Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Пассивный (бесцельный) режим мышления

Относится к   «Организации механизмов мозга человека»

Роль пассивного режима работы мозга в интеллектуальной адаптации.

Относится к разделу Адаптология

Пассивный режим мозга (СПРРМ, также нейронная сеть оперативного покоя, default mode network) характеризует состояние мозга, когда он не занят выполнением какой-то конкретной задачи. Это зачастую - фоновый режим работы мозга (невозможно проследить за его работой, хотя, буду основным, изменяет информационную картину осознания происходящего), который активируется, когда мы отдыхаем, мечтаем или просто позволяем своим мыслям блуждать.

Недавно открытый пассивный режим мышления пока не имеет достаточно ясных описаний адаптивной функциональности, тем более - механизмов реализации. Существуют много противоречивых утверждений, но в целом фактического материала достаточно (fornit.ru/ax1-85), чтобы обобщить его во вполне понятную модель для использования в прототипе индивидуальной адаптивности Beast (fornit.ru/beast).

Пассивный режим:

- участвует в автобиографическом и других типах описания себя; это все, что направлено на собственное «я»;

- способствует распознаванию, описанию и анализу эмоций себя и других людей;

- контролирует различение хорошего и плохого в понимании социума и морали;

- отвечает за социальное взаимодействие понимание социальных характеристик и статуса группы и ее отдельных представителей;

- задействована при воспоминаниях о прошлом и размышлениях о будущем, особенно когда это касается самого человека;

- активна при креативном мышлении, развитии идей.

Сеть мозга по умолчанию вовлечена больше в развитие одной какой-либо идеи.

 

Пассивный, бесцелевой режим мышления и активный режим целевого решения проблемы

Оба режима становятся возможны только тогда, когда актуальные стимулы оказываются слишком непонятны, непривычны, не требуют немедленного действия так, что их обработка не дает результата на первом, простейшем уровне оценки приемлемости отварного действия и на втором уровне реализации опыта на основе эпизодической памяти (fornit.ru/66411). В этом случае при оценке ситуации как опасной, требующей немедленного ответа, обработка удерживаемого гиппокампом актуального стимула вызывает определение цели ответного реагирования и активного мышления для достижения такой цели.

Если же нет необходимости или возможности реагировать, то возникает пассивный, бесцельный режим мышления об этом стимуле.

В случае полной депривации восприятия пассивный режим активируется, начиная с последнего удерживаемого стимула, а затем переходя к цепочечному извлечению их эпизодической памяти наиболее значимых, оставленных ранее без внимания стимулов. Довольно быстро наступает общее торможение и возникает первое сновидение на основе текущего значимого образа.

Засыпание всегда начинается с преобладающего пассивного режима мышления (даже если кажется, что в голове нет никаких мыслей).

 

Пассивный режим мышления нельзя назвать непроизвольным, потому что он может быть произвольно активизирован так же, как произвольно может быть активирован режим целевого решения проблемы. Для этого достаточно обратить внимание на значимый образ и перестать об этом думать и тогда на основе этого образа начнутся циклы его обработки в пассивном режиме мышления. При этом можно начать активно пытаться решить целевую проблему (необязательно оставленную для фонового пассивного режима) и если в фоне возникнет стоящая мысль, то произойдет инсайт (озарение), эта мысль завладеет главным активным циклом мышления. Но и главный цикл мышления (тот, что обновляет информационную картину и тем самым осознается в переживаниях) может перейти в пассивный режим.

Пассивный режим мышления также не следует называть "внутренним диалогом", потому что он чаще не сопровождается диалоговой формой последовательности образов. Это - некая свободная (в том числе произвольно направляемая) форма размышления, потому что пассивный режим - всегда использует функционал мышления и его промежуточные результаты дополняют общую информационную картину, которая есть основа субъективных переживаний и решений проблем: каждая итерация циклов мышления исходит из контекста общей информационной картины, дополняет ее новой информацией и вызывает новый проход с новыми запросами к информационным функциям (fornit.ru/67865).

 

Адаптивная функциональность пассивного режима мышления

Адаптивная функциональность пассивного режима мышления заключается в способности мозга обрабатывать информацию и решать проблемы, не требуя активного участия сознания. В этом состоянии мозг способен автоматически анализировать данные, выявлять закономерности и делать выводы, даже когда мы не сознательно фокусируемся на задаче.

К примеру, во время пассивного режима мы можем снизить внимание или засыпать, а мозг все равно будет продолжать работать над проблемой, иногда даже придумывая инновационные решения.

Таким образом, пассивный режим мышления позволяет нам эффективно использовать ресурсы мозга и при необходимости автоматически переключаться на решение задач без активного участия сознания.

 

Однако, пассивное мышление также может иметь свои ограничения, особенно в случаях, когда требуется креативное или инновационное мышление. В таких ситуациях активное участие сознания и осознанное решение задачи могут быть более эффективными.

Важно понимать, когда следует использовать пассивное мышление, и когда лучше перейти к активному режиму. Пассивное мышление может быть полезным при решении рутинных задач или когда требуется временно отвлечься, но не всегда является оптимальным вариантом для всего.

Важно найти баланс между активным и пассивным мышлением, чтобы использовать свой ум наиболее эффективно.

 

Пассивное мышление может также способствовать развитию интуиции и вдохновению, поскольку оно позволяет ума свободно блуждать и воспринимать новые идеи. Однако, для достижения целей и выполнения задач может потребоваться активное стратегическое мышление.

·         Обнаружение ошибок: в то время как мы заняты выполнением какой-то задачи, ПРМ может обнаруживать ошибки или несоответствия в наших действиях и предупреждать нас об этом.

·         Решение проблем: когда мы сталкиваемся с проблемой, ПРМ может помочь нам найти решение, даже если мы не осознаем этого. Например, во сне могут прийти идеи или решения, которые мы не могли найти в состоянии бодрствования.

·         Приспособление к новой информации: ПРМ помогает нам интегрировать новую информацию в наши знания и понимание мира. Он также играет важную роль в процессах обучения и памяти.

·         Генерация новых идей: ПРМ может стимулировать творческое мышление и генерацию новых идей. Многие люди отмечают, что лучшие идеи приходят к ним, когда они позволяют своему уму блуждать.

·         Улучшение эмоционального состояния: ПРМ может помочь нам справиться со стрессом и тревогой, предоставляя возможность отвлечься от негативных мыслей и эмоций.

Несомненно то, что пассивное мышление использует механизм субъективной оценки значимости образов, в том числе новых фантазий, что и является критерием полезности возникающих мыслей и причиной инсайтов (озарений).

Имеющаяся информация позволяет уверенно утверждать, что пассивный режим мышления - достаточно древнее образование, которое в случае человека развилось так же, как функционал целевого мышления.

 

Использует ли механизм сновидений пассивный режим мозга?

Сновидения возникают в пассивном режиме мозга, это - его естественный режим, в отличие от искусственной патологии - "осознанных" сновидений.

Во время сна наш мозг переходит в особый режим работы, который называется быстрым сном или REM-сном (от английского Rapid Eye Movement). Именно в этот период мы видим сны.

Во время REM-сна происходит активация пассивного режима мозга. Исследования показывают, что в этот период увеличивается активность в тех же областях мозга, которые активны и в состоянии бодрствования, когда мы занимаемся сложными когнитивными задачами. Это говорит о том, что сновидения могут играть важную роль в обработке информации, консолидации памяти и решении проблем.

Кроме того, сновидения могут быть связаны с творческим процессом. Многие люди отмечают, что идеи и решения приходят к ним во сне. Это может быть связано с тем, что в состоянии сна наш мозг способен делать связи между различными областями знаний и опыта, которые в состоянии бодрствования были бы недоступны.

 

«Осознанные сновидения» переводят режим сна из пассивного в целевой активный

При этом теряется вся та функциональность пассивного режима, ради которого он и возник в эволюции и ради чего во сне появляются сновидения.

 

Пассивный режим мышления и лень

Это - не одно и тоже, хотя многие считают эти понятия синонимами (fornit.ru/68271). Тем более пассивный режим - не прокрастинация. Пассивный режим подготавливает информацию для более эффективной работы целевого режима и, тем самым, способствует достижению цели, чего не скажешь о лени. Лень прямо приводит к деадаптации мыслительных возможностей.

Этот процесс может сильно увлекать, вплоть до того, что становится мучительным, как это бывает при некоторых психопатологиях.

В пассивном режиме мозг обрабатывает информацию, полученную ранее, «укладывая» её в долговременную память. При этом активируются те же самые области коры больших полушарий, которые работали во время обучения.

Пассивный режим работы мозга помогает человеку оставаться человеком. Во время этого режима человек погружается в свои мысли, фантазирует, воображает, мечтает. Благодаря этому он может прогнозировать будущее, планировать свои действия, строить отношения с другими людьми.

Лень может возникать, когда предмет приложения пассивного режима будет исчерпан, как это бывает во сне, когда заканчивается сюжет сновидения и возникает "медленная" фаза сна.

Если животное имеет мало жизненного опыта, его эпизодическая память скудна, то пассивный режим может заканчиваться быстро или даже вообще не начинаться.

 

 

Пассивный режим мышления и лень

В системе Beast реализована версия пассивного режима мышления и прояснились некоторые интересные моменты.

Вообще надо заметить, что разработка версий даже отдельных механизмов в составе целой системы, накладывает на них определенные рамки и направляет реализацию так, что с очевидностью становится видно, почему именно данный механизм оказывается основан на таких-то принципах: все другое вступает во взаимные противоречия с системой. Самым впечатляющим примером является нахождение принципов условных рефлексов (fornit.ru/64936). При этом вариантов реализации таких принципов оказывается много.

Вот и с пассивным режимом мышления вышла примерно такая же история. Он довольно легко наблюдается субъективно по конечным результатам работы тех или иных ментальных запросов, стоит только задуматься о каком-то объекте внимания или вспомнить сюжет сновидения.

Самое главное, что требуется для начала реализации такого режима (когда нет целевых проблем, можно расслабиться, но и нет состояния лени) - это определить, какие объекты внимания и в каком приоритете возникают для их нецелевого осмысления. Была составлена такая функция, использующая все имеющиеся виды памяти опыта и остаточной активности режима целевой проблемы. Сразу стала понятна эволюционная последовательность развития возможностей пассивного режима. Это хорошо коррелирует с последовательностью развития эпизодической памяти (fornit.ru/67439), которая сначала имеет функцию фиксации значимостей стимулов ("семантическая память"), строя модели понимания образов. И только потом возникает память правил типа стимул->реакция->эффект, которая и определяет свойства эпизодической памяти (fornit.ru/67560).

Если образ в данных условиях еще не имеет определенной значимости (fornit.ru/67439) по пережитому опыту, то это вызывает интерес к нему. Такой образ в составе активного режима целевой проблемы записывается в кадр памяти с нулевой значимостью. Но в пассивном режиме выявляются недодуманные эпизоды (не было времени об этом думать) и появляется источник объектов для пассивного мышления. Конечно же, первым выбирается наиболее экстремально значащий из них по эффекту сопутствующего правила (это - вообще общая политика адаптивности в конкуренции значимостей).

Если выбран образ для размышления о нем, то возникает задача механизма обработки. И субъективное наблюдение и сновидения показывают, что такой механизм находит возможное продолжение цепочки эпизодов в сторону экстремальной значимости последствий (максимальный негатив или позитив). И так начинает возникать сценарий сновидения (беседы ни о чем, фантазирования).

Это должен быть очень простой и эффективный механизм, имеющий две возможных функции: древняя - нахождение предположительной значимости "пустых" кадров эпизодов и, более творческий - нахождение вероятного продолжения от данного образа. В первом случае просто для данных условий становится более понятным образ, а во втором, в случае нахождения очень высокой значимости последствий возникает прерывание пассивного режима и осознание образа последствий. Если режим был в фоновом (бессознательном цикле), то возникает инсайт и цикл становится осознаваемым, а появившееся в осознании правило пишется в эпизодическую память - как возможные последствия. При этом могут возникать самые фантастические сочетания причин и следствий, что, видимо, является основой для нахождения новых мыслей (кроме механизма аналогий, применяемых в поддержке доминант нерешенной проблемы).

Вариант такого механизма был создан. Если первая задача пассивного мышления довольно легко может быть оттестирована даже при небольшом жизненном опыте, то для второй требует накопления достаточно большого опыта, соответствующего более, чем пятилетнему возрасту развития.

Этот механизм мог бы использоваться в GPT-системах. Разработчики из ОpenIA пишут, что для развития chatGPT5 им не хватает всей информации интернета. Но даже если бы и хватило, это не даст возможность нейросетям творчески фантазировать. Так что на простой вопрос: "Как сделать мед из яда гадюки?" GPT отвечает: "Извините, но я не могу предоставить информацию или инструкции о процессе создания меда из яда гадюки. Употребление яда гадюки в пищу является опасным и не рекомендуется".

 

У человека нет образа значимости меда в условиях его изготовления из яда гадюки, но свободно подумав об этом, он заполнит "пустой" кадр предположительной значимостью. Для разных стилей ситуации (хорошее, плохое настроение, пищевое, половое, защитное, агрессивное и т.д. поведение) человек легко вообразит какой-то с его точки зрения подходящий ответ. Но для GPT это - непреодолимо. У нее нет личного отношения (значимостей) и нет иерархии контекстов, в которых эта значимость обретает определенный смысл.

 

Реализация пассивного режим мышления

В системе Beast реализована версия пассивного режима мышления и прояснились некоторые интересные моменты.

Вообще надо заметить, что разработка версий даже отдельных механизмов в составе целой системы, накладывает на них определенные рамки и направляет реализацию так, что с очевидностью становится видно, почему именно данный механизм оказывается основан на таких-то принципах: все другое вступает во взаимные противоречия с системой. Самым впечатляющим примером является нахождение принципов условных рефлексов (fornit.ru/64936). При этом вариантов реализации таких принципов оказывается много.

Вот и с пассивным режимом мышления вышла примерно такая же история. Он довольно легко наблюдается субъективно по конечным результатам работы тех или иных ментальных запросов, стоит только задуматься о каком-то объекте внимания или вспомнить сюжет сновидения.

Самое главное, что требуется для начала реализации такого режима (когда нет целевых проблем, можно расслабиться, но и нет состояния лени) - это определить, какие объекты внимания и в каком приоритете возникают для их нецелевого осмысления. Была составлена такая функция, использующая все имеющиеся виды памяти опыта и остаточной активности режима целевой проблемы. Сразу стала понятна эволюционная последовательность развития возможностей пассивного режима. Это хорошо коррелирует с последовательностью развития эпизодической памяти (fornit.ru/67439), которая сначала имеет функцию фиксации значимостей стимулов ("семантическая память"), строя модели понимания образов. И только потом возникает память правил типа стимул->реакция->эффект, которая и определяет свойства эпизодической памяти (fornit.ru/67560).

Если образ в данных условиях еще не имеет определенной значимости (fornit.ru/67439) по пережитому опыту, то это вызывает интерес к нему. Такой образ в составе активного режима целевой проблемы записывается в кадр памяти с нулевой значимостью. Но в пассивном режиме выявляются недодуманные эпизоды (не было времени об этом думать) и появляется источник объектов для пассивного мышления. Конечно же, первым выбирается наиболее экстремально значащий из них по эффекту сопутствующего правила (это - вообще общая политика адаптивности в конкуренции значимостей).

Если выбран образ для размышления о нем, то возникает задача механизма обработки. И субъективное наблюдение и сновидения показывают, что такой механизм находит возможное продолжение цепочки эпизодов в сторону экстремальной значимости последствий (максимальный негатив или позитив). И так начинает возникать сценарий сновидения (беседы ни о чем, фантазирования).

Это должен быть очень простой и эффективный механизм, имеющий две возможных функции: древняя - нахождение предположительной значимости "пустых" кадров эпизодов и, более творческий - нахождение вероятного продолжения от данного образа. В первом случае просто для данных условий становится более понятным образ, а во втором, в случае нахождения очень высокой значимости последствий возникает прерывание пассивного режима и осознание образа последствий. Если режим был в фоновом (бессознательном цикле), то возникает инсайт и цикл становится осознаваемым, а появившееся в осознании правило пишется в эпизодическую память - как возможные последствия. При этом могут возникать самые фантастические сочетания причин и следствий, что, видимо, является основой для нахождения новых мыслей (кроме механизма аналогий, применяемых в поддержке доминант нерешенной проблемы).

Вариант такого механизма был создан. Если первая задача пассивного мышления довольно легко может быть оттестирована даже при небольшом жизненном опыте, то для второй требует накопления достаточно большого опыта, соответствующего более, чем пятилетнему возрасту развития.

Этот механизм мог бы использоваться в GPT-системах. Разработчики из ОpenIA пишут, что для развития chatGPT5 им не хватает всей информации интернета. Но даже если бы и хватило, это не даст возможность нейросетям творчески фантазировать. Так что на простой вопрос: "Как сделать мед из яда гадюки?" GPT отвечает: "Извините, но я не могу предоставить информацию или инструкции о процессе создания меда из яда гадюки. Употребление яда гадюки в пищу является опасным и не рекомендуется".

У человека нет образа значимости меда в условиях его изготовления из яда гадюки, но свободно подумав об этом, он заполнит "пустой" кадр предположительной значимостью. Для разных стилей ситуации (хорошее, плохое настроение, пищевое, половое, защитное, агрессивное и т.д. поведение) человек легко вообразит какой-то с его точки зрения подходящий ответ. Но для GPT это - непреодолимо. У нее нет личного отношения (значимостей) и нет иерархии контекстов, в которых эта значимость обретает определенный смысл.

 

 

 



Обсуждение Еще не было обсуждений.


Дата публикации: 2024-05-24

Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

В предметном указателе: Жизненный опыт переводит ранее осознаваемое в неосознаваемое, провоцируя в этом умственную пассивность | Пассивный режим мышления и лень | Дефолтная сеть (сеть пассивного режима работы мозга). Обзор иностранных источников | Общие сведения о пассивном режиме | Механизм прогноза | Опережающее возбуждение | Сущность предвидения | ВЛИЯНИЕ ПОВРЕЖДЕНИЕ ПРЕФРОНТАЛЬНОЙ КОРЫ НА ПОВЕДЕНИЕ СОБАК В УСЛОВИЯХ КОНФЛИКТА МЕЖДУ ВЕРОЯТНОСТЬЮ И ЦЕННОСТЬЮ ПОДКРЕПЛЕНИЯ | Мозговая основа субъективных переживаний | Опережающее возбуждение или сущность прогноза | Преждевременное (ускоренное) старение: причины, диагностика, профилактика и лечение | Исследование мышления | Мышление | Мышление человека | Принцип функционирования мозга | Формирование мышления | Что такое интеллект | АВТОМАТИЗМЫ МЫШЛЕНИЯ: Автоматизмы, или умственные привычки | Воспоминания, сновидения, размышления К. Г. Юнг
Последняя из новостей: Книга о сознании, о сути субъективного опыта (квалиа): Субъективность.

Обнаружен организм с крупнейшим геномом
Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека.

Тематическая статья: Верификация теорий сознания

Рецензия: Статья П.К.Анохина ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
 посетителейзаходов
сегодня:22
вчера:27
Всего:950

Авторские права сайта Fornit