Любой наш когнитивный или двигательный навык по мере совершенствования претерпевает существенные изменения. Когда мы учимся печатать, играть на музыкальном инструменте, читать или играть в теннис, поначалу каждое движение и даже малейшее решение требуют нашего внимания и усилий, мы действуем медленно и в любой момент можем ошибиться. Но постепенно длинные последовательности движений или познавательных актов перестают требовать внимания, и действия начинают выполняться быстро и точно.
...Обычно автоматические процессы формируются, когда человек обрабатывает стимулы одним и тем же способом на протяжении множества проб. Например, когда мы сотню раз подряд набираем определенный телефонный номер, в конечном итоге этот процесс становится автоматическим: мы начинаем набирать данный номер быстро, без особых усилий, можем делать это одновременно с чем-то еще, а иногда даже набираем случайно (например, звоним кому-то и набираем совсем другой номер, начинающийся с тех же цифр).
...Контролируемая переработка характеризуется как медленная, обычно последовательная, требующая усилий, ограниченная по ресурсам и управляемая субъектом; обычно такой переработки требует новая, неповторяющаяся информация. Скорее всего, переработка будет контролируемой, если в каждой очередной пробе испытуемый должен давать новый ответ. ...В результате такой отработки формируются автоматические процессы, осуществляющие быструю, точную, параллельную обработку информации.
...Данный подход позволяет сделать несколько обобщений на основе литературы по вниманию. Во-первых, результаты, полученные с использованием одной и той же методики, могут существенно различаться в зависимости от того, задействованы ли в решении задачи преимущественно контролируемые или автоматические процессы. Во-вторых, если испытуемые проходят существенную тренировку в выполнении заданий одного типа, успешность решения ими задачи будет изменяться по мере становления автоматических процессов. Подобного рода тренировка будет происходить в условиях постоянного картирования: иными словами, когда на протяжении ряда тренировочных проб испытуемый дает один и тот же ответ при каждой встрече со стимулом. Если же стимулы и ответы в наборе проб соответствуют условиям переменного картирования, то есть от пробы к пробе ответ меняется, автоматические процессы не формируются, и успешность решения задач по мере прохождения ряда проб практически не меняется. Именно такие результаты были получены в работах Шнайдера и Шиффрина (1977b) и Шиффрина и Шнайдера (1977). В-третьих, по мере того, как решение задачи автоматизируется, человеку становится все сложнее управлять текущими процессами переработки информации и видоизменять их. В-четвертых, поскольку контролируемые процессы подвержены ресурсным ограничением, любое снижение количества доступных ресурсов (например, связанное с приемом лекарств, усталостью, мотивацией, повышением загрузки) должно в большей степени причинять ущерб контролируемым процессам, чем автоматическим. В-пятых, определенные формы модификации следов памяти представляют собой функцию преимущественно контролируемых процессов. Для автоматических процессов есть шансы вообще не получить доказательств того, что память о них сохранилась и может быть извлечена.
....Важно рассмотреть потенциальные функции автоматических и контролируемых процессов. Мы полагаем, что контролируемая переработка выполняет по меньшей мере следующие функции. Во-первых, контролируемые процессы играют важную роль в формировании новых автоматических процессов. Например, сохранение информации в долговременной памяти, судя по всему, происходит прежде всего благодаря контролируемой переработке (Underwood, 1976; Schneider & Fisk, 1984). Во-вторых, контролируемая переработка обеспечивает решение задач, для выполнения которых автоматических процессов недостаточно. Это новые задачи и задачи с переменными требованиями (например, меняющимися со временем). К их числу относятся задачи порогового обнаружения (в которых стимулы порой неоднозначны) и задачи на тонкую моторику на ранних этапах выработки навыка. В-третьих, контролируемые процессы используются для поддержания активации единиц в памяти. Автоматический процесс за пределами внимания быстро угасает. Например, если в ухо, на которое испытуемый не обращает внимания, подавать цифры, они могут автоматически активировать соответствующие им единицы в системе памяти, однако больше 3 секунд активация не продержится (Glucksberg & Cowen, 1970). [...] В-четвертых, контролируемые процессы осуществляют [...] запуск автоматических. [...] В-пятых, контролируемые процессы могут блокировать или видоизменять текущие автоматические процессы. [...] Отметим, однако, что контроль автоматических процессов может быть весьма затруднителен (как, например, в задаче Струпа).
У автоматической переработки информации можно выделить следующие функции. Во-первых, она задействована в осуществлении привычного поведения. Во-вторых, автоматические процессы могут прерывать текущую контролируемую переработку и в принудительном порядке перенаправлять внимание и ресурсы системы переработки информации. В-третьих, они преднастраивают систему памяти в отношении вновь поступающей информации.
Трудно найти задачу, в решении которой были бы задействованы только автоматические или только контролируемые процессы. В целом оба типа процессов используют одну и ту же память и постоянно взаимодействуют. Автоматический процесс может запустить контролируемую переработку, например, посредством ориентировочной реакции, а контролируемая переработка может, в свою очередь, активировать автоматический процесс. [...]
Непрерывное взаимодействие контролируемых и автоматических процессов затрудняет всякую попытку дать последним операциональное определение. Точно так же, как мы полагаем, что вся наша память—совместный продукт процессов извлечения информации из КП и ДП, нам видится, что все наше поведение — совместный итог автоматической и контролируемой переработки информации. [...]
Взаимодействие автоматических и контролируемых процессов позволяет системе с ограниченными ресурсами решать очень сложные задачи. Мы полагаем, что контролируемая переработка информации модифицирует память и ведет к формированию процессов автоматической переработки. В этом смысле система контролируемой переработки оказывается чем-то вроде «мостика» для автоматических процессов (Schneider & Shiffrin, 1977а). Коль скоро стимулы могут согласованно вызывать заданную реакцию, нет необходимости тратить какие бы то ни было ресурсы контролируемой переработки. Автоматические процессы могут разворачиваться каскадно, обеспечивая осуществление сложнейшей обработки информации. Фиск и Шнайдер (1983) показали, что испытуемые способны относить слова к категориям более высокого уровня без дополнительной нагрузки на рабочую память, из чего следует, что извлечение признаков, кодирование слов и семантическая категоризация не требуют ресурсов контролируемой переработки.
Контролируемые процессы могут обеспечить гибкий контроль обычно негибкого автоматического поведения. В множестве видов деятельности оказывается необходимо начать действовать неожиданным или новым способом. Теннисист, меняющий стратегию игры, не изменяет отработанного способа приема мяча, но делает выбор между наборами автоматических реакций. Выбор может быть осуществлен посредством изменения внутренних стимулов, служащих в качестве пусковых для данного типа автоматического поведения (наряду с внешними стимулами). Таким образом, возможно быстрое переключение между классами автоматических процессов, в то время как сами по себе автоматические поведенческие акты не меняются.