Знанию всегда
предшествует предположение. А. Гумбольдт Сначала пусть говорят "свидетели".
Рассказывает старый кабардинец Кошокаев Ержиб из пос. Старый Черек: - До войны
алмасты было у нас много, а сейчас редко встречают. Сам я видел их два раза.
Первый раз это было в сентябре 1944 года. В то время у нас в республике были
отряды добровольцев по поддержанию порядка, борьбе с бандитизмом и т. д. Я был
членом такого отряда. Однажды мы ехали всем отрядом в степи, по конопляному
полю, около Черной Речки. Я ехал вторым, а первым - человек из Аргудана, он умер
теперь. Вдруг его лошадь резко остановилась, я чуть не наехал на него. Он
говорит мне: "Смотри, алмасты!" Она стояла в нескольких метрах и забрасывала в
рот верхушки конопли. Увидев нас, она очень быстро, на двух ногах, побежала в
кош, который стоял недалеко. Пока она бежала, несколько человек из отряда
сорвали с плеч ружья и хотели стрелять. Но наш командир - русский из Нальчика -
закричал: "Не стреляйте, не стреляйте! Давайте лучше возьмем ее живой". Мы
спешились и окружили кош. Я оказался как раз напротив двери каша и видел все
очень хорошо. Пока мы приближались, алмасты два или три раза выскакивала из
коша. При этом она гримасничала, губы быстро-быстро шевелятся и бубнит что-то. Мы
сомкнулись и шли локоть к локтю. Алмасты выскочила еще раз, вдруг закричала
страшным криком и кинулась прямо на людей. Бежит она быстрее лошади. По правде
сказать, мы растерялись. Она легко прорвала нашу цепь, прыгнула в овраг и
исчезла. Какая она из себя? Лицо плохо было видно из-за волос. Грудные железы до
низа живота. Вся покрыта длинными рыжими волосами, напоминающими волос буйвола.
На ней был надет весь разорванный старый домотканый кабардинский кафтан.
Рассказывает Кумыков Фейза, колхозник, партизан гражданской воины: "Алмасты я
видел много раз. Сколько раз? Разве я могу сказать сколько раз, если я их видел
все время! Целых пять лет, пока был на нагорных пастбищах. Однажды это было в
каменистом месте, где есть пещеры. Их там много было. Есть разного возраста -
побольше, поменьше. Пожалуй, женщин больше, чем мужчин. Алмасты - как человек:
руки, ноги, как у людей, но волосатые. Шерсть, как у медведя, темная. Одетых в
одежду не видел. Разговаривать они не умеют, только мычат. Людей не боятся,
только собак. Бегают очень быстро. Два раза я видел алмасты совсем близко. Один
раз шел в селение. К вечеру пошел дождь. Я зашел в пещеру, развел костер,
постелил бурку. К ночи дождь усилился. Вдруг в пещеру вошел кто-то очень
большой, мохнатый, на двух ногах. Сначала подумал, что медведь, потом вижу -
нет, алмасты. Мне стало очень страшно. Оружия у меня не было, только один нож.
Сделал вид, что ничего не вижу, а сам сижу ни жив ни мертв. Нож держу в руке.
Потом немного успокоился, вспомнил, что старики говорили: если его не обидишь, и
он не тронет. Алмасты сел у костра, боком ко мне, и выжимает волосы. Потом
подсел поближе к костру. То один бок огню подставит, то другой. Я осторожно
отполз немного в сторону. Успокоился - потому что он не злой. Сказал ему
несколько слов, потом заговорил с ним покабардински, по-балкарски, по-русски.
Алмасты только мычит. Постепенно я задремал и уснул. А ночью услышал, что он
что-то жует. Наверное, мои харчи. Но ничего не сказал. Утром я проснулся очень
рано, алмасты уже не было. Торбочку он мою развязал и все съел, ничего не
оставил" (записано в 1962 году). Исрафимов Разаман, учитель географии средней
школы селения Талы: "14 февраля 1959 года, будучи на охоте вдвоем с товарищем на
горе Бухав (Буховуль) я увидел на снегу след босой человеческой ноги. Изумился,
конечно, кто может в такое время ходить босиком по снегу? Пошел по следу. Длина
следа 25-30 сантиметров. Передняя часть стопы шире человеческой. Все пять
пальцев параллельны. Размах шага небольшой - существо шло не спеша. Следов
когтей не было. После того как я прошел по следу два километра, я прекратил
преследование - стало жарко и снег под солнцем начал таять. Я охотник и хорошо
знаю следы зверей. Уверен, что это не был след медведя. И раньше я слышал о
существовании в наших горах дикого человека, но не верил. Сейчас я убежден в
том, что он существует, - я видел его след" (записано в 1959 году). Мамедова
Назмиат, 32 года, из селения Магамаллар, продавщица Госторга: "Это было осенью
1953 года, кажется, в октябре. Мы ехали с мужем из Закатлы, везли домашние вещи.
Я сидела в кабине, муж ехал в кузове. Была поздняя ночь. На подъеме от речки
Катех-Чай на дороге появился каптар: ростом с высокого человека, весь покрыт
длинной белой шерстью. На груди и на плечах волосы длинные, на предплечьях
короче. Он прыгал на месте, как бы танцевал, и сильно махал руками. Шофер
испугался, остановил машину. Мы видели каптара хорошо, фары его сильно освещали.
Он стоял в 15 метрах от нас. Это был мужчина. Постоял он несколько мгновений,
потом побежал в кусты. При этом очень громко закричал. Один раз увидела каптара
- на всю жизнь запомнила, уж очень он страшный!" Н. Я. Капанадзе, колхозник из
села Грома: "Это было осенью, кажется, в октябре. Мы жили вдвоем с одним
стариком из Кавшири в глухом месте Гургенианского леса - заготавливали материал
для колхоза. Наше жилье стояло в пятнадцати метрах от родника. Кроме него другой
воды в этих горах нигде нет. Однажды рано на рассвете - я уже разжег костер и
сидел возле него, курил - услышал шорох в лесу. Смотрю - идет кто-то: зверь не
зверь, не пойму что. Сперва я подумал, что медведь, потом вижу - нет, человек.
Но без одежды и весь покрытый длинной шерстью рыжего цвета. На спине шерсти
больше, на животе меньше. Лицо тоже покрыто шерстью, но похоже на человеческое.
Немного сутулый. Руки длиннее, чем у человека. Он шел к роднику. Очевидно, знал
о нем, потому что шел прямо к нему. Подойдя к роднику, он опустился на колени и,
руками опираясь о землю, как человек, нагнулся и стал пить. Это было в
пятнадцати метрах от меня. Пил долго, очень долго, с краткими перерывами.
Напившись, поднялся и пошел обратно туда, откуда пришел". Пшуков Мухамед,
кабардинец, строитель: "Это было еще до войны, летом. Мы жили тогда в селении
Батех в Зольском районе. Откуда-то в наш огород пришла алмасты и поселилась в
нем, в кукурузе. Настелила там разных тряпок, траву. Прожила она у нас неделю.
Все время находилась в нашем огороде. Кушала зеленую кукурузу. Вся волосатая, на
голове длинные волосы. Ногти длинные. Глаза раскосые, красные, зубы крупнее, чем
у человека. Днем она всегда лежала. Лежит обычно на боку, но все время
переворачивается, долго в одном положении не лежит. К нам много народу ходило на
нее смотреть. Если подойдет близко сразу несколько человек, она беспокоится,
садится, кричит, встает, сама себе рвет волосы на голове. Кричит очень громко.
Когда успокоится, если человек стоит близко, она тихонько подходит и начинает
лизать его, как собака" (записано в 1964 году). Работник Московского
вагоноремонтного завода И.Колпашников в 1939 году во время халхин-гольских
событий был начальником отдела одного из воинских подразделений. Ночью его
срочно вызвали в расположение кавалерийской части Монгольской
народно-революционной армии. Произошло там следующее: часовые заметили в темноте
двух неизвестных, спускавшихся с горы, и открыли огонь, решив, что это японские
разведчики. А рассмотрев убитых, поразились: это были обезьяноподобные существа.
Прибыв в часть, Колпашников, по его словам, "почувствовал неловкость, что
убитыми оказались два существа странного вида. Мне было известно, что в МНР нет
человекообразных обезьян, и я задумался над вопросом, кто же это?" Только один
старик монгол из местных жителей, которому переводчики показали убитых, сказал,
что это "дикие люди". "Время было горячее, шел бой, подумать об отправке трупов
в центр для исследования не было никакой возможности..."
Цена показаний. Итак,
семь свидетельских показаний. Семь очевидцев Неизвестного. Естественно, прежде
всего (и после всего) встает самый существенный вопрос, а можно ли доверять этим
свидетельствам? Доверять?.. Значит, речь идет о недоверии. О том, что очевидцы,
рассказавшие о необычном, попросту говоря, лгут? Да, именно так! Когда
выясняется истина, научная достоверность увиденного (или услышанного), для нас
очень важно установить, а заслуживает ли полного доверия сообщение о том или
ином факте. Итак, доверие. Что это значит? Очевидно, прежде всего, уверенность в
том, что человек, увидевший что-то, расскажет о нем только так, как было. Говоря
еще прямее, мы должны быть уверены, что очевидец не сочиняет, не придумывает то,
чего совсем не было (в данном случае не имеет большого значения, по каким
соображениям человек дает заведомо ложные показания). Такая постановка вопроса
бесспорна, и нам остается высказаться, насколько искренни рассказы только что
выслушанных нами свидетелей. Прежде всего пойдем, как говорится, от противного.
Есть ли смысл всем свидетелям сочинять что-то заведомо ложное о неизвестных
диких людях? Думается, нет. Далее, есть ли у нас сколько-либо серьезные
основания заподозрить наших свидетелей в беспричинной сознательной лжи? Ответ
здесь может быть еще более категоричным - таких оснований нет. Значит, мы можем
доверять этим сообщениям? Подождите... Вот какой интересный эксперимент был
проведен на девятом Международном конгрессе психологов. Конгресс проходил в
здании рядом с рестораном, в котором происходил карнавальный бал. Выступлениям
ученых мешали громкие крики и музыка, смех, явственно слышные в зале заседания.
Организаторы конгресса оправдывались: что поделать, аренда помещения стоит очень
дорого, поэтому для психологов была снята только половина здания. А тут
произошло еще более неприятное, окончательно нарушившее порядок ученого
заседания. Во время одного из докладов из дверей ресторана выскочил участник
карнавала в костюме Пьеро. За ним с пистолетом в руках гнался Арлекин. Раздались
выстрелы. Пьеро упал... Когда порядок в зале был восстановлен, возмущенный
председатель объявил перерыв и попросил всех очевидцев дать свидетельские
показания, чтобы потребовать неустойку с владельцев здания, гарантировавших
полный покои для успешной работы ученых. Более ста психологов, прибывших на
конгресс, дали письменные свидетельские показания о том, что произошло в зале
заседаний. А на другой день в этом же зале разыгрался второй акт представления.
Как сообщил ученый, доклад которого был прерван вчера, вся сцена с маскарадом в
ресторане, а также между Пьеро и Арлекином была им заранее подготовлена для
того, чтобы подтвердить, или оправдать основные положения его научного
сообщения. Свидетельские показания очевидцев полностью подтвердили точку зрения
докладчика, утверждавшего, что воспоминалия каждого отдельного человека
настолько субъективны, что в большинстве случаев не могут отражать полную истину
- будь то показания на суде, личные впечатления об увиденному воспоминания. Что
же сообщили в своих показаниях люди о только что виденном собственными глазами?
Одни писали, что Арлекин, не догнав Пьеро, выстрелил ему в спину и тот упал.
Другие утверждали: Пьеро просто упал, а Арлекин вскочил на него и выстрелил в
воздух. Третьи уточняли: Пьеро упал после выстрела, а уже потом Арлекин поставил
на него ногу и выстрелил в воздух. Сколько было выстрелов? Ответы: один, два,
три... Так описали происшествие, только что случившееся у них на глазах, люди,
не заинтересованные в искажении истины. Выводы достаточно ясны. Даже если
очевидец не заинтересован в сознательном искажении фактов, если он еще находится
под свежим впечатлением увиденного и искренне стремится рассказать обо всем этом
предельно точно и подробно, нужно всегда помнить о том, что человеческие
восприятия субъективны. Два человека могут рассказать две различные истории об
одном и том же, и оба будут клясться, что было именно так, как рассказал он. Я
сознательно заостряю внимание читателя на вопросе доверия к сообщениям, имеющим
отношение к науке. Значение его особенно понятно, если вспомнить старое мудрое
утверждение: "факты - это воздух ученого!" Видимо, и к приведенным выше
свидетельствам очевидцев мы должны подойти с той меркой, о которой только что
было сказано. Другими словами, нужно учитывать бессознательную ложь. Все
подобные сообщения необходимо оценить еще с одной стороны. Независимо от внешней
неправдоподобности неизвестного нам явления, от его загадочности и даже оценки
его на первый взгляд, как чуда, то есть чего-то необъяснимого естественными
законами природы, мы должны поставить вопрос: а возможно ли такое явление с
точки зрения диалектике материалистического взгляда на природу? Не противоречит
ли оно известным нам законам природы? Не есть ли это по существу своему дань
"потустороннему", дань идеалистическим представлениям о мире? Оценивая
приведенные свидетельства с этих позиций, мы никак не можем сказать, что они
говорят о чем-то мистическом, необъяснимом, противоречащем законам развития
материи. Совсем нет. Речь может идти всего лишь, выражаясь языком антропологов,
о реликтовых гоминидах, а проще говоря, о возможно существующих и в наши дни
представителях тупиковых ветвей в родословной человека. Скажем, неандертальцев -
не тех, которые являются нашими предками, а тех, развитие которых в силу ряда
причин прекратилось, не дало прогрессивного потомства. Можно ли утверждать, что
открытие этих примитивных людей, остановившихся в своем развитии на стадии
далекой древности, будет противоречить законам природы, потрясет основы всей
науки о происхождении человека, наконец, окрылит мистиков всех мастей? Отнюдь
нет! Если говорить о научном обосновании такого утверждения, то я позволю себе
сослаться на вполне авторитетное мнение доктора исторических и философских наук
Б. Ф. Поршнева. Вот что он писал о реликтовых гоминидах: "Большинство
антропологов и зоологов даже и не помнят сейчас, что первый ученый, отважившийся
включить человека в систему классификации видов обитающих на земле животных,
делил род человеческий на два разных вида: "человек разумный" и "человек
троглодитовый" (или "человек ночной"). Это был величайший натуралист XVIII века
Карл Линней... Прошло сто лет, и об этой рубрике линнеевой классификации многие
вспомнили сразу после возникновения теории Дарвина. В "человеке троглодитовом"
готовы были видеть пережиток "недостающего звена" между человеком и животным. Но
безапелляционные экспертизы виднейшего антидарвиниста Рудольфа Вирхова пресекли
эти "еретические" мысли. Прошли еще десятки лет. В одном и том же 1907 году
английский ботаник И Элуис доложил Королевскому географическому обществу об
обитании в Тибете неизвестного вида - волосатого дикого человека, петербургский
востоковед Б. Барадийн сообщил о встрече его экспедиции в песках Центральной
Азии с необычным существом, почти человеком, но волосатым и скрывающимся от
людей, которого монголы называют "алмас". Оба сообщения испытали одну судьбу: их
даже не опубликовали, тексты ныне утеряны. Почти то же случилось с сообщением,
которое прислал в Российскую академию наук в 1914 году молодой зоолог В. А.
Хахлов. Текст его я разыскал сравнительно недавно в архиве Академии наук СССР в
презанятной папке "Записки, не имеющие научного значения". Автор сообщал, что
путем сбора и анатомического анализа данных им установлено обитание в Тянь-Шане
и Центральной Азии дикого вида, который он предложил назвать "первочеловек
азиатский"... Суть предложенного решения загадки и состоит в том, что
линнеевский "человек троглодитовый", как и хахловский "первочеловек азиатский"
со всеми относящимися сюда древними и новыми описаниями наблюдателей - это
остаточная, деградировавшая ветвь "человека неандертальского". Такая мысль
предполагает пересмотр двух принимавшихся ранее на веру постулатов. Первое:
считалось, что, как только появился "человек разумный", предыдущий вид,
неандерталец, более или менее быстро исчез. Однако успехи археологии расшатали
этот постулат. И кости, и изделия неандертальцев доказывают, что они очень долго
сохранялись кое-где на земле после появления и расселения "человека разумного".
Оказывается, такое "сосуществование" длилось десятки тысяч лет. Еще несколько
тысяч лет, остающиеся до наших дней, - это уже не так-то много. Второе:
считалось, что раз от неандертальцев кое-где в земле остались каменные орудия,
значит, все поголовно неандертальцы изготовляли такие орудия и были в полном
смысле слова людьми. Но для того, чтобы называться человеком, изготовление
орудий - условие необходимое, но далеко не достаточное. Легко представить себе,
что эта способность была развита далеко не у всех, не во всяких условиях жизни.
Те, которые развивались по пути труда, вполне очеловечились, а те, у которых
труд не получил развития, остались животными и эволюционировали на путях
животного образа жизни. Стоило критически прикоснуться к обоим постулатам, как
они распались. Таким образом, перед нами вполне, если можно так выразиться,
закономерная антропологическая загадка: нет ли на земле живых неандертальцев?
Троглодиты живы? Но возможно ли, чтобы в наши дни где-то обитали живые,
неизвестные науке существа? Возможно, хотя и маловероятно, отвечают ученые. И
действительно, все мы знаем, что время от времени в наш век вдруг обнаруживают
животное, о котором ранее ученые ничего не ведали. Однако, когда речь заходит о
существах, одновременно близких к обезьянам и к человеку, антропологи в
большинстве своем считают, что такого быть не может: все подобные существа давно
вымерли. В любом случае, когда кто-то встречается с "дикими людьми", он либо
просто ошибается, принимая медведя или другого известного науке зверя за
таинственного "дикого человека", либо встречает в самом деле одичавшего
человека, как это бывало в послевоенные годы в некоторых районах земного шара.
Можно вспомнить, например, как еще в 1965 году, через двадцать лет после
окончания войны на Тихом океане, на острове Гуам поймали двух "лесных демонов".
До этого многие островитяне замечали, что в деревнях по ночам исчезают домашняя
птица, пищевые продукты. Суеверные люди были убеждены в том, что это дело рук
"лесных демонов". И вот их поймали. Два американских солдата столкнулись в лесу
с голым человеком, размахивающим... мечом. Его обезоружили и привели в казармы.
А затем в джунгли направили военный патруль, который обнаружил второго "демона".
Оба были истощены до крайности, не говорили ни слова, издавая лишь
нечленораздельные звуки. "Дикими людьми" оказались японские солдаты, оставшиеся
на острове со времен второй мировой войны. Двадцать лет они были пленниками
собственного неведения: не зная, что война давно окончилась, японцы скрывались в
тропических лесах острова, занятого американцами... Однако рассказы о
таинственных лесных существах можно услышать во многих районах земного шара, в
частности, на Северном Кавказе, в Закавказье. В Грузии их называют цехи-скаци, в
Азербайджане - пеше-адам, в ЧеченоИнгушетии - алмасты, а у дагестанцев - каптар.
В переводе все слова означают одно: "дикий", "лесной человек". Если встретишь
кого из них, предупреждают суеверные люди, не надо трогать; это шайтан, и он
может отомстить. Лучше тут же уйти и никому не говорить об этой встрече. Как
видим, перед нами ординарное суеверие. И большинство ученых делает из этого
резонный вывод: за подобными суевериями нет ничего такого, что заслуживало бы
внимания науки. Но в науке всегда и неизменно существуют различные точки зрения
на одну и ту же проблему. И не только существуют, а и обогащаются все новыми
доказательствами, каждая в свою пользу. А в результате выигрывает наука,
побеждает научная истина. Весьма показательным примером и может служить загадка
живых реликтовых гоминидов, еще живущих на земле представителей тупиковых ветвей
в родословной человека. Подойдем к этой загадке с критики одной научной
концепции. Об этом весьма убедительно пишет доктор биологических наук Б.
Медников. Процесс нашего становления, говорит он, нередко рисуется вроде парада,
в котором в затылок шагают - впереди "человек разумный", а позади дриопитек.
Предшественников человека разделяют на три стадии: австралопитеков, архантропов
и палеонтропов. При этом одна стадия переходила в процессе эволюции в другую.
Такую концепцию назвали стадийной теорией. "В целом, - замечает ученый, - это не
очень похоже на дарвиновскую эволюцию: скорее напоминает ортогенез -
целенаправленное стремление к созданию венца творения - "homo sapiens". И далее
он пишет: "Все новые и новые факты убеждают, что "стадиальная" теория в основном
своем принципе не права. Стадия австралопитеков, обезьянолюдей (архантропов) и
первых людей (палеантропов) не сменяли друг друга, подобно тому как дети одного
года рождения сменяют ясли на детсад и школу на вуз. Они продолжительное время
могли сосуществовать, и сосуществование это порой не было мирным. Одна "стадия",
более прогрессивная, или поглощала, растворяла в себе предыдущую, или же
вытесняла в бесплодные местности, обрекая на вымирание, или же попросту
истребляла физически. Одновременно жили разные человекоподобные... Фактов,
подтверждающих эту точку зрения, накопилось более чем достаточно". И
действительно, вспомним того же "человека умелого". Он жил в одну эпоху с
австралопитеками - зинджантропами. И, кстати говоря, успешно охотился на них с
помощью каменных орудий. В результате австралопитеки были вытеснены в южные
районы Африки, где дожили до появления обезьянолюдей типа питекантропа. А может
быть, они дожили и до появления современных людей? Среди населения Южной Африки
до сих пор ходят легенды о том, что в самых диких горных лесах живут загадочные
рыжие человечки - агогве. Некоторые охотники клянутся, что видели их; по
описанию, агогве разительно схожи с австралопитеками. Стоит вспомнить и так
называемого "родезийского человека" (костные останки его были найдены в Африке).
Этот палеонтроп жил, по-видимому, не позднее чем 30 тысяч лет назад, когда в
Европе уже появились люди современного типа, кроманьонцы. Имея мозг, не
уступающий по объему нашему, он, однако, обладал крайне примитивным черепом.
Очень любопытную картину далекого прошлого приоткрыли раскопки у реки Соло на
Яве. В речных отложениях ученые обнаружили одиннадцать разбитых черепов, что
свидетельствует скорее всего о людоедстве. Черепа, судя по форме, принадлежали
очень древним людям, палеонтропам, близким к обезьянолюдям. А рядом находились
гарпуны, сделанные из кости, - это уже орудия человека современного типа. И
наконец, возвратимся еще раз к находке антрополога Р. Лики, обнаруженной в 1972
году - ископаемому человеку, жившему около 3 миллионов лет назад. Объем мозговой
полости у него - помните - около 800 кубических сантиметров. Значит, он
превосходит объем черепной коробки "человека умелого", жившего миллион лет
спустя. Более того, у него почти отсутствует надглазный валик; по этому признаку
он стоит к нам даже ближе, чем неандертальцы... ". Кроме нескольких
перекрещивающихся линий, ведущих к человеку разумному, - заключает Б. Медников,
- в то же время существовали боковые, тупиковые ответвления. Таковы гигантские
формы - гигантопитеки и мегантропы, много крупнее гориллы, останки которых
найдены в Южной Азии, - современники архантропов, а может быть, и более поздних
людей. В целом это никак не напоминает "стадиальную" теорию, согласно которой
человек современного типа не мог увидеть неандертальца". ... Рони-старший в книге
"Борьба за огонь", известной всем нам с детских лет, повествует о странствиях
своего героя. Судя по всему, Нао - человек, близкий к современным людям, тип
кроманьонца. С кем же он встречается? Людоеды - кзаммы, у которых он добывает
огонь, весьма напоминают неандертальцев. А свирепо рыжие карлики - это уже не
выше чем homo habilis. Фантазия писателя? Конечно. Но нет ли в ней "рациональных
зерен" истины? Однако у нас все же нет ответа на самый главный вопрос:
существуют ли в действительности наши неудачные родственники. Тут мы можем пока
говорить о "свидетельских показаниях". О цене таких показаний мы уже говорили.
Ученый должен убедиться сам - увидеть, исследовать, сравнить, сделать выводы.
Впрочем, свидетельства очевидцев иногда говорят о многом. "Березовское чудо" В
1907 году в ежегоднике Тобольского губернского музея были опубликованы материалы
о "Березовском чуде". Дело касалось убийства охотниками неизвестного существа.
"Осенью 1845 года, - сообщалось в ежегоднике, - промышленники остяк Фалалей
Лыкысов и самоед Обыль убили в урмане (в лесу - В. М.) необыкновенное чудовище:
постав человеческий, росту аршин трех, глаза - один на лбу, а другой на щеке,
шкура довольно толстой шерсти, потоннее собольей, скулы голыя, у рук вместо
пальцев когти, у ног пальцев не имел, мужского пола. Отставной урядник Андрей
Шахов послал об этом 16 декабря 1845 года доношение в Березовский земский суд".
По приказу тобольского губернатора охотников разыскали и с пристрастием
допросили. Вот что сообщают об этом документы, сохранившиеся в архиве
краеведческого музея города Салехарда: "Обыль объяснил, что вместе с Фалалеем
нашел в лесу какое-то чудовище, облаянное собаками, от коих он оборонялся своими
руками. По приближении 15 сажень сбоку из заряженного ружья Фалалей стрелял в
оного чудовища, которое и пало на землю. Осмотрели его со всех сторон, орудия
при нем никакого не было, роста 3 аршина, мохнатой, не имелось шерсти только на
носу и на щеках, шерсть густая, длиной в полвершка, цвету черноватого, у ног
перстов нет, пяты востроватые, у рук персты с когтями, для испытания разрезывали
тело, которое имеет вид черноватой, и кровь черноватая, тело чудовища сего
оставили без предохранения на том месте. Земскому исправнику дано приказание
найти тело существа, но местные жители долго отказываются показать место, где
оно убито, а потом приводят на поляну, на которой не было никаких следов. Так и
осталось дело под названием "Березовское чудо" не раскрытым". Раскопал эти
архивные документы геолог В. Пушкарев. Работая на Севере, он заинтересовался
рассказами о "диких людях", якобы живущих там в лесах. Одну из историй он
услышал в 1972 году от жителя села Усть-Цильма (в низовьях Печоры) Е. И.
Булыгина: "В двадцатом году, мне тогда было 15 лет, косили мы сено на реке
Цильме, километрах в десяти отсюда. Я, еще человек шесть мальчишек и двое
взрослых в трехстах метрах от реки стоговали сено. Неподалеку стояла изба, где
мы жили во время сенокоса. Вдруг на противоположном берегу появились две
непонятные фигуры. Один маленький, черный, другой огромного роста (больше двух
метров), серый, белесый. Они всем были похожи на людей, но мы почувствовали
сразу, что это не люди, и смотрели на них, не двигаясь с места. Они стали бегать
вокруг большой ивы. Белесый убегал, а черный за ним гонялся. Вроде играли.
Бегали очень быстро. Одежды на них никакой не заметили. Так продолжалось
несколько минут, а потом они помчались к реке и исчезли. Мы тут же вбежали в
избу и целый час не решались выйти. Потом, вооружившись чем попало и захватив
ружье, поплыли на лодке туда, где они бегали. Там нашли следы и большого и
маленького. Особенно много их было вокруг ивы. У маленького следа пальцев не
помню, но следы большого я рассмотрел хорошо. Они были очень большими, как от
валенок. Резко выделялись пальцы. Их было шесть, примерно одинаковой длины. След
очень похож на человеческий, но плоский, как у медведя, и пальцы не прижаты, как
у человека, а немного расставлены в стороны". Через три года геолог работал в
нижнем течении Оби и здесь снова столкнулся с тайной неведомых лесных жителей.
На нижней Оби, замечает В. Пушкарев, на реках Сыпя и Войкар, о них слышали все,
но не каждый станет об этом рассказывать первому встречному. Ханты - простой,
доверчивый народ, очень осторожный и чуткий ко всякого рода прямолинейным
расспросам и насмешкам... В Салехарде Пушкарева познакомили с М. Е. Сенькиной,
учительницей, вдовой революционера, отдавшей много сил борьбе с неграмотностью
местного населения. "До революции, - рассказала эта женщина, - я с отцом
постоянно ездила на промыслы. Мне было тогда двадцать лет, жили мы в Обдорске
(ныне Салехард). Нередко останавливались у одного старого ханты недалеко от
селения Пуйко. Помню, начался сентябрь, ночи были уже темные, и по ночам часто
лаяли наши собаки. Однажды этот лай стал особенно ожесточенным. На вторую ночь
такой остервенелый лай собак повторился. Я спросила нашего хозяина-ханты, на
кого они так лают, и он шепотом сказал, что это приходит землемер. - Какой
землемер? - не поняла я. - Этой ночью я покажу тебе, - пообещал он. - Но только
смотри на него осторожно - сквозь пальцы. В полночь мы вышли из чума. Уже висела
луна, большая, красная. Ждали, наверное, с час. И вдруг снова лай собак. В
нескольких десятках метрах я увидела необычайно высокого человека. Наши чумы
окружал двухметровый тальник. Голова и плечи человека возвышались над ним. Он
шагал очень быстро, крупно, напролом через заросли. Глаза его горели, как два
фонаря. Такого страшного и такого высокого человека я никогда не встречала.
Собаки с лаем бросились к нему. Одна, воодушевившись нашим присутствием,
подбежала совсем близко. Человек наклонился и, схватив ее, бросил далеко в
сторону. Мы услышали только короткий визг и мелькнувшее в воздухе тело. Человек
быстро удалился, ни разу не обернувшись. - Это что, леший?- спросила я старика.
- Не смей говорить этого слова! - испугался тот. - Ты позовешь его. Зови просто
землемер. Он приходит сюда каждый год в это время. Одной собаки мы наутро
недосчитались". ТУНГУ И ЧУЧУНАА Все более увлеченный загадкой северных
реликтовых гоминидов, В. Пушкарев решает опросить учащихся средних специальных
учебных заведений - будущих педагогов, фельдшеров, зоотехников. И что же? На
первый вопрос: "Встречался ли у вас в тундре дикий человек?" - из 60
опрашиваемых 48 отвечают утвердительно, 12-"Не знаю". На второй вопрос: "Как
ненцы называют дикого человека?" - все 60 ответили: "Тунгу". На третий вопрос:
"Кто сам или из близких родственников встречал его в недавнее время?" (имелись в
виду 60- 70-е годы)-четверо ответили, что видели тунгу своими глазами, но на
значительном расстоянии, в густых сумерках, детали облика описать не могут. У 19
учащихся его видели отец, дед или братья. И на вопрос: "Как описывают тунгу те,
кто его видел?", - отвечали: очень высокий и тонкий, мохнатый, наверное, в
шкуре; оглушительно свистит и очень быстро бегает. Встречали его практически по
всему Северу от Оби до Енисея. И не только в этих краях. В Якутии можно также
услышать о "диких людях". Здесь их называют чучунаа. Тот же В. Пушкарев летом
1974 года записал несколько рассказов о чучунаа. Вот один из них. Эвенка
Т.И.Захарова, 55 лет, работник оленеводческой бригады в южном Верхоянье,
вспоминает: "После революции, в двадцатых годах, жители нашего села встретили
чучунаа, собирая ягоды. Он тоже рвал ягоды и обеими руками засовывал их себе в
рот, а когда увидел людей, встал во весь рост. Он был очень высок и худ,
говорят, больше двух метров. Одет в оленью шкуру, босой. Имел очень длинные
руки, на голове лохматые волосы. Лицо большое, как у человека, но темней. Лоб
был маленький и выдавался над глазами как козырек. Подбородок большой, широкий,
гораздо больше, чем у человека. А как похож на человека, только намного выше
ростом. Через секунду он побежал. Бежал очень быстро, высоко подпрыгивая после
каждого третьего шага". Кстати, стоит вспомнить и книгу советского этнографа,
знатока якутской земли Г. Ксенофонтова "Ураангхой Сахалар. Очерки по древней
истории якутов". "Чучунаа - человек, - рассказывает, например, А. Винокуров. -
Питается охотой на диких оленей. Ест мясо в сыром виде. Говорят, с дикого оленя
целиком сдирает шкуру, как мы сдираем шкуру с песца. Эту шкуру натягивает на
себя... Он будто бы живет в норе, наподобие медведя. Голос у него противный,
хриплый и трескучий. Свистит, пугает людей и оленей. Люди встречают его весьма
редко, часто видят убегающим... Лицо у чучунаа черное, на нем нельзя разобрать
ни носа, ни глаз. Чучунаа видят только в летнее время, зимой он не бывает". В
70-х годах собкор газеты "Социалистическая индустрия" К). Свинтицкий
разговаривал в одном из поселков Якутии с местным старожилом Христофором
Стручковым: - По нашим речкам и горам сам не ходи! - Что так? - Не ходи сам в
темноту. Не ходи ночью к реке. Будь осторожен в горах. Живет такой человек -
чучунаа. Совсем дикий такой. Ростом - как два Христофора. Сильный, как медведь.
В шкуру одевается. Стрелы пускает. Очень трудно его заметить - хорошо прячется
чучунаа. Очень трудно от него спастись - быстро бегает чучунаа... - Красивая
сказка, Христофор Михайлович! - Не сказка вовсе! Сам видел. Два раза. Стрелять,
однако, не стал. Видели мы друг друга, вот как я тебя. С ружьем я был - он ружья
боится. Днем сам не нападает. Смотрит. Нюхает. Далеко чует чучунаа. - Не веришь,
- огорчился Стручков, - У нас многие якуты знают чучунаа. Меня ученые люди
слушали. Рассказы стариков записывали. Они верят нам... "Сначала совсем нелепым
и фантастическим казался мне этот рассказ, - пишет Ю.Свинтицкий - но вот что
запомнил я со слов старого якута. То, что кто-то записывал легенды о чучунаа.
Надо было поинтересоваться у специалистов". ... Вот свидетельство (1940 года)
этнографа А. Савина - со слов 35-летнего Михаила Щелканова из Аллаиховского
района. Тот рассказывает, что в округе водится чучунаа. Он велик ростом и очень
худ. Имеет привычку подкрадываться к человеческому жилью и красть рыбу. Говорить
не умеет, только свистит. Одежда на нем такая, что тесно облегает тело. Однажды
Щелканов строил дом в Русском устье. Внезапно, когда Михаил работал, на него
кто-то прыгнул. От неожиданности он выронил из рук топор. Но нападающий был
очень слаб. Михаилу удалось повалить его и изо всей силы ударить ногой. Еще один
рассказ. Его оставил Г. Васильев со слов И. Слепцова. Запись была сделана в 1945
году в Абыйском районе, тоже в бассейне Индигирки. Слепцов поведал, что однажды
был с другом на охоте. Присели отдохнуть, а карабины оставили в стороне. И вот
чучунаа украл один затвор. А на другой день оставил его на пне. Потом, когда
Слепцов шел один по тропе, навстречу ему попался "не то черт, не то человек" и
стал в него пускать стрелы, быстро, одну за другой, ранил охотника, но не
опасно. Вслед за тем чучунаа метнул копье и попал в ногу. Тогда пришлось
выстрелить. Лицо у него, говорит Слепцов, длинное, спина короткая, руки и ноги
длинные. А следы он оставляет большие, полукруглые, "как месяц". Одет в оленью
шкуру. А в 1948 году народный судья М. Попов записал рассказ Иннокентия Попова в
Жиганском районе. Тот сообщил, что знал семью Очикасовых, у которых чучунаа
похитил трехлетнюю дочь. Это сделал "большой человек, вышедший из леса", который
затем скрылся в горах. Через три года девочку нашли. Сначала ее не узнали - на
ней была надета тесная мохнатая шкура. Только когда эту шкуру распороли и сняли,
поняли, что перед ними пропавшая дочь, которая совсем одичала. И вот журналист
снова беседует с Николаевым. - Я думаю, - говорит он, - что следует обратить
внимание на ряд обстоятельств. Почти все свидетели сообщают о чучунаа как о
реальности, без фантастических подробностей, свойственных легендам. В рассказах
слишком много совпадений в деталях облика, манерах поведения чучунаа. - Так что
ничего необъяснимого здесь нет, - резюмирует Семен Иванович Николаев. - Ведь до
сих пор в дебрях Бразилии, Филиппин и в некоторых других местах даже в наши дни
находят неизвестные племена. Некоторые уголки Верхоянья по труднодоступности,
думаю, могут поспорить с любыми малоизвестными областями. А по климатическим
условиям - тем более. Вполне возможно, что здесь нас, ученых, могут ожидать
сюрпризы..; Еще одна деталь. "Чучунаа"- это слово можно перевести с одного из
местных речений как "беглый", "отверженный". Выразительная деталь! "... Теперь я
часто вспоминаю наш разговор с Христофором Стручковым, - заканчивает
Ю.Свинтицкий, - быстрые воды Индигирки, редкие лиственницы, холодные уступы гор,
кинжалами упершиеся в небо. Видимо, есть еще у них свои тайны". Что же
получается? В разных районах, разделенных не одной тысячей километров, в народе
бытует убеждение о существовании диких существ, похожих на человека, причем
почти во всех сообщениях бросается в глаза сходство как во внешнем виде этих
существ, так и в их образе жизни. Над этим стоит поразмышлять! Следы "снежного
человека" Действительно ли в каких-то уголках нашей планеты обитает неведомый
"родственник" человека, не поднявшийся с нами до высот цивилизации? - этот
вопрос интересует многих. Но загадка остается еще не решенной. Ответа на него
ищут исследователи многих стран. В том числе у нас в стране, при Академии наук
СССР в 1958 году была создана специальная комиссия по изучению вопроса "о
снежном человеке". Было издано несколько брошюр. Опубликована монография
профессора Б. Ф. Поршнева "Современное состояние вопроса о реликтовых
гоминидах". Проводилась организационная работа. Снаряжались экспедиции, во
многих районах страны велись наблюдения. В январе 1988 года газеты напечатали
корреспонденцию Агентства печати Новости "В поисках "снежного" человека". В ней
приводится рассказ участницы комиссии Ж. И. Кофман, которая и по сей день
занимается изучением материалов, свидетельствующих о реальности загадочного
существа. В конце 50-х годов, говорит она, в советской печати появились первые
сообщения о наблюдениях за "снежным человеком", рассказы очевидцев о нем. В
основном это были перепечатки из зарубежной прессы. Но в ответ на них пошли
письма о встречах на территории нашей страны с "алмасты", "меше-адамом",
"нас-насом", "тагыадамом" (у различных народов это существо называется
поразному). Таких откликов было очень много, и стало ясно, что проблема требует
самого пристального внимания. Однако через некоторое время по неизвестным
причинам указанная комиссия лишилась поддержки Академии наук и была вынуждена
свернуть свою деятельность. В последующие годы исследования вопроса о "снежном
человеке" велись исключительно энтузиастами на добровольных началах. В
нескольких городах возникли самодеятельные группы, которые на свой страх и риск
организовали ряд экспедиций. Исследователи собрали многочисленные "улики",
оставленные "снежным человеком": оттиски следов, отпечатки пальцев, фотографии,
кинокадры и т. д. А главное - свидетельства тех, кому довелось встретиться с
нашим "застенчивым" сородичем. Собрано более сотни заверенных протоколов и
сообщений очевидцев. В числе наиболее интересных рассказ Маршала Советского
Союза П.С.Рыбалко о том, что во время боев с японцами на Халхин-Голе в 1939 году
он несколько суток вез в обозе такое существо. Имеется свидетельство старого
чекиста, генералмайора А. С. Топильского: после одной из операций против
басмачей в Средней Азии он видел труп случайно подстреленного "снежного
человека". Еще одно сообщение: "У него на затылке что-то вроде пучка, как у
женщины". Между тем в трудах по антропологии встречается понятие
"шиньонообразный затылок" ("шиньон" по-французски означает "пучок волос").
Именно такой затылок у неандертальца. Словом, если проанализировать всю массу
имеющейся информации, то, как на фотографии, появится реалистичная фигура,
соответствующая и антропологическим данным, и предполагаемому образу жизни и
поведения. У тех, кто занимается поисками "снежного человека", ныне появились
новые перспективы. В 1987 году под началом Министерства культуры СССР учреждено
и действует Общество криптозоологов. У него есть свой устав, программа и фонды
на приобретение необходимой аппаратуры ночного видения и фотографирования,
средств связи, обездвиживающих препаратов и другого оборудования. "Таги-адам"
(дикий человек) замечен и в Казахстане. Республиканский молодежный журнал
"Зерде" в январе 1989 года напечатал интересную статью о "снежном человеке", где
наряду с другими фактами встречи с ним приводится рассказ Долды Кожабергенова,
работавшего в конце 60-х годов охотинспектором в Тарбагатайском районе
Восточно-Казахстанской области... Дело шло к зиме, - говорит аксакал. - Местные
чабаны, уже спускавшиеся с горных пастбищ в низину, на зимовья, сообщили о
налетах волков на отары и указали на место, где это происходило. Приготовив
ружье и боеприпасы, инспектор тут же сел на коня и отправился на поиски
хищников. Увлекшись, не заметил, как уехал слишком далеко. Ночь пришлось
провести в укрытии. Незадолго до утренней зари он заметил четыре тени. Подумал,
что это не то воры, не то браконьеры. Насторожился и стал внимательно следить,
что будет дальше. А когда брызнули первые лучи зари, буквально обомлел, заметив
какие-то существа в шубах наизнанку. Занятые своим делом, незнакомцы оказались
на очень близком расстоянии от инспектора, и он заметил, что они были вовсе не в
шубах, а в собственной шкуре. Долда решил, что это и есть "таги-адам", о которых
ранее приходилось слышать не один рассказ очевидцев. Казахи зовут их также
"кси-киик" (человек-козел), "мешельадам" (недоразвитый человек). Шерсть на них
была похожа на верблюжью, но темно-коричневого цвета. На спине и особенно на
загривках гуще, а на руках и по бокам пореже. Глаза впалые, брови густые,
надвинутые вперед. Руки свободно опускаются до колен. "Переведя дыхание, -
говорит Кожабергенов, - присмотрелся, отчетливо различил мужчину и трех женщин.
Бесспорно, это были дикари, но очень уж похожие на людей". Ученые внимательно
следят также за зарубежными сообщениями о наблюдениях реликтового гоминида.
Весьма интересными кажутся исследования, проводимые в этом направлении в
Китайской Народной Республике. Имеются сведения, что в горных районах Китая еще
несколько десятилетий назад "лесные люди" мирно жили в глухих деревушках и даже
помогали местным жителям по хозяйству. Экспедиция китайских ученых (100 человек,
разделенных на 12 отрядов) с марта 1988 года проводит поисковые работы в
отдаленном горном районе Шэньнунцзя (провинция Хубэй, Центральный Китай). Давно
уже оттуда поступают сообщения о "странном существе, то ли человеке, то ли
звере". Возможно, это все-таки следы "йети" - "снежного человека"? Они отмечены
и в других местах Китая: в ряде южных провинций, а также в горах Тибета. Сейчас
более 600 китайских экологов, биологов и антропологов заняты исследованием
загадки "снежного человека". На этот раз они решили предпринять
концентрированные усилия, чтобы попытаться решить тайну легендарного "йети". Еще
одна новость. Как сообщило агентство Франс Пресс, в конце 1987 года австрийский
альпинист и фотограф Клаус Майор сделал серию цветных снимков "снежного
человека"". По его словам, это двуногое существо ростом около двух метров
двадцать сантиметров, издающее горловые звуки и свист. Испуганный шумом
кинокамеры Майора, "снежный человек" убежал, оставляя на снегу ясные следы,
имеющие 37 сантиметров в длину и 17 сантиметров в ширину. Ссылаясь на
австрийское прессагентство, Франс Пресс напоминает, что в 1986 году известный
альпинист Рейнгольд Месснер сообщил о том, что он видел "снежного человека", но
не успел его сфотографировать. Поиски "снежного человека" идут в Монголии. Здесь
его называют алмас. Местные энтузиасты утверждают, что он будет найден на
территории Монгольского Алтая. Уверенность их основывается на том, что
изображения алмаса можно обнаружить на рисунках всемирно известной пещеры
Хойт-ценхэрийнагуй времен неолита. В некоторых ламаистских монастырях чучела
алмаса в течение веков служили объектом поклонения. "Большеног" в кадре Но мы
еще не добрались до самого убедительного свидетельства в пользу неуловимых
гоминидов. В октябре 1967 года американскому натуралисту Р. Паттерсону
посчастливилось заснять это существо на кинопленку. Дело было на севере
Калифорнии. Скрываясь за поваленными деревьями, он приблизился к гоминиду
примерно на 40 метров и снял его идущим по склону ущелья. Когда тот ушел в лес,
Паттерсон не осмелился его преследовать. Тогда, двадцать лет назад, большинство
антропологов решили, что им показали ловкую подделку. Разве нельзя нарядить
человека в шкуру и снять его на пленку? Однако проведенное позднее изучение
отснятых кадров показало, что подделка здесь исключается. Кинопленка была
передана на экспертизу советским специалистам коллегой умершего Паттерсона Р.
Дахинденом. В Москве походку гоминида на пленке изучал профессор Д.Донской. Вот
его замечания: "После многократного рассмотрения походки двуногого существа и
детального изучения поз на фотоотпечатках с кинопленки остается впечатление о
хорошо автоматизированной, высокосовершенной системе движений. Все частные
движения объединены в единое целое, в хорошо слаженную систему... Шаг существа
энергичный, широкий; нога выносится далеко вперед. По широкому, маховому
движению рук можно предполагать, что они у существа массивные, мышцы сильные...
В целом наиболее существенным можно считать непротиворечивость всех отмеченных
особенностей. Они не только просто совмещаются, но и связаны многими
взаимозависимостями. Все это вместе взятое позволяет оценить походку существа
как естественную, без заметных признаков искусственности, характерных для
разного рода преднамеренных имитаций. Рассматриваемая походка существа для
человека совершенно нетипична". Наш разговор о реликтовых гоминидах хочется
закончить словами кандидата биологических наук С.Клумова: "За истекшие 20 лет
(19581978 гг.) появилось много новых материалов: сделаны новые наблюдения в
Европе, Азии, Северной Америке, Австралии и т. д., то есть значительно расширена
область распространения реликтовых гоминидов; дважды были сняты кинофильмы (в
Северной Америке), сделаны новые наблюдения в Гималаях, обнаружены новые следы,
которые зафиксированы учеными, опубликованы новые данные в научных статьях,
книгах, монографиях... У нас активно работают Д. Баянов, И. Бурцев, В. Пушкарев,
А. Бурцева, А. Козлов и многие другие, в США и Канаде ушедших ученых также
заменили молодые силы. Все они продолжают труд, начатый их предшественниками, и
надо надеяться на новые открытия, новые серьезные научные исследования" .
Последние годы в нашей стране поисками реликтовых гоминидов активно занимается
самодеятельная экспедиция из Киева. Возглавляет ее И. Ф. Тацл. В 1979 году
участники экспедиции обнаружили в районе Гиссарского хребта явные следы
загадочного двуногого существа. Длина его ступни составляет 34 сантиметра.
"Интересный разговор, - писал в "Комсомольской правде" участник экспедиции И.
Бурцев, - состоялся у нас с жителями поселка Хакими. Это сезонный поселок
неподалеку от озера Темир-Куль. Люди живут там только летом. Наш провожатый -
работник лесхоза Кубельбеддин Разджабов привел нас в дом егеря Гафара Джабирова.
Хозяину около 60 лет, у него семеро детей. Началась беседа - о семье, о
хозяйстве, о зверях, обитающих в лесу. Постепенно перешли к "одамиявои" ("дикому
человеку"). Когда мы показали Гафару журнал "Техника молодежи" с изображением
гоминида, он воскликнул: "Вот такого я видел сам и даже стрелял в него!" По его
рассказу, однажды весной в середине шестидесятых годов он пошел в ущелье в шести
километрах от Хакими, чтобы накосить камыша. Он уже заканчивал косить, как вдруг
почувствовал какоето беспокойство. Оглянулся - и видит: в пятнадцати метрах, на
большом камне, сидит какойто дикий волосатый человек почти черного цвета и
смотрит на него. Гафар испугался, схватил ружье, закрыл глаза и выстрелил в
направлении существа. "Только через пять минут я открыл глаза и вижу - его уже
нет", - закончил свой рассказ егерь. Через год участники экспедиции обогатились
новыми фактами. "Начну с рассказов очевидцев, - говорит И.Ф.Тацл - Чабаны Шукур
Ташрипов и Вали Васиев рассказали, что им приходилось при перегонах овец на
высокогорные пастбища видеть волосатого человека. Ташрипов наблюдал его метрах в
двадцати, сидящим на корточках. Встревоженный лаем собак, волосатый человек
встал и не спеша ушел. Точно так же вело себя и существо, увиденное Васиевым. -
- Что ты сидишь? Я тебя не боюсь, - крикнул чабан. Одамиявои встал и медленно
ушел в заросли. Последний раз чабаны встречались с ним в августе 1979 года. В
тех же примерно местах таинственного незнакомца видели художник Г. Бурцев из
Томска, пасечник Р. Соитов из Шахренау и его жена, учитель Л. Юнусов с сыном,
управляющий отделением совхоза 3. Усманов. Заместитель главного охотоведа
Таджикистана А. Чутков признался, что всегда скептически относился к рассказам о
"снежном человеке", но, когда он сам в мае прошлого года увидел на песчаной
речке отмели в урочище Комароу огромные следы босых ног, он изменил свое мнение.
Что касается следов, то участники нашей экспедиции наталкивались на них
постоянно чуть ли не каждый день". И еще одно авторское соображение. Не
задумывались ли вы над тем, что распространение в народе всякого рода суеверных
представлений далеко не одинаково? Одни из них бытуют в небольших районах,
другие живут не столь уж долгую жизнь и уходят в небытие, а третьим обеспечены и
долгая жизнь, и широкое распространение. Проходят целые века, а суеверие
(поверие!) продолжает жизнь, более того, даже набирается сил. Вот и стоит
подумать: может быть, за теми повериями, которые веками живут в народе (и в
народах), невзирая на прогресс научного знания, кроется не только невежество, не
только суеверие, но и что-то реальное, еще не раскрытое наукой? Ну а если
окажется, что реликтовые гоминиды в действительности не существуют, это также
будет важным выводом науки: разрешится один из спорных вопросов научного
познания окружающей нас природы.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека.