
| |
8 МОРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА (55-58) |
|
|
|
| |||
55 | НА - 57 | Наивность | 1,76 б | 5,12 | 1,99 б |
| |
56 | АМ - 58 | Аморальность | 3,28 б | 1,19 | 3,35 б |
| |
57 | ЧЕ - 59 | Честность | 1,06 б | 7,68 | 1,44 б |
| |
58 | СО - 60 | Совестливость | 3,33 б | 4,14 | 3,50 б |
| |
9 ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ (59-62) |
|
|
|
| |||
59 | ОП - 61 | Оптимизм | 2,06 б | 6,19 | 2,38 б |
| |
60 | ТЕ - 62 | Терпимость | 1,50 б | 10,94 | 1,96 б |
| |
61 | ЗА - 63 | Зависимость | 4,04 б | 9,01 | 3,65 б |
| |
62 | ПС - 64 | Приспосабливаемость | 2,11 б | 6,40 | 2,44 б |
| |
10 ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ (63-66) |
|
|
|
| |||
63 | сОЦ - 65 | Самооценка | 2,52 б | 6,43 | 2,82 б |
| |
64 | ПН - 66 | Приниженность | 3,60 б | 8,59 | 3,22 б |
| |
65 | сОТ - 67 | Самоотчужденность | 3,53 б | 2,17 | 3,43 б |
| |
66 | ХА - 68 | Ханжество | 4,03 б | 13,75 | 3,41 б |
| |
11 ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ (67-72) |
|
|
|
| |||
67 | БС - 69 | Благосклонность | 2,08 б | 5,33 | 2,34 б |
| |
68 | ВР - 70 | Враждебность | 4,14 б | 7,49 | 3,84 б |
| |
69 | АЛЬ - 71 | Альтруизм | 2,24 б | 7,08 | 2,62 б |
| |
70 | НП - 72 | Нужда в привязанности | 1,85 б | 6,97 | 2,20 б |
| |
71 | СП - 73 | Соперничество | 2,75 б | 2,67 | 2,64 б |
| |
72 | ЯЗ - 74 | Язвительность | 1,96 б | 4,62 | 2,17 б |
| |
12 ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДИ ЛЮДЕЙ (73-78) |
|
|
|
| |||
73 | КМ - 75 | Коммуникабельность | 3,11 б | 1,57 | 3,17 б |
| |
74 | КЛ - 76 | Коллективизм | 3,61 б | 11,77 | 3,18 б |
| |
75 | КФ - 77 | Конформизм | 2,22 б | 3,27 | 2,36 б |
| |
76 | ХВ - 78 | Соматизм | 3,74 б | 6,23 | 3,47 б |
| |
77 | АВ - 79 | Авторитет | 1,70 б | 4,50 | 1,92 б |
| |
78 | ЛИ - 81 | Лидерство | 2,70 б | 3,93 | 2,87 б |
| |
13 ОТНОШЕНИЕ К ОБЩЕСТВУ (79-87) |
|
|
|
| |||
79 | СС - 82 | Социальный статус | 2,29 б | 13,01 | 2,84 б |
| |
80 | СЧ - 83 | Социальная отчужденность | 3,69 б | 3,52 | 3,52 б |
| |
81 | СЗ - 84 | Социальная значимость | 3,15 б | 9,11 | 3,59 б |
| |
82 | СУ - 85 | Социальная уверенность | 2,78 б | 9,76 | 3,23 б |
| |
83 | СОтв- 86 | Социальная ответственность | 1,92 б | 0,05 | 1,91 б |
| |
84 | СП - 87 | Социальные потребности | 2,22 б | 3,79 | 2,41 б |
| |
85 | ПТ - 88 | Потребительская тенденция | 3,52 б | 0,84 | 3,48 б |
| |
86 | ЭЦ - 89 | Этноцентризм | 4,33 б | 11,38 | 3,89 б |
| |
87 | СЭ - 90 | Социально-экономический статус | 1,30 б | 14,74 | 2,02 б |
|
б – данные в баллах. Ниже нормы от 0б до 1,5б; в норме от 2б до 3,5б; выше нормы от 4б до 5б
п – данные в пунктах для шкал «психика (13-22)». Нормы каждой шкалы психики определены отдельно.
Выделены подчеркиванием шкалы статистически не отличающиеся в выборках.
Выделены жирно шкалы-маркеры, данные которых попадают в качественно различные нормативные пространства (норма и ниже нормы, норма и выше нормы).
Личностные особенности адаптации ВП.
Анализируя полученные данные, представленные в таблице 1, можно заметить, что показатели распределяются по нескольким подгруппам:
1. Данные, которые не имеют статистически достоверной разницы -14 шкал: «Ядро личности», «МЖ самоидентификация», «Половая активность», «Алкоголизм», «Истерия», «Психастения», «Шизофрения», «Творческий склад интеллекта», «Научный потенциал», «Эмоциональность», «Аморальность», «Коммуникабельность», «Социальная ответственность» и «Потребительские тенденции».
2. Данные выделившиеся в шкалы-маркеры, которые попадают в качественно различные нормативные пространства (норма и ниже нормы, норма и выше нормы). Здесь рассматриваются данные по нормативным пространствам, распределенным по «б» бальным значениям (ниже нормы от 0б до 1,5б; в норме от 2б до 3,5б; выше нормы от 4б до 5б) и учитываются «п» пункты шкал «Психика».
а) в модальности выше нормы у ВП и в норме у ЗД оказались 10 шкал: «Комплекс Панурга», «Паранойя», «Эрудиционный склад интеллекта», «Рутинность», «Интеллектуальный показатель», «Приниженность», «Самоотчужденность», «Ханжество», «Коллективизм» и «Соматизм»;
б) в модальности ниже нормы у ВП и в норме у ЗД оказались 12 шкал: «Тенденция перечить», «Интеллектуальная активность», «Интеллектуальная продуктивность», «Творческая продуктивность», «Работоспособность», «Преподавательский потенциал», «Службизм», «Оригинальность», «Самообладание», «Нужда в привязанности», «Язвительность», «Социально-экономический статус»;
в) значения шкалы «Общее состояние психики» оказались в пределах нормы у ВП и в пределах, свидетельствующих о пограничном состоянии, у ЗД;
г) значения шкалы «Социальная значимость» оказались в пределах нормы у ВП и выше нормы у ЗД.
3. Данные, которые статистически достоверно отличаются в обеих выборках, но в своих модальностях распределяются по одинаковым нормативным полям:
а) выше нормы и у ВП и у ЗД по 12 шкалам: «Медицинская симуляция», «Потребность в лечении», «Половые отклонения», «Психопатия», «Интуиция», «Норма», «Мнительность», «Импульсивность», «Зависимость», «Враждебность», «Социальная отчужденность» и «Этноцентризм»;
б) в пределах нормы и у ВП и у ЗД по 31 шкалам: «Неискренность», «Общественная диссимуляция», «Старость», «Ипохондрия», «Депрессия», «Гипомания», «Религиозный потенциал», «Женский профессиональный характер», «Школьный потенциал», «Интраверсия», «Сила духа», «Педантизм», «Ригидность», «Чувствительность», «Тревога», «Самоконтроль», «Живость», «Уравновешенность», «Уверенность», «Совестливость», «Оптимизм», «Самооценка», «Благосклонность», «Альтруизм», «Соперничество», «Конформизм», «Лидерство», «Социальный статус», «Социальная уверенность» и «Социальные потребности»;
в) ниже нормы и у ВП и у ЗД по 6 шкалам: «Коррекция», «Воля», «Наивность», «Честность», «Терпимость» и «Авторитет».
Среди данных исследований посвященным вопросам адаптации ВП встречаются различные мнения [7]:
- отношения русскоязычных вынужденных мигрантов с местным населением также складываются не лучшим образом: не оправдываются надежды на теплый прием на исторической родине. Русские вынужденные мигранты характеризуют представителей местного населения в Центральной России как равнодушных, холодных, ленивых, завистливых, лицемерных, грубых, продажных, невнимательных. Лишь совсем немногие отмечают у местных жителей положительные качества: отзывчивость, добродушие, порядочность. В свою очередь, в глазах местных жителей вынужденные переселенцы выглядят агрессивными, раздражительными, нервными, недоброжелательными, недоверчивыми, неуверенными, забитыми, приспособленцами, высокомерными, наглыми. Подобные представления отражают высокую степень взаимного неприятия и обостряют отношения между мигрантами и местными жителями, являясь важнейшим фактором, осложняющим социокультурную адаптацию. Отсутствие полноценного общения и взаимодействия с местным населением приводит к возникновению характерного для большинства мигрантов чувства отчужденности, ненужности и бесполезности;
- принятие субъектом решения в ситуации вынужденного переселения, связано со следующим набором личностных свойств: первыми уезжают те, кто максимально открыт к усвоению нового опыта, чья позиция по отношению к жизненным изменениям может быть охарактеризована как исследовательская; меняют место жительства только под давлением чрезвычайной силы обстоятельств, экстраверты, обладающие средней открытостью новому опыту; так и не решаются расстаться с исторической Родиной личности консервативные, интровертированные, с высоким уровнем негативной эмоциональности;
- в поддержании адекватных соотношений в системе «индивидуум-среда» решающую роль играет психическая адаптация, которая определяется как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности. При условии сохранения психического и физического здоровья этот процесс обеспечивает соответствие психической деятельности и поведения человека требованиям среды, позволяя индивидууму в то же время удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели… Поддержание психического гомеостаза, сохранение психического здоровья осуществляется на индивидуально-психологическом уроне, включающем в себя личностные и типологические особенности человека, его актуальные состояния (мотивация, способности, уровень развития самосознания, самоконтроль, самооценка, саморегуляция, темперамент, особенности эмоциональной и интеллектуальной сферы и т.д.). На социально-психологическом уровне осуществляется формирование адекватного межличностного взаимодействия, особенностей микросоциального взаимодействия, идет учет достижение социально-значимых целей;
- к психологическим проявлениям стрессовых состояний относят бессонницу, навязчивые воспоминания прошлого, ночные кошмары, бесконтрольную злобу, тревогу, депрессию, сексуальные расстройства. При этом описывают преимущественно семь основных симптомов: 1) Депрессия. Обычно это классические симптомы депрессивного состояния; 2) Изоляция. Больные чувствуют себя удаленными, изолированными от людей, особенно от сверстников; 3) Агрессивность. Во время приступов беспричинной злобы люди могут жестоко избивать тех, кто находится рядом; это пугает и их самих, и окружающих. 4) Отчужденность. Неспособность испытывать радость жизни. Субъекты находят себя эмоционально мертвыми и идут по жизни без способности любить, сострадать, чувствовать; 5) Реакция тревоги. Постоянное чувство опасности. Им кажется, что с ними может что-что случиться. Обычно эти люди избегают общества незнакомых людей; 6) Расстройства сна. При страхе засыпания больные просиживают до утра, борясь со сном, или часто пробуждаются ночью, а наутро не чувствуют себя отдохнувшими. В снах снова и снова переживают психологическую травму; 7) Навязчивые мысли. Ночью кошмарные сновидения, а днем постоянные возвращения в мыслях к прошлому.
Общим мнением является представление о том, что психические сдвиги, наступившие вследствие стресса, часто осложняются соматическими расстройствами.
Если рассматривать обобщенно результаты представленного исследования, то они перекликаются с вышеприведенными исследованиями, но имеются некоторые особенности в них не отмеченные.
Не удивительно, что у ВП имеется дисгармония «ядра личности» (1 шкала в табл.1.), когда идеалы, принципы и основания веры противоречат друг другу, что снижена аутентичность (13 шкала), которая свидетельствует о незрелости их Я-концепции. Эти особенности логично объясняются жизненными перипетиями, ломкой привычных представлений о мире, необходимостью выживать в новых жестких условиях. В то же время аналогичные результаты в контрольной группе на первый взгляд воспринимаются с удивлением. Однако при углубленном анализе ситуации, в которой живут граждане РФ полученные данные представляются понятными. Им, так же как и ВП, пришлось пережить ломку привычного мировоззрения и приспосабливаться к новым, часто хаотичным социально-экономическим и политическим преобразованиям в постсоветском периоде и привыкать капиталистическому подходу к жизни. Нет разницы в обеих группах в склонности к алкоголизму (12 шкала), что косвенно свидетельствует о некой слабости характера, когда чаще для решения проблем прибегают к стратегии «напиться и забыться, авось само решиться» эта особенность подтверждается пониженными показателями «воли» (42 шкала), что характеризует личность как не способную «добиваться поставленной цели не взирая ни на что». Повышенные показатели нормативной зависимости (шкалы 38+61) свидетельствуют о феномене «суженного до коридора реальности сознания» и существовании как «биосоциальный робот» по стереотипным алгоритмам принятых в обществе взглядов. В этом контексте интересны сниженные показатели «наивности» (55 шкала), «честности» (57 шкала), терпимости (60 шкала) и «социальной ответственности» (83 шкала), но повышенные показатели «этноцентризма» (86 шкала), «социальной отчужденности» (80 шкала), «враждебности» (68 шкала), «импульсивности» (50 шкала) и «мнительности» (47 шкала). Повышенную «интуицию» (29 шкала) можно рассматривать как компенсаторную функцию приспособления. Отдельно следует обратить внимание на сочетание повышенных значений шкал «медицинская симуляция» (4) и «потребность в лечении (8) – такое их сочетание интерпретируется как плохая забота о своем здоровье, необходимость обратить внимание на здоровье и пройти общее обследование для исключения соматической патологии – и «психастении» (19).
Особенностью профиля личности вынужденных переселенцев в отличие от практически здоровых лиц контрольной группы является:
- понижение значений шкал: «социально-экономический статус» (87), «язвительность» (72), «нужда в привязанности» (70), «самообладание» (54), «оригинальность» (39), «службизм» (37), «работоспособность» (33), способности применять имеющиеся знания (36 – «преподавательский потенциал»), «творческая продуктивность» (32), «интеллектуальная продуктивность» (31), «интеллектуальная активность» (26) и «тенденция перечить» (6);
- повышены значения шкал: «комплекс Панурга» (5 – вечный студент), «паранойя» (18), «эрудиционный склад интеллекта» (24 – опора на рациональность или рационализация как защита), «рутинность» (25), «интеллектуальный показатель» (27), «приниженность» (64), «самоотчужденность» (65), «ханжество» (66), «коллективизм» (74) и «соматизм» (76 – повышенная опасность соматизированных расстройств).
Анализируя качественные отличия показателей ВП и ЗД, следует обратить внимание на то, что «общий фактор психики» (22 шкала) у ВП находился 1) в пределах нормы у 56% респондентов, 2) в пределах пограничных состояний у 38% и 3) в границах невротических реакций у 6%. Аналогично в контрольной группе: 1) в норме у 48,5%, 2) в пограничном у 48,5% и 3) с невротическими реакциями у 3% респондентов.
Среди ВП респонденты с расстройством личности выявлялись в 74%, среди ЗД в 82% случаев. По данному тесту суицидальные наклонности или суицидальные мысли выявлялись у 17% вынужденных переселенцев и у 24% практически здоровых лиц.
Повышенный риск психосоматических расстройств наблюдался у 49% ВП и у 37% ЗД.
Приспосабливаемость ВП была ниже в 40%, а у ЗД в 30% случаев.
Таким образом, своевременное выявление и адекватная диагностика пограничных расстройств имеет решающее значение для успешной терапии и благоприятного прогноза заболевания. Однако больным, обычно сложно вербально выражать свое душевное состояние и они «предпочитают» описывать врачу только понятные соматические ощущения. Более половины больных с расстройствами адаптации не осознают, что страдают психическим расстройством, и предъявляют только соматические жалобы. При попытке врача обсуждать душевные переживания пациента, последний, почти всегда выказывает негативную реакцию и обычно крайне чувствителен к любым намекам на «необоснованность» его жалоб. Спорить с таким пациентом бессмысленно, к тому же это может травмировать его. Так же выраженный клинический патоморфоз самих по себе расстройств адаптации, значительное расширение классификационной рубрификации психосоматических расстройств и увеличение удельного веса соматической патологии, протекающей с пограничными психическими расстройствами, требует пересмотра и уточнения критериев дифференциальной диагностики и создаёт предпосылки для разработки новых теоретических, диагностических и терапевтических подходов. Учитывая эти обстоятельства и роль алекситимии в развитии расстройств адаптации, применение компьютерной психодиагностики состояния ВНД в рамках клинико-психологического исследования становится целесообразным, экономит время врача и позволяет снизить сопротивление вызванное стигматизацией психических расстройств.
Использованная литература и материалы:
1. Акопова С.В. и др. Компьютерная психодиагностика при психосоматическом подходе в пульмонологическом отделении ККБ им.проф. С.В.Очаповского. Актуальные вопросы охраны психического здоровья населения. Сборник научных статей конференции, посвященной 100-летию «СКПБ №1» ДЗКК. – Краснодар, 2003. Стр.141-149.
2. Евстегнеев Р.А. Психиатрия в общей медицинской практике: Руководство для врачей. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2010 – 592с.
3. Котельникова A.B., Падун М.А. Психологические особенности переживания вынужденной миграции // В сб. Личность в экстремальных условиях. Материалы международной научно-практической конференции. Часть 1. Петр. Камч.:Изд-во КамГУ.: - 2005 г. Стр.87-97
4. Лаукс Г. Психиатрия и психотерапия: справочник / Герд Лаукс, Ханс-Юрген Мёллер; пер. с нем.; под общ.ред. акад. РАМН П.И.Сидорова – М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 512с.
5. Психиатрический словарь /В.С.Первый и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 635с. (Медицина)
6. Тадевосян А.С. Практическая стрессология. Пограничная медицина. – М.: Литтера, 2011. – 368с.
7. Для подготовки данной работы были использованы материалы сайтов:
Светлана Викторовна Акопова (СВА).
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Майкла Газзанига Сознание как инстинкт | Топик ТК: Матрица, как симулякр-среда для симулякров |
| ||||||||||||