Теории несовместимости
Эти теории
предполагают, что юмор возникает вследствие понимания
несовместимости между ожиданием слушателя и тем, что
произошло, результатом. К этой категории теорий юмора можно
также отнести следующие, предложенные Патрицией
Кейт–Шпигель.
• Теории неконгруэнтности. Юмор
возникает из столкновения разнородных и плохо согласующихся
друг с другом идей или ситуаций, выходящих за рамки привычных
форм поведения.
• Теории амбивалентности. Человеку
бывает смешно, когда он испытывает двойственные чувства. В
отличие от теории неконгруэнтности, где на первом плане стоят
идеи и восприятие, данная теория делает акцент на чувствах.
Речь идет о смене друг другом удовольствия и
страдания.
• Конфигурационные теории. Юмор возникает,
когда элементы, вначале казавшиеся не связанными между собой,
вдруг складываются в некую единую картину.
К наиболее
известным приверженцам подобных идей относятся И. Кант (1966)
и А. Шопенгауэр (1993).
И. Кант писал: «смех является
эмоцией, возникающей из неожиданного превращения напряженного
ожидания в ничто» (т.е. при произнесении ключевого слова,
«соли» анекдота, наше предчувствие об ожидаемом продолжении не
исполняется). Остроумная шутка должна содержать в себе нечто
такое, что мы сперва принимаем за истину, ввести нас в
заблуждение, а в следующий момент обратиться в ничто
(механизм, включающий реакцию смеха).
А. Шопенгауэр
предложил “Теорию абсурда”. Смех возникает из распознавания
несоответствия между физическим ожиданием и абстрактным
представлением некоторых вещей, людей или действий; это
концепция, восходящая к Аристотелю. Успех в распознавании
абсурда, осознание несовпадения между понятием и реальным
объектом есть, по Шопенгауэру, причина смеха. НО абсурд не
всегда смешон. (Шопенгауэр А., 1993)
Г. Гегель подошёл к анализу остроумия как формы мышления.
Остроумие, по его мнению, «схватывает противоречие,
высказывает его», приводит вещи в отношения друг к другу,
заставляет понятие «светиться» через противоречие, но не
выражает понятия вещей и их отношений (в отличие от обычного
представления, которое схватывает различие и противоречие, но
не переход от одного к другому). Таким образом, «светящееся
противоречие» между сущностью и явлением есть то общее, что
присуще всему остроумному. Однако суть природы «светящегося
противоречия» так и осталась неразгаданной (Гегель Г.,
1929).
Теории враждебности
Эти
теории говорят о том, что смешное заключается в нахождении
чувства превосходства над чем-либо, или в преодолении
препятствия, или агрессии, нападения на какой-то объект.
Патриция Кейт–Шпигель выделила аналогичную группу теорий
юмора:
• Теории превосходства. Смех возникает тогда,
когда мы чувствуем себя не столь глупыми, уродливыми,
несчастными или слабыми, как окружающие
Подобные теории
восходят к Платону (1990), частично Аристотелю (2000) и М. Т.
Цицерону (1994) и нашли поддержку в трудах А. Шопенгауэра
(1993) и Т. Гоббса (1964).
Платон считал юмор
негативным явлением, потому что чувство это основано на злобе
и зависти, в особенности смех, вызванный несчастьем или
неудачей других, или насмешки над стоящими ниже по положению.
(Платон, 1990)
Аристотель признавал, что в смехе
присутствует оттенок злобности, считал его этически
нежелательным. Но тех, кто сам никогда не шутит и кому
неприятны шутки других, он считал дикарями. «Смешное – это
какая-нибудь ошибка или уродство, не причиняющее страданий и
вреда, как, например, комическая маска. Это нечто безобразное
и уродливое, но без страдания» .
Т. Гоббс развил взгляды
Платона и Аристотеля о том, что смех имеет самое
непосредственное отношение к достижению превосходства над
окружающими. Так как человек находится в постоянной борьбе за
власть с себе подобными, и современные нормы поведения людей
не позволяют физически уничтожать своих соперников, то
превосходство можно выражать с помощью других чувств,
например, с помощью юмора и остроумия. По его мнению, смех
является выражением внезапного триумфа, происходящего от
внезапного же чувства превосходства над окружающими или над
своим прошлым. «Все действия и речи, проистекающие или
кажущиеся проистекающими из богатого опыта, знания,
рассудительности или остроумия, суть предметы почитания. Ибо
все эти вещи являются силой» .
Теории высвобождения.
Эти
теории учат, что смешное является результатом высвобождения
психической энергии, высвобождая человека от некоторого
ограничения. Патриция Кейт–Шпигель назвала аналогичную группу
теорий юмора как теории разрядки, т.е. функция юмора в этом
случае рассматривается как снятие стресса и
напряжения.
Наиболее известная из этих теорий принадлежит
З. Фрейду (1997), объявившему, что юмор позволяет экономить
психическую энергию. Фрейд связывал удовольствие от остроты с
экономией «затраты энергии, расходуемой на задержки или
подавление» некоторого содержания. Фрейд различал 3 типа
юмористических ситуаций и соответствующих им энергий, которые
могут быть разряжены в смехе:
1. разрядка энергии
вытеснения связана с остроумием
2. разрядка мыслительной
энергии осуществляется с помощью комического
3. разрядка
эмоциональной энергии соответствует собственно
юмору.
Остроумие – выражение бессознательной агрессии и
сексуальных импульсов, которые обычно подавляются. Такие шутки
являются выражением либидо.
Комическое – невербальное
веселье, например, выступление клоунов. Мобилизация ментальной
энергии в ожидании того, что произойдет не оправдывается и
происходит разрядка.
Юмор – испытывание негативных эмоций,
а восприятие смешных элементов позволяет выразить их.
Юмор,
как один из способов разрядки, преобразует отрицательные
чувства в нечто прямо противоположное – в источник смеха. Роль
юмора в этом случае сводится к защите человеческого Я,
поскольку позволяет сохранить самообладание, достоинство и
самоконтроль в исключительных (экстремальных)
условиях.
Достигается защита Я, по мнения А.Н. Лук, за счет
обесценивания смехом объекта, на который направлен юмор (Лук
А. Н., 1977). Такое понимание юмора в психологии ведет свое
начало З. Фрейда, для которого юмор выступал «средством
получения удовольствия, несмотря на предшествующие ему
мучительные аффекты». Юмор «подавляет развитие этого аффекта,
занимает его место» (1997). Причем удовольствие от юмора
возникает в этих случаях из «экономии аффективной затраты»
(Фрейд З., 1997)
«Юмор может быть понят как высшая из этих
защитных функций», - писал З.Фрейд, так как юмор не прячет от
сознания те содержания представлений, которые связаны с
мучительным аффектом.
Идеи Фрейда нашли последователей. Д.
Флагел: освобождение энергии, связанное с юмором и смехом,
связано с разрушением социальных запретов. М. Чойси: смех -
защитная реакция против страха запрета. Человек, по его
мнению, при помощи смеха преодолевает страх перед отцом,
матерью, властями, сексуальностью, агрессией и так далее.
Смех, таким образом, приравнивается по своему социальному
значению к искусству, неврозам, алкоголизму. Е. Крис полагал
комизм не просто средством освобождения энергии, но также
возвращением к детскому опыту. (Дмитриев А., 1996)
Таким
образом, каждая из этих концепций подчёркивает какой-нибудь
один аспект или один вид комического, оставляя другие в
тени.
Другие теории юмора.
Рассмотренная
классификация основана на выделении одного аспекта
комического, но при создании теорий ученые редко
ограничиваются использованием лишь одного критерия. В том
числе и В. Раскин предлагает свою, семантическую, теорию юмора
(которая будет рассмотрена ниже), замечая, что все три группы
теорий (теории несовместимости, враждебности и высвобождения)
хорошо описываются семантической теорией юмора .
Г.
Спенсер писал, что сильные эмоциональные встряски приводят к
накоплению избытка нервной энергии. Волна энергии ищет выхода
и в первую очередь освобождается через те мышцы, которые из-за
малой массы обладают малой инертностью: мышцы рта, мимические
мышцы, речевой аппарат, дыхательную мускулатуру. Если этих
каналов оказывается недостаточно для разрядки нервной энергии,
то используются и другие двигательные каналы, и все тело
начинает подергиваться в судорогах. Таков механизм смеха,
вызываемого простыми чувствами. Смех при восприятии
комического Спенсер объясняет по-другому. Комическое
непременно означает какую-то несовместимость, но эта
несовместимость должна носить нисходящий характер. Иными
словами, в комической ситуации мы ждем чего-то большого, а
обнаруживаем маленькое. Это и есть нисходящая несовместимость.
В противном случае, если вместо ожидаемого маленького
обнаруживается неожиданно большое, то возникает чувство
удивления от восходящей несовместимости. (Спенсер Г.,
1905)
Т. Липпс выводит "закон психического затора",
являющегося основой всякого удивления и интереса. Суть его в
следующем: мы ожидаем одной ценности, но внезапно возникает
другая, не соответствующая данной ситуации; эта подмена
пробуждает интерес в силу своей необычности, способствует
концентрации "психической энергии" или, говоря иначе, создает
"психический затор", освобождением от которого является, как
правило, смех. Этот подход можно отнести и к теориям
несовместимости, и к теориям высвобождения. (Дземидок Б.,
1974)
Помимо теорий указанных выше, Патриция Кейт–Шпигель
выделяет также теории неожиданности. В них говорится о том,
что необходимым, но не достаточным, элементом юмористической
ситуации является внезапность или неожиданность.
Д.
Локк писал о том, что остроумие лежит в сближении идей и в их
объединении, быстром и разнообразном, которое дает ощущение
удовольствия. Дж. Эдисон, уточняя позднее взгляды Локка,
отметил, что не всякое объединение идей может быть остроумным,
а только неожиданное. Кроме того, в основе остроты может
лежать не только сходство идей, но и их противоположность.
(Локк Д., 1986)
Г. Гефдинг основой всех форм комического
считал контраст, возникающий "оттого, что внезапно
сталкиваются две мысли и два впечатления, из которых каждое
само по себе вызывает чувствование, но так, что одно
разрушает, что построило другое" .
Семантическая теория юмора
Эта
теория была предложена Виктором Раскиным (Raskin V., 1985) и
развита вслед за ним Сальваторе Аттардо (Attardo S.,
1994).
Согласно идеям этих авторов юмористический
эффект возникает при внезапном пересечении двух независимых
контекстов в точке бисоциации, когда два контекста, совершенно
друг другу чуждые, начинают казаться нам ассоциированными -
так возникает когнитивный диссонанс, который компенсируется
реакцией смеха.
Согласно когнитивным теориям наша
память хранит сведения в виде структур, которые В. Раскин и С.
Аттардо назвали скриптами. Скрипт – это структурированное
описание типичных признаков объекта. Раскин полагает, что в
основе юмористического эффекта лежит столкновение контекстов,
а не простого языкового смысла. Согласно этой теории
юмористический эффект возникает, если имеют место следующие
условия: а) текст обладает несовместимостью, частичной или
полной; б) две части текста противоположны в определённом
смысле. Раскин полагал, что «любой юмористический текст
включает в себя элемент несовместимости и элемент разрешения»
("Any humorous text will contain an element of incongruity and
an element of resolution" ). Отличие теории Раскина от
предшествующих заключается в том, что он придал понятию
противоположности универсальный семантический смысл. Аттардо
дискутировал с Раскиным и приводил аргументы в пользу того,
что эта теория подпадает под категорию теорий несовместимости.
Результатом этой дискуссии явилась их совместная работа
“General Theory of Verbal Humor” (1991).
Классификация теорий юмора
Б.Дземидок
Еще одну классификацию философских
теорий комического предложил Б.Дземидок (Дземидок Б., 1974,
Иванова Е.М., 2007). Во-первых, он разделяет теории
комического по значимости для них роли субъекта или объекта
комического. Все концепции делятся на 1) объективистские (в
центре внимания находятся объективные свойства комического
объекта); 2) субъективистские (определяют комическое как
результат субъективных способностей личности) и 3)
реляционистские (рассматривают комическое как следствие
взаимоотношений объективных свойств объекта и субъективных
способностей личности).
Во-вторых, Дземидок приводит
классификацию теорий по тому принципу, который предполагается
в них определяющим сущность комического:
I. Теории
негативного качества; в психологическом плане – теория
превосходства субъекта комического переживания над объектом.
(Подобные теории выдвигают, например, Аристотель и
Гоббс).
II. Теория деградации (например, теория
Бейна).
III. Теория контраста (Кант, Спенсер).
IV.
Теория противоречия (Шопенгауэр, Гегель, Чернышевский).
V.
Теория отклонения от нормы (Грос, Обуэн).
VI. Теории
смешанного типа или теории пересекающихся мотивов (Бергсон,
Фрейд).
Как было показано выше, если классифицировать
теории юмора, делая акцент на какой-нибудь одной черте, то
останется ряд теорий, которые будут подходить к нескольким
категориям. То есть большинство философов не ограничиваются
выделением единственного критерия, а делают более или менее
полный анализ различных характеристик и свойств комического.
Поэтому при выделении в теории только ведущего принципа
объяснения комического большой объём интереснейших идей
остаётся без внимания.
Для обозначения какого-либо
принципа, наиболее существенного для объяснения комического в
определенной теории, Дземидок вводит понятие мотива и
подчёркивает, что для многих теорий характерно наличие не
одного, а нескольких мотивов. Он выделяет в отдельную группу
теории пересекающихся мотивов, однако, и во многих
«односторонних» теориях авторы не ограничиваются одним
мотивом. Дземидок выделяет следующие мотивы: мотив негативного
качества, превосходства, деградации, контраста, противоречия,
отклонения от нормы, а также мотив неоправдавшихся ожиданий,
видимости, неожиданности и др. По аналогии можно выделять и
другие мотивы: например, мотив оригинальности, автоматизма,
разрядки энергии, влияния подсознательных
представлений.
Объединение имеющихся данных в
непротиворечивую концепцию становится одной из наиболее
актуальных проблем в теории комического. Предложенный
Дземидоком подход позволяет легко сравнивать различные
концепции, не теряя в то же время их своеобразия, а также
может быть продуктивным и для построения новой, более полной
теории комического.
Так, например, Аристотель при
объяснении сущности комического использует мотивы
превосходства, негативного качества, деградации, отклонения от
нормы (безобразия, уродства, ошибки). Кроме того, можно
говорить о мотивах подражания и игры.