Зоологи Фэй Кларк и Лорен Смит из
Шимпанзе в процессе решения головоломки-лабиринта. (Фото Zoological Society of London.) |
Обезьянам предлагали сыграть в головоломку, которая отдалённо напоминала кубик-лабиринт с шариками (шарик нужно провести от одной грани кубика к другой). Шимпанзе же имели дело с системой полых цилиндров, каждый из которых имел отверстие на одной стороне; в цилиндры была помещена пара игральных костей, и обезьянам нужно было провести кубики к выходу. Переводить кубики из одного цилиндра в другой можно было, засовывая в отверстия палочку или палец. С похожей задачей обезьяны сталкиваются и в природе, когда стараются достать термитов из гнезда или дикий мёд из древесной расщелины. В этих случаях шимпанзе точно так действуют палочкой, беспокоя термитов и облизывая орудие труда с налипшей на него добычей.
Ещё один такой же тест заканчивался наградой: за выполненное задание обезьяны получали арахис. Однако, как пишут исследователи в издании
Самая близкая аналогия, которую тут можно провести — это кроссворды. Мы решаем их вовсе не за орехи или зарплату («Что? Где? Когда?» тут не в счёт, как и «Поле чудес»). Мы получаем удовольствие от интеллектуальных усилий и от того, что эти усилия увенчались успехом сами по себе, без дополнительной награды.
То, что и шимпанзе не чужды такого рода развлечениям, говорит о том, что удовольствие от интеллектуальной деятельности — привилегия не только высокоразвитого — человеческого — мозга.
Подготовлено по материалам
|