Вегетативная нервная система регулирует работу сердца, желез и гладкой мускулатуры без активного участия нашего сознания, и традиционно считалось, что возможности сознательной регуляции многих физиологических систем организма весьма ограничены. Именно поэтому вегетативную нервную систему переименовали в автономную. Только в результате многолетней практики некоторым индийским йогам удавалось замедлять ритм сердца, управлять тонусом периферических кровеносных сосудов или влиять на биоритмы мозга [29]. До недавнего времени считалось, что человек может произвольно управлять только скелетной мускулатурой, а гладкие мышцы и железы регулируются вегетативной нервной системой, не подчиняющейся контролю сознания. Сердце, кровеносные сосуды, желудок, почки — все эти органы работают по определенным программам, сознательное воздействие на которые практически невозможно. Правда, с помощью формул самовнушения, применяемых в процессе занятий аутогенной тренировкой, некоторые занимающиеся обучались влиять на отдельные физиологические процессы, однако контроль над этими процедурами осуществлялся на субъективном уровне и не давал возможности реально оценивать характер и интенсивность происходящих изменений.
Однако эксперименты последних десятилетий с созданием обратной связи и изучение практики восточных мистиков с их древней религиоз ной традицией тренировки тела позволяют предполагать, что и так называемые «непроизвольные» процессы можно поставить под контроль воли. Под биологической обратной связью (БОС, «biofeedback») понимают такие методы саморегуляции вегетативных функций человека, которые позволяют непосредственно наблюдать за собственными физиологическими показателями и сознательно влиять на них.
Дж. Хесет писал:
«Психологи обычно различали два таких типа — павловские классические условные рефлексы и скиннеровское инструментальное научение. Было широко распространено мнение, что инструментальными могут быть только поведенческие реакции, контролируемые ЦНС, тогда как вегетативные реакции могут становиться условными рефлексами только классического тина. Н. Миллер поколебал эту точку зрения, показав, что у парализованной крысы можно вырабатывать инструментальные вегетативные реакции. Он горячо выступил против «возмутительной дихотомии», противопоставляющей друг другу центральные и вегетативные функции, и проследил ее истоки вплоть до «Диалогов» Платоиа. Мысль о единстве механизма научения не была новой, однако именно Н. Миллер и его ученики впервые наблюдали подлинные инструментальные реакции вегетативной нервной системы» [29, с. 177].
Серьезный прорыв в освоении этого метода начался после создания современных компьютерных технологий, позволяющих пациенту реально увидеть то, что прежде увидеть было невозможно — показатели сердечного ритма, электрической активнисти мозга или кожно-гальванической реакции. Оказалось, что если человеку предъявить эти параметры на экране компьютера и обучить его некоторым приемам саморегуляции, то он сможет сознательно влиять на прежде непроизвольные процессы своего организма, снимая стрессы, улучшая состояние сердечно-сосудистой системы, восстанавливая поврежденные мышпы или преодолевая алкогольную зависимость. Принцип работы биологической обратной связи показан в рис. 8.7.
К настоящему времени имеются убедительные доказательства высокой эффективности метода БОС при снижении уровня стресса и лечении таких заболеваний, как гипертоническая болезнь, синдром Рейно, мигрень, алкоголизм и наркомания. При этом самым важным достоинством метода биологического самоуправления является то, что в нем пациент из пассивного объекта врачебного вмешательства превращается в активный субъект, который сам определяет уровень своего физиологического состоянии и свое выздоровление [24].
Задания и вопросы для проверки усвоения знаний
а) симпатическая;
б) парасимпатическая:
в) метасимпатическая;
г) соматическая.
а) превертебральные;
б) паравертебральные;
в) интрамуральные;
г) любые из вышеназванных.
а) периферическому;
б) промежуточному;
в) центральному;
г) высшему.
а) обеспечить более интенсивную работу сердца;
б) уменьшить доступ крови к органам, деятельность которых не нужна для физической работы;
в) накопить резервные запасы питательных веществ;
г) усилить легочную вентиляцию для большего поступления кислорода в организм.
а) замедление сердечного ритма;
б) расширение бронхов;
в) сужение зрачка;
г) расслабление сфинктера мочевого пузыря.
II. Выполните следующие задания и ответьте на вопросы.
Список тем для подготовки реферативных докладов