В самом общем виде "гениальность" понимается как:
БЭС: "наивысшая степень проявления творческих сил человека"
Википедия: "необычайно высокие интеллектуальные способности".
На первый взгляд все ясно, но при этом никак не проясняется, а что такое "творческие силы" или "интеллектуальные способности"? как их оценить и измерить, чтобы сопоставлять с тем, что обеспечивает их эффективность? Давно отмечена условность и ограниченность всяких тестов на интеллект, и их относительность проистекает из непонимания: а что именно измеряется.
Но, обратим внимание на главное в общепонимаемом значении слова "гениальность": это - всегда касается продукта индивидуального творчества. А со словом "творчество" значительно проще: речь идет о сотворении чего-то ранее не существующего, но значимого для кого-то (в первую очередь - для самого творца). Итак, нужно понять, что влияет на эффективность творчества.
На сайте уже есть подборка статей: Творчество, где по механизмам творчества, их организации, функциональному назначению в адаптивности личности есть: Основные механизмы творчества. Это - добротная подборка сопоставлений и обобщений, позволяющая осмысленно оперировать понятием "творчество".
В самом общем плане творчество - создание не только продуктов творчества для социальной востребованности, но и создание новых вариантов собственного поведения в новых условиях. Эволюционно именно задача корректировки поведения в условиях, когда старый вариант приводит к нежелательным последствиям - главное ради чего развились механизмы творчества (см. Эволюция механизмов сознания). В приложении к социальному взаимодействию это дает то, что обычно принято называть продуктами творчества. В социальном плане творчество условно и без резких отличающих границ возможно подразделить на художественное творчество, продукты которого являются этическими символами общения, научное творчество, - результаты исследований, основанных на научной методологии, ремесленное творчество - создание новых вариантов на основе ранее наработанных навыков их изготовления, философию и т.д.
В контексте механизмов, обеспечивающих индивидуальную поведенческую адаптивность, в первую очередь, следует выделить функциональность механизмов сознания.
Любые проявления творчества основываются на приобретаемых навыках [143] выработки нового варианта поведения, которые нарабатываются как неосознаваемые автоматизмы [29] при осмыслении значимо нового [35] в условиях, что прогнозирует [33] возможность нежелательных последствий. Это - очень информационная формулировка, требующая понимания всего, включаемого в нее. Любое творчество предполагает прерывание той фазы поведения, которая в новых условиях прогнозирует нежелательные последствия, порождая неуверенность) с возникновение доминанты [9] активности нерешенной проблемы, куда и будет постоянно переводиться осознанное внимание с отвлекающих факторов. Сам процесс осмысления является использованием мыслительных автоматизмов [249] - навыков решения задачи (в том числе и с наработкой новых навыков решения). С помощью общей блок-схемы организации психики возможно более наглядно представить себе как организуется адаптивность к новому.
Итак - гениальность - это очень высокая эффективность поведенческой адаптации в той области навыков, которая была для этого развита особью, обладающей механизмами личной поведенческой адаптивности.
Исходя из этого, понятно, что, вопреки расхожим представлениям, такая адаптивность не может касаться сразу всех направлений деятельности, гениальным можно быть только в чем-то конкретном.
При этом навыки, приводящие к желаемым результатам, всегда предполагают достаточно высокую адекватность восприятия реальности в той мере, в какой действия оцениваются субъектом как приводящие к желательному результату. Таким образом, интеллект восприятия (навыки понимания данной ситуации) должен соответствовать интеллекту действия (навыкам совершения действий с желаемым результатом) см. Интеллект.
В частном случае, возможны ситуации, когда субъект оценивает результат действия как желательный, но при этом не учитывает более далеких последствий (например, не имея достаточного опыта в этом). Множество иллюзий и порождаемых ими неадекватностей могут вносить трудности в достижение желаемого результата, но при должных навыках исследования и выработки компенсирующих вариантов поведения, в принципе, могут быть преодолены любые иллюзии. При недостаточности каких-то примитивов восприятия, формируемых в первичных зонах мозга и не поддающихся потом корректировке в течении жизни, их отсутствие компенсируется другими распознавателями особенности ситуации в виду пластичности ассоциативных зон мозга в течении всей жизни. Стоит учесть, что наборы примитивов восприятия (как и примитивов действия) в условиях необходимости выработки нового варианта поведения в новых условиях почти всегда оказываются недостаточны и потому эволюционно сохраняется пластичность ассоциативных зон для компенсаторного формирования узкоспециализированных распознавателей.
Так, если в соответствующем критическом периоде формирования зрительных примитивов лишить восприятия вертикальных полос, то их прямых признаков не станет на всю жизнь, но не натыкаться на швабру в разных условиях особь научится (как научится и тот, кто обладает такими распознавателями, но в условиях темноты). И художник без детекторов вертикальных полос в первичной зоне, не получит в этом препятствий в достижении эффективности воздействия своих творческих работ потому, то наработка нужного ему вида воздействия происходит в зонах, намного более высокоуровневых и обойдется без прямого использования распознавания полос, что может придать только еще больше самобытности результатам творчества. Другому в детстве предъявляли огромную избыточность элементов зрительных образов и у него развились коллекции распознавателей, сделавшие первичную зрительную зону в разы больше, чем у других людей. Но чтобы добиться желаемой эффективности художественного воздействия с таким "преимуществом", ему требуется научиться передать то, что другие люди воспринять не способны, что, конечно, так же придаст самобытность, но уже непонятную другим, по сравнению с самобытностью, используемую только понимаемое. Ни в коем мере его раздутые первичные зоны не дадут ему преимущества в сравнении с первым художником, а только породят ему проблемы взаимопонимания, хотя в развитии навыков для внутреннего использования они пригодятся. В природе не зря критические периоды развития первичных зон ограничены по времени, и все, что не реализовалось в связях, массово отмирает за невостребованностью: ведь новые примитивы уже никак не смогут участвоваь в работе ранее их сформированных распознавателей более высокоуровневых зон, легче создать новую особь.
Это был так же очень важный для понимания фрагмент, напоминающая принцип реализации наследуемых предопределенностей, где геном - жестко определенная программа экспрессии генов в зависимости от окружающих условий развития. Недопонимающие этот принцип склонны думать, что "инстинкты" и другие особенности психики зашиты в геноме, хотя ясно, что нет в нем возможности кодировать столь сложные функции просто по количеству единиц информации. Однако, люди начинают доказывать, что раз есть явно послеродовые реакции, то они были уже в геноме. Простая, но точная аналогия позволяет показать этот основополагающий принцип: капля, падая на наклонную поверхность, всегда оставляет след в сторону наклона, но сказать, что эта вытянутость заложена в капле - некорректно. Так же и все более поздние формирования в нейросети, в критических периодах их развития, зависят от текущих условий, готовя оптимум соответствия к ним поведения, ну а само поведение нарабатывается уже в несоизмеримо более сложной отдаленности.
Все это настолько непросто для понимания, что путает даже
специализирующихся на нейрофизиологии. Например, в
вопрос журналиста: Сергей Вячеславович, вы утверждаете, что способности развить невозможно?
Мы можем только использовать уже имеющиеся особенности мозга.
Тут недоумение вызывает уже утверждение фатальной определенности от рождения, в то время как развить первичные зоны очень даже возможно в любой желаемой специфике - в соответствующие критические периоды развития.
Для того чтобы человек был гением, цепочка способностей должна выпасть сразу, целиком. Изменить ничего нельзя.
Как это возможно при рождении, совершенно не понятно потому, что еще вообще не созрели и даже не сформировались многие первичные зоны, не говоря о более подзних и тех, каторые в самом деле определяют эффективность адаптивных навыков. Никаких таких "целых цепочек" в мозгу нигде не возникает.
если мозг структурно предрасположен к некой форме деятельности, то он с удовольствием будет этим заниматься.
Как можно говорить о структурной предрасположенности того, что вызывает интерес до того, как эти структуры развились в текущих условиях вместе с личным отношением к этому?..
Если у одного человека центры управления речевым аппаратом в мозге в 2,5 раза больше, чем у другого, то и шансы стать хорошим оратором у него выше.
Здесь путаются причины и следствия: развитость речевого аппарата уже предполагает формирование навыков в ораторстве.
можно по сходству структур мозга сразу определять профессию, подбирать гармоничные супружеские пары.
Это уже - настолько явная профанация, непонимание сути формирования адаптивной функциональности, что приводится просто как пример некомпетентности того, кто позиционирует себя специалистом в этой области.
В книге Индивидуальные и групповые различия в поведении:
Компенсация реальных или
умозрительных недостатков также была предложена в качестве универсального ключа
ко всем достижениям гениев (83). Лучшая иллюстрация — это примеры великих
ораторов, которые, подобно Демосфену, развили свой талант с целью
компенсировать привычное заикание или другой подобный дефект речи. Также
существует предположение, что Бетховен создал лучшие свои произведения после
того, как у него начались серьезные проблемы со слухом, а сам дефект слуха у
него, возможно, был еще в раннем возрасте. И будто бы по этой причине его интересы
были связаны со слуховыми переживаниями с самых ранних лет, когда он начал
интенсивно заниматься музыкой, а в результате добился выдающихся результатов в
музыке (83, с. 119).
...Теории качественного превосходства. В соответствии с этой доктриной
гениальный человек представляет собой отдельный вид людей, отличающийся от
всего остального человечества своими способностями. Такие взгляды отличаются от
патологической и психоаналитической теорий тем, что они безоговорочно признают
гениального человека более развитым, чем обычные люди. В этой концепции нет места
каким бы то ни было недостаткам. Достижения гениев в соответствии с этой
теорией являются результатом процесса или состояния, которое совершенно
недоступно обыкновенным людям. ...Теория качественных различий вызывает
симпатии общественности. Достоинства гениальных людей, которых народ
провозгласил таковыми, настолько отличаются от всех остальных, что создается
впечатление их принадлежности к какому-то другому виду. Однако тщательный
анализ дарований человека не выявляет наличия каких бы то ни было принципиально
новых процессов.
...Кого считать гением — человека, проявляющего абсолютное интеллектуальное превосходство, или того, кто обладает талантом в некой конкретной области?... Лишь немногие могут похвастаться своим превосходством по значительному количеству качеств, а посему выглядеть так, будто бы они гениальны во всем без исключения — в качестве классического примера вспомним в этой связи Леонардо да Винчи. Некоторые проявляют превосходство в нескольких областях деятельности, а другие могут обладать единственным талантом, выраженным достаточно ярко для того, чтобы попасть в разряд гениев.
...тот факт, что большинство
одаренных детей, равно как и большинство выдающихся людей, происходят из семей
высокого социоэкономического статуса, чьи родители получили относительно
хорошее образование, должен быть признан возможным причинным фактором, как
оказывающим влияние на их интеллектуальное развитие, так и предопределяющим их
социальное, эмоциональное и физическое превосходство.
Понимание механизмов творчества позволяет однозначно ответить на все подобные
вопросы о нем.
Существует огромное количество материалов фактических наблюдений и статистики (легко делать выборки по запросам поисковиков), в педагогике, в эмпирической психологии, в социологии по вопросам о том, что может является причиной проявления гениальности в деятельности людей, что могло оказать соответствующее влияние на развитие эффективности их творчества. Такая подборка есть и на этом сайте: Творчество и вдохновение. Общие выводы этих исследований:
1. Одаренность зависит более всего от методов воспитания.
2. Одаренность не зависит от материального благополучия
3. Одаренность не зависит от генов
4. В отличие от предрасположенностей к тем или иным способностям и их проявлений, социально востребованный продукт гениального творчества всегда предполагает предшествующую очень большую творческую работу, что, собственно, и выделяет этот продукт среди других подобных.
Говоря об условиях, необходимых для развития и проявления гениальности, в статье Интеллект: определение, развитие и деградация:
Состояние гениальности обладает вполне определенными особенностями в организации психики и физиологии настолько, что без подспудной и не малой работы не будет и гениальных озарений.
1. Без достаточной энергетики (гемодинамика вентиляция легких, оптимальный метаболизм и т.п. (даже высказывались догадки, что типажи с большими носами в этом плане имеют преимущество) организм просто не получит условий для полного раскрытия творческих навыков.
2. Какая бы хорошая энергетика ни была, а без постоянно мотивирующей доминанты [9] нерешенной, но очень важной для данного индивида задачи он просто не будет делать должных шевелений ушами, чтобы находит решение.
Сочетание первого и второго эффективно обеспечивает неудовлетворенность существующим, требующим волевого усилия для изменения стереотипной ситуации [241], и накопление всех промежуточных навыков понимания ситуации для того самого эвристического откровения, которое не бывает у тех, кто просто так лежал на диване.
Дополнительно:
Источники сотворения или А не роботы ли мы?
Неудовлетворенность существующим
Математическое творчество Анри Пуанкаре
Восприятие художественного творчества
Методы технического творчества
Психофизиологические аспекты изучения творчества
Развитие творческих способностей в онтогенезе
Музыкальное и литературное творчество обремененных интеллектом современников
Эстетика и психология художественного творчества
Творчество Сергея Вячеславовича Савельева
Статьи по психическим явлениям:
| ||||||||||||