Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях.
Прерывание деятельности.
Тема деятельности настолько обширна, что её сколько-нибудь полное рассмотрение в данной книге невозможно. Поэтому далее ограничимся двумя аспектами деятельности, которые имеют непосредственное отношение к имеющимся фактическим данным. Это, во-первых, прерывание деятельности и, во-вторых, влияние на деятельность тех условий, в которых она выполняется.
Рассмотрим сначала явление прерывания деятельности.
Удовлетворение потребности через деятельность является замкнутым процессом в том смысле, что потребность порождает рабочий мотив, запускающий деятельность, затем результаты оцениваются. Деятельность завершается, если потребность окажется удовлетворенной. Круг замкнулся.
Если потребность не удовлетворена, то деятельность повторяется, побуждаемая рабочим мотивом, который, возможно, несколько изменился. При этом могут измениться также преследуемая цель, и (или) условия, в которых совершаются действия. Наконец за время свершения деятельности могут актуализироваться другие потребности со своими мотивационными синдромами. И тогда рабочим мотивом может стать мотив, порождённый какой-либо другой потребностью. Именно так происходит естественное переключение с одной деятельности на другую.
Очень важно то, что деятельность, а также переход от одной деятельности к другой, является упорядоченными, закономерно протекающими процессами, в том смысле, что один этап закономерно следует за другим. Например, деятельность возникает после того, как будет сформирован рабочий мотив, или за исполнением следует контроль, а затем оценивание и т.п.
Нередко бывает, что спокойное и закономерное течение психических процессов нарушается. Причины могут быть разные.
Во-первых, содержание и смысл деятельности могут резко измениться вследствие ориентировочного рефлекса, когда индивид вынужден в неотложном порядке реагировать на мощные и, возможно, жизненно значимые раздражители.
Во-вторых, человек в состоянии осознанно, произвольно управляя своим вниманием, прервать одну деятельность ради выполнения другой.
В третьих, деятельность может быть прервана в связи с тем, что в силу каких-то причин её невозможно продолжать. И т.п.
Во всех таких ситуациях будем говорить о прерывании деятельности. Они характеризуются тем, что разрывается упорядоченная цепь следующих друг за другом этапов, составляющих содержание потребностно-деятельностного цикла.
Явление прерывания деятельности небезразлично для психики. Об этом свидетельствует известный эффект незавершённого действия (эффект Б.В. Зейгарник), состоящий в том, что прерванные, незаконченные задачи сохраняются в памяти лучше, чем завершённые.
Для того чтобы в аварийном порядке прервать работу компьютера, достаточно нажать кнопку "reset". Такое обращение с компьютером не рекомендуется: велика вероятность потери информации, увеличивается вероятность поломки винчестеров (у старых моделей), кроме того, компьютеру потребуется некоторое время для перезагрузки.
Точно также, прерывание деятельности — явление, не безразличное для психики человека, так как истощает его психические ресурсы. Истощающий эффект прерываний наиболее сильно сказывается в результате многократных прерываний, когда требуется вновь и вновь возвращаться к первоначальной деятельности.
(128) Один преподаватель психологии отмечает, что ему трудно читать лекцию, если его многократно прерывают. Согласно его наблюдениям, качество лекции заметно снижается после 7 — 9 прерываний. Уже после шестого, седьмого и т.д. прерывания он впадает в своеобразный транс. Возникает ощущение блаженства, глубокого спокойствия, внутреннего света. Это, конечно, хорошо, но нужно продолжать читать лекцию.
И преподаватель с большим трудом вспоминает о том, кто он такой, что он здесь делает. На каком факультете и курсе он читает лекцию, какова её тема, и, наконец, в каком месте лекции произошло прерывание. Это мучительная работа, требующая больших усилий. Со стороны её не видно; постороннему наблюдателю кажется, что преподаватель о чём-то задумался на 5 – 10 секунд.
Если удастся воспользоваться конспектом лекции, то возврат к прерванной деятельности значительно облегчается. Именно ради этого преподаватель всегда носит с собой старые, замусоленные и пожелтевшие от времени конспекты лекций. Наконец, если прерываний было слишком много, то у него возникает ощущение неудачно прочитанной лекции.
Так реагирует на прерывание деятельности зрелый человек, относящийся к выполняемому им делу с полной ответственностью. Неудивительно, что подавляющее большинство детей в условиях многократного прерывания деятельности совсем не могут работать.
В связи с этим важно правильно управлять вниманием учащихся и, особенно, беречь их послепроизвольное внимание. Если ученики заняты делом, то не следует их отвлекать, задавать новые задания и т.п.
Хороший, интересный урок всегда пролетает как бы в одно мгновение, выполняется на одном дыхании. У учащихся остаётся ощущение целостности урока. Это возможно лишь в том случае, если деятельность учащихся прерывалась в течение урока не более чем несколько раз.
Бывает, что учителя сами дезорганизуют учебный процесс, прерывая его по неосторожности или по каким-то другим причинам. Получается, что они сами себе вредят.
(129) Однажды во время урока учительница литературы увидела, что ученик обводит отметки и росписи в своём дневнике. В негодовании она воскликнула: "Дети, вы только посмотрите на него! Что он себе позволяет!" Детям, наверное, на уроке было скучно; они сорвались со своих мест, чтобы посмотреть на дневник нарушителя. Урок был фактически сорван: чтобы вернуть урок в нормальное русло, потребовалось слишком много усилий и времени.
Отметим, что прерывание деятельности не всегда приносит вред. Если деятельность деструктивна, то её, несомненно, следует прервать. Ниже рассматриваются примеры прерывания деятельности, в том числе и неудачная попытка.
(130) Студентка-практикантка сделала замечание расшалившемуся на перемене мальчишке. Он бегал, кричал и никак не реагировал на её замечание. Тогда студентка, полная решимости остановить мальчика, побежала за ним, стала его ловить, смешно растопырив руки. Забавно было на неё смотреть: она бегала как девочка, что совсем не соответствовало ролевым ожиданиям, — учителя так себя не ведут. Неудивительно, что студентка так и не добилась от ученика желаемого поведения.
(131) Две студентки подрались на перемене прямо в коридоре пединститута. Окружающие их студенты сначала удивились, а потом стали их подзадоривать: "Так её, так! Бей крепче!"
Преподавателю психологии пришлось вмешаться, чтобы прекратить потасовку. Он медленно приблизился к дерущимся и закричал во весь свой голос: "Отставить!" Такое поведение со стороны преподавателя было единственно верным: у забияк сработал ориентировочный рефлекс, они сразу же прекратили драку. Чтобы окончательно прервать кулачный бой, преподаватель медленно пересёк пространство между дерущимися, как бы раздвигая их самим собой. При этом он громко, ни к кому не обращаясь, кричал: "Безобразие! Какое вы имеете право так вести себя в институте!" Инцидент был исчерпан.
Сначала преподавателю показалось, что случившееся — дикость, и что такое поведение в стенах пединститута абсолютно недопустимо. Но потом он понял, что ничего особенного не произошло. Бывает же, что весьма респектабельные господа-депутаты передерутся в зале заседаний Госдумы, а потом вся страна над этим смеётся! Что же ожидать тогда от обычных студенток?
(132) Перед уроком физики юноши выпускного класса вышли на улицу подышать свежим весенним воздухом. У десятого класса как раз начинался урок физкультуры, они стали играть в футбол. Выпускники присоединились к игрокам. Они хотели поиграть немного, пока перемена, но потом увлеклись и забыли обо всём.
Неожиданно на поле появился учитель физики. Он не кричал, не ругался, а стал играть вместе со всеми. Так продолжалось совсем недолго, не более двух минут. Затем учитель вдруг взял мяч в руки и остановил игру. Юноши сразу же вспомнили об уроке физики. Вместе с учителем они покинули игровое поле, и пошли учиться.
Игра в футбол прервалась потому, что мяч был выведен из игры. Это ситуация, когда продолжение деятельности невозможно.