Серый попугай впервые познал ноль

Относится к   «Человек среди животных»

Серый попугай прославился благодаря тому, что понял "ничто" и "ничего". На Западе люди разобрались с нолём только в 1600-х, хотя в Индии это произошло тысячелетием раньше. Теперь же учёные говорят, что "птичий Эйнштейн" обладает подобным нолю понятием.

28-летний Алекс – и без ноля личность в мире людей известная. У него даже имеется "собственный" фонд — Alex Foundation — который под руководством американской исследовательницы Ирэн Пепперберг (Irene Pepperberg) с 1977 года занимается изучением интеллекта и особенностей поведения четырёх африканских серых попугаев (Psittacus erithacus).

Алекс – самый старый из них. Он с самого рождения под пристальным наблюдением учёных живёт в лаборатории университета Брендейса (Brandeis University). И несмотря на то, что этот попугай имеет мозг размером с грецкий орех, птица не раз демонстрировала арифметические (и не только) таланты.

Последние же достижения Алекса настолько впечатлили доктора Пепперберг и Джесси Гордон (Jesse Gordon), что они опубликовали об этом статью в "Журнале сравнительной психологии" (Journal of Comparative Psychology), который издаёт Американская ассоциация психологов (APA).

Статья называется "Понимание чисел серым попугаем, включая подобное нолю понятие" (Number Comprehension by a Grey Parrot (Psittacus erithacus), Including a Zero-Like Concept).

Как сообщают исследователи, Алекс недавно "начал спонтанное использование" слова "none" ("ничто", "никто", "ни одного"), чтобы описать отсутствие количества, то есть – он обладает понятием, подобным нолю (zero)".

Ирэн Пепперберг и Алекса связывают давние и тесные отношения (фото с сайта avianadventures.com).

"Понятие ноля у Алекса не идентично нашему, но он неоднократно показывал нам, что осознаёт отсутствие количества", — указывают учёные.

Ноль является абстрактным даже для людей: дети обычно усваивают это в возрасте 3 или 4 лет. Цифра и концепция "ничто" — не так очевидна и понятна для сознания, как буквальный счёт предметов.

Несколькими годами ранее Алексу "вдалбливали" другое значение "none" — нехватка информации. Однако попугай сумел перенести слово в контекст, включающий в себя числа.

Шимпанзе, к примеру, показывают некоторое понимание ноля, но только после периода обучения. Так что подвиг Алекса — первый в своём роде. К тому же, понимание пришло к нему спонтанно.

История эта началась, когда учёные решили проверить, понял ли Алекс небольшие числа — от 1 до 6 (ноля от попугая никто не ожидал). Исследователи разложили перед птицей множество помеченных цифрами объектов разных цветов и размеров и задавали вопросы, типа "какого цвета четвёрка?".

Поначалу Алекс даже без обучения хорошо справился с несколькими испытаниями, но потом начал "выделываться": игнорировать вопросы или намеренно давать неправильные ответы — казалось, он наслаждался огорчением экспериментаторов.

По-видимому, птица заскучала из-за однообразия положенных ей в случае успеха призов и наград. Алексу предложили более интересные игрушки, и он после двух недель "обструкционизма" неохотно вернулся к игре, иногда всё же сознательно саботируя эксперименты.

Один из случаев такого саботажа удивил учёных. Перед Алексом положили наборы из двух, трёх и шести объектов — все наборы были разных цветов — спросили "какого цвета три?". Попугай ответил "пять" и продолжал настаивать на этом.

Говорят, что серые попугаи или жако живут до 100 лет. Так что у 28-летнего Алекса ещё всё впереди (фото Jenny Pegg).

Конечно, "пятый цвет" не имел никакого смысла. После нескольких безуспешных попыток получить приемлемый ответ экспериментатор бросил: "Ладно, Алекс, скажи мне: какого цвета пять?". "Никакого", — ответила птица. И это было правильно, поскольку единого цвета для пяти объектов не было.

Исследователи продолжили опыты, стараясь включать в них "нулевой" вариант ответа, и Алекс последовательно использовал слово "none" корректно.

"Мы пока не можем определить, какой познавательный процесс привёл к такому поведению, — признаются учёные. — Можно лишь предположить, что его действия, начавшиеся вскоре после периода непослушания, из которого следуют отсутствие интереса к данной задаче, и были возможной попыткой сделать процедуру более стимулирующей".

Между тем, Пепперберг подчёркивает, что "none" и "zero" — не одно и то же. Но так как Алекс не знал "zero", исследователи полагают, что он начал использовать другое, известно слово, чтобы обозначить отсутствие количества.

Однако неясно, что именно подразумевал попугай под своим "none" — никаких цветов, никаких объектов или что-то ещё.

"Сейчас мы начали ещё одну серию экспериментов, чтобы узнать, можно ли его заставить понять, что "none" не может использоваться для истинного обозначения ноля, — сообщила исследовательница. — Пока слишком рано делать окончательные выводы".

Так или иначе, Алекс не в лишний раз показал, что птицы умнее и сообразительнее, чем мы думаем. Конечно, математические способности попугая, вроде сложения и вычитания, будут изучаться дальше.

Но Ирэн Пепперберг сомневается, что достижения Алекса, или некоторых других животных, типа шимпанзе, говорят о возможности "полного обучения": "Скорее, эти навыки основаны на более простых познавательных способностях, в которых они нуждаются для выживания, например, признания "больше" против "меньше".

В предметном указателе: Сергей Вячеславович Савельев | Фосфатидилсерин - вещество, ко... | Большой Барса-Кельмесский розыгрыш Сергей Лукьяненко | В Новосибирске последователь секты Грабового Сергей Бородин учинил бесчинство на территории Александро-Невского собора | В четверг поутру с Сергеем Петровичем Капицей | Ветка обсуждений в группе ВКонтакте Савельев Сергей Вячеславович | Гипотеза о Матрице: теперь все серьезно | Гравитационное взаимодействие Алеманов Сергей Борисович | Дилогия атеизма Анатолия Вассермана | Дэвид Бом (очерк Сергея Санько) | Попугаи обогнали большинство млекопитающих по числу нейронов в переднем отделе мозга | Попугаи способны разгадывать последовательность замков без предварительного обучения | Попугаи какаду могут создавать и изменять орудия труда | Как попугаи научились говорить | В России впервые с начала кризиса зафиксирован рост неравенства. | Флуктуации вакуума впервые измерили напрямую | Физики впервые нашли магнитные монополи в спиновом льду | Впервые наблюдалось «раздвоение личности» у квазичастицы | Впервые удалось выяснить, как темное вещество влияет на галактики | Впервые открыт механизм восстановления нервных клеток после инсульта | Алгоритмы распознавания | Безусловная вера | Бог | божестевенный акт творения | Виртуальные шаблоны понятий | Гносеология | книга Марины Шадури Незримое, ... | Методология познания | Мистические теории | Наука | Нанотехнологии | Победа над смертью | Свободнорадикальная теория | Средства от старости | Эликсир бессмертия | Fornit: Эрик Дрекслер Машины создания. Грядущая эра нанотехнологии | Адаптивная технология обучения | Беспроводные и мобильные технологииАвиашоу | Высшие технологии и теории
Последняя из новостей: Обобщение исследований организации психики на 2018 год: Что люди узнали о мозге.