ДОВЕРИЕ (англ. trust) — согласно «Энц. словарю» Брокгауза и Эфрона, Д. — это «психическое состояние, в силу которого мы полагаемся на к.-л. мнение, кажущееся нам авторитетным, и потому отказываемся от самостоятельного исследования вопроса, могущего быть нами исследованным. Итак, Д. отличается как от веры, так равно и от уверенности. Вера превышает силу внешних фактических и формально логических доказательств. Д. же касается вопросов, находящихся в компетенции человеческого познания; доверяется тот, кто не хочет или не может решить или сделать чего-либо сам, полагаясь или на общепринятое мнение, или на авторитетное лицо. Уверенность есть сознание собственной силы и состоит в Д. к истинности своего знания или правоте своего дела; Д., напротив, проистекает из сознания слабости, неуверенности в себе, признания авторитета». (См. также Уверенность в себе.)
Г. Г. Шпет дал самую общую характеристику веры. Вера состоит не в чем ином, как в принятии возможности за действительность. Вере всегда противостоит сомнение вообще или всеобщая возможность сомнения — скептицизм. И вера и скептицизм подлежат не опровержению, а изображению. Шпет замечает, что мы имеем дело с одной палкой: хватишься за веру, на др. конце — скептицизм, хватишься за скептицизм, на др. конце — непременно вера. В отличие от принципиального скептицизма или от сомнения, возведенного в принцип, есть вполне здравое сомнение — как субъективное переживание, означающее минимальную степень уверенности. Такое сомнение сопровождает не все, а только некоторые суждения.
В «Сов. энц. словаре» слово «Д.» вообще отсутствует. Составители решили не смущать доверчивость пользователей. В «Словаре по этике» понятию «Д.» нашлось место. Ему дается социологическая характеристика в связи «с практикой взаимного обмана, воровства, мошенничества» в классовом обществе. Представитель этого общества Ф. Фукуяма в 1996 г. опубликовал книгу «Д. Социальные добродетели и созидание благосостояния», где Д. выступает в качестве фундамента и добродетели и благосостояния и характеризуется как возникающее в рамках определенного сообщества ожидание того, что его члены будут вести себя нормально и честно, проявляя готовность к взаимопомощи в соответствии с общепринятыми нормами, культурными традициями, обычаями, общими этическими ценностями. Подобное поведение более эффективно, чем поведение, основанное на рациональном расчете и формальных правилах, которые нужно постоянно вырабатывать, согласовывать, отстаивать в суде, а потом обеспечивать их соблюдение, в т. ч. и с помощью мер принуждения. Т. о., преобладание недоверия в обществе равносильно введению дополнительного налога на все формы экономической деятельности, от которого избавлены общества с высоким уровнем Д.
Д., как психическое состояние (чувство), преходяще. Завоевать, внушить Д. трудно, а лишиться его можно в одночасье, мгновенно. Это известно испокон веку. В «Афоризмах житейской мудрости» А. Шопенгауэра находим: «Кто нарушил раз Д. — теряет его навсегда; что бы он ни делал и чем бы он ни был — горькие плоды этой потери не заставят себя ждать». С. Московичи считает, что подчинение в конце концов тождественно Д. Он напоминает, что «зерно сомнения у миллионов людей приводит к свержению даже самого могущественного тирана. Постоянное насилие порождает апатию, безразличие и враждебность».
Конечно, нелегко самому отдаться на веру, на совесть, вверить кому-то себя, свои тайны, свои дела, положиться на кого-то вполне (это мотивы из словаря В. Даля). Не будем спорить с «Брокгаузом», является ли источником Д. сознание слабости или силы. Справедливо и то и другое. Источником Д. может быть любовь, согласие по поводу верований и ценностей, даже излишняя самоуверенность. А условием его сохранения — постоянство.
Этимологически «питать Д.» (в лат. языке — credo) означает «сердце даю» или «сердце кладу», т. е. Д. принадлежит к числу важнейших психических состояний человека. Оно возникает в «круговороте общения» между людьми, т. е. не является врожденным. Говорить с кем-то — это уже означает ту или иную степень Д. или возможность родиться Д. Фундаментальность чувства Д. подчеркивается лингвистами еще и тем, что понятие «верить» в некоторых языках имело первоначальное значение «выбирать». Мало верить, нужно еще сделать правильный выбор: кому Д., кому — нет, что связано со смысловыми оттенками ценности, надежности, содержащимися во внутренней форме слов «вера», «Д.». Едва ли следует говорить, что чем выше Д., тем больнее разочарование. Очень труден выбор объекта Д. В нем. «Настольном словаре по социологии» (1931) Ф. Тённис пишет: «К Д. или недоверию ведет не только собственный, но и чужой опыт, т. е. авторитет, репутация личности как заслуживающей Д. или сомнительной, общение с которой требует осторожности. Но, с др. стороны, Д. в значительной степени овеществляется самим общением, так что часто речь идет вовсе не о личности, а ее «состоянии», принимаемом в расчет на том основании, что-де собственные интересы делового человека, который в личностном отношении м. б. и не достоин большого Д., заставляют его платить по долгам, пока он в состоянии это делать: способность заслуживать Д. исчезает, становясь кредитоспособностью. <...> Так, Д. к личностным качествам смешивают с Д. к кредитоспособности личности или фирмы. Многим людям мы безотчетно доверяем, исходя из самого поверхностного знания о них, будучи толком незнакомы, ничего о них не зная, кроме того, что они находятся в данном месте и занимают данный пост — все это тоже овеществленное Д. Если личное Д. всегда существенно обусловлено личностью доверяющего — его умом и в особенности знанием людей, т. е. опытом, на котором это знание основано, так что в общем человек простодушный и неопытный легковерен, ибо склонен к доверчивости, умный же и опытный верит с трудом, ибо склонен к сомнению, — то это различие почти полностью стирается при овеществленном Д. Мы не знаем машиниста поезда, на котором едем, капитана и штурмана корабля, на котором плывем, в большинстве случаев мы не знаем врача, с которым не только консультируемся, но которому доверяем наше тело и жизнь при хирургическом вмешательстве».
Чувство Д., как и многое др. в психике человека, появляется очень рано, в том нежном детском возрасте, о котором человек ничего не помнит. Столь раннее появление многого, что впоследствии накладывает печать на всю нашу жизнь, нередко производит впечатление генетической предопределенности. Амер. психолог и психотерапевт Э. Эриксон рассматривал чувство глубокого (базисного) Д. в качестве фундаментальной психологической предпосылки всей жизни. Это чувство формируется на основании опыта 1-го г. жизни ребенка и превращается в установку, определяющую его отношение к себе и к миру. Под «Д.» Эриксон подразумевал Д. к себе самому и чувство неизменной расположенности к себе др. людей. Чувство глубокого Д. к себе, к людям, к миру — это краеугольный камень здоровой личности. У взрослых резкое снижение глубокого Д. и превалирование глубокого недоверия проявляется в форме выраженного отчуждения, характеризующего индивидов, которые уходят в себя, если оказываются не в ладах с др. людьми или с самими собой. Такой уход наиболее ярко демонстрируют индивиды, у которых наблюдается регресс к психологическому состоянию, когда они полностью закрываются, отказываясь от еды, удобств, забывая все свои дружеские привязанности. Главная трудность психотерапевта в работе с такими людьми состоит в том, что он должен сначала «достучаться» до них и убедить, что они могут доверять нам, что мы доверяем им, и они могут доверять сами себе.
Итак Д., в огромной своей части относится к эмоциональной, т. е. плохо рационализируемой сфере психики. Оно способно порождать многие др. чувства (от любви до ненависти), состояния (от комфорта до стресса и фрустрации), социальные установки (от приятия до отторжения). Д. по отношению к личности играет формообразующую роль. Потеряв Д. в глазах окружающих, теряешь лицо. Вернув Д., получаешь только шанс — не гарантию — его восстановить полностью. Поэтому психологическая культура Д. теснейшим образом связана с культурой личности и межличностных отношений. Одним из главных критериев личности (наряду с ее свободой) являются флюиды исходящего от нее Д. Д. в каком-то смысле можно считать синонимом личности. (В. П. Зинченко.)
Вера (в психологии) [лат. veritas - истина, verus - истинный] - 1) особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком, его разумом и душой, фактов внутреннего и внешнего существования живого, истинного откровения; фиксируясь в идеях и образах, эти факторы могут стимулировать и направлять последующие деяния человека; 2) "признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Это не значит, что истины В. не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила В. зависит от особого самостоятельного психологического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями" (Вл. Соловьев). В. и неверие являлись предметом исследования многих поколений теологов, философов, а в последнее время и психологов. Поскольку человек постоянно сталкивается с разнообразными ситуациями, требующими от него принятия решения, а полной информацией он, как правило, не располагает, то это вынуждает его либо верить (доверять и вверяться) кому-либо или чему-либо, либо сомневаться, не верить, отвергать предложенное или случившееся. Принято связывать понятие В. преимущественно с понятием В. религиозной, а все остальные варианты его использования называть В. светской. В философской литературе последнего времени выделяется еще понятие В. духовной, частично пересекающееся с В. религиозной. Содержательно понятие В. двойственно (дуалистично), поскольку, с одной стороны, отражает трактовку разума (трезвого, сомневающегося рассудка), а с другой - трактовку некоторых религиозных систем (например, христианства), в которых В. выступает центральной мировоззренческой аксиомой. С религиозных позиций В. есть следствие непосредственно чувствуемого, переживаемого и осознаваемого разумом человека живого и истинного откровения. Такая В. не подвержена сомнениям, не требует доказательств и обнаруживает себя как созерцание факта невидимого, проявленного в факте видимом (А. Хомяков). Объекты В. (разнообразные представления, факты, явления природной, социальной и духовно-интеллектуальной действительности и т. п.) не даны субъекту чувственно (иначе они будут объектом знания), а предполагаются как вероятные, выступающие в форме возможности. Если возможность переходит в действительность, то В. переходит в уверенность (твердое знание, отсутствие сомнений). В качестве субъекта В. могут выступать отдельный индивид, социальная группа, общество, все человечество. При этом В., как особое состояние субъекта, отражает не только то конкретное, на что она направлена (предмет В.), но, главным образом, эмоциональное и ценностное отношение к нему, отражающее потребности и интересы этого субъекта.
Л.А. Карпенко
ВЕРА - признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Это не значит, что истины В. не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила В. зависит от особого самостоятельного психического акта (В. С. Соловьев). По мысли Соловьева, если В. утверждает более того, что содержится в данных чувственного опыта и выводах разумного мышления, то, значит, она имеет свой корень вне области теоретического познания и ясного сознания вообще. Основания В. лежат глубже знания и мышления, она по отношению к ним есть факт первоначальный, а потому и сильнее их. Она есть более или менее прямое или косвенное, простое или осложненное выражение в сознании досознательной связи субъекта с объектом. Чем проще и неизбежнее эта связь, тем сильнее соответствующая ей В.
Слово "В." употребляется в разных значениях. Оно может указывать или на душевный акт, - на то, как мы веруем; или на содержание этого акта, - на то, во что мы веруем; иногда даже на богословские формулы, в которые облекается это содержание, "символы В.".
Как отмечала православная просветительская литература начала 20 в., В. и знание исходят из столь различных родников нашего духа, что нередко построения, удовлетворяющие первую, являются решительным отказом от второго. Такова, например, знаменитая формула 4-го Вселенского Собора (451) о соотношении двух естеств во Христе: естества соединены неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно. Мыслимость отношения тут равна нулю, но зато эти негативные формулы закрывают двери для возражений. Таково же известное изложение Тертуллиана (см.): credo quia absurdum - верю, потому что невозможно (абсурдно). В. обнимает не то, что еще не познано, а то, что в принципе непознаваемо. Ее область с развитием науки только вводится в должные границы, но не упраздняется. Знание не может быть для нее угрозой. Однако и В. должна отказаться от захвата тех или иных областей знания: в противном случае неизбежна непрерывная война. Защитники В. должны тогда вместе с Ф. Г. Якоби величать рассудок "прирожденным богохульником", а представители знания - отводить В. место рядом с умопомрачением и суеверием. Конфликт, пережитый верой и знанием в 18 в., заставил И. Канта провести резкую границу между ними. Как отмечал И. Д. Андреев, понятие "В." в христианской религии имеет долгую и поучительную историю. В Танахе (см.), или Ветхом Завете (см.), богословского учения о В. нет, хотя указания на характер религиозных переживаний, покрываемых этим понятием, имеются. Авраам (см.) "поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность" (Быт 15:6), т. е. из того, что Авраам всецело положился на Бога, Бог усмотрел, что Авраам - преданный и благочестивый раб Его. В этом же смысле понятие "В." несколько раз встречается в Книге пророка Исаии (см. Йешаяѓу). Более глубокую и тонкую разработку содержания понятия "В." находим у евреев эпохи рассеяния. Это было естественно: если в Палестине национально замкнутое иудейство знало только Закон и обетования, то на чужбине, в постоянном взаимодействии с языческой средой, оно неизбежно должно было перерабатывать многие пункты своей религии и продвигать решение многих проблем. В частности, проблемой В. много занимается Филон Александрийский (см.), очень часто в своих сочинениях возвращаясь к толкованию Книги Бытия (см.; см. также Тора). В изречениях Христа слово "В." встречается нечасто. Иисус Христос (см.) признает В. необходимой для самой возможности оказания чудесной помощи (Мар 5:36; Лук 8:50; Мар 2:5; Матф 9:2 и Лук 5:20). Ученики, если хотят совершать чудеса, должны верить во всемогущество Божье, но если такая В. имеется, для них все возможно, даже невозможное (Мар 11:22-24; Матф 21:20-22; 17:20; Лук 17:6). Смерть Учителя поколебала В. учеников. Но переживания в связи с явлениями Восставшего быстро сделали эту В. пламенной и непоколебимой. Содержанием ее было убеждение, что Иисус есть Мессия (см.), что Он сидит одесную Отца и придет во славе для основания Своего царствия (Деян 2:36; Лук 24:26; Рим 1:4; Деян 17:31; 1 Фес 1:10; Матф 16:28). К благам этой В. ученики стараются приобщить своих соотечественников и приводят доказательства из Писания (Ис 53 и др.). Переход проповеди (см.) от иудеев в языческий мир сопровождается внесением новых признаков в содержание понятия "В.". Великим апостолом В. являлся Павел (см.). Центральный пункт его воззрений составляет убеждение, что спасение подается Богом (см.) как дар, как милость, добытая Христом. Получение спасения от Бога в качестве дара Павел называет "оправданием В.". Предъявлять счет Богу для Павла немыслимо, и в этом счете к оплате не может стоять В.; Бог только дает, человек только принимает - вне этих отношений истинной религиозной жизни, согласно Павлу, нет и быть не может (Рим 3:23-24; 5:17). Вообще учение Павла об оправдании одною В. есть только иная форма его воззрения о получении спасения даром. Эта форма всего лучше подчеркивала всеобщность спасения во Христе. Путь спасения открыт для иудеев и язычников одинаково (Рим 3:29-30). Вообще рядом с В. Павел постоянно ставит деятельную любовь (Гал 5:6; 1 Фес 3:6; Фил 5 и др.). Классические выражения Нового Завета (см.) о В. находятся в Послании к Евреям: "ВЕРА ЖЕ ЕСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОЖИДАЕМОГО И УВЕРЕННОСТЬ В НЕВИДИМОМ" (выделено нами. - Ред.). В. Нового и Ветхого Заветов одинакова, она есть акт послушания и проявляется в уповании на Бога, который "силен и из мертвых воскресить" (Евр 11:19). Одним из признаков, входящих в содержание понятия "В.", является также мысль о воздаянии. Своеобразным представляется учение о В. в Послании Иакова. Оно складывалось в противодействии воззрениям, которые опирались на взгляды Павла. Вопреки Павлу, который говорит, что только В. созидает спасение, автор Послания утверждает: В. одна оправдать не может; ее должны восполнять дела. Но из того, что он опирается на Книгу Бытия (15:6), так же как это делает и Павел, видно, что настоящие взгляды "апостола язычников" остались не затронутыми. Павел всегда требовал "В., действующей любовью" (Гал 5:6). В основании расхождения лежит различное понимание В. Ап. Иаков имеет в виду В., которая не сопровождается никакими делами; с его точки зрения, "и бесы веруют, и трепещут" (Иак 2:19).
В качестве важного компонента В. выступала также уверенность в "воссиянии благодати" и благости личной судьбы, препорученной Промыслу Божьему. Логическим следствием этой установки выступило оформление молитвы как канонического текста (в противоположность импровизации языческого обращения к божеству): следует не обращаться ко Всевышнему с конкретно сформулированными просьбами (проявлять недоверие, как бы подсказывая нужное благодеяние), но славить, положась на мудрость Провидения (см. исполнение в христианском богослужении в качестве молитвы текста Никео-Цареградского Символа В. - "Верую"). Уже в раннем христианстве формулируется тезис о "даром дарованной благодати" (Августин), в протестантизме сама В. понимается как внушенная Богом "тогда и там, когда и где богоугодно было Богу" (М. Лютер) и, более того, внушенная именно тому, кого Он изначально Сам, а не по заслугам избрал "ко спасению" (максимальное выражение презумпции доверия к Богу): В. даруется свыше, и к общению с Богом приходят только через "сокрушение сердца".
Согласно И. Д. Андрееву, на "реформационном" этапе истории христианства вопрос о В. подвергся энергичной разработке со времени появления лютеранства. Спор заставил обе стороны - и католиков, и протестантов - тщательно формулировать все, что стоит с ним в связи, в своих символических книгах и богословских трактатах. Главным предметом пререканий служило отношение В. и добрых дел. Католики допускали следующие утверждения, которые волновали протестантов и вызывали с их стороны острую формулировку вопроса об "оправдании В.". Согласно традиционным воззрениям, Бог дарует вечную жизнь за соответствующие усилия со стороны человека, действуя как "воздающий". Отношение между Богом и человеком мыслится в виде договора. Отсюда видная роль понятия "заслуги". Человек, рассчитывающий на блаженство за гробом, должен иметь дела, благодаря которым он заслуживает вечной жизни. Договор всегда обязывает обе стороны. Совместным действием собственных усилий и "благодати предваряющей" человек добивается "оправдания". Из грешников мы становимся "оправданными". "Оправдание" создает "праведность". Эта праведность должна возрастать в течение всей жизни. Приобретается это возрастание праведности добрыми делами, при содействии В. И вечную жизнь Бог дарует как воздаяние за добрые дела. Добрые дела - это те поступки, которые выполняют "заповеди Бога и Церкви". Именно этот пункт вызывал наиболее жесткую критику протестантов. В своих книгах они часто и настойчиво выдвигают мысль об "оправдании В." 6-й член Аугсбургского исповедания гласит: "Мы получаем прощение грехов и оправдание через веру во Христа. Кто верует во Христа, тот будет блажен и получит отпущение грехов, - не через дела, а только через веру, без заслуги". Большой катехизис говорит: "Десять Заповедей (см. - Ред.) не делают человека христианином... Только вера приносит полную благодать и делает нас благочестивыми и угодными Богу". Формула согласия цитирует слова Лютера: "Где упраздняется догмат об оправдании верою, там упраздняются Христос, жизнь и Церковь". Апология Аугсбургского исповедания прибавляет: "Вера, которая делает меня благочестивым и праведным пред Богом, есть не только то, что я знаю историю, как Христос родился, пострадал и т. д. (такое знание имеют и дьяволы), но является также уверенностью, что мне грехи прощены ради Христа". На вопрос о месте добрых дел рядом с В. отвечает подробно формула согласия: "Вера не спрашивает, нужно ли делать добро, но прежде, чем попросят, производит добрые дела и всегда находится в деятельности. И кто из верующих не совершает таких добрых дел, тот в действительности неверующий, бродит ощупью и не имеет веры и добродетели; он не знает, что такое вера и добрые дела, но лишь болтает много слов о вере и добрых делах... Человек верующий становится усердным и радостным без принуждения, чтобы каждому делать добро, всякому служить, все терпеть... Невозможно отделять доброе дело от веры, как невозможно, чтобы жар и свет отделились от огня".
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на статью | Топик ТК: Альтернативные механизмы процессов осознания |
| ||||||||||||