На переломе эпох всегда появляется естественный интерес к процессам, протекавшим 100 лет назад в аналогичный период времени или около него. В таких условиях интерес становится историческим методом поиска источников идей, траекторий и решений тех или иных задач, диктуемых метаморфозами перехода из века в век. Так происходит и теперь, в XXI веке, во всех областях жизни человека. И сейчас естественной потребностью стало обращение к идеям и процессам, кипевшим и совершавшимся тогда, в прошлом столетии. В этом смысле наиболее полным и ярким вербальным отражением духа времени начала ХХ века является отечественная философия Серебряного века, а самым ярким, страстным и противоречивым ее представителем – Николай Александрович Бердяев.
Итак, на данные момент сформировалась необходимость исторической ремарки о процессах вековой давности для более четкого понимания нынешней ситуации в художественном творчестве и адекватной, обоснованной художественно-творческой рефлексии.
Когда речь заходит о теории искусства, теории творчества, бывает сложно выбрать инструмент рассуждения, так как в современном мире мы очень часто сталкиваемся с вездесущей научность. И, пожалуй, самое грозное суждение о интеллектуальном труде, которое в миг способно снизить его ценность, звучит как «Это не научно!». А должно ли вообще быть научным искусство? Или религия? Или природа души человеческой? Не является ли научность человеческой эволюционной попыткой приспособиться к этому миру и описать все его явления рамками науки, якобы единственно верного и точного продукта человеческого ума?
«Философия должна быть философской, исключительно философской, а не научной, подобно тому как мораль должна быть моральной, религия – религиозной, искусство – художественным». [1]
«Научность есть перенесение критериев науки на другие области духовной жизни, чуждые науки». [1] Данные высказывания Н.А. Бердяева отсекают и закрывают тему поднятых ранее вопросов. Однако, появляется новая, более существенная проблема, относящаяся непосредственно к изобразительному художественному творчеству и искусству в целом: что составляет суть методологии творческого процесса художника?
В поисках решения этой проблемы обращаемся к труду Н.А. Бердяева «Смысл творчества». Промежуточный этап этого обращения — ознакомление с ключевыми понятиями философской теории: бытие, свобода, творчество, теургия; изучение «Бердяевской» модели видения мира, где творчество равно процессу развития, и противопоставляется эволюции; определение местоположения современного общества на прямой развития его модели, с целью получения методологических направляющих для обоснованной художественно-творческой рефлексии.
Бытие мира — живая и неживая природа, человек, общество, по мнению Бердяева, есть тварное (сотворенное) и творимое бытие. Природа человека являет собой образ и подобие Творца. Из этих фактов автор делает важный вывод: «творчество в мире возможно потому лишь, что мир творим». [1] Иными словами, творчество – неотъемлемое свойство мира.
Свобода и творчество — свойства человеческой природы, как подобие Богу. «Свобода есть «ничто», она выходит из детерминированного ряда, она ничем не обусловлена, рожденное из нее не вытекает из предшествующих причин, из «чего-то». Человеческое творчество из «ничего» не означает отсутствия сопротивляющегося материала, а означает лишь ничем не детерминированную абсолютную прибыль. Детерминирована только эволюция; творчество не вытекает ни из чего предшествующего. Творчество – необъяснимо. Творчество – тайна. Тайна творчества есть тайна свободы», [1] — так Николай Александрович определяет свободу и творчество, обозначает их взаимосвязь. Итак, у Н.А. Бердяева творчество и эволюция противопоставлены по характеру развития, и автор отдает предпочтение именно развитию в творчестве. Сравнительный анализ эволюции и творчества представлен в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительный анализ эволюции и творчества
Эволюция | Творчество | |
1.Определение | По Бердяеву эволюция приравнивается к эманации, с разницей лишь в исходе (эвол.-улучшение, эман.-ухудшение) Эманация— истечение чего-либо откуда-либо, появление чего-либо в результате выделения из чего-либо более сложного; то что возникло, появилось в результате такого истечения. [2] | -неотъемлемое свойство субстанций;
-процесс, рождающийся из внутренней мощии оригинальности субстанций |
2.Бог, творческий акт | Бог безликий-единый-истекает в мир. Творческий акт завершен на Миротворении.
|
«Есть зов человека, чтобы Бог в нем родился. Но есть и зов Бога, чтобы человек в Нем родился» [1]. Это и есть тайна христианства
Сотворчество Бога и Человека как развитие творчества божественного, продолжение акта миротворения. Бог Треипостасен |
3.Личность | Отсутствует. | Лежит в основе мира. Персонализация |
4.Свобода | Нет персональной свободы. | Свобода-как необходимое условие творчества |
5.Бытие | Тварное, завершенное, статичное.
Бытие безликое, бытие хозяйствования. Бытие личности исчезает в Боге, личность появляется, когда исчезает Бог. |
Тварное, длящееся, динамичное.
«Персоналистическое учение о мире: всякое бытие личное, самобытно-субстанциональное» [1]. Бытие личности соединено с Богом. |
Во второй строке таблицы объединены понятия «Бог» и «творческий акт». Именно неразрывная взаимосвязь этих понятий и лежит в основе философской теории Н.А. Бердяева. Именно степенью завершенности или длительности творческого акта он определяет близость отношений Бога и человека. И здесь рождается следующее понятие, без которого полное раскрытие философии Н.А. Бердяева невозможно, — это теургия.
Теургия, по Н.А. Бердяеву, — «
Центральной проблемой искусства и художественного творчества философ видит «трагизм всякого творчества – несоответствие между заданием и осуществлением. Задание всякого творческого акта безмерно больше всякого его осуществлении» [1]. Ведь «задание творческого художественного акта – теургическое, а осуществление творческого художественного акта – произведение дифференцированного искусства, некая созданная культурная эстетическая ценность, что значит исход творчества не в мир иной, а в культуру мира этого» [1].
На этом этапе стоит вернуться к главной проблеме, обозначенной вначале: что составляет суть методологии творческого процесса художника?
Начало художественно творческого процесса по Бердяеву, как и методика работы над композицией произведения изобразительного искусства, которая является прикладным проявлением методологии творческого процесса, строится на двух основополагающих этапах:
1) этап накопления — зарождение творческого импульса. В нем, по мнению философа, совершается самый высокий подъем духа (происходит выбор темы проблемы творчества, насматривание визуального материала и накопление информации по теме). Вспомним ахматовское «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» [4].
2) этап возникновение замысла, проявление пластического мотива (замысел получает «плоть» – эскизы, наброски, зарисовки, перевод отобранной композиционный схемы и воплощение ее в материале) — этап трагедии творчества, так как «трагизм всякого творчества – несоответствие между заданием и осуществлением» [1].
Однако, Н.А. Бердяев утверждает, что «теургия преодолевает трагедию творчества, направляет творческую энергию на жизнь новую. В теургии слово становится плотью. В теургии искусство становится властью. Начало теургии есть уже конец литературы, конец всякого дифференцированного искусства, конец культуры, но конец, принимающий мировой смысл культуры и искусства, конец сверхкультурный» [1].
Таким образом, рождается вопрос: искусство должно стремиться к разрушению физических рамок и форм? Должно отказываться от конкретики, реальности? На помощь приходит рассуждения Н.А. Бердяева о мировой истории и творческих процессах, сопоставление периодов развития культуры и свободы творчества индивида в рамках этого периода.
Таблица 2 Онтология* художественного творчества: от языческого искусства к символизму, на основе книги «Смысл творчества» Н.А. Бердяевв.
Искусство | Характеристика | Творческий акт | Красота и ее идеалы | |
Языческое
Классическое (Дохристианское правление Бога-Отца(см. Таблицу №1)) |
Античность | -каноничность;
-правильность форм; -завершенность форм; -хочет лишь культурной ценности; |
-завершен творением мира;
-творческий акт художника приспосабливается к условиям «мира сего»; |
-Царство Красоты на земле;
-красота и совершенство достигаются здесь. |
Средние века | -несовершенство форм;
-незавершенность; -тоска и романтическая болезненность; -чувство принадлежности двум мирам; |
-творение мира продолжается в теургическом понимании (сотворчество Бога и человека); | -Царство Красоты есть Царство Небесное
-красота в незавершенности -совершенство и вечная красота возможны лишь в мире ином. |
|
Возрождение | -попытка вернуться к Античному искусству;
-несостоятельность этой попытки по причине измененного сознания; -осознание греховности мира и жажда искупления; - «тайна Возрождения в том, что оно не удалось» [5] |
|||
Барокко | -как последний результат Возрождения;
-пыталось «соединить католическую реакцию с завоеваниями языческого Возрождения» [5]; |
-завершенность и мертвенность; | -завершенность и мертвенность. | |
Реализм | -послушен мировой данности;
-«не стремится к достижению ценности красоты» [1] -верит, что уродство реальнее красоты; |
-наиболее удален от сущности всякого творческого акта;
-послушание действительности; |
-«за временной реалистической оболочкой светит красота вечного искусства и вечного творческого акта» [1] | |
Символизм | -«в искусстве творятся знаки нового бытия, символы»;
-как переход к творчеству духа, к Завету Бога-Духа - «Новый человек рвется в творческом порыве за пределы искусства, устанавливаемые этим миром. Символисты отказываются от всякого приспособления к этому миру, от всякого послушания канонам этого мира, жертвуют благами устроения в этом мире» [1]. |
*Онтология— учение о сущем, учение о
Итак, модель мира, согласно Н.А. Бердяеву, строится по принципу Триипостасной природы Бога, где Бог-Отец правит языческим миром, Бог-Сын правит миром христианским, вплоть до зарождения «символизма», где художники-символисты стремятся к творчеству теургическому: «Новый человек рвется в творческом порыве за пределы искусства, устанавливаемые этим миром. Символисты отказываются от всякого приспособления к этому миру, от всякого послушания канонам этого мира, жертвуют благами устроения в этом мире» [1]. И здесь начинается правление Бога-Духа — то есть уже с ХХ века и по сей день, независимо от того, осознанно творит художник или нет, в своем творчестве он исполняет пока в малой мере Завета Бога-Духа — творчество в Духе, сотворчество с Богом.
В подтверждение реальности происходящих метаморфоз в сознании современного художника и в душе современного человека, хочется привести следующие события и искания художников разных периодов конца XX начала XXI веков, а именно великого русского режиссера Андрея Тарковского и известной челябинской художницы Елены Щетинкиной.
Согласно информации, предоставленной в статье на официальном интернет портале Южно-Уральского Государственного университета [6], 5 февраля 2015 года в Зале искусств состоялось открытие выставки «Философия творчества по Н.А. Бердяеву» художницы Елены Щетинкиной. Как утверждает автор статьи, «в скульптурно-графическом «Бердяевском цикле» были представлены произведения, которые родились в процессе осмысления художницей важнейших духовно-творческих проблем. Читая книгу, Елена Щетинкина начала рисовать прямо в тексте и, благодаря творческой воле, рисунки вышли в свободное пространство, легли на чистые бумажные листы, в дальнейшем нашли продолжение в объемах и формах скульптур в фарфоре. Так в диалоге с философом родился цикл, отразив духовное напряжение и устремление художницы» [6].
Цикл Щетинкиной — попытка через разные виды изобразительного искусства, совершить переход от искусства художественного к теургическому, попытка трансформации духа художника на пути преодоления «мира сего».
Неожиданное подтверждение концепции Н.А. Бердяева мы нашли в последнем интервью великого русского режиссера Андрея Тарковского, где он рассуждает о красоте и правде искусства. А.А. Тарковский утверждает, что «сама идея искания, поиска для художника оскорбительна. Она похожа на сбор грибов в лесу. Их, может быть, находят, а может быть, нет. Пикассо даже говорил: «Я не ищу, я нахожу». Художник свидетельствует об истине, о своей правде мира [7].
Если понятие «инстинкт» у Тарковского принять за понятие «творчество в духе» Бердяева, то творчество не только свободно, но и спонтанно. Это обязательное условие творчества. «Художник творит инстинктивно, он не знает, почему именно в данный момент он делает то или другое, пишет именно об этом, рисует именно это. Только потом он начинает анализировать, находить объяснения, умствовать и приходит к ответам, не имеющим ничего общего с инстинктом, с инстинктивной потребностью создавать, творить, выражать себя. В некотором роде творчество есть выражение духовного существа в человеке в противоположность существу физическому, творчество есть как бы доказательство существования этого духовного существа» [7]. Понятие творчества у Тарковского всеобъемлюще и присуще в принципе деятельности человека: «Если убрать из человеческих занятий все относящиеся к извлечению прибыли, останется лишь искусство» [7].
В заключение важно сказать, что современное художественное творчество уже не мыслится в послушании миру, потакании ему, но в освобождении от этого мира, в преодолении драматического разрыва между заданием и осуществлением. И принятие философии творчества Бердяева как методологическую основу творчества собственного невозможно без принятия идеи о свободном духовном творчестве.
Но это уже зона личного выбора ответственности каждого художника.