Вот именно! Святые слова изрек Кризис в своей самой последней фразе
Про мистические теории здесь, на форуме, говорилось, что
1) они наравне с наукой исследуют реальность: наука физическую часть мира, мистика - божественную (а не просто духовную, т.к. таковую исследуют огромное количество научных дисциплин в контексте изучения этносов, истории, культуры, социумов. психики, этики, искусства и т.п.).
2) в религиях и мистических теориях есть много общего, что доказывает не выдуманность, а некую объективность мистических представлений.
Если мистика действительно эффективно исследует непознанное наукой, то должна давать некоторые общие представления об этом непознанном, общие для любого, кто пожелал бы ими воспользоваться. Действительно, начав изучать любую религию или мистическую теорию по ее текстам, находишь вполне определенные понятия, которые невозможно трактовать в своей основе произвольно, личностно. Хотя такие понятия как Бог, душа, энергия и не раскрывают в действительности своей природы, сути (так и оставляя не только непознанным, но и предоставляя широкие возможности индивидуальных толкований), но их отдельные черты и свойства часто описываются вполне однозначно. Именно по ним, казалось бы, и можно почерпнуть то, в чем все эти теории дополняют науку.
Я постарался выделить это, не отдавая предпочтения ни одной из религии, т.к. нет никакого критерия считать, что одна из них более "правильно", чем другая описывает непознанное. В том числе рассмотрел и несколько характерных, известных и не очень, мистических теорий, авторы которых утверждают свою несомненную причастность к Знаниям.
Обобщающие данные сведены в
таблице.
Как на религии неизгладимый отпечаток наносится время их создания и специфика культуры, так и на теории отдельных авторов - особенности их личности и занятий.
У Кастанеды - контекстом всему - понятие о Воине, явно проистекающее из шаманских индейских традиций.
Иринушка - выраженный интроверт и, соотвественно, ее представления как бы обосабливаются вокруг ее собственной личности и внутри совей личности.
Блаватская - переколбасившись всеми буддитскими теориями, обобщила их в меру собственного понимания и в силу развития науки и культуры того времени (то, о чем мечтают многие современные мистики, она, в принципе, уже сделала попытку осуществить, но эта попытка слишком быстро морально устарела).
Гроф и Монро - к мистике пришли через психоделические личностные переживания и все их представления носят отпечаток субъективных переживаний личности во всем фантасмагорическом разнообразии.
Сан-Саный поразившись отрывшейся ему идеей, что всему причиной Истина, упоенно сгенерировал целое учение на основе этой мысли.
Христианство стоически и, несмотря ни на что, пытается натянуть расползающиеся формы и мораль староватой религии к новым реалиям.
В этом направлении Ислам решительно осовременил религию.
Книга Урантии вообще радикально подошла к осовремениванию, но психологично дает возможность перейти от христианства к более современной религии.
Некоторые религии и теории демонстрируют некоторую преемственность по отдельным вопросам, но резко расходятся в других вопросах.
Вот как по отдельным вопросам конфликтуют различные религии и мистические теории.
Бог
В Беседах с Богом Бог - это чистая энергия. У Сан-Саныча - сначала была истина, а потом - Бог. По Блаватской, Книге Урантии и Грофу - Бог - все сущее в природе, сама природа. По Кастанеде Бог для Видящего выглядит как неизмеримый иссиня-черный Орел - Намерение, которое соединено со всем существующим во Вселенной. Христианство и ислам подразумевают некий Дух, который творит все сущее.
Все эти определения резко различаются в самой своей сути.
Личность Бога
Блаватская подчеркивает отсутствие личности у всех, кроме человека, в Беседах с Богом, - несомненная личность, которая общается вполне по-человечески, а в книге Урантии это утверждается прямо. По Кастанеде, Орел - сила, правящая судьбой живых существ, т.е. фактически царь, личность, хотя все сущее - его часть. Т.е. он правит своими частями.
Дьявол или нечто, противопоставляемое Богу
В Беседах с Богом существовование дьявола отрицается - это всего лишь изобретение мужчин. Кастанеда и Блаватская упоминают его часто, подразумевая его существование.
В христианстве - падший ангел и враг человека, в некоторых религиях и теориях (Книга Урантии, Сан-Саныч, Иринушка) не упоминается.
Всемогущество Бога обычно признается неограниченным (несмотря на известные противоречия к которым это приводит), но вот Сан-Саныч ставит Истину и ее законы выше и Бог не может их изменить. Блаватская же заявляет, что " Чудес нет. Все, что происходит есть результат закона - вечного, нерушимого, всегда действующего.", т.е. раз нет личности, нет смысла говорить о могуществе.
Существует ли Бог как объект- обычно трактуется очень туманно. В христианстве и Книге Урантии - это несомненно. А вот У Сан-Саныча, как у субъективистов, материя - мысль Бога.
Иисус Христос
Есть религии, где он - ключевая фигура, а есть, где он не упоминается или даже упоминается пренебрежительно (у Кастанеды, например).
Понятие ангелов довольно сильно различаются: у Блаватской - это бывшие люди. В Христианстве - порождения Бога.
О законах природы разнобой не меньший: христианство утверждает, что ничто не делается без воли божьей (а, значит, и все горести и пакости), Кастанеда - что все - итог мысленных усилий всех живых существ, Иринушка, что универсальный механизм вселенной - Глобальная Сила Познания, Гроф и Монро - что эти законы иллюзорны, в Беседах с Богом - что Бог установил эти законы, Блаватская - вполне согласна с представлениями о них науки вплоть до эволюционной теории.
По поводу материи Кастанеда и Иринушка говорит, что мы - пузыри энергии, Сан-Саныч, что материя - этап трансформации Истины, у Грофа - наиболее примитивные представления, вплоть до отождествления с "твердым" веществом, но сходе с Блаватской в том, что все -есть жизнь, даже отдельные атомы, которые притягиваются только благодаря своему желанию (оно у них удивительно монотонно и постоянно

).
Понятие причины и следствия у всех разительно непохожи. психологи, начиная с Юнга, кончая Грофом, Монро, Уилсоном вообще отрицают такую связь, допуская возможность влияния будущего на прошлое и разных ничем не связанных событий настоящего друг на друга. У Блаватской такая связь строга и доводится до абсурда в теории кармы. Кастанеда будто и не слыхал о таком.
Сны для Монро - это полеты души вне тела. Для Блаватской - связь мозга с высшим Эго. У Кстанеды - обычная физиология с возможностью владеть своим обычным сном, переводя его в контролируемое состояние сознания.
Даже тема бессмертия души, как ни странно, трактуется совершенно по-разному. Так Иринушка ее вообще отрицает. Блаватская различает бессмертную индивидуальность человека и его смертную личность. Для Кастанеды это - всего лишь сохранение осознания. Для Христианства - сохранение личности. У Сан-Саныча " Если ты не достиг состояния, когда душа обрела определённость в существовании, при материальной смерти, умирает всё, и ничего не остаётся, то есть абсолютно ничего.".
Реальность у Кстанеды - существует лишь постольку, поскольку таким его делает наше осознание. У Блаватской - единая реальность - первопричина всего, что было, есть и будет. В книге Урантии реальность "в понимании конечных существ — частична, относительна и призрачна".
Знаменитая библейская фраза, что Бог- есть Любовь, у самого христианство - лишь на стовах, поддерживается в Книге Урантии. В Беседах с Богом это расширяется до равноценного признания "не любви". Интроверт- Иринушка даже не упоминает любовь. А у Кастанеды, который тоже не упоминает любовь, главной силой утверждается Страх и стремление к смерти.
Понятие Кармы - только в религиях и учениях, производных от буддизма.
Представление о задачах Земного воплощения - различается кардинально. Для христианства жизнь тела - испытания души. В буддизме, для Иринушки - школа самосовершенствования. В Беседах с Богом живут только затем, чтобы "вспомнить и создать заново то, Кем Вы Являетесь".
Мораль и заповеди - разительные расхождения. У Кастанеды Воин не испытывает угрызений совести за что-либо содеянное. В христианстве и исламе есть четкие правила, заповеди. причем в христианстве они остаются на словах. В Беседах с Богом тот заявляет, что никогда не устанавливал, что является правильным, а что не правильным. У Блаватской мораль и этика - основа кармической причинно-следственной связи.
По поводу свободы воли, как ни странно, почти все теории и религии предполагают свободы воли, даже христианство где утверждается, что все происходит по воле божьей. Но обычно по этому поводу везде встречается много противоречий.
По поводу творчества - самые разные взгляды. У Кастанеды - все, что делают люди - бесконечная глупость. У Иринушки - заслуга Космического разума. Блаватская говорит, что "Нигде человек не является так ясно и непреложно создателем своей судьбы, как в области умственной."
О желаниях и их осуществлении многие современные мистики говорят, что они "материализуются", выполняются. Однако, Кастанеда считает, что это то, что делает нас несчастными. Блаватская утверждает, что это - могучая сила, разлитая во всей Вселенной, без которой не было бы и движения (т.к. все - живое, то и движется благодаря своему желанию).
Понятие Рая в христианстве сначала земной сад, потом царство небестное. У Кстстанеды путь у воина - только в ад. В Книге Урантии рай некое местечко во Вселенной с совершенно фантастическими свойствами. В Беседах с Богом тот утверждает, что рай и ад -существуют лишь в нашей голове.
Смерть в христианстве - наказание за первогрех и душа воплощается лишь один раз. У Кастанеды - неизбежность. В буддизме, у Блаватской и у Иринушки - всего лишь конец очередного этапа развития. У Сан-Саныча - после смерти возникает новая Истина и новый Бог в своей персональной вселенной.
Истина воспринимается по-разному. У Кастанеды истина бывает ровно настолько, насколько ты понимаешь. У Иринушки сколько людей столько и истин. В Разговоре с Богом - внутренний голос. У Грофа и Монро истин может быть сколько угодно и каждая является истиной. У Сан-саныча истина - первооснова всего, то есть фундаментальна и одна на всю вселенную.
Призвание человека в христианстве - любовь и верность к Богу и его заповедям. В буддизме - преодоление страдания, кармическое самосовершенствование. У Кастанеды "ничто не имеет особого значения, поэтому воин просто выбирает какой-то поступок и совершает его". У Сан-Саныча - изучить Бога. У Иринушки - сближение с Космическим разумом. В беседе с Богом - познание себя как Бога. У Блаватской - стать Адептами, новой рассой.
Альтруизм - у Блаватской - задача самосовершенствования в абсолютное бескорыстие. У Кстанеды - воля воина делать его глупости. У Иринушки - резко отрицательное отношение к альтруизму.
Отношение к богатству у христианства резко отрицательное но только на словах. У Кастанеды - воин не должен ничего иметь. У Ининушки - всегда пожалуйста. По Блаватской материальное богатство задерживает развитие.
К науке все религии относятся скептически, враждебно, даже если на словах ратуют за нее, за слияние с наукой и т.п. При этом практически все современные религии и теории прикрываются наукообразными терминами и фразами, а понятие опыт становится чуть ли не неотъемлемым атрибутом.
Наркотики в равной мере или приветствуются или категорически порицаются. Кастанеда, Гроф, Монро - приветствуют их. В Буддизме вместо наркотиков, но с той же целью используются медитации и дыхательные упражнения.
Как видно, даже в самых основополагающих представлениях мистические теории расходятся кардинально, совершенно по-разному трактуя "не познанное". Какой из них отдать предпочтение? Какие критерии истины применить, чтобы выбрать, что же истинно?
Может быть, следует из всех выбрать самое "правильное"? Так и поступают современные мистические теории. У христианства взяв окрыляющее "Бог - есть Любовь", а из буддизма - перевоплощение, но уже не растворение в нирване без остатка, а самосовершенствование до божественной мощи. А заодно, чтобы не сковывать себя обременяющей моралью, подшаманив тантру и возлюбя партнеров как бога, трахаться без оглядки самозабвенно. Большой любви на всех хватит.
Но пройдет не много времени и "правильное" уже не будет казаться таким уж желанным и правильным. Представления и культура резко меняются. Религии и мистические теории морально стареют. И нет им покоя