да читал я.. там ответа не углядел. Давайте для вас попробую показать, что я вижу в читаемом:
...способность отрабатывать новое, обучаться приспосабливаться к новому и, соответственно, творчество ... (кроме простейших реакций). Это и есть то, зачем нужно "сознание" ... |
Это цитата с первого места, косвенно касающегося определения того, что есть сознание. Далее идут рассуждения об обучаемости и приспосабливаемости, вкратце сводимые к тому, что чтобы текущая модель поведения смогла быть избирательно помечена вредной, она должна быть в мозгу выделена. И это выделение, типа, и есть внимание.
а тут вдруг оно же названо сознанием, хотя сразу же далее опять про внимание:
здесь будем говорить о свойствах того, что обеспечивает выделение наиболее нового и значимого для отработки реакции до автоматизма в постоянной необходимости корректировать свое поведение в жизненной активности - сознании. Выделение происходит в виде фокусировки внимания... |
далее прёт тема про зелёные восприятия и их субъективные оценки - но при чём здесь сознание и внимание, если речь идёт о той оценке воспринятого, которую какие-то специализированные разделы мозга вырабатывают на основании памяти и предъявляют сознанию вместе с самим сенсорным потоком?
В общем, тут явная перепутка в понятиях у автора. Возможно, у многих авторов... тема то пока мутная.
Психологи ... пришли к выводу, что сознание начинается с осознания Я. Это – поверхностное понимание, подменяющее одно другим и косвенно вводящее гомункулуса - внутреннего наблюдателя. На самом деле ничего такого нет. Главный момент - связывание воспринимаемого с индивидуальной оценкой, которая в базовом, самом простейшем случае, проистекающем еще от насекомых, начинается с отклика рецепторов гомеостаза (болевые, истощения пищевого и кислородного, температурных и т.п.), которые эволюционной выборкой так воздействуют на складывающиеся связи, чтобы нежелательное приводило к избеганию, а успешное – к стимулированию ([15]). Вот что является основой системы значимости – внутренней рецепции отношения в качествах хорошо-плохо – базовом качестве осознания. |
Выделение в цитате моё, мне кажется его там не хватает. Что я вижу: автор откровенно упорствует в отрицании феномена внутреннего слушателя (того кто слышит внутренний диалог), и подменяет "рецепцией
значимости" суть понятия "сознание". Соответственно, в итоге феномен сознания остаётся нераскрытым, и в тексте продолжает раскрываться более-менее очевидная тема самого вычисления мозгом сути и
значимости воспринимаемого на примере картинок, суть которых без пояснений распознаётся лишь теми, у кого в памяти уже есть что-то про аналогичные образы.
При этом тема того, куда идут результаты распознавания старательно обходится.
Далее идут абзацы про гибкость и
адаптивность систем распознавания, на примерах дианетики, гнутых очков и наушников из консервных банок.
Далее проводится параллель между "осознаванием" и "управлением вниманием на основании
значимости/новизны":
И хоте четкой границы осознаваемого провести невозможно, но вполне созревшее умение управлять фокусом внимания, находя наиболее значимое-новое для конкретной специфике происходящего требует немалого предварительного развития такого опыта. |
(кстати, в статье опечатка - см. второе слово цитаты)
далее - ещё пара обзацев о значении оценки
значимости, в перемешку с (нелепыми, на мой взгляд) утверждениями о
значимости "внешнего" для наличия "сознания".
резюме статьи начинается словами
Вот зачем нужен процесс получения личного отношения - осознания значимости: |
, подчёркивая нераскрытость выбранной темы. Потому как "зачем нужно осознание
значимости" - тема раскрыта, а вот "что такое - это осознание
значимости" - нет. Хотя заявлялось последнее.
Далее - идёт развёрнутая цитата, по которой тоже не всё гладко, и которая тоже не раскрывает заявленной темы.
Начинается она с нелепицы, возводимой автором в
аксиому:
любое поведение особи имеет направленность к такому результату, который бы, как минимум, был совместимым с существованием этой особи. |
Угу. Особенно, возьмём, например, такое поведение, как суицид
- отвечу я. ну это ладно, это не критично для темы, тем более, что дальше речь всё же касается и выживания вида. Далее идут рассуждения о
значимости эмоций как проявлений оценочных
рецепторов. при этом самого феномена ощущения и осознания эмоции автор не касается, видимо, всячески избегая "страшной темы" о гомункулусе.
во, там хороший вопрос промелькивает - видимо, это вопрос от kak:
Но где здесь, блин, сознание? |
и далее
И пока еще этот механизм почти не проявляет тех зримых свойств сознания, которые мы привыкли его наделять. |
далее - ответ-определение автора, который продолжает гнуть свою линию:
Сознание – ... часть проявлений ... психики ..., которая выполняют роль "ведущей" активности из всех существующих и возникающих, конкурируя с ними по принципу наибольшего произведения новизны на значимость (постоянно перемещающийся по активностям фокус восприятия-действия). |
т.е. есть какие-то активности, одна из них - сознание %). Ладно, если не вязаться к словам, можно угадать, что наверно имелось ввиду, что сознание - это
выделенность какой-то одной активности среди кучи возникающих, а не сама какая-то активность. Хотя, это подменённости предмета рассмотрения не снимает, а наоборот, в очередной раз подчёркивает.
Далее зачем-то поминаются творчество и разум, и на этом статья заканчивается.
Итого - прошу показать мне рассуждения автора о феномене сознания, как внутреннего диалога и его слушания. Потому как в обсуждаемой статье этого нетути.
(
25.09.2008г. 1:26:56