Короткий адрес страницы: fornit.ru/2390
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://science.compulenta.ru/737953/.

Шимпанзе нравится интеллектуальная работа

Зоологи Фэй Кларк и Лорен Смит из Королевского ветеринарного колледжа и Зоологического института в Лондоне (оба — Великобритания) обнаружили, что шимпанзе получают удовольствие от интеллектуальной работы, даже если не имеют за свои умственные труды никакой награды. Учёные наблюдали за поведением семьи шимпанзе, обитающей в Уипснейдском зоопарке (в том самом, где начинал карьеру натуралиста выдающийся зоолог прошлого века Джеральд Даррелл). В обезьяньей семье было шесть особей, две самки и четыре самца, при этом исследователи старались не вмешиваться во внутреннюю жизнь шимпанзе и вообще свели к минимуму человеческое присутствие, так как важно было, чтобы все действия животных происходили от их собственного выбора и были частью их обычной социальной активности.

 

Шимпанзе в процессе решения головоломки-лабиринта. (Фото Zoological Society of London.)
Шимпанзе в процессе решения головоломки-лабиринта. (Фото Zoological Society of London.)



Обезьянам предлагали сыграть в головоломку, которая отдалённо напоминала кубик-лабиринт с шариками (шарик нужно провести от одной грани кубика к другой). Шимпанзе же имели дело с системой полых цилиндров, каждый из которых имел отверстие на одной стороне; в цилиндры была помещена пара игральных костей, и обезьянам нужно было провести кубики к выходу. Переводить кубики из одного цилиндра в другой можно было, засовывая в отверстия палочку или палец. С похожей задачей обезьяны сталкиваются и в природе, когда стараются достать термитов из гнезда или дикий мёд из древесной расщелины. В этих случаях шимпанзе точно так действуют палочкой, беспокоя термитов и облизывая орудие труда с налипшей на него добычей.

Ещё один такой же тест заканчивался наградой: за выполненное задание обезьяны получали арахис. Однако, как пишут исследователи в издании American Journal of Primatology, обезьяны старались пройти лабиринт, даже если знали, что в конце их ничего не ждёт. При этом, как подчёркивают зоологи, обезьян к задаче не готовили и не тренировали, просто поставили перед ними «игровой автомат», и всё. Хотя животные просто могли не замечать головоломку, они всё равно регулярно тратили на неё какое-то время.

Самая близкая аналогия, которую тут можно провести — это кроссворды. Мы решаем их вовсе не за орехи или зарплату («Что? Где? Когда?» тут не в счёт, как и «Поле чудес»). Мы получаем удовольствие от интеллектуальных усилий и от того, что эти усилия увенчались успехом сами по себе, без дополнительной награды.

То, что и шимпанзе не чужды такого рода развлечениям, говорит о том, что удовольствие от интеллектуальной деятельности — привилегия не только высокоразвитого — человеческого — мозга.

Подготовлено по материалам Зоологического института Лондонского зоологического общества.


Обсуждение Еще не было обсуждений.




Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Что люди узнали о мозге
Обобщение исследований организации психики на 2018 год: Что люди узнали о мозге.
17-08-2018г.

Протест очевидности или почему люди спорят?
Невероятное у нормальных людей и животных стимулирует исследовательское поведение, а очевидное заставляет оставаться при своем мнении: Протест очевидности или почему люди спорят?.
06-08-2018г.

Как жить чужим умом
Оптимальная стратегия использования чужих решений: Как жить чужим умом.
30-07-2018г.

Комментарии по лекциям Вячеслава Дубынина
Замечания по отдельным характерным спорным утверждениям: Комментарии по лекциям Вячеслава Дубынина.
27-07-2018г.

Социальная значительность
О всеобъемлющей, нарастающей проблеме общества: Социальная значительность.
19-07-2018г.

Расширение личной памяти
Каждый авторизованный может расширить свою память: Расширение личной памяти.
18-06-2018г.

Адаптивное обучение
Статья определяет необходимое в организации идеальной системы обучения с учетом механизмов организации психики - как иерархической системы усложняющихся уровней индивидуальной и социальной адаптивности (системы адаптивности на основе произвольности).
Адаптивное обучение.
18-05-2018г.

Тишина мысли
О выделенной зоне субъективного осознания и барьере произвольного внимания: Тишина мысли.
03-05-2018г.

Социальные проблемы психики
Цель статьи - показать общее сплетение проблем современности, увидеть общие основы, их порождающие: Социальные проблемы психики.
08-04-2018г.

Развитие ребенка и влияние родителей
Как родители и педагоги могут оптимизировать развитие ребенка и его обучение: Развитие ребенка и влияние родителей.
24-03-2018г.

Яндекс.Метрика
 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:00
Всего:385482