Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.

Шимпанзе способны к бескорыстной взаимопомощи

Относится к   «Человек среди животных»

Груминг — взаимное вычесывание паразитов — широко распространенный у обезьян способ общения и укрепления дружеских связей. Это, конечно, альтруистическое поведение, но не совсем бескорыстное (фото с сайта www.chimpanzoo.org)
Груминг — взаимное вычесывание паразитов — широко распространенный у обезьян способ общения и укрепления дружеских связей. Это, конечно, альтруистическое поведение, но не совсем бескорыстное (фото с сайта www.chimpanzoo.org)

Эксперименты с полуторагодовалыми детьми и молодыми шимпанзе показали, что и те и другие готовы бескорыстно помочь человеку, попавшему в затруднительную ситуацию, если только могут понять, в чем состоит трудность и как ее преодолеть. Бескорыстный альтруизм у шимпанзе впервые удалось зарегистрировать в строгом эксперименте. Прежние попытки такого рода оканчивались неудачей из-за того, что в ходе эксперимента, чтобы продемонстрировать альтруизм, шимпанзе должны были поделиться с кем-то пищей. На этот раз экспериментаторы не требовали от них столь ужасных жертв.

Многие животные (например, общественные насекомые) бескорыстно помогают близким родственникам; иногда заботятся и о неродственных особях, но такая помощь обычно подкрепляется непосредственной выгодой для помогающего. В обоих случаях альтруистическое поведение способствует выживанию и распространению «своих» генов в следующих поколениях, и потому поддерживается отбором.

Бескорыстная помощь неродственным особям встречается крайне редко. Многие ученые считают, что это свойство присуще только человеку, а у животных полностью отсутствует. Сотрудники института Эволюционной антропологии им. Макса Планка (Лейпциг, Германия) в серии экспериментов показали, что не только маленькие дети, еще не умеющие говорить, но и молодые шимпанзе охотно помогают человеку, попавшему в трудную ситуацию, причем делают это совершенно бескорыстно.

В опытах участвовали 24 ребенка в возрасте 18 месяцев и три молодых шимпанзе (трех- и четырехлетние). Дети и обезьяны наблюдали, как взрослый человек тщетно пытается справиться с какой-то задачей, и могли ему помочь, если у них возникало такое желание (но специально их к этому никто не подталкивал). Никакой награды за помощь они не получали.

Четыре вида задач, применявшихся в эксперименте

Категория задачи

Пример ситуации

«Не достать»

Человек случайно роняет карандаш, пытается поднять и не может – не дотягивается (эксперимент) или нарочно бросает и равнодушно смотрит (контроль)

«Физическое препятствие»

Человек хочет положить в шкаф пачку журналов, но «не догадывается» открыть дверцы и «врезается» в них (эксперимент), или пытается положить журналы на верх шкафа, врезаясь при этом в дверцы (контроль)

«Неправильный результат»

Человек кладет книгу на верх стопки, но она падает (эксперимент), или кладет рядом со стопкой (контроль)

«Неправильный способ»

Человек роняет ложку в маленькое отверстие и пытается через него же достать ее, «не замечая» большого отверстия в боковой стенке ящика (эксперимент) или нарочно бросает ложку в отверстие и не пытается ее достать (контроль).

Полуторагодовалые дети охотно помогали незнакомому человеку справиться с возникшей трудностью во всех четырех экспериментальных ситуациях (и не проявляли активности в контрольных экспериментах, где общая ситуация была похожей, но помощь не требовалась).

Шимпанзе вели себя точно так же, но лишь в одной из четырех ситуаций, а именно в первой, где и «цель» экспериментатора, которой он не мог достичь, и способ ее достижения были наиболее очевидны. По-видимому, в остальных трех ситуациях шимпанзе, в отличие от детей, просто не могли понять, в чем проблема — не могли «просчитать» цели экспериментатора, смысл его действий и результат, которого он хочет добиться.

В прежних экспериментах такого рода не удавалось зарегистрировать бескорыстное альтруистическое поведение у шимпанзе, потому что в этих экспериментах, чтобы продемонстрировать альтруизм, обезьяна должна была поделиться с экспериментатором (или другим шимпанзе) пищей. В природе шимпанзе активно конкурируют друг с другом за пищу и делиться не любят. Однако, как выяснилось, они готовы прийти на помощь постороннему, если речь идет об «инструментальных» задачах, не связанных с едой. Кстати, перед тем, как отдать экспериментатору оброненный им предмет, шимпанзе значительно дольше, чем дети, исследовали его и отдавали, только убедившись в его полной несъедобности.

Таким образом, бескорыстная взаимопомощь не является чисто человеческим свойством и зачатки такого поведения, по-видимому, имелись уже у общих предков человека и шимпанзе, живших около 6 млн лет назад. Дальнейшее развитие этих способностей в ходе эволюции наших предков, несомненно, сыграло огромную роль в становлении человеческого разума и социальности.

В «дополнительных материалах» к статье, представленных в интернете, имеются очаровательные видеоклипы, показывающие, как малыши и обезьянки «выручают» взрослых дядь и теть в различных трудных ситуациях.

Источник:
Felix Warneken, Michael Tomasello. Altruistic Helping in Human Infants and Young Chimpanzees // Science. 2006. V. 311. P. 1301-1303.

Александр Марков

Последнее редактирование: 2018-04-19

Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе:
Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.



Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

В предметном указателе: За различия между человеком и шимпанзе ответственна генная регуляция | Древние люди и шимпанзе имели общих потомков | Расшифрован геном шимпанзе | Альтруистическое поведение у шимпанзе | Шимпанзе хранят и чтут культурную традицию | У шимпанзе и орангутанов нашли автобиографическую память | Шимпанзе нравится интеллектуальная работа | Осознание себя у шимпанзе | Шимпанзе сознательно улучшают свои инструменты | Динамика и факторы развития интеллектуальных способностей | Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Спасительная способность - вообразить | Младенцы способны к логическим рассуждениям и построению гипотез | Развитие творческих способностей в онтогенезе | Склонность к наркомании и азартным играм связана с неспособностью учиться на своих ошибках | Топ-5 продуктов повышающих умственные способности | Создана синтетическая ДНК, способная размножаться и эволюционировать | Обезьяны тоже способны представлять будущее | Способность к построению минерального скелета была свойственна животным изначально
Последняя из новостей: Обобщение исследований организации психики на 2018 год: Что люди узнали о мозге.
Все новости

Ученые создали первый в мире искусственный организм с одной хромосомой
Вооруженные генетическим редактором CRISPR ученые сумели создать вполне жизнеспособный искусственный организм, геном которого состоит всего из одной хромосомы. Тем самым, как сообщает авторитетный журнал Nature, был установлен новый мировой рекорд.
Все статьи журнала
 посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:00
Всего:373441

Авторские права сайта Fornit
Яндекс.Метрика