Главная книга сайта Форнит: «Мировоззрение». Другие книги:
«Познай себя», «Основы адаптологии», «Вне привычного» и Лекторий МВАП.
 
 

Этот материал взят из источников в интернете: 0, 1, 2 Вся грамматика источников сохранена.

Выделения в тексте - мои.<br>Мои коммнтарии включены синим цветом.

Виртуальная реальность и полиграфия

Относится к   «Cборник статей по исследованиям психических явлений»

Виртуальная реальность и полиграфия

«ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» И ПОЛИГРАФИЯ: КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

В.Б.Дорохов

 

Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, Москва, Россия

           Технологии «виртуальной реальности» основаны на свойстве человеческой психики оперировать субъективными образами, что позволяет ощущать  «эффект присутствия» при деятельности человека  в виртуальном мире. Компьютерные автомобильные симуляторы дают возможность достигать эффектов погружения в виртуальный мир вождения автомобиля довольно простыми способами. При этом особую роль играет опыт вождения автомобиля, автоматизмы водителя и реалистичность игрового мира.

Центральным звеном в исследовании адаптивного поведения человека  является этап оценки результатов деятельности. Нарушения деятельности, рассогласование планируемого результата с наличным, вызывают изменение поведения и активацию сознания. Причиной возникновения ошибок в деятельности являются разнообразные факторы, как объективного, так и субъективного характера. 

Исследование психофизиологических механизмов возникновения ошибок в деятельности требует анализа основных элементов функциональной системы организма, участвующих в исследуемой деятельности. Этому требованию удовлетворяют метод полиграфической регистрации, который в настоящее время может быть реализован компьютерными сомнологическими полиграфами, укомплектованными мультимедийными устройствами и миниатюрными специализированными сенсорами, предназначенными для длительной регистрации разнообразных физиологических показателей во время сна.

Испытуемые: мужчины со стажем вождения не менее 1 года (n=15). Длительность эксперимента 3-10 часов.

Автомобильный симулятор: Программа «Дальнобойщики-2» с возможностью регистрации поведения водителя путем сохранения видеофильма с запоминанием параметров движения автомобиля (скорость, переключение передач, обороты двигателя, наличие бензина). Компьютерный проектор. Руль (с тактильной обратной связью), коробка передач, педали.

Полиграфия: Сомнологический полиграф (фирмы «Sagura Medizintechnik GmbH”).

Физиологические показатели: ЭЭГ (3), ЭМГ (1), ЭКГ (1), ЭОГ (2), КГР (2), температура, пульсоксиметрия (SpO2, плетизмограмма, пульс), дыхание (1),  движение руки (1), голос.

Поведенческие показатели: 1) Видеофильм поведения водителя, 2) Видеозапись движения автомобиля, 3) Звуковая запись диалога водителя и методиста, 4) Метки – при прохождении маршрута, которыми методист джойстиком или компьютерными метками отмечает важные точки маршрута и появление значимых событий.

Субъективные показатели:  Отчет, вопросы, ответы. При совершении ошибок, водитель голосом сообщает причину ошибки. Методист дает рекомендации по маршруту и уточняет причину ошибок. При проезде светофоров водитель сообщает  цвет светофора.

Инструкция: Движение по кольцевому маршруту длительностью 40 - 60 м, обязательное выполнение  правил уличного движения: ограничения скорости, правила обгона, предписания светофора и т.д. Кроме инструкции получаемой от методиста, контроль движения в игровом мире  осуществляет полиция. Нарушением деятельности считается несоблюдение правил дорожного движения. Качество вождения оценивалось по количеству пересечений осевой и боковой линий , скорости движения  и т. д.

 Психологическое тестирование: 1) до и после эксперимента, 2) во время эксперимента, при кратковременных остановках после каждого круга.

Результаты: Проведена предварительная классификации нарушений деятельности при моделировании вождения на автомобильном симуляторе. Полученные результаты показывают возможность предсказания появления нарушений деятельности по физиологическим и поведенческим показателям испытуемых и их зависимость от характера ошибок, вызываемых развитием стресса, утомления и дремотного состояния.



Обсуждение Еще не было обсуждений.


Дата публикации: 2003-05-27
Последнее редактирование: 2018-04-19

Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе:
Этот материал взят из источников в интернете: 0, 1, 2 Вся грамматика источников сохранена.



Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

В предметном указателе: Безусловная вера | божестевенный акт творения | Виртуальные шаблоны понятий | Непознаваемое | О мистике, ее сути и свойствах | Сказочные мечты | Сознание - телевизионный прием... | Сущность мистики | Счастливый Переход | Чистая Красота | Объективная реальность | Правда и ложь | Голливуд создает реальность | О приведении к очевидности как доказательстве в реальности | П. Гаряев ВОЛНОВАЯ ГЕНЕТИКА КАК РЕАЛЬНОСТЬ с комментариями | Попы в школе — мифы и реальность | Про Трансерфинг реальности | Сверхценные идеи: реальность, которая превращается в мифы | Что такое реальность
Последняя из новостей: Про то, как опытные журналюги, блоггеры и артисты используют свои навыки для вранья в пользу своих представлений и активно продвигают это вранье методами изощренной, давно отрепетированной риторики.
: Почему артисты становятся президентами.

Как популяризация убивает науку
Новое исследование утверждает: чтение научно-популярных статей заставляет людей игнорировать экспертные мнения
 посетителейзаходов
сегодня:55
вчера:66
Всего:18352163

Авторские права сайта Fornit
Яндекс.Метрика