Сексуальность подростковОбзор
Психосоциальные
особенности подросткового возраста
Сексуальные
фантазии
Самостоятельность
Реакция
родителей
Особенности
сексуального поведения
Мастурбация
Ласки
(петтинг)
Орально-генитальный
секс
Половое
сношение
Гомосексуальные
отношения
Последствия
сексуальной активности
Наркотики, алкоголь
и сексуальная активность подростков
Непредвиденная
беременность у подростков
Подростки-матери
Подростки-отцы
Предотвращение
беременности
Половое воспитание
подростков
Сексуальное
поведение подростков в Латинской Америке
Информированность
подростков в вопросах СПИДа
Принудительный секс
у подростков
Эмпатический
живот
Выводы
• Ранний зрелый
возраст
Холостяцкая
жизнь
Сожительство
Сожительство.
• Теории любви
Теория
Стернберга
Триада любви
по Стернбергу
Любовь как
привязанность
• Романтическая
любовь
Психологические
аспекты
Цикл
романтической любви
Готовность к
любви
Зарождение
влюбленности
Влюбленность
Переходная
стадия
Любовь подходит
к концу
Любовь
окончилась
• Любовь-дружба
• Биологическая
сторона любви
• Любовь и секс
Секс без
любви
Любовь без
секса
Личностные
ценности и решения в сексуальной сфере
• Любовь и брак
Выбор
супруга\
Любовь в браке
• Психологи о
любви
• Выводы
• Интимная близость
и интимные отношения
Интимность с
самим собой
Компоненты
межличностной интимности
Нежность и
откровенность
Доверие
Обязательства
друг перед другом
Другие
компоненты интимной близости
Различия между
полами в интимных отношениях
Проблемы
интимной близости
Преграды на
пути к интимной близости
Страх интимной
близости
Псевдоинтимность
• Коммуникация
Процесс
коммуникации
Сообщения
должны быть ясными
Невербальная
коммуникация
Ранимость и
доверие
Язык "Я"
Без языка "Я"
С помощью языка
"Я"
Выражение
влюбленности
Выражение
гнева
Искусство
слушать
Разговоры о
сексе
• Сказать "нет"
трудно
• Выводы
•
Мастурбация
Исторические
сведения
Современные
взгляды
Техника
мастурбации
Мастурбация у
женщин
Мастурбация у
мужчин
Отделяя факты
от вымыслов
Мастурбация в
студенческие годы
Специальное
исследование
• Сексуальное
возбуждение и сон
Поллюции
Женский оргазм
и сон
Эротические
сны
• Сексуальные
фантазии
Что нам
известно о фантазиях
Контекст
сексуальных фантазий
Предпочитаемые
типы фантазий
В одиночку или
вдвоем.
Непроизвольные
фантазии
Функции
сексуальных фантазий
Индуцирование
или усиление возбуждения
Безопасность
стимулируемого возбуждения
Освобождение от
чувства тревоги и вины
Фантазии как
репетиция
Фантазии как
сексуальные ценности
Фантазия как
некий акт
Содержание
сексуальной фантазии
Экспериментирование
Подчинение
Замена партнера
Групповой секс
Наблюдение
Изнасилование
Идиллическая
встреча
Садомазохизм
Половые
различия в сексуальных фантазиях
• Другие формы
секса в одиночку
Эротика и
порнография
Воздействие
эротики и порнографии на поведение
Порнография и
насилие
•
Выводы
Глава 15.
Например, не было
получено никаких данных о распространенности сексуальных
фантазий, использовании садомазохистских приемов или о частоте
сексуальных дисфункций.
На минуту я подумала, нет ли у них какой-нибудь скрытой
камеры, с помощью которой все они за мной наблюдают (отпуская
непристойные шутки о моем теле или о том, как я мастурбирую);
но вскоре в моем воображении разыгралась одна из моих любимых
фантазий и я действительно ощутила сексуальное возбуждение.
Мужская половая система
Не будет сильным преувеличением сказать, что
в мире фантазий мужские половые члены бывают только трех
вариантов - большие, гигантские и такие, что еле проходят в
двери.
Однако
основные характеристики физиологического ответа организма на
сексуальное возбуждение одинаковы, независимо от того, вызвано
ли оно прикосновениями, поцелуями, половым актом,
мастурбацией, фантазией, просмотром кинофильмов или чтением
книги.
Оно может также стимулироваться фантазией или реальной
жизненной ситуацией: ритмическими толчками движущегося
автомобиля, трением половых органов об одежду, прикосновением
к ним струй воды в душе.
В художественной литературе можно
встретить описания "пульсирующего" "трепещущего", "твердого
как сталь" полового члена, но это в значительной степени плоды
фантазии авторов.
Это может быть связано с несколькими причинами:
1) при мастурбации относительно легче
продолжать сексуальную стимуляцию;
2) не надо заботиться о своем партнере;
3) значительно проще поддаться сексуальным
фантазиям.
Половое
возбуждение независимо от вызывающих его причин: сексуальных
фантазий, чтения эротической литературы или реальной половой
активности, влечет за собой повышенную влагалищную секрецию.
Гормоны пубертатного периода и сексуальность
Нарастающая продукция гормонов в период
полового созревания способствует пробуждению сексуальных
ощущений, эротических мыслей и фантазий как у мальчиков, так и
у девочек.
Это не случайное явление -
дети настойчиво стремятся достигнуть эротического возбуждения,
которое может сопровождаться сексуальными фантазиями или
привести к влюбленности (Gadpaille, 1975; Tennov, 1979; Money,
1980).
Работу с таким материалом он назвал
активным воображением, чтобы отличить ее от пассивного фантазирования, а также
подчеркнуть возможность со стороны пациента принимать решения, используя
продукты своего активного воображения.
Фордхам отмечает, что возникло взаимодействие с психоаналитиками
и "в особенности с представителями клейнианской школы, которая делала
акцент на бессознательных фантазиях и контрпереносе, что делало возможным
плодотворный обмен" (там же, с.
Короче говоря, Юнг чувствовал, что некоторые первичные фантазии не рождаются из
реальных переживании; их лучше понимать как проекции на так называемые
воспоминания.
Применительно к психологии это означает, что фантазии — это
воспоминания об особых доисторических переживаниях, и что их содержание
наследуется от предшествующих поколений.
"Однако, к сожалению,
он часто использует этот термин свободно и небрежно, говоря об архетипических
формах, мотивах и даже об очень детализированных образах фантазии" (там
же, с.
Например, рассматривая фантазию нападения на мать и
разрывания ее внутренностей, она думает о том, есть ли смысл в
"привлечении" коллективного бессознательного в форме мифа о герое.
Лакан разделяет явления, с которыми имеет дело
психоаналитик, на три "порядка": 1) Символическое, которое
структурирует бессознательное с помощью основополагающей и универсальной
системы законов; 2) Воображаемое, которое приближается к психологической
реальности, процессам внутреннего мира (таким, как фантазия, проекция,
йнтроекция), его позициям и образам, возникающим из внешней жизни, но не
эквивалентным ей.
ПАРАЛЛЕЛИ
С ПСИХОАНАЛИЗОМ: АРХЕТИПЫ И БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ
Юнг и
Фрейд спорили о том, насколько буквально следует воспринимать аналитический
материал относительно половых отношений родителей.
В "Лекциях по введению в психоанализ" (1916-17) Фрейд
писал:
"Не может быть сомнения в том, что источники (фантазий) — в инстинктах; но
тем не менее остается объяснить, почему одни и те же фантазии с одним и тем же
содержанием возникают в каждом случае.
с его предположением о том, что первичные фантазии — это остатки
особых воспоминаний о доисторических переживаниях — но для юнгианского
аналитического психолога не должно быть проблем с понятием до-субъективной
схемы.
Еще один пример этого скрытого консенсуса: в "Языке психоанализа"
(1980) Лапланш и Понталис указывают, что все так называемые первичные фантазии
соотносятся с истоками и что как коллективные мифы, они, видимо, обеспечивают
представление и "решение" того, что составляет загадку для
ребенка" (с.
В своей работе "Природа и функция
фантазии" ("The nature and function of Phantasy", 1952)
клейнианский аналитик Айзеке объясняет, что написание слова "фантазия"
через "Ph" используется для того, чтобы отличать психоаналитическое
использование этого слова от "Fantasy" через "F", которое
обозначает "грезы", т.
Айзеке полагает,
что еще одна ошибка — рассматривать фантазию в противопоставлении
"реальности", поскольку это обесценивает значение внутреннего, мира и
опускает всякие соображения относительно того, как так называемая реальность
строится в сознании.
Инстинкт, согласно Айзексу, — это сам по себе психосоматический
процесс, направленный на конкретные внешние объекты и, как мы видели, он
отображается в сознании с помощью бессознательной фантазии.
Подобным же образом, Юнг писал о
бессознательных фантазиях как о "фантазиях, которые «хотят» стать
сознательными и которые проявляются в форме образов; он также говорит о
бессознательной фантазии как о "творческой" (CW 9i, paras 101,153).
95), например, использует фразу
"внутренний архетипический объект" (выделено мной) для обозначения
столкновения и размещения в психике младенца всех этих элементов:
архетипическои предрасположенности (бессознательной фантазии), соответствующих
внешних объектов, введения внутренних объектов, "соответствия",
развития внутреннего архетипического объекта.
Она имеет в виду, что эго не может ассимилировать чисто архетипическое
содержание и что образы бессознательной фантазии требуют очеловечивания и
персонализации, прежде чем они могут быть интегрированы; иначе они будут
подавлены.
Но он
настаивает, что образы фантазии и материал бессознательного (сны и тому
подобное) нельзя использовать непосредственно, как если бы они были неким
откровением.
Торможение, свойственное всем импульсам, говорит
Хиллман, и его функция состоит в том, чтобы способствовать активности фантазии,
делая инстинкты психологическими и приводя человека к диалогу с ними (1975а, с.
Синтез Сторра заключается в предположении о
том, что внутренний мир образов фантазии одновременно инфантилен (и
следовательно, патологичен для взрослого человека), и биологически адаптивен.
РАЗВИТИЕ
ЭГО: АРХЕТИПИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ
Гигерих
(1975) критиковал Нойманна за то, что тот пытался проследить развитие архетипа,
тем самым нарушая одно из "правил" аналитической психологии,
состоящее в том, что архетипы, как основополагающие структуры, просто не
развиваются.
Гигерих также полагал, что концепция стадий развития эго у
Нойманна — это архетипическая фантазия Нойманна, и может быть, поэтому подход
Нойманна был подхвачен столь многими психологами.
Такое эго разделяет характеристики
депрессивного состояния, при котором смешанные чувства относительно себя и
других можно вынести, агрессию сдержать, фантазии об ущербе залечить, и
восприятие матери как человека заменяет удобное расщепление ее на хорошую и
плохую, когда только нападают на плохое и любят хорошее.
С другой стороны, Плаут
(1966) выдвинул идею о том, что эго-сознание — это важная предпосылка для
воображения, и последнее рассматривается как нечто отличное от фантазии (в
значении выражения нереализованных желаний).
Тогда истинное
воображение расцветет в противовес относительно пассивному фантазированию, при
котором ментальное содержание не принадлежит человеку, но просто приходит к
нему.
Плаут отделяет этот
реализм от "совместного энтузиазма по поводу интересных образов
(фантазии), которые не обязательно тесно связаны с сердцевиной эго" (1966,
с.
И полемика тоже безусловно есть — вплоть до яростных обобщений, как, например,
обвинения Хиллмана в том, что все комментарии относительно развития
эго-сознания — это ретроспективная фантазия (1972, с.
Они доступны только "у матери за спиной" и из них, как
мы видим из клинического материала, возникают фантазии о "сокровищах"
внутри или позади матери.
Это более дифференцированный
вариант ощущения открытия другого, которое сопутствует переходу от инфантильных
грандиозных фантазий о том, что можно обойтись без другого.
Хиллман полагает, что мы придерживаемся наших
привычных мыслей о единстве, о стадиях, о психологическом развитии, фантазии
индивидуации, которая "характеризует ее в основном как движение к
единству, выраженное в целостности, центральности или в таких фигурах как
Мудрый Старик или Старуха" (там же, с.
В другой работе (Samuels, 1982) я говорил, что различие противоположностей в
младенчестве имеет некоторое отношение к агрессивному кусанию и к фантазиям о
расчленении и с символизмом зубов.
Плаут
использовал термин "аварийное эго", говоря о том же явлении - жестком
и очень хрупком эго (1959), а Нойманн полагал, что образы фантазии об
отношениях матери-ребенка, которые сливают двух людей в прекрасное или ужасное
единство, выполняют сходную функцию (1965).
Я лично полагаю, что человек использует фантазию об инцесте, чтобы
соприкоснуться с доступной областью межличностного переживания, так что другие
воспринимаются как часть самости.
Я использую термин
"уборическое всемогущество" для описания защитной цели инфантильных
фантазий о всемогуществе — возвращении к менее угрожающей вне-объектной
единственности.
Относительно хорошо известно, что Фрейд был вынужден принять тезис Юнга
относительно ретроспективной фантазии взрослого человека, например, по
отношению к первичной сцене.
Первая относится
к тому, основан ли подход к анализу, который использует теорию развития, на
чем-то ином, помимо "генетической фантазии" (Giegerich, 1975, с.
Гигерих,
который использовал термин "генетическая фантазия , полагал, что всякое
обращение назад не является юнгианским, поскольку для Юнга "откуда"
важнее, чем "куда".
Гигерих получает поддержку в утверждении Хиллмана о том, что ребенок
функционирует как экран, на который психолог школы развития "может
свободно проецировать [свои] фантазии, не встречая сопротивления"
(Hillman, 1972, с.
Сторонники первой точки зрения полагают, что они избегают адультоморфной
фантазии, при которой более поздние психологические состояния, имеющие место у
регрессирующих или больных взрослых, путаются с тем, что можно считать
нормальным в младенчестве.
Вопрос состоит в том, до какой степени такие
фантазии во взрослом регрессивны в том смысле, что они возвращают к
действительно пережитому и прочувствованному в детстве.
Или же такие взрослые
фантазии являются просто желаниями того, чтобы младенчество было таким,
сентиментальным или ищущим сочувствия, в зависимости от того, приятно или
неприятно ощущение единения.
Вклад Юнга значителен вследствие
акцента на уже существующем сходстве, врожденной тенденции к идентичности, а не
на сходстве, которое обнаруживается путем опыта или достигается через фантазию.
Теперь моя фантазия казалась смешной и глупой: я стал строить замки и вовсе не воображаемые крепости из камешков, используя грязь вместо извести (наподобие крепости Хенингена, в то время еще не разрушенной).
Причем никто почему-то и вопроса себе не задавал, что означают фантазии больных, почему фантазия одного совершенно отлична от фантазии другого: один, например, воображает, что его преследуют иезуиты, другой убежден, что его хотят отравить евреи, а третий - что его разыскивает полиция.
Подводя итог, скажу, что самыми трудными, как и самыми неблагодарными для меня пациентами (за исключением «патологических фантазеров»), являются так называемые интеллектуалы.
Наше общение сводилось теперь к следующему: пациенты спонтанно рассказывали мне о своих снах и фантазиях, а я лишь задавал им вопросы: «И что вы в связи с этим вспомнили.
Поток фантазии был непрерывным, и я пытался делать все возможное чтобы не заблудиться, чтобы каким-то образом разобраться во всем этом.
К этим фантазиям, которые так волновали меня и, можно сказать, управляли мной, я испытывал не только непреодолимое отвращение, они вызывали у меня неописуемый ужас.
Разумеется, я старался найти правдоподобное объяснение появлению этих библейских персонажей в моей фантазии, помня и о том, что мой отец был священником.
Филемон и другие образы фантазий помогли мне осознать, что они, возникнув в моей психике, созданы тем не менее не мной, а появились сами по себе и живут своей собственной жизнью.
), и лучшее, что я мог себе пожелать, это иметь настоящего гуру, - чтобы кто-то был рядом со мной - кто-то, превосходящий меня знаниями и опытом, способный разобраться в путанице непроизвольных созданий моей фантазии.
Если бы только я согласился воспринимать мои бессознательные фантазии как искусство, я стал бы смотреть на них другими глазами - как смотрят, например, кинофильмы.
Какой бы бездонной ни была глубина моего погружения в бессознательное, куда бы ни увлекали меня фантазии, я всегда знал: все мной переживаемое - реальная жизнь, и я должен наполнить ее смыслом.
Причиной тому были две вещи: во-первых, я прекратил общение с женщиной, чей голос пытался внушить мне, будто мои фантазии имеют некую художественную ценность, во-вторых, - и это главное.
Тем не менее ее позиция, пусть утилитарная и поверхностная, возродила мои былые сомнения: действительно ли мои фантазии были спонтанными и естественными, или же я допускал некий произвол, предпринимая какие-то особые усилия.
Я возражал, указывая на группу молодых крестьян, которые, открыв рты, уставились на это великолепие: вряд ли этих молодых людей интересует сейчас духовное совершенствование или что-либо подобное, куда более вероятно, что их мысли в этот момент заняты исключительно сексуальными фантазиями.
Можно, наверное, с ходу заявить, что мифы и сновидения, связанные с происходящим после смерти, не что иное как компенсаторные фантазии, заложенные в самой природе: всякая жизнь желает продолжаться вечно.
Его настойчивое желание участвовать в политическом,
культурном и духовном союзе народников, его ненависть к Папе и папистам, его
пиетисткое возрождение в объятиях Шлей-ермахера — все эти недавно расцветшие
ветви были внезапно и безжалостно обрублены со ствола его живой души, на всю
жизнь оставив его один на один с мучительными фантазиями, вращавшимися вокруг
вопросов, на которые ему не суждено было ответить и героических задач, которые
ему уже не суждено было разрешить.
Для того, чтобы описать, как он представлял себе их коллективную цель, Юнг
вызвал в памяти своих слушателей образы рыцарей Грааля из вагнеровского
"Парсифаля" и розенкрейцеровского братства из этой фрагментарной
фантазии Гете.
Для представителя
эпохи и культуры, одержимых идеями о том, что на индивида определяющее
воздействие оказывают наследственность и расовая принадлежность, возможность
считать Гете своим прадедом была могущественной фантазией.
Для Юнга-Штиллинга (пиетиста
и специалиста по психологическим техникам направления внимания на мир своих
собственных внутренних фантазий) "магнетические видения",
вызывавшиеся с помощью месмеристких процедур, были очень близки.
На самом деле, "забытый" материал может
вновь появляться в мыслях, фантазиях или сновидениях, обладая при этом всей той
эмоциональной силой и визуальной четкостью, которые свойственны для
действительных воспоминаний.
У Флурнуа имелся ключ к
окончательному анализу: он был в состоянии рационально доказать тот факт, что
большая часть этих фантазий может быть прослежена вплоть до "скрытых воспоминаний".
А
затем, после фантазий насчет отсеивания сторонников психоанализа в крупнейших
университетах, он с воодушевлением провозглашает: "И тут начинается
золотой век".
Да, он был испуган нахлынувшей
на него волной сексуальной энергии, но это еще не все: в его дневных фантазиях
и в ночных снах царили ужасающие, явно вагнерианские, видения таких тевтонских
фигур, как Вотан и Зигфрид, а также картины космических драм из греческой
мифологии.
И это у того самого человека, который некогда гордился своим умением
все рационально осмыслить, своей способностью сохранять самообладание перед
лицом психоза, у того самого человека, который заклеймил спонтанную жизнь
фантазии как нечто слабое, болезненное и отталкивающее.
Нет сомнений, что Зигмунд Фрейд, будучи ассимилировавшимся евреем и атеистом,
жившим в преимущественно христианской Австро-Венгрии в период активизации
политического антисемитизма, не мог не видеть опасность, таившуюся в фантазиях
Юнга относительно открытой спиритуализации психоаналитического движения.
Эта грекофилия или, как говорили ученые, "тирания
Греции над Германией" породила неисчислимое количество "фантазий,
ориентированных на язычество" у немецких романтиков и других
представителей германской культу-ры25.
43 Относительно трансформации,
которую претерпели в девятнадцатом веке германские культурные фантазии насчет естественной религии древних германцев,
а также насчет древнегерманской религии и мистерий Одина/Водена/Вотана см.
В MDR он утверждает, что эта
фигура "язычника", вызывающего "египетско-эллинское настроение с
оттенком гностицизма" и являющегося развитием фигуры Ильи в последующих
фантазиях 6.
, после того как Юнг
окончательно изложил историю о своем спуске в Землю мертвых и встрече с
существами иного мира, он сказал своим слушателям: "Перед тем как у меня
появилась эта фантазия, я прочитал множество книг о мифологии и эти фигуры были
конденсацией всего того, о чем я прочитал"11.
Но самым важным было следующее: в связи с тем, что
его опыт посвящения включал принятие позы распятого Христа, превратившегося в
Лиона, сам Юнг при этом стал фигурой, питавшей фантазии тысяч немецких
народников, а также европейских и американских антисемитов начала столетия; он
стал арийским Христом.
26 "Следует признать, 4TQ ПОИСК мистериальных текстов является по сути
своей бесполезным по двум причинам: никакая библиотека Наг Хаммади никогда не
будет открыта, ибо таковой никогда не было, никогда не было и кораблекрушения,
о котором фантазировал Кьюмон".
Джонс дал жуткое описание человека с комплексом
бога, верящего в то что он сам является богом и имеющего "фантазии о
возрождении" и сны об обновлении мира.
Иногда он демонстрировал пациентам свой волшебный
рукописный том с разукрашенными страницами, на которых его видениям и снам
придавалась конкретная форма; в этом томе содержалось изобилие (почти на
шестистах страницах) его фантазий и бесед с Филемоном и другими бесплотными
существами.
С растворением в ней персоны следует
высвобождение непроизвольных фантазии, которые, по всей видимости, суть не что
иное, как специфическая деятельность коллективной психики.
Я не могла этого понять и была в бедственнейшем состоянии;
у меня все время присутст- вовали сильнейшие сопротивления и ненависть по
отношению к д-ру Юнгу, что выражалось в фантазиях о том, что я стреляю или бью
его ножом, и были моменты, когда я всерьез подумывала о том, чтобы прекратить
анализ у него и перейти к д-ру Риклину.
Фанни Боудич
упомянула в своем дневнике о "чтении перед членами Клуба своей фантазии о
Клубе"; этот документ вполне мог быть основой для ее краткого выступления.
А затем у меня
появилась фантазия, которую обязательно нужно было пережить наяву, и в тот же
день я пережила реальное проявление того великого изменения, которое нынче
происходит во мне.
Мы можем
лишь отвлеченно рассуждать о том, зачем она разыгрывала народную (Volkish)
фантазию о ритуальных жертвоприношениях Вотану, некогда совершавшихся древними
германцами.
Благодаря своим собственным рисункам и фантазиям она наблюдала
эволюцию своей внутренней самости в качестве "бога внутри", что было
религиозным продуктом юнгианского анализа.
"В
гроте", — написала Фанни, — "вместо того, чтобы реализовывать свои видения
и фантазии, я попыталась понять интеллектуальное значение гермафродита".
Д-р Юнг убежден, что с помощью толкования сновидений (которые по
своей природе являются символическими) мы слышим как говорит бессознательное;
то же самое и в случае с "словесно-ассоциативным методом", который
сейчас широко используется в криминалистике; и с "фантазиями", при
которых происходит отключение сознательного разума.
Получив приглашение, Лонг сомневалась, стоит ли ей ехать, и решила
проанализировать свои сны и фантазии с тем, чтобы послушать, что ей скажет о
будущем ее бессознательный разум.
Подобные
фантазии легко согласуются с произведенным им искажением некоторых идей
эллинистических гностиков о порабощенной материей божественной сущности и о
том, что для освобождения бога должен произойти процесс искупления.
Последующие
записи Лонг относительно ее снов и фантазий вновь касаются
"Абраксаса", "трансцендентной функции",
"Филемона", египетской идеи о "душе Ка" и даже Заратустры.
Одной из самых ранних концепций фантазии следует считать взгляды
Лукреция Кара, который трактует фантазию как результат случайного совпадения во
времени и пространстве образов или их составных частей.
К взглядам Лукреция также восходит мнение о том, будто фантазия
принципиально ничего нового не создает, а лишь соединяет необычным образом
обычные представления.
Взгляды на фантазию Паскаля, Декарта и Спинозы положили начало
убеждению, согласно которому существует антагонизм между разумом
(интеллектуальными процессами) и фантазией.
Взгляды представителей той или иной философской или
психологической школы на природу фантазии находятся в прямой зависимости от их
точки зрения на активность личности.
Представители крайних идеалистических
систем, которые приписывают субъекту полную независимость от объективного мира,
рассматривают фантазию в качестве особой стихийной творческой силы.
Напротив, в
механистических системах, где личность выступает совершенно пассивной, нет места
для фантазии как специфического психологического понятия, хотя и предпринимаются
попытки каким-то образом объяснить факты, составляющие основу ее проблематики.
Таким образом, среди множества различных концепций фантазии можно прежде всего
выделить две крайние теоретические позиции в вопросе о ее психологической
природе: с одной стороны, понимание фантазии в качестве самостоятельной
изначальной сущности; с другой стороны, отрицание фантазии или полное сведение
ее к другим психическим процессам (редукционизм).
ФАНТАЗИЯ КАК ИЗНАЧАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ
Фантазия как особая творческая сущность выступает наиболее
отчетливо в трудах философа-идеалиста Анри Бергсона, выдвинувшего в своей
знаменитой книге "Творческая эволюция" понятие "жизненный порыв" для объяснения
актов творчества в самом широком смысле слова.
Следует отметить, что такой подход характерен и для
откровенно идеалистически настроенных философов и психологов, и для некоторых
исследователей, пытающихся дать явлениям фантазии естественнонаучную трактовку.
Следовательно, введение
понятия фантазии в более общие философские или биологические категории было бы
оправдано, если бы сопровождалось новой трактовкой всех известных фактов, более
адекватным их объяснением и в то же время открывало бы новые аспекты
экспериментирования.
СВЕДЕНИЕ ФАНТАЗИИ К ДРУГИМ ПСИХИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ
Другой крайней теоретической позицией в вопросе о сущности
фантазии является, как указывалось выше, полное сведение фантазии к другим
психическим процессам.
Бергиус утверждает, что фантазия
представляет собой абстрактное понятие, описывающее, по существу, множество
различных состояний, которые с равным успехом могут быть обозначены терминами
"реконструкция проблемной ситуации", "творческое озарение", а также другими
заимствованными из арсенала гештальтпсихологии.
Тенденция к редукции (сведению) может рассматриваться как реакция
на романтически-идеалистическую трактовку фантазии и фетишизацию ее в
рассмотренных выше системах Бергсона и др.
В самом деле, проблемы восприятия и
памяти представляются более изученными, методики их исследования опробованными,
да и реальность самих этих процессов, в отличие от фантазии, никогда не
подвергалась сомнению.
Следовательно, хотя для редукционизма характерно
пренебрежение к специфическим закономерностям фантазии, он в значительной мере
мотивирован стремлением опереться на конкретные и реальные данные, а не на
полумистические глубинные силы.
Сопоставление редукционизмом фактов, относящихся
к проблематике фантазии, с закономерностями других процессов позволило четче
выявить и очертить некоторые ее проблемы.
Ведь редукция продуктов фантазии к перцептивным
образам и ставит вопрос о роли реального мира в творениях фантазии, поскольку
восприятие представляет собой непосредственное отражение реальности.
ПРОДУКТЫ ФАНТАЗИИ И РЕАЛЬНОСТЬ
Взгляд, согласно которому фантастические образы зависят от
реальности, базируется на материалистическом принципе познания: наши знания
почерпнуты из реально существующего объективного внешнего мира.
Историк живописи
Гомбрич в своем труде "Искусство и иллюзия" многократно подчеркивает мысль о
том, что восходящая еще к древнегреческим философам теория "подражания природе"
постоянно опровергалась практикой самих художников всего мира: в любом продукте
фантазии всегда имеются определенные стороны, которые не могут быть объяснены
лишь подражанием или имитацией.
Скажем, одно из зодиакальных созвездий древние
греки называли созвездием Льва - их фантазия "дорисовывала" к реально
существующему сочетанию звезд образ льва; между тем фантазия американских
индейцев на той же реальной основе создала образ омара.
Костылев сообщает такой факт: "Поль Адан признался
нам, что когда его фантазия оказывается не в состоянии подсказать ему судьбу
своих героев, он пользуется игральными картами в качестве некоего гороскопа; при
этом ему достаточно простого намека, чтобы определить судьбу своих
героев".
Рибо, исходя из рассмотренных выше концепций, высказал
предположение, что механизм фантазии действует в несколько этапов: вначале
происходит диссоциация состояний сознания, благодаря чему отдельные образы
освобождаются от перцептивных связей и тем самым получают возможность вступить в
новые сочетания; затем наступает перегруппировка этих состояний, завершающаяся
ассоциацией, новым сочетанием.
Тем не менее толкование фантазии как чисто
механического процесса получило широкое распространение и присутствует в
некоторых современных психологических системах.
Столь же
легко объясняет Уэлч и другие проблемы фантазии: оригинальность является
результатом того, что автор или исследователь испробовал достаточно большое
количество комбинаций; если решение проблемы занимает длительное время, то это
означает только одно - в ходе решения необходимо было перебрать очень много
вариантов комбинаций.
Несомненно, указанные условия "фантазирования" подсказаны самой
реальностью, но признание их подчеркивает недостаточность гипотезы рекомбинации,
ибо теория только тогда обладает эвристической силой, когда она достаточно
определенно предсказывает тот или иной эффект.
)
Отрицание роли образов в умственной деятельности как раз
послужило поводом для весьма распространенного мнения, будто вюрцбуржцы прошли
мимо проблематики фантазии.
Но цель его не в том, чтобы утвердить примат
фантазии над реальностью (карикатура – явно неподходящий способ достичь такой
цели), а лишь в том, чтобы позабавить нас.
Дон Кихот – один из самых субъективных, серьезных и возвышенных героев мировой
литературы – атакует ветряные мельницы, конечно же, не потому что объект его
гнева – плод его фантазии, а вопреки этому.
Столь же
серьезное метаотношение, жертвующее частью фантазии ради сохранения реальности
объекта и целостности субъекта, мы видим и в случае с «Дульсинеей Тобосской»:
«Мне достаточно воображать и верить, – признается Дон Кихот, – что добрая
Альдонса Лоренсо прекрасна и чиста, а до ее рода мне мало нужды».
Следовательно, назвать серьезное метаотношение
целиком субъективным нельзя, потому что в него включено отношение к объекту,
пусть и преображенному фантазией.
Смеющийся субъект, в отличие от серьезного, не боится признать,
что его объект – фикция, фантазия, плод его воображения, искаженный, сниженный,
«кривозеркальный» образ его собственных мыслей и чувств, то есть нечто,
безусловно не соответствующее тому объекту, который самим субъектом,
находящимся в серьезном состоянии, воспринимается в качестве реального.
Совершив мгновенный спуск с заоблачных высот
на уровень житейского здравого смысла, Алонсо Кихано созерцает с этого уровня
оглупленный и сниженный образ своей собственной благородной фантазии.
Комическое изображение – чистой воды фантазия, кривое зеркало, тогда как
свойства реальных объектов – не более чем повод для включения комической рефлексии.
Поводы
бесконечно разнообразны, юмористическая рефлексия готова прицепиться к любому
серьезному отношению и отключить его, только бы позволить нашей фантазии
поиграть «представлениями рассудка, посредством которых ничего не мыслится».
Но распространить сферу комической фантазии на всю
действительность и изолировать данную сферу от сострадания и стыда маленькие
дети еще не способны.
) в недавно вышедшей книге, где центральное место уделено
мозгу и смеху, занимаются безудержным фантазированием, поскольку явно незнакомы
с современной литературой на этот счет.
Проявления спонтанной фантазии детей, имитирующих экскаватор или
колокольню, восхищали психологов, но решающая роль в организации коллективных
детских ролевых игр принадлежит старшим, и тут уже от врожденных импульсов,
свободы и спонтанности остается немного.
Дело не в соотношении реальности
и фантазии (оно может быть самым различным и в серьезной деятельности, и
в том, что принято считать собственно игрой), а в том, что сама культура
наделила человека бесконечным числом потенциально взаимозаменимых ролей.
Но почему-то привлек их в этой
книге не тот раздел, который имеет к нашей теме прямое отношение («Теория игры
и фантазии»), а другой – «К теории шизофрении».
Комическая фантазия – неважно, чужая или наша собственная – временно лишает
жизненные ситуации всякого значения для нас, превращая их в пустые оболочки,
псевдоозначающие.
Мир мифопоэтической фантазии можно назвать «вторым
миром референции», в отличие от «первого мира референции» – мира реальности
(или внеязыковой действительности).
Если граница между первым и
вторым мирами проходит по линии «реальность – фантазия», то граница между ними
вместе взятыми и третьим миром – по линии «серьезность – несерьезность».
Вулфенстайн, дети
уже на 2-ом году жизни приобретают способность различать «понарошку всерьез» (в
этом случае акцент делается на сходстве фантазии с реальностью) и «понарошку в
шутку», когда подчеркивается несовпадение фантазии с реальностью (Wolfenstein, 1954.
Фантазия не знает границ, а потому и в этом случае
приходится признать, что перед нами один из возможных миров — второй мир референции, где право на
жительство имеет и такой Чапаев.
Если прочие смыслы, независимо от того, рождены ли они воображением рядовых
носителей культуры или же теоретиков, свидетельствуют лишь о сравнительно
безобидном фантазировании, то в данном случае речь идет о фундаментальном
заблуждении, приводящем к серьезным мировоззренческим последствиям.
[10] Не вполне ясно, воспринимал ли Бахтин раблезианские мотивы резни, потрошения и
членовредительства, столь важные в концепции «гротескного тела», как отсылку к
средневековой или архаической реальности, в частности, к человеческим
жертвоприношениям, за которыми следовал веселый пир, или же как фантазии
(Бахтин, 1965.
Но разве это причина для того, чтобы фантазировать об «архаических
смыслах», «генетических свойствах», «гримасах ярости» и двух типах смеха, а не
для того, чтобы обратиться к этологическим данным, вернуть наконец смеху его
самостоятельный статус и тем самым поставить его в один ряд с радостью,
печалью, гневом и другими базовыми человеческими проявлениями.
Фрейд указывает на две формы
проявления бессознательного и изменения действительности, которые подходят к
искусству ближе, чем сон и невроз, и называет детскую игру и фантазии наяву.
Он не может найти в
действительности источник для этого удовольствия, и тогда игру ему начинают
заменять сны наяву или те фантазии, которым предается большинство людей в
мечтах, воображая осуществление своих часто любимых эротических или каких-либо
иных влечений.
Эти два момента следующие: во-первых, в фантазиях могут проявляться в
качестве их основного материала и мучительные переживания, которые тем не менее
доставляют удовольствие, случай как будто напоминает изменение аффекта в
искусстве.
Ранк говорит, что в них даются "ситуации, которые в действительности
были бы чрезвычайно мучительны; они рисуются фантазией, тем не менее с тем же
наслаждением.
Механизм фантазирования, творчества и даже беседы имеет только то сходство со сновидением (а не со всем процессом сна), что при отсутствии внешней стимуляции вся совокупность неосознаваемых образов мозга начинает затухать, при этом некоторые из них становятся все более контрастнее настолько, что прорываются в область осознания.
Другое существенное отличие от игры Фрейд замечает в том, что
ребенок никогда не стыдится своей игры и не скрывает своих игр от взрослых, "а
взрослый стыдится своих фантазий и прячет их от других, он скрывает их, как свои
сокровеннейшие тайны, и охотнее признается в своих проступках, чем откроет свои
фантазии.
Возможно, что он вследствие этого считает себя единственным человеком,
который имеет подобные фантазии, и не имеет представления о широком
распространении подобного же творчества среди других".
Поэтому Фрейд полагает, что в основе поэтического творчества, так же как в
основе сна и фантазий, лежат неудовлетворенные желания, часто такие, "которых мы
стыдимся, которые мы должны скрывать от самих себя и которые поэтому вытесняются
в область бессознательного".
Так, фантазия возбуждается обычно
сильным, настоящим переживанием, которое "будит в писателе старые воспоминания,
большей частью относящиеся к детскому переживанию, исходному пункту желания,
которое находит осуществление в произведении.
Как результат опрометчивого выделения фантазий среди других проявлений психики - вывод о том, что фантазии касаются только желаний "которые в действительной жизни не получили осуществления".
Если уж сравнивать фантазии со сновидениями, то это то, что было возбуждено какими-то небезразличными впечатлениями и затем "проигрывается" в воображении, приводя к тем или иным ассоциациям и цепочкам предвидения.
Если же прогнозы во всех вариантах "фантазирования" оказываются неудовлетворительными, то все эти варианты психологически блокируются как неприемлемые, что и приводит к эффекту "вытеснения в бессознательное", о котором так любят говорить психологи, а на самом деле блокируют опознавание в направлении развития таких вариантов.
Такие же признания засвидетельствованы целым
рядом других художников, и Ранк отмечает, отчасти совершенно справедливо, что,
"если Шекспир видел до основания душу мудреца я глупца, святого и преступника,
он не только бессознательно был всем этим - таков, быть может, всякий, - но он
обладал еще отсутствующим у всех нас остальных дарованием видеть свое
собственное бессознательное и из своей фантазии создавать, по-видимому,
самостоятельные образы".
Поэтому именно фантазии способны моделировать, прогнозировать опасные варианты развития событий, без реального риска, что, конечно же, сопровождается положительными эмоциями избежания опасности.
"После того
как научным изысканиям, - говорит Фрейд, - удалось установить искажение снов,
нетрудно увидеть, что сны представляют такое же осуществление желаний, как и
"сны наяву", всем нам хорошо знакомые фантазии".
Мы можем предположить двух родов средства: писатель смягчает характер
эгоистических "снов наяву" изменениями и затушевываниями и подкупает нас чисто
формальными, то есть эстетическими, наслаждениями, которые он дает при
изображении своих фантазий.
Недаром Фрейд, когда
говорит о сходстве романов с фантазиями, должен взять за образец откровенно
плохие романы, сочинители которых угождают массовому и довольно невзыскательному
вкусу, давая пищу не столько для эстетических эмоций, сколько для открытого
изживания скрытых стремления.
Когда Фрейд утверждает, что у Леонардо "ключ ко всей разнообразной
деятельности духа и неудачливости таился в детской фантазии о коршуне" и что эта
фантазия в свою очередь раскрывает в переводе на эротический язык символику
полового акта, - против такого упрощенного толкования восстает всякий
исследователь, который видит, как мало в творчестве Леонардо эта история с
коршуном способна раскрыть.
Разница в том, что бэби, сто раз победивший в роли Джеки Чана зло, по приконцовке сталкивается с дворовой шпаной, получает в носопырку раз-другой и впадает в затяжное непрятие этого мира с Князем во главе, понятное дело)))Видимо, фантазию, породившую крыло самолета по аналогии с крылом птицы, и фантазию, наделяющую Гэндальфа Волшебным Посохом, что-то в корне отличает Благодарность от: FLM
Род: sergishInfra RealСообщений: 1481
28.
Иллюзии - неизбежная плата за возможность в огромном множестве фантазий, среди которых подавляющее большинство - иллюзии как таковые, создать такие, которые соответствуют возможностям.
Другими словами, фантазии они фантазии и есть - не соответствующие текущей реальности представления, но среди них могут быть реализуемые - представления о новой(.
Вполне возможно, что эндорфины выбрасываются также при отождествлении с персонажем в контексте сюжетаНо есть и другой вариант с пацаном, отождествлявшим в своих фантазиях себя с Джеки Чаном.
Думаю, что иллюзии-фантазии появляются не случайно, и несомненно, что их характер и направленность соответствует какой-то, уже сформировавшейся(или только формирующейся) системе ценностей.
Эта фантазия опирается на очень надежную основу уже хорошо проверенных фактов и ее задача - сделать еще один шажок в направлении неизвестного, но - наиболее правдоподобный шажок из всего хорошо известного и с обязательной проверкой этой фантазии реальностью, чтобы избежать неадекватного звена в дальнейших рассуждениях.
Вот эту:"Когда я изучаю себя и свой способ думать, я прихожу к выводу, что дар воображения и фантазии значил для меня больше, чем любые способности к абстрактному мышлению.
Если мы прибегнем к сравнению с другими продуктами фантазии,
в особенности со сном, часто сравниваемым с поэзией, то найдем, что в сновидении
иллюзия совершенно полная.
Человек этого периода, когда создавались мифы - а этот период
для нашей земли еще не вполне закончился - верит в образы своей фантазии и
временами воспринимает их как объекты внешнего мира.
Продуктом фантазии, наиболее близким к поэтическому произведению
и в этом, и во многих других отношениях, является так называемый "сон
наяву", которому временами предаются почти все люди, особое значение он
приобретает в период половой зрелости.
Переживающий сон наяву может вынести из
своих фантазий определенное, довольно значительное наслаждение, абсолютно не
веря в то же время в реальное существование образов своей фантазии.
В существе своем все
инстинкты людей однородны, и потому сон наяву также не обходится без этого
базиса: разница заключается в том, что в фантазии художника на первый план без
его содействия выступают общечеловеческие черты, что делает возможным
аналогичные переживания зрителей или слушателей; у переживающего сон наяву эти
общечеловеческие черты прикрыты совершенно индивидуальными.
Сознательное половое стремление не удовлетворяется
надолго фантазией, оно разрушает видимость и стремится к реальному
удовлетворению, при его появлении прекращается и уничтожается как радость
творчества художника, так и эстетическое наслаждение зрителя.
Бессознательное
стремление не делает различий между фантазией и реальностью, оно оценивает
все происходящее независимо от того, с чем оно имеет дело - с объективными
фактами или субъективными представлениями; благодаря этому своему свойству оно
обладает способностью быть психологическим базисом искусства.
Отношение художника к внешнему миру уже потому совершенно
своеобразно, что этот внешний мир для него имеет значение не столько арены
страстей, сколько стимула для его творческой фантазии, а для этого достаточно
незначительного внешнего опыта переживаний.
Если Шекспир видел до основания душу мудреца и
глупца, святого и преступника, то он не только бессознательно был всем этим -
таким может быть любой - но он обладал еще отсутствующим у всех нас остальных
дарованием видеть свое собственное бессознательное и из своей фантазии создавать
самостоятельные образы.
Обещания конца света
тянутся от посланий Святого Павла (который явно думал и надеялся, что дни
человечества уже сочтены) и больных фантазий из Откровения Иоанна Богослова
(написанного на греческом острове Патмос, и, по крайней мере, своеобразно) до
серии развлекательных бестселлеров под названием «Оставленные».
Есть трагическая и потенциально убийственная ирония в том, что люди, более всех
презирающие научный метод и свободу познания, способны обворовать науку и
пустить ее самые свежие плоды на удовлетворение своих больных фантазий.
Эта идея была высокомерной и пустой фантазией: у ольмеков
и других племен были свои боги (как правило, ублажаемые человеческими
жертвоприношениями), а также развитая письменность, астрономия, сельское
хозяйство и торговля.
Археология подтверждает, что еврейские поселения появились в
Палестине несколько тысяч лет назад (такой вывод, в частности, можно сделать на
основании отсутствия свиных костей среди отбросов), и что небольшое «царство
Давида» действительно существовало, но все мифы Пятикнижия можно смело списать
как фантазии.
Не только текст Ветхого Завета нашпигован фантазиями и
астрологией (солнце остановилось, чтобы Иисус Навин мог довести до конца свою
резню в так и не найденном месте).
Религии
следует всего лишь внести в свой покаянный список еще одно извинение: за то,
что она навязывала ничего не подозревающим людям сказки и фантазии на
пергаменте и так долго не желала в этом признаваться.
Если же это
предложение делается из другого времени и другого мира, через посредников,
вкупе с кнутом и пряником, оно теряет все свое величие и перерождается в пустые
фантазии или, хуже того, в комбинацию шантажа и подкупа.
Те, кому не посчастливилось принимать
непосредственное участие в auto-da-fe (так — «актом веры» — называли
пытки), могли сколько угодно предаваться изуверским фантазиям и облекать их в
слова, тем самым поддерживая невежественное население в состоянии перманентного
страха.
Но их "моделями" обычно не называют >Ну да, так и есть - в наших фантазиях мы все становимся суперменами и красавицамиИли чудовищами >Ну, твои друзья, поклонники астральных путешествий, утверждают, что можно.
В "Эстетике" Гегеля читаем: "Истинное вдохновение возникает поэтому при наличии какого-нибудь определенного содержания, которым овладевает фантазия, чтобы дать ему художественное выражение".
Механизм фантазирования, творчества и даже беседы имеет только то сходство со сновидением (а не со всем процессом сна), что при отсутствии внешней стимуляции вся совокупность неосознаваемых образов мозга начинает затухать, при этом некоторые из них становятся все более контрастнее настолько, что прорываются в область осознания.
Как результат опрометчивого выделения фантазий среди других проявлений психики - вывод о том, что фантазии касаются только желаний "которые в действительной жизни не получили осуществления".
Если уж сравнивать фантазии со сновидениями, то это то, что было возбуждено какими-то небезразличными впечатлениями и затем "проигрывается" в воображении, приводя к тем или иным ассоциациям и цепочкам предвидения.
Если же прогнозы во всех вариантах "фантазирования" оказываются неудовлетворительными, то все эти варианты психологически блокируются как неприемлемые, что и приводит к эффекту "вытеснения в бессознательное", о котором так любят говорить психологи, а на самом деле блокируют опознавание в направлении развития таких вариантов.
Поэтому именно фантазии способны моделировать, прогнозировать опасные варианты развития событий, без реального риска, что, конечно же, сопровождается положительными эмоциями избежания опасности.
Это означает, что когда перестает поступать стимуляция извне, все, чем располагает психика - это остаточные зоны активности от предшествующих актов восприятия, которые и являются основой для фантазирования, а в случае углубляющегося общего торможения - сновидений.
Если мы прибегнем к сравнению с другими продуктами фантазии, в особенности со сном, часто сравниваемым с поэзией, то найдем, что в сновидении иллюзия совершенно полная.
Человек этого периода, когда создавались мифы - а этот период для нашей земли еще не вполне закончился - верит в образы своей фантазии и временами воспринимает их как объекты внешнего мира.
Для лучшего понимания механизмов переключения восприятия и вообще о том что такое на самом деле бессознательное и сознание - статья Бессознательное как явление организации памяти мозга
Теперь, когда достаточно детально разобрались с нейрофизиологическими принципами организации памяти, в сущности бессознательного и осознаваемого, можно утверждать, что тот, кто думает, что воображение, фантазия и вообще творчество - это некая система ума, поддающаяся алгоритмизации, формализации вообще какому-то описанию как последовательность операций, ошибается :) Отсюда идут и заблуждения о подразделении мышления на "логическое" и "образное".
В этом случае вообще трудно говорить о какой-либо творческой заслуге :) Вся заслуга фантазера лишь в том, что он набрал достаточно большой опыт, воспринял достаточно много различных состояний и условий, относящихся к интересующей теме, чтобы стало возможным столь продуктивное моделирование в воображении.
Для сравнения - несколько статей о теориях фантазирования и творческом потенциале, которые показывают, что возможности воображения, в смысле небезынтересных для других людей результатов, зависят от богатства личного жизненного опыта и способности направлять, задавать процесс фантазирования.
Любое же измененное состояние нарушает этот баланс и превращает результаты фантазирования в простую кашу новых, никому не нужных сочетаний так же как складываются быстро надоедающие узоры в калейдоскопе.
Это означает, что когда перестает поступать стимуляция извне, все, чем располагает психика - это остаточные зоны активности от предшествующих актов восприятия, которые и являются основой для фантазирования, а в случае углубляющегося общего торможения - сновидений.
Он может быть
даже физически уничтожен, растоптан, раздавлен в образах фантазий
размечтавшегося человека, и это приносит ему большое удовлетворение и
компенсирует обиду.
"Если в мышлении
образы используются как инструменты, благодаря которым задержанный акт в конце
концов завершается, то в фантазии образы являются заместителем самого
завершения.
В образах-фантазиях, замечает Блейлер, живут стремления, которые
ликвидировались для сознания десятки лет тому назад: воспоминания, ставшие
недоступными реалистическим функциям, используются в пассивном воображении как
недавние, и зачастую им отдается предпочтение, потому что они меньше
наталкиваются на противоречие с актуальной действительностью.
У некоторых людей,
например, до зрелости живы фантазии, в которых они из нашего XX века с большим
багажом знаний перемещаются в прошлые века, где совершают великие открытия,
используют знания в борьбе с варварами и людоедами и т.
Интересно то, что более точные, полные и профессиональные знания
о предмете мечтаний и грез значительно тормозят процесс фантазирования,
становятся препятствием.
Частым явлением почти у всех людей, перенесших потерю близкого
человека, является фантазирование, в котором умерший человек вновь живет, как бы
незримо присутствует в реальной жизни.
Нетрудно заметить, что в этих случаях пассивное
воображение пользуется реалистическим материалом, понятиями, связями, которые
даны опытом до тех пор, пока это не противоречит направленности фантазирования -
компенсации утраты.
Например, один из обследованных нами совершенно
здоровый человек рассказал, что в возрасте 5-6 лет в фантазиях на тему смерти у
него самостоятельно родился мотив, который врезался в память.
Это верно только в том случае, если верна
гипотеза о бессознательном, что, в свою очередь, можно проверить, если только
бессознательные содержания можно превратить в осознанные -если, так сказать,
раздражители, идущие от бессознательного, то есть все, в чем выражаются
спонтанные проявления, сновидения, фантазии и комплексы, могут быть успешно
интегрированы в сознание посредством метода толкования.
Естественно, этот мотив имеет тот же смысл и в
современных снах и фантазиях, где он появляется то в виде звездного неба, то в
виде звезд, отражающихся в темной воде, то в виде самородков золота или
золотого песка, рассыпанного по черной земле[109],
или же как ночная регата со множеством огней на фоне темной поверхности моря,
как один-единственный глаз, глядящий из морских глубин или из бездны, как
парапсихическое видение светящихся шаров и т.
Неизменно, от самих пациентов, я проникался
впечатлением, что они преисполнены фантазий, будучи не в состоянии рассказать
мне, где, собственно, находится источник внутреннего напряжения.
Поэтому я брал
в качестве отправной точки тот или иной образ из сновидения или ассоциацию
пациента и, исходя из этого, ставил перед ним задачу детализировать или развить
эту тему, отпустив поводья своей фантазии.
Даже если бы мои пациенты хоть в какой-либо
степени осознавали мифологические мотивы, то изобретательность творческой
фантазии оставила бы их знания далеко позади.
402 Эти
факты явным образом показывают, как фантазии, ведомые бессознательными
регуляторами, совпадают с ментальной активностью человека, зафиксированной в
традиционных и этнологических исследованиях.
403 Эти
эксперименты и размышления заставили меня поверить, что существуют определенные
состояния коллективного бессознательного, действующие как регуляторы и
стимуляторы творческой активности-фантазии.
Творческая фантазия
алхимиков нашла выражение этой трудной для понимания тайны природы в виде
другого не менее точного символа: Уробороса, змеи, пожирающей свой хвост.
Если,
например, мы изучаем структуру мандалы, всегда внезапно появляющуюся в сновидениях
и фантазиях, может появиться и в действительности появляется опрометчивая
критика, что мы в психе читаем индийскую и китайскую философию.
358 он говорит: «Ощущения проявляются с
различными уровнями и в различных видах, таких, как восприятие, фантазия,
эмоция, желание, которые могут быть сознательными, подсознательными или
бессознательными».
Он сказал, что во время прокручивания записей
некоторым мужчинам из нашей группы в голову лезли разные фантазии обо мне — они
и стали причиной тех сексуальных, вибраций, которые я улавливала.
Нет сомнений в том, что "сновидящие"
либо пытаются продолжить те виды деятельности, которыми заняты в часы
бодрствования, либо предаются мечтам и фантазиям.
Сама по себе эта
реакция не относится к эмоциям, но глубина переживаний часто приводит
человека к фантазиям о том, что половое возбуждение имеет
эмоциональную природу и, следовательно, очень важно.
Эта грандиозная архаическая фантазия преодоления силы
тяготения и полета в воздухе обычно усмиряется в процессе взросления и переносится
на тягу к высоким достижениям и прочие сублимированные формы деятельности.
В его книгах встречаются
экстатические описания слияния с Луной, которые Толпин связывает с фантазией
мистического единения с матерью, — та умерла, когда Толстому было всего два
года.
Позже эта фантазия постепенно перенеслась
из области буквальных действий в царство мышления и проявилась в его
воодушевляющих выступлениях, — например, в речи "Мы никогда не
сдадимся".
Один мужчина говорил о голосах, участвующих в
его сексуальных фантазиях, и это привело к дискуссии, в которой другие участники
нехотя признались в подобной роли своих голосов.
Когда жизнь индивидуума с другими
людьми стала мучительной или даже невозможной из-за появившихся голосов и
фантазий, психиатры справедливо чувствуют себя вправе делать то, что могут, для
улучшения ситуации.
Так, он может фантазировать о том, что
вылетает через окно, скрывается за обоями, прячется на облаке, а то, что
сознательно не пережито при травме, не вспоминается.
Ясно к тому же, что для
ребенка, которого с малых лет подвергали насилию один или оба родителя, может
быть даже лучше не учиться различать действительность и фантазию: полное
осознание различия может быть слишком разрушительным для ребенка.
Эта система, однако, не всегда
точна: ученые, например, иногда ошибочно принимают идеи, которые они слышали от
других, за идеи, которые они придумали сами, и в наших мечтах все мы ошибочно
принимаем наши фантазии за действительность.
Таким примером проигрывания этого
младенческого понимания была моя фантазия, что зажигание огня – это ключевой
момент в своего рода ритуале, который устанавливал сексуальные отношения.
Юнг пишет:
Филемон и другие образы моих
фантазий заставили меня понять, что в психике имеются явления, которые сам я не
создаю, а которые сами создаются и имеют собственную жизнь.
В данном случае постулат (принятое фантазией предположение) оказался аксиомой,
то есть тем, что постоянно подтверждается на опыте и в жизни, кем бы этот опыт
не ставился, и поэтому не нуждающейся в каких-либо теоретических
доказательствах, даже если не известна первопричина наблюдаемого.
Это пример того, как творческая фантазия подсказала путь ее
проверки, который оказался удачным, и с тех пор новый мир представлений мог
развиваться на очень надежном фундаменте аксиоматики, а не просто веры.
Но смешивать фантазию с другим, не менее важным
качеством - способностью адаптироваться к непосредственному окружению - значит
становиться неадекватным этому окружению.
Поэтому душу я пока вынужден оставить своему воображению и фантазии, не пытаясь
исследовать ее так, как исследуют окружающие потому, что у меня еще нет
возможности это сделать.
Вот почему в статьях всегда стараюсь
проследить эту лестницу, цитируя самое интересное, а не строю мир "с
нуля" и не объявляю всецело собственным пониманием и достижением :)
Увлекаемый порывами нестерпимого желания придумывать маняще красивое, мне
удавалось создать не мало миров своих фантазий из тех представлений, которыми
обладал к этому моменту.
Но какими бы заманчивыми и жизненными они не казались,
всерьез считать их равноценными реальности жизни не стану :) Потому, что
реальность бесконечно разнообразнее и неожиданнее самой необузданной фантазии,
а я - лишь малая часть этой жизни (если вообразить, что сама реальность - часть
тебя, то ничего в принципе не меняется, стоит только эту ситуацию продумать, а
я это очень тщательно уже проделывал :) ).
Не касаясь вопросов веры, стоит отметить два существенных различия в отношении
людей к продуктам творческой фантазии, как следствие различных путей развития
личного опыта познания.
В книге «Загадка сознания», опубликованной в 1975 году,
незадолго до его смерти, Пенфилд писал: «Мне стало ясно, что это не какие-то
фантазии на манер сновидений.
Еще в начале
своей карьеры Юнг убедился в том, что сны, творческая работа, фантазии и
галлюцинации его пациентов часто содержат символы и идеи, которые нельзя
объяснить только их личным опытом.
По мнению Грофа, почти безграничные возможности голограмм по
хранению и извлечению информации могут объяснить тот факт, что видения,
фантазии и другие «психологические гештальты» содержат в себе огромное
количество информации об индивидууме.
Многие исследователи заявляют, что такие воспоминания – всего лишь
фантазии, сфабрикованные подсознанием, и что часто они приходят во время
гипнотического сеанса, или «регрессий», проводимых неопытным гипнологом, еще не
овладевшим в совершенстве методикой, что якобы и провоцирует всевозможные
фантазии.
Короче, если все эти факты свести вместе – широкое
распространение феномена ПЛВ, отсутствие каких-либо демографических
предпочтений, универсальность главных характеристик ПЛВ, способность видеть и
узнавать предметы без подключения обычных органов чувств и нулевой сигнал ЭЭГ в
момент ПЛВ, – вывод напрашивается сам собой: люди, испытавшие ПЛВ, не страдают
от галлюцинаций или параноидальных фантазий: они посещают совершенно иной
уровень реальности.
Единственная проблема заключается в том, что в воображаемой
области подобные архитектурные строения могут оказаться простыми фантазиями
ПЛВ-субъектов.
То, что мы называем фантазией, всегда использует желательное или, наоборот, очень нежелательное в теме размышления, вызывая все подсказываемые прежним опытом ассоциации и оживляя такую ситуацию (разворачивая поэтапно) прогностическим слежением за их наиболее вероятным (с точки зрения всего личного опыта) развитием.
Те заманчивые картины, что возникают в фантазиях желаемого, которые очень важны для человека по тем или иным причинам, но не достигаемые за счет личных возможностей, могут надолго владеть воображением, становясь доминирующим фоном психики, который постоянно активен даже когда не осознается (см.
Но обычно отдается отчет себе о том, что это - лишь фантазии, и в реальности не делается попыток использовать такие фантастические варианты возможного поведения: никто не пытается взлететь силой мысли как во сне, убить противника взглядом и т.
Если первое - песня души, способствующая фантазии и творчеству, нахождению необычных решений, то второе - вера в возможность реализации и попытки достичь этого самого желанного.
Если первое сопровождает жизнь любого человека, у исследователей, привыкших скептически относиться к фантазиям, хотя и вовсе не презирающим их, выражается в понимании необходимости опытной проверки, методика которой в настоящее время отработана и названа научной методологией , то второе присуще людям, которых не сможет убедить даже отрицательный разультат опытной проверки, а лишь вызовет попытку обойти его, найти лазейку верить и дальше.
И тогда заманчивая фантазия, превращающаяся в идею, все более вызревая и все более становясь жизненно важной, питаемая надеждами и иллюзиями, как через розовые очки окрашивает восприятие, пропуская только то, что ей не противоречит, превращаясь в идею-фикс и сама грозя превратить человека в неадекватного реальности пациента с выраженными психозами.
Но это происходит по сценарию самообмана, когда первоначальная заманчивая фантазия будоражит воображение тем, что находятся путь лишь кажущиеся, но интригующие "доказательства" чуда.
Важность того, чтобы вовремя суметь противопоставить манящему самообману надежную, проверенную поколениями исследователей систему представлений такова, что сделана попытка создать путеводитель для тех, кто решился попробовать развить свое мировоззрение не на основе своих желаемых фантазий и случайных сведений, а на основе того, что достоверно является описанием самой реальности, сделанном миллионами честных исследователей и перепроверяется постоянно миллионами других исследователей.
Сообщаемые пациенту мысли, чувства и
восприятия, связанные с аналитической ситуацией, часто дополняются им самим, что
облегчает выявление, понимание и объяснение констелляций его фантазий и
воспоминаний" (Мур и Файн, 2000).
"Без регрессии по обоим сторонам
кушетки аналитический процесс не возможен, как без достижения состояния
согласующейся регрессии аналитик не способен воспринимать элементы фантазии,
памяти и воображения, которые обеспечивают ему доступ к бессознательному
пациента" (Jacobs, 1992).
Основная же
идея их работы заключалась в том, что степень эмпатической способности аналитика
покоится на его способности быть подвергнутым стимулирующему влиянию
бессознательной фантазии пациента, когда сам аналитик еще не осознает
существование и характер бессознательной фантазии пациента.
Кроме того, Берес и Арлоу особо
выделили тот факт, что сигнальный аффект в аналитике часто выступает в качестве
подсказки касательно мотивации и фантазии пациента.
"Клинические наблюдению
свидетельствуют о том, что данный сигнал предвещает появление бессознательной
фантазии, а качество аффекта соответствует природе этой фантазии" (Beres &
Arloy, 1974).
Так Гринсон видел задачу
терапевта в построении рабочей модели пациента, включающей физическую внешность,
аффекты, жизненные переживания, способы поведения, установки, защиты, ценности и
фантазии, а также ожидания и предвосхищения терапевта относительно его
потенциальных сторон (Greenson, 1960).
По мнению Шафера эмпатия позволяет
терапевту создать психическую модель пациента, обеспечивает его бдительность к
сигнальным аффектам и разделяемым фантазиям в ответ на ассоциации пациента.
"Текущее переживание пациента может включать
сложную смесь внутренних реакций: чувств, защит от чувств, мыслей, фантазии и
уникальный способ, которым индивид организует свой мир.
То есть система это плод твоей фантазии, тогда в случае:«Результат, который дает такая функциональная система, востребован более высокой надсистемой», что есть над твоей фантазией.
То есть система это плод твоей фантазии, тогда в случае:«Результат, который дает такая функциональная система, востребован более высокой надсистемой», что есть над твоей фантазией.
Активность и реактивность, две парадигмы в исследовании поведения « Сообщение №19703, от Октябрь 29, 2010, 11:49:01 AM»
Для KIRILL: «Фантазия - это вариант метода проб и ошибок с учетом личного представления о закономерностях, сформированного личным опытом» Вопрос был не в том, что фантазии (абстракции, модели и т.
Тут у меня зародилось что-то вроде странной и далеко идущей
фантазии: а что, если синдром Туретта широко распространен, но трудно
распознаваем, притом что, различив его однажды, больше ни с чем не спутаешь.
Он говорил о своем
настоящем
брате в
точности тем же тоном, каким описывал вымышленных людей, - и тут вдруг из
сонма фантазий выступила реальная фигура.
Как парадоксально, что волшебный дар мистера Томпсона - способность
непрерывно фантазировать, заполняя вымыслами пропасти амнезии, -
одновременно его проклятие.
Пенфилд доказал, что такие эпилептические галлюцинации основаны не на
фантазиях - это всегда абсолютно точные и четкие воспоминания,
сопровождающиеся теми же чувствами, которые человек испытывал в ходе
вспоминаемых реальных эпизодов.
Без всякого сомнения, это были
аутентичные реминисценции, ибо Пенфилд убедительно доказал, что в ходе таких
припадков пробуждаются и разыгрываются действительно имевшие место эпизоды
- не беспочвенные фантазии, а реальность внутреннего опыта, фрагменты
пережитого.
Возможно, она видела
сны во фрейдовском смысле - сны-фантазии; возможно также, что у Бхагаванди
началось нечто вроде "сонного безумия" (онейрофрении), которым иногда
сопровождается шизофрения.
Остальные страницы в количестве 643 со вхождениями слова «фантазия» смотрите здесь.
Об авторе:Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека.