Откуда в нас "ощущение красоты"? Почему её созерцание порождает в нас этот эмоциональный всплеск, который мы обозначаем словами "восторг", "восхищение", "удовольствие"?
Для начала предлагаю прочитать небольшое эссе с таким же названием:
http://www.proza.ru/2006/04/16-38Поскольку этот текст написан для другого сайта, на котором допускаются философские спекуляции на различные темы, и не требуется их строгой аргументации со ссылкой на работы учёных или на проведенные опыты, то в нём такой аргументации нет. Этот текст является обобщением моих мыслей и наблюдений, поэтому истиной в последней инстанции не является. К тому же, я использую термин "инстинкт", от которого многие биологи отреклись, хотя продолжают пользоваться прилагательным "инстинктивный". Под инстинктом я понимаю "совокупность врожденных компонентов поведения и
психики животных и человека", согласно психологическому словарю.
Мне представляется, что моя точка зрения может представлять интерес и послужить поводом для дискуссии о красоте. Переношу сюда также и некоторые рассуждения из моих предыдущих постов в теме: "Теория мироздания", в которой они оказались не на своём месте.
В чём же эволюционный
смысл "чувства красоты", почему оно возникло и выдержало испытание естественным отбором? На мой взгляд, это тоже есть обобщённый опыт, и чем выше по своему развитию находится биологическое существо (попросту говоря, животное), тем сложнее, глубже и объёмнее это чувство, то есть, включает обобщенный результат не только большего количества знаний, но и большего их разнообразия. Как и разум, эстетическое чувство не возникло на пустом месте, его можно обнаружить, на мой взгляд, даже у насекомых. В самом деле, почему опыляющие насекомые стремятся ко всему яркому и цветному, что их влечёт? Ясное дело, они "предполагают", что там, где яркий цвет, они найдут пищу (нектар) с большой долей вероятности. Эти предположения они делают на основе генетического знания о цветах с их хитрым устройством, а вот механизм "запуска" этих знаний в дело основан на возбуждении их нервной системы, которое мы вполне можем назвать эстетическим чувством. Тем самым, который и нас заставляет восторгаться цветами, не понимая, зачем. Просто красиво! Вполне вероятно, что любовь к цветам - это наследие насекомых, которое природа, как Плюшкин, сохранила в нас "на всякий случай". Но в целом, эстетическое чувство в нас не только "сохранилось", а и развивалось, и вовсе не на всякий случай, а потому, что оно оказалось очень полезным - оно помогает нам разобраться в окружающем мире - отличать живое от неживого, здоровое от нездорового, жизнеспособное от нежизнеспособного, гармоничное от негармоничного... И ту его часть, которая развивалась в результате опыта, можно называть интуитивной. На мой взгляд, ощущение красоты (визуальное, по крайней мере) основано на симметрии. Симметрия в гораздо большей степени характеризует живое, чем неживое, а его значение для живых существ гораздо больше, что вполне естественно. От живых существ мы ожидаем всего, что нам может пригодиться (пища), от него же можем иметь неприятности. Вот почему распознавание симметричных объектов для нас очень важно, вот почему симметрия лежит в основе эстетического восприятия. Но мы воспринимаем "красоту" не только глазами, а и ушами, и носом, и языком - всеми органами чувств, даже если, скажем, "вкусовую красоту" красотой и не называем. Но зато звуки (пенье птиц или музыку) - называем красивыми. И ароматы тоже можем назвать красивыми. И шахматную партию. И научную
теорию... А в основе этого всего - всё то же ощущение удовольствия, импульс, с помощью которого природа заставляет нас двигаться, искать, добиваться чего-то. А для того, чтобы умерить наш пыл, она же снабдила нас противоположным инстинктом - брезгливостью и страхом против бесформенности, дурных запахов, горьких и "противных" вкусов... Всё это - сигналы опасности. Нарушения симметрии в живом всегда сигнализируют об уродстве и болезни, и они, как правило, порождают в нас неприятное чувство, которое мы частенько не можем преодолеть. Вплоть до неодолимой (и агрессивной) брезгливости.
Предметы искусства я исключаю из рассмотрения, ибо их естественное восприятие подвергается целенаправленному воздействию на стороннего наблюдателя "экспертов", которые пытаются направить его восприятие и понимание красоты в определённое русло, согласно действующим нормам и
культурным традициям. Всё-таки, несмотря на различие
культур и порождённых ими традиций восприятия красоты в отношении предметов, создаваемых этой
культурой, в том числе и традиций моделирования и украшения собственного тела, существуют общие понятия и представления о том, что является красивым. К примеру, цветы. Не думаю, что есть
культуры, в которых цветы являются символом уродства. Или солнечный закат.
Вообще, в восприятии конкретных явлений природы у людей разных
культур наверняка больше общего, чем в восприятии изображений тех же самых явлений, выполненных в стилях разных школ и
культур. А это как раз и говорит о том, что в восприятие красоты есть "глубинный пласт", не затрагиваемый эстетическим воспитанием, которому подвергает человека
культура , к которой он принадлежит. Что касается животных, то общеизвестен факт существования такого явления, как эволюция, направленная половым отбором - её проявлениями служат яркий окрас оперения самцов и другие броские украшения в виде хохолков, зобов, пышных хвостов и прочих атрибутов "мужественности", вкупе со специфическим поведением в период ухаживания (пение, танцы). Всем этим красотам птичьего царства самцы обязаны исключительно самкам, на которых они воздействуют самым благоприятным образом. Причём длинные хвосты, к примеру, только мешают их обладателю проявить прыть, к примеру, при встрече с хищником, то есть, полезным приобретением для личного выживания их не назовёшь. Но они полезны для успеха в брачных турнирах, что оказывается достаточным для передачи их генов следующим поколениям. Для самок - наоборот, неприметное оперение важнее броской красоты, обеспечивая им личное выживание.
Точно также, половой диморфизм многих видов кораллов рыб, у которых самцы отличаются ярким окрасом на фоне неприметных самок, также обусловлен избирательностью самок "с точки зрения красоты". Но есть и такие рыбки, у которых именно самцы проявляют "эстетическую избирательность" - как правило, это те виды, в которых самцы выполняют бо'льшую роль в уходе и воспитании потомства. Такой случай описал Конрад Лоренц в соей книге "Кольцо царя Соломона". Речь шла о его наблюдениях над двумя парами рыбок цихлид. При отсутствии видимых отличий (для человеческого глаза), оба кавалера почему-то предпочли одну даму, которую и оспаривали с завидным упорством друг у друга. Лоренц решил эту проблему, только пересадив неудачную пару в отдельный аквариум, где неудачливый жених утешился и приступил к строению гнезда с не очень привлекательной, с его точки зрения, подругой. Тогда Лоренц вернул их ненадолго в старый аквариум и убедился в постоянстве чувства своего подопечного - тот немедленно покинул свою пару и устремился к любимой...
И в чём же я была неправа? Может быть, в том, что "приписала" эстетическое чувство насекомым? Ну да, насекомые находятся на более низкой ступени развития, чем птицы и рыбы, если под этим понимать степень развития их нервной системы. Но любая активность живых существ регулируется двумя типами реакции на раздражители - позитивная (удовольствие) и негативная (боль, неприятные ощущения). Живой организм стремится к удовольствию и старается избежать неприятных ощущений и боли. При непосредственном контакте с раздражителем всё достаточно просто: в процессе естественного отбора выжили те биологические виды, которые "чувствовали кайф" от контакта с полезными им "вещами" - пищей, к примеру, и наоборот, чувствовали неприятные ощущения при контакте с вредными для них веществами, разрушающими их плоть. В нас есть эта генетическая память - все полезные, обладающие пищевой ценностью вещества, как правило, обладают приятным или нейтральным вкусом, а вредные - наоборот. Яды, к примеру, обладают обычно горьким или жгучим вкусом, а иногда - ещё и неприятным запахом. И есть все основания полагать, что насекомые обладают "хорошим вкусом" - и муравьи, и пчёлы, и осы прекрасно распознают запах сладкого, к примеру, и слетаются на сладкое с явным намерением вкусно пообедать. И в этом их отношении к сладкому мы, люди, их вполне понимаем и одобряем. Неважно, что мы не называем приятные вкусы красивыми - это явления одного порядка, они доставляют нам приятные ощущения, значит это есть хорошо. А в отношении запаха? То же самое...
А вот когда дело касается "кайфа" от зрительных ощущений, цепочка, которая ведёт, скажем от созерцания красивого цветка до того момента, когда насекомое запустит свой хоботок в середину цветка и получит вознаграждение в виде порции нектара, уже подлиннее. Но можно с достаточной уверенностью утверждать, что увидев цветок издали, или почувствовав его запах, насекомое получает стимул для того, чтобы двигаться в его направлении, в виде небольшой порции удовольствия. И чем ближе оно к цветку, тем сильнее стимул - у Природы просто нет другого способа воздействия на живые организмы, чтобы заставить их делать то, что "нужно". И с какой стати мы делаем различие между этими ощущениями удовольствия, когда они касаются насекомых, и когда речь о людях? На гормональном уровне эти механизмы достаточно схожи, чтобы не строить иллюзий относительно своей исключительности среди тупого, лишённого утонченной чувствительности животного мира. Нередко даже гормоны обнаруживаются те же самые. Но мы ничего не можем знать об остроте ощущений других животных, коль скоро не можем читать импульсы их нервных систем, а можем судить об этом лишь наблюдая их поведение.
А вот здесь можно почитать о половом отборе, который оказал значительное влияние на "эстетическую эволюцию":
http://evolution2.narod.ru/evo15.htm