В.Б.Дорохов
Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, Москва, Россия
Технологии «виртуальной реальности» основаны на свойстве человеческой психики оперировать субъективными образами, что позволяет ощущать «эффект присутствия» при деятельности человека в виртуальном мире. Компьютерные автомобильные симуляторы дают возможность достигать эффектов погружения в виртуальный мир вождения автомобиля довольно простыми способами. При этом особую роль играет опыт вождения автомобиля, автоматизмы водителя и реалистичность игрового мира.
Центральным звеном в исследовании адаптивного поведения человека является этап оценки результатов деятельности. Нарушения деятельности, рассогласование планируемого результата с наличным, вызывают изменение поведения и активацию сознания. Причиной возникновения ошибок в деятельности являются разнообразные факторы, как объективного, так и субъективного характера.
Исследование психофизиологических механизмов возникновения ошибок в деятельности требует анализа основных элементов функциональной системы организма, участвующих в исследуемой деятельности. Этому требованию удовлетворяют метод полиграфической регистрации, который в настоящее время может быть реализован компьютерными сомнологическими полиграфами, укомплектованными мультимедийными устройствами и миниатюрными специализированными сенсорами, предназначенными для длительной регистрации разнообразных физиологических показателей во время сна.
Испытуемые: мужчины со стажем вождения не менее 1 года (n=15). Длительность эксперимента 3-10 часов.
Автомобильный симулятор: Программа «Дальнобойщики-2» с возможностью регистрации поведения водителя путем сохранения видеофильма с запоминанием параметров движения автомобиля (скорость, переключение передач, обороты двигателя, наличие бензина). Компьютерный проектор. Руль (с тактильной обратной связью), коробка передач, педали.
Полиграфия: Сомнологический полиграф (фирмы «Sagura Medizintechnik GmbH”).
Физиологические показатели: ЭЭГ (3), ЭМГ (1), ЭКГ (1), ЭОГ (2), КГР (2), температура, пульсоксиметрия (SpO2, плетизмограмма, пульс), дыхание (1), движение руки (1), голос.
Поведенческие показатели: 1) Видеофильм поведения водителя, 2) Видеозапись движения автомобиля, 3) Звуковая запись диалога водителя и методиста, 4) Метки – при прохождении маршрута, которыми методист джойстиком или компьютерными метками отмечает важные точки маршрута и появление значимых событий.
Субъективные показатели: Отчет, вопросы, ответы. При совершении ошибок, водитель голосом сообщает причину ошибки. Методист дает рекомендации по маршруту и уточняет причину ошибок. При проезде светофоров водитель сообщает цвет светофора.
Инструкция: Движение по кольцевому маршруту длительностью 40 - 60 м, обязательное выполнение правил уличного движения: ограничения скорости, правила обгона, предписания светофора и т.д. Кроме инструкции получаемой от методиста, контроль движения в игровом мире осуществляет полиция. Нарушением деятельности считается несоблюдение правил дорожного движения. Качество вождения оценивалось по количеству пересечений осевой и боковой линий , скорости движения и т. д.
Психологическое тестирование: 1) до и после эксперимента, 2) во время эксперимента, при кратковременных остановках после каждого круга.
Результаты: Проведена
предварительная классификации нарушений деятельности при моделировании вождения
на автомобильном симуляторе. Полученные результаты показывают возможность
предсказания появления нарушений деятельности по физиологическим и
поведенческим показателям испытуемых и их зависимость от характера ошибок,
вызываемых развитием стресса, утомления и дремотного состояния.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на статью | Топик ТК: Системные исследования механизмов адаптивности |
| ||||||||||||