Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Понимание субъективности – лайт-версия

Это легкая для чтения и понимания старшеклассниками интерпретация теории МВАП по монографии Основы фундаментальной теории сознания.

Трилогия книг Рефлексы, Субъективность, Бессознательное (fornit.ru/68715) это достаточно сложно, требует много времени и подготовки. Если не делать упор на доказательность и детализацию, то концепцию можно воспринять достаточно просто, чтобы получить ясные представления о сути психики. Уровень описания может быть пригоден для учебника старших классов.

Прямо сразу и начнем.

Оглавление

Введение. 2

Что такое субъективность и зачем она нужна?. 2

Основы работы мозга. 2

Рефлексы.. 2

Адаптация. 3

Психика. 3

Гомеостаз. 3

Адаптивность. 4

Образы восприятия и действия. 4

Система значимости как основа реагирования. 5

Субъективность и эмоции. 5

Как реализуется субъективность?. 5

Как работает психика. 6

Как работает сознание?. 7

Эгоцентризм сознания. 8

Что при осознании порождает субъективные переживания?. 8

Понимание сути субъективных переживаний. 9

Как понимание субъективности помогает в жизни?. 10

 

Введение

Что такое субъективность и зачем она нужна?

Определение: Субъективность это ваш личный опыт, то, как вы воспринимаете мир и что чувствуете. Это формирует ваше личное понимание мира.

Пример: Почему один человек видит стакан наполовину пустым, а другой наполовину полным? Это и есть уникальность субъективности, когда каждый видит ситуацию по-своему, основываясь на своем личном отношении и опыте.

Зачем нужна субъективность?

В привычных условиях, когда мы уверены в себе и знаем, что делать, наши реакции рефлекторны и не требуют осознания.

Но если возникает сомнение и есть время на то, чтобы подумать, включается процесс осознания, главная задача которого найти как лучше действовать в данных условиях. Его главная задача найти лучшее решение в данных условиях. Именно поэтому у нас есть психика со всей ее сложностью.

Способность осознавать и принимать решения настолько важны в конкуренции за выживание, что чем лучше у данного вида животных развита психика, тем оно лучше способно находить новые решения.

Пример: Представьте, что вы оказались в незнакомом городе. Ваша способность осознавать и анализировать ситуацию помогает вам найти дорогу, в то время как более примитивное животное просто растеряется.

Важно то, что каждый субъект делает это очень по-разному на основе всего того, что уже знает. Поэтому его решения подходят именно для него, а для других могут оказываться вредными.

Двойственность сознания и рефлексов:
Двойственность сознания и рефлексов проявляется в том, что автоматические и осознанные процессы работают одновременно.

Пример: Вы можете идти по улице и одновременно думать о задаче, которую нужно решить. Ходьба это автоматический процесс, а обдумывание задачи осознанный.

Основы работы мозга

Рефлексы

Рефлексы это автоматические реакции, которые помогают нам выживать.

Примеры:

  • Безусловные рефлексы: Отдергивание руки от горячего предмета или мигание при ярком свете.
  • Условные рефлексы: Ребёнок моргает при виде вспышки света. Если во время фотографирования ребёнка со вспышкой кто-то громко хлопает в ладоши, ребёнок может начать моргать в ответ на хлопок, даже если он не сопровождается вспышкой.
  • Автоматизмы: Вы слышите звонок на телефон и сразу лезете в карман за телефоном.

Адаптация

 Способность мозга изменяться и учиться на основе опыта.

  • Пример: Как мы учимся ходить или ездить на велосипеде это пример адаптации.

·         Пример: Когда вы учитесь играть на гитаре, сначала вам нужно осознанно думать о каждом движении, но со временем это становится автоматическим.

Психика

Психикой называют то, что активируется в ситуации появления нового, непривычного и при этом достаточно важного, чтобы на это обратить внимание и осмысленно принять осознанное решение о том, как лучше реагировать или ничего не сделать.

Пример: Если вы видите незнакомую собаку, ваша психика помогает решить, стоит ли её погладить или лучше держаться подальше.

Рефлексы противопоставляются психике: рефлексы это привычное и не требующее размышлений, а психика это то, что требует осмысления и принятия решения, чтобы создать новый привычный рефлекс.

Субъективность определяет особенности индивидуальной психики.

Гомеостаз

Гомеостаз это система взаимосвязанных реакций, направленных на выживание. Это внутренний "автопилот" организма, который поддерживает баланс необходимых веществ и состояний.

Необходима постоянная поддержка внутреннего баланса (температура тела, концентрация кислорода, уровень глюкозы).  Она может быть рефлекторной или осознанной.

С появлением психики в гомеостаз включаются механизмы осознанного поиска решений для новых ситуаций, когда еще нет привычного решения или когда привычное решение вызывает сомнения.

Пример: Когда вам жарко, вы потеете, чтобы охладиться, а когда холодно дрожите, чтобы согреться.

Гомеостаз это и есть жизнь. То, что имеет гомеостаз тем самым живое.

Адаптивность

Определение: адаптивность это способность приспосабливаться к изменениям среды через эволюционно развитые механизмы.

Пример: Если вы переезжаете в другую страну, ваша психика помогает вам адаптироваться к новым условиям, например, выучить язык или привыкнуть к местной кухне.

Все в организмах живых существ направлено на то, чтобы они выживали и давали потомство. Иначе такой вид перестает существовать. Поэтому живыми остаются только те живые существа, у которых есть система поддержания в норме жизненных параметров (концентрации кислорода, воды, глюкозы и т.п.). Для такого поддержания у живых существ эволюция методом отбора (fornit.ru/evolution) создала несколько стилей поведения, как минимум это: пищевой, половой, оборонительный, агрессивный, исследовательский.

Без одного из таких стилей у организма не будет возможности выжить самому или дать потомство.

У животных с психикой вся информация о состоянии организма и стилях поведения становится абстрактной информацией. Состояние организма становится настроением (от плохого до хорошего), а стили поведения эмоциями, которые определяют, какое поведение уместно в данной ситуации.

Пример: При нападении хищника активируется оборонительный стиль поведения, и это проявляется в виде эмоции страха.

Образы восприятия и действия

Живые существа способны мгновенно распознавать уже известные сочетания признаков восприятия образы восприятия и в зависимости от них активировать наработанные реакции образы действия.

Пример: Увидев знакомого в толпе, вы можете решить, стоит ли поздороваться или пройти мимо.

Образы восприятия сопровождаются их значимостью в данной ситуации.

Пример: Кислородный баллон на горе Эверест имеет высокую значимость для альпинистов, но в обычной жизни он не так важен.

Образы действия также сопровождаются их значимостью тем положительным или отрицательным эффектом, который возникал раньше при выполнении этого действия.

Пример: Подарив что-то знакомому, вы обычно получаете положительную реакцию, а если вы скажете грубость, то, скорее всего, получите негативную реакцию.

Таким образом, мы можем выбирать наиболее значимое в данный момент как в восприятии, так и при выборе действия.

Система значимости как основа реагирования

Мозг автоматически выделяет важные стимулы из потока воспринимаемых образов.

Пример: Вы можете не замечать шум вокруг, но сразу реагируете, если кто-то произносит ваше имя.

Приоритетность образов восприятия и действий определяется иерархией потребностей: от самых важных (голод, безопасность) до социальных. Самая большая значимость у потребности дышать, затем у потребности в защите, в воде, в пище и т.д.

На базовом уровне приоритетность активирует нужные для поддержания жизни стили поведения и ограничивает все остальное.

В рамках этих стилей выделяется новое, то, на что еще нет привычных реакций. Новые образы могут содержать в себе известные элементы, которые ранее были связаны с положительной или отрицательной значимостью и, таким образом, становится возможным выделить наиболее актуальный образ для осознания.

Субъективность и эмоции

Эмоции это информационные абстракции базовых стилей поведения.

  • Эмоции как основа субъективности: Эмоции влияют на то, как мы воспринимаем мир и принимаем решения. . Они создают контекст, в котором мы понимаем смысл происходящего.

Пример: Страх может заставить нас избегать опасных ситуаций, а радость искать приятные впечатления.

  • Как эмоции формируют нашу реальность: Эмоции окрашивают наш опыт, делая его уникальным для каждого человека.
  • Субъективность это не просто личное мнение, а сложный механизм, который помогает нам адаптироваться и выживать.

Пример: чувство страха автоматически активирует реакцию "бей или беги".

Роль эмоций: Эмоции это "маркеры значимости" для быстрой оценки ситуаций на уровне психики.

Как реализуется субъективность?

Субъективность реализуется через осознание самого важного для выживания.

Пример: Если вы голодны, ваш мозг сосредоточится на поиске еды, а не на чтении книги.

В организме все направлено на сбор информации об отклонениях жизненных параметров от нормы и возвращении к норме. Поэтому все это личное, уникальное, субъективное, где "Я" становится центром жизнеобеспечения.

В каждый момент времени выявляется самое важное для жизнеобеспечения, и только это осознается. Осознавать все сразу невозможно только самое важное. Но если это важное не является новым, то для него уже есть подходящая реакция, и осознавать его не нужно.

Каждый самый важный и новый образ удерживается в памяти, так что даже если внешний стимул исчезнет, он все равно будет учитываться.

Пример: Лягушка знает, что муха спряталась за травинку, и ждет ее, чтобы поймать.

Такой самый актуальный образ подключается к механизмам его осознания. Это называют Ориентировочным рефлексом обращением преимущественно внимания на данный образ.

Конечный продукт психики образ действий для новых условий, который приводит к желаемому результату цели. Действия по этому образу становятся привычными и автоматическими, и уже не требуют участия психики.

Как работает психика

Психика работает через иерархию потребностей, систему значимости и поиск решений.

Пример: Если вы хотите поступить в университет, ваша психика помогает вам сосредоточиться на учебе и подготовке к экзаменам.

  • Иерархия потребностей: от базовых (голод/жажда) до социальных (признание в коллективе) выявляет насущную необходимость действий или возможность бездействия.
  • Система значимости: Мозг выделяет важное и новое (актуальное) из потока информации в виде образа восприятия (стимула).

Пример: Вы можете не слышать разговоры вокруг, но обязательно отреагируете, если кто-то произнесет ваше имя.

  • Актуальное удерживается в памяти и подключается к психике для обработки осмысления.
  • Цель определяется то наиболее желаемое, что следует достичь подходящими действиями. Если цель не найдена, возникает режим бездействия и фантазирования, который уточняет значимость актуального образа и находит возможные применения ему в будущем.
  • Психика учитывает, есть ли привычная уверенная реакция, или особенности ситуации требуют усомниться в ней. В таком случае происходит поиск решения взамен привычного.

·         Найденный образ действия (решение) выполняется (преодолевая волевым усилиям видимые негативные последствия) или откладывается.

·         Если действие выполняется, то начинается ожидание последствий,

·         Когда что-то происходит в период ожидания последствий, это считается эффектом от действий и оценивается, насколько полезным или вредным он получился. Образу действия присваивается значимость такого эффекта для будущего выбора решения.

Эта последовательность может быть разной в разных ситуациях. Но при выборе наиболее актуального образа процесс идет, как описано. То, как пойдет процесс осмысления, определяется механизмом, который у разных видов живых существ и даже у разных особей может различаться как результат эволюционного развития.

Если во время процесса осознания приходит более актуальный новый стимул, то память, удерживающая прежний образ, становится неосознаваемой (бессознательное).

Как работает сознание?

Сознание это осознаваемая часть психики, которая удерживает важные стимулы и обрабатывает их для принятия решений.

  • Удержание информации: Мозг удерживает важные стимулы и обрабатывает их, чтобы принимать решения.

Пример: Когда вы учитесь, ваш мозг удерживает информацию и связывает её с уже известными фактами.

  • Субъективный опыт: Это то, как мы воспринимаем мир через призму нашего опыта и эмоций.

Академик К.Анохин сказал: "Бессознательное это не то, что мы не осознаем, а то, что осознается, но без участия сознания".

Процесс осознания актуального образа во многом не порождает субъективных переживаний, т.е. не осознается, и только один главный процесс осознания сопровождается субъективными переживаниями и непосредственно занят принятием решение (если есть цель) или фантазированием.

Алгоритм процесса осознания хотя и в принципе простой, но для понимания требует подготовки и поэтому тут не описывается. Этот алгоритм, как и вообще вся система гомеостаза, реализован в прототипе индивидуальной системы адаптивности под названием Bеast (fornit.ru/beast).

Эгоцентризм сознания

Сознание всегда ориентировано на выживание и благополучие конкретного субъекта.

Пример: Даже если вы помогаете другу, вы делаете это потому, что это важно для вас.

Эгоцентризм это принцип, который позволяет осуществляться гомеостазу конкретного организма вплоть до самых сложных процессов осознанной регуляции. Другого способа существования живых существ просто не существует.

Все, что происходит в гомеостате, ориентировано на субъект, на его выживание, его отношение ко всему. Все значимости оцениваются с точки зрения пользы и вреда для субъекта. Все восприятие оценивается с точки зрения самого важного для субъекта. Все действия совершаются с целью получения желаемого для субъекта.

Такой эгоцентризм это не патология, а принцип, позволяющий организовывать поведение с целью избегать нежелательного и совершать желаемое, так, чтобы обеспечивать жизнь субъекта. Это главный принцип адаптивности.

Даже если совершается что-то на пользу другому, даже если это совершает во вред себе, то целью является то желаемое, что для субъекта представляет высокую позитивную значимость.

На уровне сознания такой эгоцентризм порождает переживания, основанные на центральном отношении к самому себе как основы всего гомеостата. Иначе бы система индивидуальной адаптивности не смогла бы работать на выживание субъекта.

Что при осознании порождает субъективные переживания?

Субъективные переживания возникают, когда мозг обрабатывает информацию, связанную с личным опытом.

Пример: Воспоминание о первом поцелуе вызывает у вас эмоции, потому что это важный личный опыт.

На уровне психики формируется система информационных абстракций. Абстракция возникает на основе образов восприятия или действия. Эта система сохраняется в виде жизненного опыта.

Первым делом образы связываются со значимостями для каждого разнообразия условий, порождая смысл образа в данных условиях.

На более поздних этапах развития психики в организме возникают зависимости образа и ответного действия, связанных со своими значимостями. Это образует правила проверенного реагирования.

Все эти элементы жизненного опыта информируют процесс осознания так, что становится возможным учитывать значимости образов восприятия, действия и последствия целых цепочек стимулов и ответов.

Вся система информированности образуется понятиями о том, что такое хорошо и что такое плохо, а также о том, какие свойства ожидать от появления тех или иных образов. Понятия это и есть абстракции это и есть субъективная информация. Каждый элемент информации это частичка, один кадр субъективного переживания, возникающего при изменении картины информированности.

Мы переживаем изменения информационной картины так же, как смотрим фильм. И с каждым кадром записываем этот фильм в нашей памяти, сохраняя опыт во всей совокупности его условий и деталей. Вы можете потом вспомнить нужные эпизоды и снова пережить их.

Только информационные абстракции, которые активируются в процессе осознания составляют кадры субъективных переживаний и сохраняются как фильм истории переживаний в памяти. Все остальное при этом не переживается, т.е. не осознается, не переживается.

Не осознается 1) активность механизмов, упарвляющих извлечением информации из памяти опыта и не осознается 2) фоновая активность памяти ранее актуальных стимулов. Последняя образует бессознательное. Таким образом, неосознаваемое и бессознательное разные вещи.

Когда в области одного из бессознательных (фоновых) процессов возникает образ, имеющий высокую значимость, которая придаст ему актуальность выше, чем текущий актуальный образ, то такой фоновый процесс опять станет главным осознаваемым, а прежний главный уйдет в фон. Это явление инсайта или озарения.

Понимание сути субъективных переживаний

Субъективные переживания (квалиа) это то, как мы воспринимаем мир через призму своего опыта.

Пример: Когда вы смотрите фильм, вы переживаете его события так, как если бы они происходили с вами.

В отличие от физических процессов осознания и физической активности того, что субъективно воспринимается как абстракции, информирующие о значимости компонентов кадром сознания, квалиа это представление о происходящем с точки зрения самого процесса осознания его эгоцентристского отношения ко всему.

Чтобы понять суть субъективных переживаний, необходимо понимать причину и реализацию субъективного эгоцентризма и этапы процесса осмысления, в котором возникают информационные абстракции, постоянно обновляясь с каждым шагом осмысления.

Каждый взгляд на мир выделяет самое главное для субъекта в данный момент и это тут же вызывает отклик в его памяти кадров ранее пережитого, так что возникает информирование о том, что означает увиденное и к чему это может привести. Это является основой для поиска решения об ответной реакции, которая также предугадывается из прошлого опыта.

Все переживается с точки зрения эго субъекта, его центральной части происходящих событий.

Когда артист мысленно перевоплощается в другую личность или даже камень у дороги в его субъективном представлении, начинается поток кадров переживания уже с точки зрения этой субъективной модели.

 

Философ Дэвид Чалмерс объявил проблему понимания субъективных переживаний “Трудной проблемой сознания”. Гораздо легче понять, как именно физически устроены механизмы сознания, чем то, почему мы все так воспринимаем, почему и как переживания возникают из физических процессов.

То, как устроено сознание теперь известно (fornit.ru/69669) и это прояснило и трудную проблему. Но она остается трудной потому, что нужно хорошо понимать устройство процессов осознания чтобы суметь ясно видеть, как и почему складываются те переживания, которые ощущаются субъективно, когда мы смотрим на мир. Но есть путь аналогий, помогающий ощутить суть и без полного овладения моделью теории сознания.

Вот эти аналогии: fornit.ru/69706.

Как понимание субъективности помогает в жизни?

  • Эмпатия: Понимание субъективности помогает лучше понимать чувства и мысли других людей. Хотя есть природный механизм эмпатии, который позволяет имитировать чужие действия (отзеркаливание), осваивая новую реакцию, но осознанная эмпатия, перевоплощение с помещением эго в образ другой личности, позволяет лучше сосуществовать и взаимодополнять в общей жизни.

Пример: Если вы понимаете, что другой человек видит ситуацию иначе, вы можете избежать конфликтов.

  • Саморазвитие: Осознание своей и чужой субъективности помогает лучше понимать свои мотивы и работать над собой.
  • Избавление от ненормальных психических состояний: Психика порождает огромное множество иллюзий, болезненных состояний и конфликтов. Понимание сути психических явлений позволяет преодолевать все это, достигая нового качества адаптивности.

 



Обсуждение Еще не было обсуждений.


Дата публикации: 2025-02-18

Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

Последняя из новостей: Верификация постановки вопроса Д.Чалмерсом: Закрытие «Трудной проблемы» Чалмреса.

Обнаружен организм с крупнейшим геномом
Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека.
Тематическая статья: Тема осмысления

Рецензия: Рецензия на книгу Наука сознания. Современная теория субъективного опыта Майкла Грациано, 2021г

Топик ТК: Зачем нужно изучать «квалиа»
 посетителейзаходов
сегодня:1315
вчера:312
Всего:1640

Авторские права сайта Fornit