Датировка времени написания исторических ветхозаветных книг

Относится к   «Список теоретических статей»


Относится к разделу Библейская критика

Эта статья опубликована автором самостоятельно с помощью автопубликатора, отражает личное мнение автора и может не соответствовать мировоззренческой направленности сайта Fornit. Оценка публикации может даваться в виде голосования (значок качества) или обосновано в обсуждении. Ссылки на обе эти возможности есть внизу статьи.

 

Крупин С.Ю.

 

Датировка времени написания исторических ветхозаветных книг

 

   Хронология написания "исторических" книг Ветхого Завета - более столетия является для учёных мудрецов ареной гладиаторских битв, которым, кажется, не видно конца. Однако, эта, казалось бы вечная тайна открывается очень просто - ключиком "сыны Израилевы" - так обыкновенно именуются евреи в книгах моисеева Пятикнижия (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). Вот например, отрывок из Книги Чисел, глава 5:
2. повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех имеющих истечение, и всех осквернившихся от мертвого,
3. и мужчин и женщин вышлите, за стан вышлите их, чтобы не оскверняли они станов своих, среди которых Я живу.
4. И сделали так сыны Израилевы, и выслали их вон из стана; как говорил Господь Моисею, так и сделали сыны Израилевы.
5. И сказал Господь Моисею, говоря:
6. скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех...
  А вот другой пример: фрагмент из Второй книги царств, глава 10:
17. Когда донесли об этом Давиду, то он собрал всех Израильтян, и перешел Иордан и пришел к Еламу. Сирийцы выстроились против Давида и сразились с ним.
18. И побежали Сирийцы от Израильтян. Давид истребил у Сирийцев семьсот колесниц и сорок тысяч всадников; поразил и военачальника Совака, который там и умер.
19. Когда все цари покорные Адраазару увидели, что они поражены Израильтянами, то заключили мир с Израильтянами и покорились им. А Сирийцы боялись более помогать Аммонитянам.
   Здесь евреи зовутся Израильтянами, а не сынами Израилевыми. И так не только в этом отрывке - во всех судьях-царях богоизбранников почти всюду кличут либо Израильтянами, либо просто Израилем и очень редко сынами Израилевыми.
      Что с того? - следует недоумённый вопрос. У Библии много авторов, у каждого свой вкус. Одни предпочитали "сынов Израиля", а другие - "Израильтян", ведь в Пятикнижии кой-где встречаются всё же "Израильтяне", а в царских книгах иногда - "сыны Израиля". Фишка, однако, в том, что  "сыны Израиля" не рассыпаны однородно по книгам судей-царств. "Сыновние" текстовые фрагменты чересполосятся с фрагментами "Израильтян", что весьма странно для письма одного автора. При более дотошном анализе обнаруживается, что в Книге судей "сыны Израилевы" идеологически обрамляют блоки "Израильтян". Суть идеологии такова.
    При изуверском захвате Ханаана ордой Иисуса Навина  евреи поленились в выполнении божьего приказа о поголовном геноциде всех его народов. Разгневанный Господь решил, что может оно и к лучшему. Можно использовать остаток хананеян для совращения евреев, чтобы был повод их наказать. Хананеи совратят евреев в грех идолопоклонства, а затем станут орудием божьего наказания, учиняя избранному народу военный разгром и порабощение. Евреи вынуждены будут забросить идолов, раскаиваться и молить Господа об избавлении. Тогда милосердный Бог пошлёт им полководца-судью, который освободит божий народ, разгромит поработителей. Но по смерти судьи инородцы вновь совратят евреев и история повторится. Богоизбранный народ будет получать назидание, а заодно упражняться в военном деле.
    В соответствии с этой генеральной установкой Книга судей состоит из повторяющихся блоков. В состоянии мира и благополучия евреи грешат, бог гневаясь, насылает полчища врагов, разгромленные и порабощённые евреи, стеная, разбивают идолов, вопят Господу об избавлении. Всемилостивый Бог воздвигает покаянному народу спасителя-судью, возвращающего мир, и евреи опять за старое - блудно ходят вослед другим богам. Структура блока проясняется из следующего примера:
Книга судей глава 10:
5. И умер Иаир и погребен в Камоне.
(примечание: Иаир - предыдущий судья, обеспечивший мир на текущий момент)
6. Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа и служили Ваалам и Астартам, и богам Арамейским, и богам Сидонским, и богам Моавитским, и богам Аммонитским, и богам Филистимским; а Господа оставили и не служили Ему.
7. И воспылал гнев Господа на Израиля, и Он предал их в руки Филистимлян и в руки Аммонитян;
8. они теснили и мучили сынов Израилевых с того года восемнадцать лет, всех сынов Израилевых по ту сторону Иордана в земле Аморрейской, которая в Галааде.
9. Наконец Аммонитяне перешли Иордан, чтобы вести войну с Иудою и Вениамином и с домом Ефремовым. И весьма тесно было сынам Израиля.
10. И возопили сыны Израилевы к Господу, и говорили: согрешили мы пред Тобою, потому что оставили Бога нашего и служили Ваалам.
11. И сказал Господь сынам Израилевым: не угнетали ли вас Египтяне, и Аморреи, и Аммонитяне, и Филистимляне,
12. и Сидоняне, и Амаликитяне, и Моавитяне, и когда вы взывали ко Мне, не спасал ли Я вас от рук их?
13. А вы оставили Меня и стали служить другим богам; за то Я не буду уже спасать вас:
14. пойдите, взывайте к богам, которых вы избрали, пусть они спасают вас в тесное для вас время.
15. И сказали сыны Израилевы Господу: согрешили мы; делай с нами все, что Тебе угодно, только избавь нас ныне.
16. И отвергли от себя чужих богов и стали служить [только] Господу. И не потерпела душа Его страдания Израилева.
17. Аммонитяне собрались и расположились станом в Галааде; собрались также сыны Израилевы и стали станом в Массифе.
18. Народ и князья Галаадские сказали друг другу: кто начнет войну против Аммонитян, тот будет начальником всех жителей Галаадских.
    Это идеологическое вступление, нашпиговано "сынами Израилевыми". Далее следует повествовательная конкретика о том, как новый судья Иефай Галаадский разгромил полчища аммонитян (отблагодарив Господа за победу жертвоприношением собственной дочери). В этом повествовании нет ни единого "сына Израилева". Но вот умер судья Иефай и снова идеология с теми же "сынами":
Судьи глава 13:1    Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Филистимлян на сорок лет.
     Сакраментальный вопрос "что было раньше, курица или яйцо?",т.е. кто писал раньше "сын Израилев" или "Израильтянин" в данном случае вовсе не вопрос. Конечно, идеологическая рамка "сынов" не могла существовать  без самого повествования "Израильтян". Первичным, безусловно, был "неидеологизированный" рассказ "Израильтянина". Через десятилетия другой писарь - автор "Книги Иисуса Навина (в которой, как и в Пятикнижии, евреи - это "сыны Израилевы"), переработал  Книгу судей, внеся в неё идеологию циклов отступничества и раскаяния. Из этого простого замечания следует важнейший для библеистики вывод о хронологии написания "исторических" книг  Ветхого Завета".  Первыми явно были написаны книги судей и царств, а затем уже Пятикнижие (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие) и Книга Иисуса Навина.
      Кроме идеологических рамок "сын Израилев" дописал в Книгу судей три концевые главы 19-21, повествующие о поголовном надругательстве со смертельным исходом жителей Гивы Вениаминовой над наложницей проходящего левита (жители Гивы желали самого левита, но потом согласились на наложницу), приведшую к братоубийственной войне сборной Израиля против Вениаминова колена с почти полным истреблением последнего. Сюжет явно навеян главой 19 книги Бытие, где повествуется о том, как содомляне поголовно желали познать трёх ангелов. Главы 19-21 Книги судей - явно поздняя вставка, поскольку всего через несколько десятилетий из колена Вениамина был миропомазан первый израильский царь - Саул. Столь нелепой ситуации, чтобы в цари был избран отпрыск почти уничтоженного гомосячьего колена изначальный автор судейской книги допустить не мог.
      Установление относительной датировки (Пятикнижие и Книга Иисуса после судей-царств) определяет также и время начала Пятикнижия. Царско-судейские книги в начальной редакции писались в годы царя Иосии почти впритык к Вавилонскому плену, значит Пятикнижие с Книгой Иисуса писались в плен и послеплен. Столь радикальный вывод, изущий вразрез с традиционным взглядом, подтверждается, однако, целым рядом других отрывков с "сынами Израиля", вкраплённых в книги судей-царств. Наиболее показательно в этом отношении описание строительства храма царём Соломоном, описанное в главах 6-8 третьей книги царств, в котором "сыны Израилевы" выдают его позднее происхождение. 
Третья книга цврств, глава 6:
1. В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу.
11. И было слово Господа к Соломону, и сказано ему:
12. вот, ты строишь храм; если ты будешь ходить по уставам Моим, и поступать по определениям Моим и соблюдать все заповеди Мои, поступая по ним, то Я исполню на тебе слово Мое, которое Я сказал Давиду, отцу твоему,
13. и буду жить среди сынов Израилевых, и не оставлю народа Моего Израиля.
глава 8 (той же книги):
1. Тогда созвал Соломон старейшин Израилевых и всех начальников колен, глав поколений сынов Израилевых, к царю Соломону в Иерусалим, чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давидова, то есть Сиона.
9. В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли Египетской.
63. И принес Соломон в мирную жертву, которую принес он Господу, двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого скота. Так освятили храм Господу царь и все сыны Израилевы.
   И в самом деле, разве мог автор исходного текста про строительство храма расписать его как величайшее чудо мировой архитектуры, облицованное золотом как изнутри, так и снаружи, если современники видели храм воочию собственными глазами. А вот после разрушения храма Навуходоноссором можно было уже сочинять всяческие небылицы.
   Всё вышеизложенное разрешает противоречивость "молитвы" царя Давида из 7 главы Второй книги царств. Вот стих 23:
Вторая книга царств, глава 7

23. И кто подобен народу Твоему, Израилю, единственному народу на земле, для которого приходил Бог, чтобы приобрести его Себе в народ и прославить Свое имя и совершить великое и страшное пред народом Твоим, который Ты приобрел Себе от Египтян, изгнав народы и богов их?
    Из этого стиха, вроде бы, следует, что Давид (вернее автор 7-го дорождественского века, писавший судебно-царские книги) ничего не знает об Исходе из Египта, Моисее и патриархах, поскольку связывает начало божьего покровительства над еврейским народом вовсе не с гипотетическим Исходом из Египта, а напротив, с реальным уходом египтян из Палестины, происшедшем века за полтора до давидова правления вследствие нашествия народов моря. Однако, следующие стихив начале той же 7 главы как будто бы показывают обратное - отличное знакомство Давида (вернее, опять же, автора) с   традиционной историей Исхода:
Вторая книга царств, глава 7:
5. пойди, скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: ты ли построишь Мне дом для Моего обитания,
6. когда Я не жил в доме с того времени, как вывел сынов Израилевых из Египта, и до сего дня, но переходил в шатре и в скинии?
7. Где Я ни ходил со всеми сынами Израиля, говорил ли Я хотя слово какому-либо из колен, которому Я назначил пасти народ Мой Израиля: "почему не построите Мне кедрового дома"?
    Однако, присутствие в этой цитате "сынов Израилевых" предательски выдаёт руку позднего редактора. Так что на самом деле вплоть до самого плена у евреев и в самом деле не было никаких легенд об Исходе, моисее и патриархов - всё это более позднее сочинение пленного и послепленного периода.
     Все, неоднократно встречающиеся в книгах судей-царей Исходы, Моисеи и патриархи - поздние вставки, которые выявляются либо наличием рядом с ними "сынов Израиля", либо смысловым контекстом, либо однообразной штампованностью. Например, часто встречается замызганное клише "бог Авраама, Исаака, Иакова", которое поздние фальсификаторы навставляли в текст, чтобы создать иллюзию знакомства допленных евреев с Моисеем, Авраамом, Исааком и Иаковом-Израилем. На самом деле все эти персонажи - литературные герои, не имеющие реальных прототипов.
     Всё вроде бы получилось гладко и складно. Но имеется один, казалось бы, убийственный аргумент, в мгновение ока разрушающий авторские умозаключения - Книга Закона Моисеева, "найденная" в соломоновом храме в 621 г. до н.э. в царствование Иосии. Сама по себе эта книга, конечно, жреческий подлог, но ведь она свидетельствует о допленной известности Моисея.
     Это, казалось бы, безвыходное противоречие разрешается, тем не менее, весьма просто. Книга, "найденная" при Иосии была не законом Моисея, а законом царя Давида (несохранившемся). Ведь тогда в допленную эру Давид был необычайно авторитетен, поскольку его династия (на момент Иосии) правила в Иерусалиме уже 4 столетия - фантастически невероятный срок для тех бурных времён. Современникам Иосии столь длительный династический период казался вмешательством покровительствующего династии могучего Бога, заключившего с царём-основателем вечный завет. Этим обстоятельством и воспользовались жрецы соломонова храма, сочинившие "Давидов" закон.
     Но всего через три десятилетия после "находки" Иерусалим и Храм были разрушены халдеями, уведшими евреев в Вавилонский плен и последний давидид умер на чужбине. Миф о вечном завете, а с ним и авторитет царя Давида оказались сильно дискредитированы, зато на сцену вышел "оживший" в народном сознании сказочный Моисей. За десятилетия или даже столетия жрецы плавно перетянули закон с давида на Моисея, сочинив сначала параллельный моисеев закон - книгу Второзаконие, одни статьи которого совершенно не противоречили  закону Давида, а другие дополняли его. Некоторое время оба закона сосуществовали , но о давидовом законе поминали всё реже и реже, а потом и вовсе "утеряли" за ненадобностью, а закон, найденный в Храме приписали Моисею.
      И наконец, откуда взялся термин "сыны Израиля"? На каком-то этапе создания Пятикнижия в нём появился персонаж Израиль - отец родоначальников двенадцати израильских колен (племён). Через некоторое время сынами этого патриарха Израиля (Иакова) стали именовать всех его гипотетических потомков, а не только непосредственно сыновей. Скорее всего это произошло уже после возвращения из евреев на родину из семидесятилетнего вавилонского пленения.



Автор Крупин Сергей
Список публикаций >>

Обсуждение Еще не было обсуждений.



Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

В предметном указателе: Внешность современного мужчины | Взаимоотношения церкви и государства на современном этапе российской истории | Возможные концепции бессмертия в современной культуре | Восприятие времени в космическом пространстве | Восприятие пространства и времени | Временная связь в нейроннах | Динамика цифрового неравенства в современном мире | Исследование хронобиологических особенностей восприятия времени и пространства у спортсменов | Кавитационные и вихревые теплогенераторы. Проблема измерения кпд. Свободная энергия. Современный вечный двигатель. Perpetuum Molibe | Кратчайшая история времени | Научный журнал принял к публикации статью, написанную компьютером | Московский исторический музей | Гравитационный аналог исторического опыта по электромагнитной индукции | Карлос Кастанеда | книга Марины Шадури Незримое, ... | масару эмото вода | масару эмото послание воды | Послания воды Масару Эмото | Книга по психологии | Детские книги | 35% россиян не читают книги, а 18% даже не имеют их | Fornit Книги | Изданные книги сайта Форнит
Последняя из новостей: Невероятное у нормальных людей и животных стимулирует исследовательское поведение, а очевидное заставляет оставаться при своем мнении: Протест очевидности или почему люди спорят?.

Ученые создали первый в мире искусственный организм с одной хромосомой
Вооруженные генетическим редактором CRISPR ученые сумели создать вполне жизнеспособный искусственный организм, геном которого состоит всего из одной хромосомы. Тем самым, как сообщает авторитетный журнал Nature, был установлен новый мировой рекорд.
 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:00
Всего:697882

Авторские права сайта Fornit
Яндекс.Метрика