Пока не нарушено сознание, все наиболее новое и важное привлекает внимание. Но только для нас - новое и для нас - важное. Хотя механизм определения нового и значимого у всех высших животных одинаков, но он использует прежний личный опыт и поэтому для каждого из них новое и значимое – свое, неповторимое.
Если мы сидим на трибунах стадиона, то взгляд прикован к острым моментам борьбы за мяч. Мы не замечаем в этот момент ни рева пролетающего самолета, не выкрики соседей, и лишь сигнал мобильника, возможно, способен заставить отвлечься в эти секунды. Для нас очень важен результат этой борьбы, мы ужасно желаем знать, чем она закончится - в чем проявляется наша воля.
Можно понаблюдать за собой: на что именно переключается внимание в следующий раз. И всегда это окажется наиболее важное-новое для нас на данный момент среди всего остального. Еще один момент: определение нового и значимого зависит от эмоционального состояния (контекста поведения или стиля поведения).
Находясь в каком-то эмоциональном состоянии, мы придаем определенное значение всему нам известному, в зависимости от этого состояния. В состоянии ярости, злобы, страха, мы не замечаем как красив цветок, вообще не обращаем на него внимание, но любое резкое движение вокруг приковывает настороженное внимание.
В состоянии же наполненности поэтическим романтизмом, мы замечаем все, что созвучно ему. Когда голоден или очень хочется пить, важным становится совершенно не то, что важно в состоянии сытости и после утоления жажды. Это то, что позволяет наилучшим образом оказываться готовым к разным условиям, для каждого их которых независимо формируется свой стиль восприятия-поведения, свой жизненный опыт оценки удач и неудач. Сейчас мы попробуем понять принцип того самого главного, что характеризует высших животных и человека, что позволяет им приспосабливать свое поведение к новым условиям, какими бы неожиданными они не оказались, если только это вообще позволяют физические возможности организма. Это – принцип адаптивного поведения, реализуемый с помощью сознания. В этом принципе основой являются механизмы произвольного (осознанного) переключения внимания.
Если существо переводит взгляд на что-то привлекшее его, поворачивается в ту сторону, то это – следствие того, что, во-первых, ему еще не совсем понятна возникшая ситуация и поэтому требует этого внимания (имеет некоторую новизну, требующую осмысления), во-вторых, он уже понял, что это может быть для него чем-то важным, что-то определенное означать для него лично (чаще всего важно для успешности выполнения текущего намерения).
Эта совокупность значимости и новизны превышает все другое для него в данный момент обращения внимания. Тот же самый раздражитель (звук, запах, движение) у другого существа может вызвать совершенно иную реакцию, от полного игнорирования до максимального внимания. Поэтому нужно сразу осознать ( :) ), что значимость любого элемента восприятия – очень индивидуальна. Мало того, даже для одного индивида она разная в разных условиях и в разное время его жизни. Оценка значимости или распознавание значимости формируется и уточняется постепенно точно так же как и умение распознавать вообще что-либо в жизни.
.. Все то, что не ново, не привлекает внимания. В таких абсолютно знакомых условиях поведение бессознательно автоматично, не требует осознаваемого перевода внимания, не требует волевого усилия. Так, мы кушаем, практически не замечая отдельных своих движений, хотя в каждой ситуации приема пищи есть что-то в несколько новое и важное для обеспечения всего процесса, и мы в целом осознаем сам процесс в его отдельных моментах, но вовсе не каждое из хорошо отработанных движений. адаптироваться оказывается необходимо только к чему-то новому и среди всего выбирать наиболее важное.
Когда это определено и внимание переключилось, воспринятое новое оценивается – насколько удачно или неудачно вам удалось учесть его в поведении, и этот результат оценки корректирует поведения в следующий раз в подобной ситуации. Для этого мы должны уметь очень хорошо оценивать (распознавать), что для нас хорошо, а что - плохо.
Поэтому внимание обладает свойством не просто определять значимость, а различает эту значимость (или то, что означает для него лично воспринятое) как желательную или нежелательную. Если желательное - поведение настраивается на принятие этого, если нежелательное – на избегание. Это – механизм направленности поведения, мотивации.
С рождением, выделение из всех текущих активных впечатлений восприятия самого важного-нового происходит поначалу в форме самой основной оценки текущего состояния: хорошо или плохо, и уже в ней – выделения более специфичной оценки стиля возможного реагирования в данных условиях – положительных и отрицательных эмоций.
В конечном счете, при общем стиле реагирования выбирается еще более специфичный контекст поведения, наиболее подходящий для особенностей текущих условий, вплоть до того, что конкретный воспринятый признак, известный как требующий немедленной реакции, вызовет вполне определенное ответное действие. У высших животных поведение всегда определяется текущим эмоциональным контекстом (не бывает состояния "без эмоций", это – тоже такая эмоция :) ), и переключение в наиболее подходящий к текущим условиям – результат жизненного опыта распознавания оценки значимости.
Связь воспринимаемого с поведением или уточнение уже имеющейся такой связи нужна только в моменты восприятия нового (для старого, прошлого опыта она уже установлена, и уверенность отклика ее распознавателей приводит к непосредственной реакции). Механизм распознавания нового не сложен, и это всегда сопутствует любому восприятию.
Если воздействует какой-то внешний воспринятый сигнал, но он еще в данных условиях не распознается во что-то совершенно определенное (есть сигнал, но нет отклика распознавателя, который должен был бы сформироваться при восприятии этого сигнала в данных условиях), то это – сигнал новизны. Старое же непосредственно запускает программы действия в данных условиях за счет того, что эти программы уже оказываются однозначно ассоциированы с определенными пусковыми стимулами в этих условиях.
Так постепенно организуются сложные движения, состоящие из отдельных элементарных фаз, вплоть до отдельных мышечных усилий. При последовательном и осознанном уточнении элементарного действия так, чтобы оно приводило к удовлетворительной оценке, а не отрицательной, постепенно формирует автоматически выполняемую последовательность сложного движения.
Для каждой следующей фазы движения, или программы действия пусковым стимулом является успешное завершение предыдущей и воспринимаемый отклик внешних признаков, которые разрешают продолжение действия или же если эти признаки (условия) изменились настолько, что приводят к новому – выход на осознавание.
.. Регулировка внимания осуществляется за счет того, что только что-то одно, самое значимое-новое среди всего активного в восприятии становится доступно той центральной активности мозга, которая имеет доступ к любой из существующих программ уже наработанных действий (таких как походка, еда, ориентировочные движения, любые другие моторные навыки) и даже к отдельным элементарным мышечным усилиям.
Но все эти программы пока не активны. Выполняться начнет та из них, которая в текущем контексте стиля поведения окажется наиболее связанной с раздражителем, имеющим значение "Это наиболее подходящий момент для действия". Например, на тормоз мы жмем, подъехав к красному светофору, хотя готовы это сделать и раньше.
Такая связь отрабатывается жизненным опытом: если опоздать или поспешить – получишь результат отрицательной значимости с блокировкой такой реакции, и только если среагировать вовремя, при определенном сочетании признаков пускового стимула, то оценка результата будет положительной с закреплением этой реакции для данных условий.
Точно так же и единственный канал внимания из всех доступных центральной регуляторной активности (сознанию) выбирается как следствие оценок предыдущего опыта: удачи или неудачи в случае того или иного выбора канала восприятия в данных условиях. Дети немало времени учатся этому. То есть регулировка внимания, выбор канала восприятия - по-сути ничем не отличается от выбора канала к конкретной программе действия, только направлена на оптимальное выделение наиболее значимого в данный момент для связи его с возможным вариантом поведения. Такое поддающиеся управлению (осознанию значимости) внутримозговое действие по перераспределению активностей может и не сопровождаться изменением ориентации органов восприятия или другим мышечным действием, т.е. выполнять полностью внутренние задачи - мыслить.
... Осознавание выполняет главную задачу: связывание нового в восприятии с оценкой значимости так, чтобы можно было подобрать наиболее желаемый вариант выхода из текущей ситуации (запретом того, что приводит к нежелательному и активированием того, что приводит к желательному). Жизненным опытом развивается навык приспособления к новому, исследованию, выбора подходящего поведения в виде опять же распознавателей ситуации "необходимости исследования" с выработкой наиболее эффективных исследовательских действий. Это и реализовано в виде главной управляющей активности, основу которой составляют распознаватели значимости и которая имеет возможность выбирать наиболее актуальные (новизна-значимость) каналы восприятия, и каналы действия на основе отклика о ранее пережитых аналогичных ситуациях (опережающее возбуждение - прогноз). ...
...подавляющая часть привычных действий проходит без участия сознания, и лишь отдельные моменты некоторой новизны происходящего привлекают внимание на важных моментах (внимание переключается на максимум произведения новизны на значимость), позволяя скорректировать движение, если это необходимо или вообще заменить выполнение ранее задуманного на иное действие.
Легко можно понаблюдать за собственными привычными движениями (умывание, приготовление еды, сама еда и т.п.), что только отдельные моменты отслеживаются вниманием, а все делается машинально, не мешая собственным самонаблюдениям и осмысленной корректировке поведения. Поэтому множество мышечных движений могут выполняться параллельно, не осознаваясь, но только одно из них способно мысленно наблюдаться, осознаваться, оказываясь ассоциированным с областью активности распознавателей значимости, главное назначение которых – определять какой вид связи, тормозной или активирующий, нужно образовывать для нового в восприятии, связывая его с действием или блокируя действие. [color=0000FF]Сознание отрабатывает реакцию по исследовательской творческой методике до неосознаваемого автоматизма. (nan)[/color]