Случилось мне побывать на одном православном форуме. И (Боже, упаси) не было цели у меня вступать в споры по вопросам веры, да это там и разрешимо лишь до известных пределов. Но оказывается поразрушать себе мозг можно и обсуждая относительно невинные вещи — например соотношение и взаимодействие таких понятий, как ВЕРА и ЗНАНИЕ. Хочу привести последнюю часть своего диалога с создателем темы дословно, опустив только своё вступление в тему ради ПОПЫТКИ
достичь краткости изложения. На момент моего появления там тема цвела и колосилась вовсю и меня привлекло следующее заявление зачинателя (в дальнейшем - Оппонент):
"В домового верят, потому что он за печкой стучит. В Бога - потому что должен же кто-то все делать. В лекарство верят, потому что доктор. Верят в сглаз, потому что соседку сглазили. Верят в квазары, потому что астрономия. Верят в задний ум раков, потому что астрология. И так далее. Вера просто исполнена доказательств, она облеплена ими со всех сторон. Практической проверки, обоснований и подтверждений у веры ничуть не меньше, чем у знаний.
И вовсе не обязательно знания отражают какую-то действительность. Математика, например, не нуждается для своего бесконечного развития ни в какой особой действительности. Понадобится разве что бумага с карандашиком."Я
Опровергните мой тезис:
Достоверное доказательство - это или ВЕЩЕСТВЕННОЕ доказательство, или независимый от личных качеств наблюдателя ВОСПРОИЗВОДИМЫЙ опыт (путем которого как правило тоже получается ВЕЩЕСТВЕННОЕ доказательство).
Оппонент
1. Не всякое достоверное доказательство является вещественным или опытным. Пример - математическое доказательство.
2. Не всякое вещественное доказательство является достоверным. Пример - фальсификация доказательств.
Таким образом, мы получили полное, исчерпывающее и абсолютно доказательное опровержение Вашего тезиса. Вы удовлетворены?Я
Конечно нет.
1. Математическое доказательсво подпадает в категорию "опыт ВОСПРОИЗВОДИМЫЙ". Хоть выбраный вами пример лукав - математика вспомогательная наука, выкладки которой (и доказательства) используются на практике далеко не прямым образом. Но сути дела это не меняет.
2. "Вещественное доказательство", не являющееся достоверным, перестает быть доказательством. Уловили логику? Или начнем новую тему о том - что такое "вещественное доказательство"?
Пример? Пожалуйста: нужно найто того, кто стучит за печкой (вы говорите, что это - домовой). Найти и предьявить его - всего такого нового, неизученного, с особыми характеристиками и свойствами. Если предьявите кошку и скажите "вот же - вещдок", скажем - нет, это не доказательство домового, это кошка. Хотя и вещь.
Оппонент
Другого я и не ждал. Этот факт лишь подтверждает мою точку зрения, а не Вашу.
1. Так Вы что же, называете "опытом воспроизводимым" воспроизводимость самого доказательства? Оригинальная интерпретация.
2. Логику я уловил. Достоверность доказывается вещдоком. Достоверность вещдока доказывается отдельно, с помощью другого вещдока (это ведь единственный способ определения достоверности). И так далее. Знакомы, как же. Это называется дурной бесконечностью.
Впрочем, от бесконечности можно избавиться путем замыкания цепочки на себя. Это будет тоже бесконечность, но ручная - "у попа была собака". Чтобы доказать, что за печкой находится домовой, достаточно предъявить домового, то есть установить, что за печкой находится домовой. Все просто, стоит только немного подумать.Я
То, что я с вами не согласен, есть ПОДТВЕРЖДЕНИЕ вашей точки зрения? Вы — прелесть!
1. А в чем сомнения? Есть
теорема. Её надо доказать и находятся умники (Перельман, например), которые доказали. Не веришь? Вот - смотри, проверяй. В чем проблема?
2. Ой, куда вас понесло. Перестаньте, не юлите. Вы — вещественное (пардон) доказательство того, что Вы существуете. Как бы кто не сомневался. Без предъявы нам домового - вы не докажете его существование. Более того (скажу вам на ушко) - вы не докажите это именно НОРМАЛЬНЫМ и
адекватным людям. Как бы красочно и ярко вы не
рассказывали им о том, что он есть. Но знаете - я нисколько не сомневаюсь в вашей
адекватности, просто думаю, что вы просто заигрались в словах. Пошло сплошное философствование - сиречь жонглирование словами-терминами-определениями и прочей снедью для легковерных.
Оппонент
Если Ваше утверждение (в данном случае утверждение несогласия с доказательством, полностью подходящим под Ваши критерии истинности) приводит к логическому противоречию, это говорит о внутреннем дефекте Вашего утверждения, то есть косвенно подтверждает точку зрения оппонента. Довольно частая ситуация в споре.
1. Проблема в том, что доказательство не является опытом, а его воспроизведение - воспроизведением опыта.
2. Утверждение, что без предъявы домового я не смогу доказать его существования - это полнейший юридический, логический и бытовой нонсенс, опровергать который попросту излишне. А почему вдруг пошли в ход совершенно неуместные полемические штампы ("юлите", "заигрались", "жонглирование", "для легковерных"), я вполне понимаю. Крыть уже нечем, а ход сделать хочется.Я
Помилуйте, мы о чем говорим вообще? Ваши возражения (а не доказательства) не соответсвуют критериям истинности и не подтверждает т.н. внутренний дефект моего утверждение.
1. Вы изначально представили как пример математику (постеснялись говорить о географии?). Абстрактную науку. И я вам ответил, что в математике существуют неопровержимые доказательства сначала нерешенных вопросов (
теорем).
Иные ждали решения более сотни лет (Перельман - супер!). Ну. В чем я не прав?
2. А вот здесь попрошу поподробней. Вниманию участников форума. Оппонент ДОКАЖЕТ нам существование домового без его предъявления общественности. Прошу, коллега. Именно ДО-КА-ЖИ-ТЕ. Если не ответите - значит слабО.
Оппонент
Еще раз скажу, что есть универсальный набор способов проверки истинности, его работоспособность проверена на объектах самой разной природы. И к религиозным объектам применимы отдельные способы из этого набора. Другое дело, что убедительность этих проверок многим кажется весьма сомнительной.Я
Просвятите по поводу универсального набора способов проверки. Правда интересно. Заодно поговорим и насчет убедительности.
P.S. как там с домовым?
Оппонент
Ну что ж, не соответствуют так не соответствуют, Вам виднее, Вы же эти критерии предложили...
Идея с географией мне нравится. Действительно, возьмем ее - точнее, геологию. Геологи уверяют, что существует какая-то там земная мантия (=домовой). Я лично ее не видел, и шансов нет, что когда-нибудь увижу. Но они показывают кусочки этой мантии (=стуки за печкой), приводят еще ряд доводов: движение материков (и у меня валенки с печки домовой скинул), извержение вулканов (а кто в печке такую хорошую тягу обеспечивает, если не домовой?), создают всякие убедительные теории (сказки рассказывают).
Короче говоря, я убедился: земная мантия (=домовой) существует. Есть множество доказательств, в том числе вещественных, есть повторяемость явлений, есть логическая непротиворечивость и убедительность. Если будете опровергать - имейте в виду, Вы враг науки и геологического прогресса. Это еще одно доказательство, риторическое.Я
Браво! Восхищен!
Когда приперли Вас к стенке и схватили за язык, сказать стало совершенно нечего. Никто ведь не тянул Вас за него, когда Вы утверждали, что можете доказать не предьявляя? Так предоставьте доказательство. Вы ж в ответ приводите пространную аналогию о какой-то мантии (впервые слышу
). Вы это всерьез? Ваш метод доказательства - это приведение аналогий?? Тогда доказательство того, что Бога НЕТ - это то, что у моей бабушки тоже НЕТ валенок?
Я просто разочарован....
Оппонент
Вариант такого набора способов проверки я уже приводил выше в одном из постов. Могу повторить:
- Непосредственное восприятие;
- Инструментальное восприятие;
- Личное свидетельство другого человека;
- Документ, письменное свидетельство;
- Логическое доказательство;
- Экспериментальное подтверждение.
Все эти способы годятся для проверки существования объектов самой разной природы, в том числе объектов религиозной веры.Я
Вы полагаете, что "дурачки"-ученые эдак с бухты-барахты взяли и ввели термин "мантия"? Не имея на то оснований и доказательств? Отлично. А Луна, наверное, по-вашему состоит из голландского сыра, поскольку похожа на него.
Не лукавьте. И не отвлекайтесь. Аналогии и примеры — это не доказательства. Ваш любой оппонент не является доказательством того, что Вы существуете (хоть он тоже человек). Вы и только ВЫ являетесь вещественным (пардон) доказательство вашего существования. Если по-гамбургскому счету. Поскольку я
адекватно воспринимаю мир, то мне не нужно предьявлять вас живьем, чтоб убедиться в вашем существовании. Мне достаточно видеть от вас сообщения на мониторе. Но с домовым совсем другая песня. Он столетиями существует в виде понятия. Хотелось бы, знаете ли, потрогать, зарисовать, ощутить, описать, измерить, классифицировать, отвезти в зоопарк и показывать детям.
Я жду.
Я терпелив.
Итак, ваши способы:
- Непосредственное восприятие (кем? лично? а если показалось? а если шизофрения?)
- Инструментальное восприятие (это что? фотоаппаратом? неплохо, но подделки вероятны)
- Личное свидетельство другого человека (отпадает. ОБС - "одна баба сказала")
- Документ, письменное свидетельство (тот же ОБС, бумага все стерпит)
- Логическое доказательство (как логически доказать домового??)
- Экспериментальное подтверждение (В точку! Эксперимен (практика) все покажет и предьявит)
Оппонент
В анекдотологии это называется "смешанные эмоции": в начале абзаца восхищены, в конце - разочарованы. Но это находится в полном соответствии с Вашей прогрессирующей непоследовательностью и нелогичностью. Я Вам привел сразу два доказательства в одном, а Вы ни одного не увидели. Хорошая иллюстрация к положению о ненадежности человеческих органов восприятия.
А мантия все-таки существует. Но вряд ли найдется умелец, которому удастся Вам это доказать. И вовсе не потому, что доказательств мало. Просто проблемы с восприятием.
Уважаемый! Я привел Вам достаточно подробное (в рамках допустимого на форуме), вполне серьезное и обоснованное доказательство существования земной мантии. После этого Вы почему-то обвиняете меня в пренебрежении к ученым, предложившим термин "мантия". Это говорит в лучшем случае о Вашем нежелании вести разумный спор, а в худшем - о неспособности это делать.
Вы забыли еще восемь заповедей: кроме лукавства и отвлечения, там еще что-то было про украсть, убить... Уж если взялись строго учить оппонента, то делайте это по полной программе.
К сожалению, я не так терпелив, как Вы, и без конца повторять ранее приведенное доказательство не буду. Если Вы не поняли, что кусок мантии, добытый из скважины, является полным аналогом стука за печкой, то это ведь не является моей проблемой, не так ли? Показать домового целиком, равно как и земную мантию, никто Вам не сможет.
Вещдоки показали. Записать домового можете на диктофон и дадите послушать детям, может, они разберутся, что является доказательством, а что нет.Я
Мантию достают (физически) и исследуют (физически). И с мантией как раз все понятно - в том
смысле, что ясен способ, каким образом в этом убедиться. Для вас пустая
теория, что континенты двигаются и вы сравниваете её с тем, что и так и домового можно объяснить? Но вы просто не знакомы с ОБОСНОВАНИЯМИ и главное с ДОКАЗАТЕЛЬСТВАМИ
этого. Стук за печкой имеет причину. Как и все в мире. Причина - домовой? А почему не Чубайс? А если это не домовой, а гздышек и его друг сластофун? И заметьте — эти оба никакого отношения к домовому не имеют.
Звук, который вы принимаете за проявления домового - он не от него. Парни, с доказательствами туго у вас. Простите, но без предьявы никак
Оппонент
Звук за печкой является таким же физическим объектом, что и кусок мантии, его можно доставать физически, записывать физически и исследовать физически. Как и куску мантии, этому стуку можно найти множество других объяснений, начиная с существования других мест и причин возникновения, и заканчивая ошибками фиксации,
локализации и восприятия.
Если Вы считаете приведенное доказательство существования домового неубедительным, то и приведенное доказательство существования земной мантии следует рассматривать как столь же неубедительное. Но это, в свою очередь, поставит под сомнение вообще возможность хоть что-либо доказать, ибо методы убеждения выбраны совершенно традиционные и стандартные для научных доказательств.