Трилогия книг Рефлексы, Субъективность, Бессознательное (fornit.ru/68715) – это достаточно сложно, требует много времени и подготовки. Если не делать упор на доказательность и детализацию, то концепцию можно воспринять достаточно просто, чтобы получить ясные представления о сути психики. Уровень описания может быть пригоден для учебника старших классов.
Прямо сразу и начнем.
Оглавление
Что такое субъективность и зачем она нужна?
Система значимости как основа реагирования
Как реализуется субъективность?
Что при осознании порождает субъективные переживания?
Понимание сути субъективных переживаний
Как понимание субъективности помогает в жизни?
Определение: Субъективность – это ваш личный опыт, то, как вы воспринимаете мир и что чувствуете. Это формирует ваше личное понимание мира.
Пример: Почему один человек видит стакан наполовину пустым, а другой – наполовину полным? Это и есть уникальность субъективности, когда каждый видит ситуацию по-своему, основываясь на своем личном отношении и опыте.
Зачем нужна субъективность?
В привычных условиях, когда мы уверены в себе и знаем, что делать, наши реакции рефлекторны и не требуют осознания.
Но если возникает сомнение и есть время на то, чтобы подумать, включается процесс осознания, главная задача которого – найти, как лучше действовать в данных условиях. Его главная задача – найти лучшее решение в данных условиях. Именно поэтому у нас есть психика со всей ее сложностью.
Способность осознавать и принимать решения настолько важны в конкуренции за выживание, что чем лучше у данного вида животных развита психика, тем оно лучше способно находить новые решения.
Пример: Представьте, что вы оказались в незнакомом городе. Ваша способность осознавать и анализировать ситуацию помогает вам найти дорогу, в то время как более примитивное животное просто растеряется.
Важно то, что каждый субъект делает это очень по-разному, на основе всего того, что уже знает. Поэтому его решения подходят именно для него, а для других могут оказаться вредными.
Двойственность
сознания и рефлексов:
Двойственность сознания и рефлексов проявляется в том, что автоматические и
осознанные процессы работают одновременно.
Пример: Вы можете идти по улице и одновременно думать о задаче, которую нужно решить. Ходьба – это автоматический процесс, а обдумывание задачи – осознанный.
Рефлексы – это автоматические реакции, которые помогают нам выживать.
Примеры:
Способность мозга изменяться и учиться на основе опыта.
· Пример: Когда вы учитесь играть на гитаре, сначала вам нужно осознанно думать о каждом движении, но со временем это становится автоматическим навыком.
Психикой называют то, что активируется в ситуации появления нового, непривычного и при этом достаточно важного, чтобы на это обратить внимание и осмысленно принять осознанное решение о том, как лучше (не) реагировать.
Пример: Если вы видите незнакомую собаку, ваша психика помогает решить, стоит ли её погладить или лучше держаться подальше.
Рефлексы противопоставляются психике: рефлексы – это привычное и не требующее размышлений, а психика – это то, что требует осмысления и принятия решения, чтобы создать новый привычный рефлекс.
Субъективность определяет особенности индивидуальной психики.
Гомеостаз – это система взаимосвязанных реакций, направленных на выживание. Это внутренний "автопилот" организма, который поддерживает баланс необходимых веществ и состояний.
Необходима постоянная поддержка внутреннего баланса (температура тела, концентрация кислорода, уровень глюкозы). Она может быть рефлекторной или осознанной.
С появлением психики в гомеостаз включаются механизмы осознанного поиска решений для новых ситуаций, когда еще нет привычного решения или когда привычное решение вызывает сомнения.
Пример: Когда вам жарко, вы потеете, чтобы охладиться, а когда холодно – дрожите, чтобы согреться.
Гомеостаз – это и есть жизнь. То, что имеет гомеостаз – тем самым живое.
Определение: адаптивность – это способность приспосабливаться к изменениям среды через эволюционно развитые механизмы.
Пример: Если вы переезжаете в другую страну, ваша психика помогает вам адаптироваться к новым условиям, например, выучить язык или привыкнуть к местной кухне.
Все в организмах живых существ направлено на то, чтобы они выживали и давали потомство. Иначе такой вид перестает существовать. Поэтому выживают только те живые существа, у которых есть система поддержания в норме жизненных параметров (концентрации кислорода, воды, глюкозы и т.п.). Для такого поддержания у живых существ эволюция методом отбора (fornit.ru/evolution) создала несколько стилей поведения, как минимум это: пищевой, половой, оборонительный, агрессивный, исследовательский.
Без одного из таких стилей у организма не будет возможности выжить самому или дать потомство.
У животных с психикой вся информация о состоянии организма и стилях поведения становится абстрактной информацией. Состояние организма становится настроением (от плохого до хорошего), а стили поведения – эмоциями, которые определяют, какое поведение уместно в данной ситуации.
Пример: При нападении хищника активируется оборонительный стиль поведения, и это проявляется в виде эмоции страха.
Живые существа способны мгновенно распознавать уже известные сочетания признаков восприятия – образы восприятия и в зависимости от них активировать наработанные реакции – образы действия.
Пример: Увидев знакомого в толпе, вы можете решить, стоит ли поздороваться или пройти мимо.
Образы восприятия сопровождаются их значимостью в данной ситуации.
Пример: Кислородный баллон на горе Эверест имеет высокую значимость для альпинистов, но в обычной жизни он не так важен.
Образы действия также сопровождаются их значимостью – тем положительным или отрицательным эффектом, который возникал раньше при выполнении этого действия.
Пример: Подарив что-то знакомому, вы обычно получаете положительную реакцию, а если вы скажете грубость, то, скорее всего, получите негативную реакцию.
Таким образом, мы можем выбирать наиболее значимое в данный момент – как в восприятии, так и при выборе действия.
Мозг автоматически выделяет важные стимулы из потока воспринимаемых образов.
Пример: Вы можете не замечать шум вокруг, но сразу реагируете, если кто-то произносит ваше имя.
Приоритетность образов восприятия и действий определяется иерархией потребностей: от самых важных (голод, безопасность) до социальных. Самая большая значимость у потребности дышать, затем – у потребности в защите, в воде, в пище и т.д.
На базовом уровне приоритетность активирует нужные для поддержания жизни стили поведения и ограничивает все остальное.
В рамках этих стилей выделяется новое - то, на что еще нет привычных реакций. Новые образы могут содержать в себе известные элементы, которые ранее были связаны с положительной или отрицательной значимостью и, таким образом, становится возможным выделить наиболее актуальный образ для осознания.
Эмоции – это информационные абстракции базовых стилей поведения.
Пример: Страх может заставить нас избегать опасных ситуаций, а радость – искать приятные впечатления.
Пример: чувство страха автоматически активирует реакцию "бей или беги".
Роль эмоций: Эмоции – это "маркеры значимости" для быстрой оценки ситуаций на уровне психики.
Субъективность реализуется через осознание самого важного для выживания.
Пример: Если вы голодны, ваш мозг сосредоточится на поиске еды, а не на чтении книги.
В организме все направлено на сбор информации об отклонениях жизненных параметров от нормы и возвращении к норме. Поэтому все это – личное, уникальное, субъективное, где "Я" становится центром жизнеобеспечения.
В каждый момент времени выявляется самое важное для жизнеобеспечения, и только это осознается. Осознавать все сразу невозможно – только самое важное. Но если это важное не является новым, то для него уже есть подходящая реакция, и осознавать его не нужно.
Каждый самый важный и новый образ удерживается в памяти, так что даже если внешний стимул исчезнет, он все равно будет учитываться.
Пример: Лягушка знает, что муха спряталась за травинку, и ждет ее, чтобы поймать.
Самый актуальный образ подключается к механизмам его осознания. Это называют “Ориентировочным рефлексом” – обращением преимущественно внимания на данный образ.
Конечный продукт психики – образ действий для новых условий, который приводит к желаемому результату – цели. Действия по этому образу становятся привычными и автоматическими, и уже не требуют участия психики.
Психика работает через иерархию потребностей, систему значимости и поиск решений.
Пример: Если вы хотите поступить в университет, ваша психика помогает вам сосредоточиться на учебе и подготовке к экзаменам.
· Найденный образ действия (решение) выполняется (преодолевая волевым усилием видимые негативные последствия) или откладывается.
· Если действие выполняется, то начинается ожидание последствий.
· Когда что-то происходит в период ожидания последствий, это полагается эффектом от действий и оценивается, насколько полезным или вредным он получился. Образу действия присваивается значимость такого эффекта для будущего выбора решения.
Эта последовательность может быть разной в разных ситуациях. Но при выборе наиболее актуального образа процесс идет, как описано. То, как пойдет процесс осмысления, определяется механизмом, который у разных видов живых существ и даже у разных особей может различаться – как результат эволюционного развития.
Если во время процесса осознания приходит более актуальный новый стимул, то память, удерживающая прежний образ, становится неосознаваемой (бессознательное).
Сознание – это осознаваемая часть психики, которая удерживает важные стимулы и обрабатывает их для принятия решений.
Пример: Когда вы учитесь, ваш мозг удерживает информацию и связывает её с уже известными фактами.
Академик К.Анохин сказал: "Бессознательное — это не то, что мы не осознаем, а то, что осознается, но без участия сознания".
Процесс осознания актуального образа во многом не порождает субъективных переживаний, т.е. не осознается, и только один главный процесс осознания сопровождается субъективными переживаниями и непосредственно занят принятием решения (если есть цель) или фантазированием.
Алгоритм процесса осознания хотя и простой в принципе, но для понимания требует подготовки и поэтому тут не описывается. Этот алгоритм, как и вообще вся система гомеостаза, реализован в прототипе индивидуальной системы адаптивности под названием Bеast (fornit.ru/beast).
Сознание всегда ориентировано на выживание и благополучие конкретного субъекта.
Пример: Даже если вы помогаете другу, вы делаете это потому, что это важно для вас.
Эгоцентризм – это принцип, который позволяет осуществляться гомеостазу конкретного организма вплоть до самых сложных процессов осознанной регуляции. Другого способа жить просто не существует.
Все, что происходит в гомеостате, ориентировано на субъект, на его выживание, его отношение ко всему. Все значимости оцениваются с точки зрения пользы и вреда для субъекта. Все восприятие оценивается с точки зрения самого важного для субъекта. Все действия совершаются с целью получения желаемого для субъекта.
Такой эгоцентризм – это не патология, а принцип, позволяющий организовывать поведение с целью избегать нежелательного и совершать желаемое, так, чтобы обеспечивать жизнь субъекта. Это главный принцип адаптивности.
Даже если совершается что-то на пользу другому, даже во вред себе, то целью является то желаемое, что для субъекта представляет высокую позитивную значимость.
На уровне сознания такой эгоцентризм порождает переживания, основанные на центральном отношении к самому себе – как основы всего гомеостата. Иначе бы система индивидуальной адаптивности не смогла бы работать на выживание субъекта.
Субъективные переживания возникают, когда мозг обрабатывает информацию, связанную с личным опытом.
Пример: Воспоминание о первом поцелуе вызывает у вас эмоции, потому что это важный личный опыт.
На уровне психики формируется система информационных абстракций. Абстракция возникает на основе образов восприятия или действия. Эта система сохраняется в виде жизненного опыта.
Первым делом образы связываются со значимостями – для каждого разнообразия условий, порождая смысл образа в данных условиях.
На более поздних этапах развития психики в организме возникают зависимости образа и ответного действия, связанных со своими значимостями. Это образует правила проверенного реагирования.
Все эти элементы жизненного опыта информируют процесс осознания так, что становится возможным учитывать значимости образов восприятия, действия и последствия целых цепочек стимулов и ответов.
Вся система информированности образуется понятиями о том, что такое хорошо и что такое плохо, а также о том, какие свойства ожидать от появления тех или иных образов. Понятия – это и есть абстракции – это и есть субъективная информация. Каждый элемент информации – это частичка, один кадр субъективного переживания, возникающего при изменении картины информированности.
Мы переживаем изменения информационной картины так же, как смотрим фильм. И с каждым кадром записываем этот фильм в нашей памяти, сохраняя опыт во всей совокупности его условий и деталей. Вы можете потом вспомнить нужные эпизоды и снова пережить их.
Только информационные абстракции, которые активируются в процессе осознания составляют кадры субъективных переживаний и сохраняются как фильм истории переживаний в памяти. Все остальное при этом не переживается, т.е. не осознается, не переживается.
Не осознается 1) активность механизмов, упарвляющих извлечением информации из памяти опыта и не осознается и 2) фоновая активность памяти ранее актуальных стимулов. Последняя образует бессознательное. Таким образом, неосознаваемое и бессознательное – разные вещи.
Когда в области одного из бессознательных (фоновых) процессов возникает образ, имеющий высокую значимость, которая придаст ему актуальность выше, чем текущий актуальный образ, то такой фоновый процесс опять станет главным осознаваемым, а прежний главный уйдет в фон. Это – явление инсайта или озарения.
Субъективные переживания (квалиа) – это то, как мы воспринимаем мир через призму своего опыта.
Пример: Когда вы смотрите фильм, вы переживаете его события так, как если бы они происходили с вами.
В отличие от физических процессов осознания и физической активности того, что субъективно воспринимается как абстракции, информирующие о значимости компонентов кадром сознания, квалиа – это представление о происходящем с точки зрения самого процесса осознания – его эгоцентристского отношения ко всему.
Чтобы понять суть субъективных переживаний, необходимо понимать причину и реализацию субъективного эгоцентризма и этапы процесса осмысления, в котором возникают информационные абстракции, постоянно обновляясь с каждым шагом осмысления.
Каждый взгляд на мир выделяет самое главное для субъекта в данный момент, что тут же вызывает отклик в его памяти кадров ранее пережитого, так что возникает информирование о том, что означает увиденное и к чему это может привести. Это является основой для поиска решения об ответной реакции, которая также предугадывается из прошлого опыта.
Все переживается с точки зрения эго субъекта, его центральной части происходящих событий.
Когда артист мысленно перевоплощается в другую личность или даже камень у дороги в его субъективном представлении, начинается поток кадров переживания уже с точки зрения этой субъективной модели.
Как и чем реализуется переживание, ясно и строго: fornit.ru/70864.
Философ Дэвид Чалмерс объявил проблему понимания субъективных переживаний “Трудной проблемой сознания”. Сегодня она закрыта: fornit.ru/69784. Гораздо легче понять, как именно физически устроены механизмы сознания, чем то, почему мы все так воспринимаем, почему и как переживания возникают из физических процессов.
То, как устроено сознание, теперь известно (fornit.ru/69669) и это прояснило и трудную проблему. Но она остается трудной потому, что нужно хорошо понимать устройство процессов осознания чтобы суметь ясно видеть, как и почему складываются те переживания, которые ощущаются субъективно, когда мы смотрим на мир. Но есть путь аналогий, помогающий ощутить суть и без полного овладения моделью теории сознания.
Вот эти аналогии: fornit.ru/69706.
Пример: Если вы понимаете, что другой человек видит ситуацию иначе, вы можете избежать конфликтов.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: О вере в полеты американцев на Луну |
Рецензия: Комментарии к статье Навстречу проблеме сознания Д.Чалмерса | Топик ТК: Как определить, что объект наблюдений обладает сознанием |
| ||||||||||||