Часть 1
Утром Корина Христинсен, вдохнув кокаин, так и застыла с соломинкой в руке, глядя в дуло револьвера Магнум калибра.357. Пистолет выстрелил, мгновенно взорвав осеннее спокойствие провинциального Санта-Круз, пуля прошла по диагонали, через левую ноздрю Корины, в ее мозг.
Христинсен тяжело рухнула на круглый дубовый стол, заливая кровью стекло, закрывавшее столешницу, раскрытый блокнот, желтые листочки для заметок, на которых она написала красными чернилами "НЕ УБИВАЙ НАС ВСЕХ". Кровь хлынула струей, Христинсен закашлялась. Кашляя, она залила кровью бокал с вином, бутылку текилы и рубашку человека, который впоследствии будет обвинен в ее убийстве. Ее тело сползло со стола и опрокинулось на спину. Через несколько минут дыхание прекратилось.
В момент, когда Христинсен умирала, два человека вышли из снимаемого ею дома в рабочем пригороде Санта-Круз, штат Калифорния. Одним из мужчин был ее приятель, Джеймс Марино, известный кокаиновый дилер, судимый за грабеж. Другим мужчиной был Ричард Бэндлер, международно известный как сооснователь Нейро - Лингвистического Программирования (НЛП), нестандартного подхода к психологии и человеческой коммуникации. 12 часов спустя,вечером 3 ноября 1986, Ричард Бэндлер был арестован и обвинен в убийстве.
Многим, знавшим его, обвинение казалось абсурдным. Более десятилетия, Бэндлер, (тогда ему было 36), ездил по всему миру, преподавая НЛП психологам, продавцам, адвокатам, сотрудникам фирм и педагогам. 11 написанных им книг были проданы в количестве более чем в полмиллиона экземпляров, он консультировал руководство крупных корпораций, занимался обучением личного состава армии и ЦРУ.
Издание "Научный обзор" охарактеризовал НЛП как потенциально "важнейший синтез знаний о человеческой коммуникации, возникшей во время взрыва научных исследований человеческой психологии в 60-х"
К ноябрю 1986, НЛП распространилось далеко за пределы Калифорнии, далеко от того места, где Гриндер и Бэндлер создавали НЛП. Десятки тысяч людей, многие из которых были врачами, изучали эту странную смесь гипноза, лингвистики и позитивного мышления в колледжах и в центрах тренингов НЛП, в США, Европе и Австралии. "Психология сегодня", "Время", "Уолл Стрит Джорнал" и многие другие издания публиковали статьи об НЛП. Человек по имени Тони Роббинс сделал себя известным используя НЛП для обучения людей хождению босиком по горячим углям. Книга Роббинса "Безграничная Сила" стала бестселлером.
Бэндлер был выдающимся членом НЛП сообщества, он считался его основателем, его ценили как блестящего преподавателя, его провозглашали гением.
Его защита на суде казалась обезоруживающе простой: он заявил что Корину Христинсен убил Джеймс Марино. Десятки коллег и друзей вышли на митинг по защите Бэндлера, создали благотворительный фонд в защиту Ричарда Бэндлера, организовали почтовую рассылку и горячую телефонную линию. Более 50 общественных защитников Бэндлера - бизнесмены, психологи и даже заместитель шерифа - подписали письмо в суд, в ходе широкой компании по смягчению его приговора. Профессор Университет штата Луизиана заявил, что "возможно Бэндлер улучшил жизнь большему количеству людей нежели любой другой живущий врач".
Но смерть Христинсен и последующее расследование высветило другого Бэндлера - человека, потребляющего в больших количествах кокаин и алкоголь, человека одержимого насилием. Расследование также пролило свет и на само Нейролингвистическое Программирование. К 1986 году НЛП стало для Бэндлера почти совершенным выражением его беспокойной жизни, гибким интеллектуальным оправданием его поражений в борьбе с демонами, которые несомненно пытали его.
История Бэндлера - это, можно сказать, отражение подходов Нью - Эйдж. Отвергая множество ограничений, управляющих отношениями между людьми, Бэндлер был похож на моряка без якоря или парусов, дрейфующего в море странностей Нью - Эйдж. Здесь индивидуальность была суверенной, проблемы решались легко, а самоисследование было непочитаемо. Прошлое могло быть произвольно сконструировано заново, а мораль была относительной. В этом странном, созданным им мире, Бэндлер мог не только отрицать свою вину, но и снимать с себя всякую ответственность за смерть Корины Христинсен.
Хотя Бэндлер никогда не был гуру в традиционном смысле, его пооследователи демонстрировали глубокую веру в него, веру, несовместимую с его характером. В поставленном с ног на голову мире, который он создал, не было ничего неправильного в том, что врач направлял дуло пистолета на студента - если этим врачом был Ричард Бэндлер.
И в отрезвляющей истине убийства Христинсен, его последователи зациклились на мысли, которая не следовала из идей Бэндлера - то есть как это выразил кто-то из них, "он был не в том месте не в то время".
Юность Бэндлера не содержит ключей к его будущему успеху, в ней нет и намеков на то, что он когда-нибудь будет обвинен в убийстве. Он родился в Нью-Джерси в 1950, школьные годы провел в Саннивале, Калифорния, там, где сейчас Силиконовая Долина. Страдая от расстойства речи, Бэндлер был незаметным учеником, замкнутым подростком, мечтающим стучать на барабанах как Бадди Рич, и хотя он серьезно занимался, его скромные таланты предавали его амбиции. Он был, как вспоминает один из его друзей, "больным от мира и никогда до конца не вписывался в него". Бэндлер редко говорит о своем детстве.
Во время учебы в школе Бэндлер встретил нескольких людей, старше себя, которые оказали влияние на его дальнейшую жизнь. В 16 лет его наняли обучать на игре на барабане сына Роберта Спитцера, блестящего, психиатра, с добрым голосом, который быстро стал отцовской фигурой для Ричарда. Бэндлер намекал ему о болезненном детстве. Спитцер углядел дремлющий интеллект мальчика и снабдил его книгами по психологии, которые тот буквально проглотил. Спитцер познакомил его с пионером в области семейной психотерапии врачом Вирджинией Сатир, чей посыл любви к себе и самопринятие, стали твердой стержнем его юности.
Ее влекло к подростку покрытому ужасными угрями. "Он выглядел недокормленным",- вспоминала Сатир в марте 1998, незадолго до своей смерти. "Он вызвал мои симпатии потому что он был очень ярким, неординарным подростком и в то же самое время я чувствовала что он ощущает себя жалким".
После окончания школы в 1968 году Бэндлер поступил в близлежащий колледж, где изучал философию. Интеллектуально, он процветал в либеральном окружении, где Ричард был свободен в словесном самовыражении,поскольку он никогда не был способен свободно изливать мылси на бумаге. Подобно многим, кто смог преодолеть неспособность к обучению, Бэндлер развил огромную способность к концентрации. У него был, как вспоминает один из его бывших профессоров "разум, как поисковый прожектор".
Большую часть времени Бэндлер жил в холмах, неподалеку от Санта - Круз. Он часами рассуждал о философии - в маленьком трейлере, который он делил с подружкой, на прогулке в лесу, в доме своего друга - и экпериментировал с колбами и кислотами. Своих друзей он держал на дистанции. "Был очевидный уровень, в который он никого не пускал" вспоминает один из друзей. "В реальном мире он совершенно не чувствовал себя комфортно"
Работая в издательской компании Спитцера, Бэндлер старался освоить знания великих терапевтов, изучая их так же как он изучал Бадди Рича - при помощи имитации. С непостижимой точностью он подражал их голосам и манерам, сначала Виржинии Сатир, а затем Фритца Перлза, основателя гештальттерапии.
В 1970 Бэндлер начал изучать психологию в Университете Калифорнии, в городе Санта - Круз, а затем в новом и популярном студенческом кампусе, расположенном в лесу из красных деревьев.
Несмотря на свой интерес к психологии Бэндлер не был озабочен желанием поделиться своими чувствами. Наоборот, он использовал свои знания Сатир и Перлса, для того, чтобы вести группы по гештальттерапии и консультировать своих сокурсников студентов.
В Университете Калифорнии в Санта-Круз, Бэндлер встретил Джона Гриндера, молодого радикального профессора лингвистики. В сложившемся университетском сообществе Гриндер культивировал иконоклассическую мистику и хвастался тем, что он когда-то был "зеленым беретом".
Гриндер собрал небольшую группу верных последователей, самым выдающимся из которых был Ричард Бэндлер. Вместе они начали использовать лингвистику для изучения психологии. Даже до того как их работы стали известными, они были противоречивыми: некоторые студенты называли курс Гриндера, в котором преподавал Бэндлер как Мозго*бство.
В марте 1973, Бэндлер получил степень бакалавра, а двумя годами спустя получил степень мастера теоретической психологии в Лон Монтейн Колледж в Сан-Франциско. Сначала Бэндлер, а затем Гриндер переехали в коммуну расположенную в горах неподалеку от Санта-Круз. Коммуна принадлежала Роберту Спитцеру, который организовал ее как самоподдерживающееся художественное и интеллектуальное сообщество. Среди тех кто проживал в бывшей нудистской колонии был Равен Ланг, чья книга "Рождение" породила движение по родам на дому, Грегори Бейтсон, британский антрополог, создавший теорию появления шизофрении, в результате двойной связи.
Сутулый, худой человек с козлиной бородкой и блестящими карими глазами, Бэндлер не вписывался в картину и не был похож на большинство жителей сообщества Альба Роад. Он был настойчивым и темпераментным, вспоминал один из жителей коммуны, и не принимал участия в жизни сообщества. Через несколько недель после его прибытия в коммуну, несколько членов обратились к Спитцеру с просьбой изгнать его. Но Спитцер отказался. В свою бытность в Альба Роад Бэндлер хвастался о потреблении большого количества кокаина.
Для Гриндера и Бэндлера это было очень продуктивное время. Они часами сидели в солнечной комнате дома Бейтсона, слушая как Бейтсон излагает свои новаторские идеи, которые стали интеллектуальным основанием НЛП. Как описывает один из учеников, Бейтсон предлагал новые взгляды на мир, он говорил, что "[люди] создают тот мир который мы воспринимаем... потому что селективно воспринимают и искажают реальность, которую мы видим. Они делают это, чтобы подтвердить свои убеждения о том мире в котором мы живем" Работая с кино- и видеозаписями, Бэндлер и Гриндер разложили на элементы работу Сатир и Перлза, надеясь постичь их техники - вербальные и невербальные - которые производили, казалось, волшебные пермены в их пациентах. С помощью Бейтсона они познакомились и стали изучать работу Милтона Эриксона, известного психотерапевта-гипнолога и сами стали использовать гипноз для лечения своих пациентов.
В 1975 Бэндлеру было 25, когда была опубликована его первая, написанная совместно с Гриндером, книга "Структура Магии". В книге предпринималась попытка разложить на элементы и описать методы лечения, проводимого Сатир и Перлзом. В отдельном предисловии к книге, Бейтсон выразил восхищение по поводу этого исследования, которое содержало потенциал для разработки более эффективных методов лечения: если эффективное лечение, как и вся "магия", обладает определимой структурой, тогда любой может научиться проводить такое лечение.
Работа Бэндлера и Гриндера быстро вызвала интерес в сообществе гуманистической психологии и это поставило НЛП на большую дорогу. Их работа была стимулирующей, необычной, забавной и явно критической по отношению к традиционной терапии, которая, как они заявляли, была неэффективной. Они блистали, приводя в замешательство аудиторию высказываниями, разрушающими привычные условности.
"Все, что мы собираемся сказать вам - ложь" - утверждали они. "Все обобщения являются ложью". По настоятельному утвеждению Бэндлера, терапевты получают вознаграждения за свои неудачи; чем дольше существует проблема у пациента, тем больше денег зарабатывает терапевт. И хотя ни один из них не был лицензированным терапевтом, они занимались лечили и обсуждали пациентов, то есть вели себя как опытные клиницисты.
Гриндер был более формальным и цивильным, а Бэндлер стал быстро известен своим запутывающим, конфронтационным, иногда пугающим стилем преподавания и лечения, который непредсказуемым образом мог смениться на мягкость и заботливость. Одна женщина-терапевт показала записи своих мыслей на семинаре Бэндлера: "Боже, пожалуйста, не дай ему заметить что я здесь". Но когда одного из студентов сбил грузовик, Бэндлер, который был едва знаком с этим человеком, проводил часы возле его постели. Как позднее описал это тот студент: "Его забота... произвела неизгладимое впечатление на меня. Он очень теплый и заботливый человек". Бэндлер говорил, что он "пришел в мир личностных изменений из мира математики и информационных наук" и что он привнес аналитические навыки из этих дисциплин в психологию. Он поражал аудиторию своим точным, живым интеллектом и остроумием, своим мастерством гипнотизера и хилера, способностью угадывать мысли людей по незначительным физиологическим признакам - напряжению мышц, движениям глаз, расширению зрачков. Многим это казалось волшебством. Для многих терапевтов, простые и точные техники НЛП казались полезными для практики.
Хотя Гриндер и Бэндлер описывали НЛП как "технологию человеческого поведения", они предложили знакомое обещание Нью - Эйдж: быстрое и безболезненное изменение. Они говорили, что могут вылечить фобию за десять минут, а наркоманию за несколько часов. В отличие от других видов терапии, НЛП не интересуется вопросом "ПОЧЕМУ", практики НЛП задают вопрос "КАК". По утверждениям Гриндера и Бэндлера, не было необходимости проводить годы в усилиях "понять истоки проблем".
Гриндер и Бэндлер рассказывали историю о женщине, которая искала помощи в излечении страха высоты. Вместо того, чтобы выяснить причины происхождения этого страха, они подвели ее к окну на третьем этаже своего кабинета. Она немедленно почувствовала слабость. Они спросили, что же произошло в ее голове, что заставило ее ощутить слабость? Она ответила, что когда она оказывается на высоте, она представляет себя падающей и ощущает тошноту. Они попросили ее петь гимн США, когда она будет подходить к окну. И когда она отвлекла себя подобным образом, она более не испытывала страха. Так утверждали Гриндер и Бэндлер.
Но НЛП никогда не было чистой психологией, в большей степени, этот подход был моделью коммуникации, и в 1970 - х годах, Гриндер и Бэндлер стали проводить позиционировать свой подход, как инструмент бизнеса. Они учили торговых представителей устанавливать раппорт при помощи тонкого "отражения" движений тела покупателя, используя "присоединение" к дыханию покупателя и к его речи. Они утверждали, что у любого человека существует доминантный способ восприятия мира - либо видение, слышание либо чувствование - и этот способ восприятия отражается в языке. Если клиент говорит: "Вы ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ о чем я говорю?", то продавец, практикующий НЛП, может ответить: "Да, я представляю всю картину" (а не "мне это созвучно" и не "я чувствую, что это правильно"). НЛП стало корпоративной мечтой, системой для продажи чего угодно кому угодно.
Бэндлер и Гриндер также намеревались построить карту творческих процессов из других дисциплин. "Мы утверждаем, что если любой человек умеет делать нечто, то и вы можете делать то же самое",- говорили они. Гриндер сказал одному писателю, что он может научить человека играть в шахматы так, как играет чемпион мира Карпов. Это была "манна небесная", используя достижения Нью - Эйдж, любой может преуспеть, не при помощи усилий и удачи, а при помощи НЛП.
Их современный учебная деревня была выгодным предприятием. В феврале 1979, 150 участников семинара, заплатили по тысяче долларов каждый за десятидневный семинар в прибрежном пригороде Санта-Круз. Бэндлер и Гриндер отказались от серьезных публикаций и позволяли другим публиковать популярные книги, созданные на основе стенограмм их семинаров Одна из таких книг, "Из лягушек в принцы", была продана в количестве более чем 270000 экземпляров. Согласно судебным документам в 1980 бизнес - компания Бэндлера получила 800.000 долларов.
Несмотря на популярность у НЛП были и критики. Некоторые ставили под вопрос долговременность результатов, полученных НЛП-терапией, другие утверждали, что НЛП цинично и возможно является опасной системой манипулирования людьми. Обычно Гриндер и Бэндлер с раздражающей однообразностью избегали обсуждения этических вопросов: они настаивали на том, что человек не может избежать манипулирования со стороны других людей. С помощью тренингов НЛП, люди, по крайней мере, станет способным осознавать - и контролировать - манипуляцию. Тем, кто требовал научных доказательств, они предлагали стандартный ответ: мы не ученые и то, что мы делаем не является наукой, поэтому мы не должны приводить доказательства. Но, кроме того, добавляли они, НЛП действует.
"Мозги был моей игрушкой",- любил говорить Бэндлер. Он сравнивал людей с автомобилями и компьютерами, говорил о "программировании" людей и "инсталляции" убеждений. Курильщик Бэндлер, утверждал, что вылечил пациентку от табакокурения менее чем за 11 минут. А затем высказал собственный комментарий:"Я предложил ей представить себя вежливо наслаждающейся тем, как курят другие люди, я не хотел создавать еще одного евангельского апостола".
Бэндлер перевернул фундаментальное понятие терапии, а именно, то что клиент, а не терапевт, выбирает цель и способ изменения себя. Он был убежден, что НЛП дало ему власть заставлять других меняться. И он никогда не отказывался это делать. "Я не понимаю каким образом изменение кого - то для того, чтобы он стал более счастливым человеком может сделать принести ему вред", - говорил он.
Впервые в своей жизни, благодаря НЛП, Бэндлер стал окружен студентами, друзьями и последователями. Они провозглашали его гением. Это было возбуждающим и пугающим
Излучающие очарование вновь приобретенного богатства, Бэндлер и Лесли Камерон, на которой он женился в апреле 1978, приобрели дом в горах, построили в нем зимний сад, бассейн и тенисный корт. Также они установили лазерную лабораторию и оборудование для НЛП экспериментов. Они являлись собственниками Мерседеса, двух БМВ, Фиата Спайдер, и дома на Гавайях, на побережье Кона. У Бэндлера был также и пистолет, револьвер 38 калибра, что не являлось редкостью в провинциальном Санта - Круз.
Автор: Фрэнк Кланси и Хейди Йоркшир, Моджо (Mother Jones magazine), 1989 Перевод "народный", давно гуляющий по Рунету Оригинал статьи лежит здесь На фото Ричард Бэндлер
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания | Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным |
| ||||||||||||