По миру ходит невероятное количество таинственных, необъяснимых историй. Их столько, что если бы даже небольшая часть их была правдой, то наш мир был бы просто наводнен самыми разными, порой противоречивыми до взаимоисключения, явлениями. Эти явления можно было бы классифицировать целыми классами, косяками, от НЛО до потусторонних духов-приведений. Фольклором охвачено все: проделки ведьм, внезапные предчувствия, черные проклятия, беспредел инопланетяшек, поразительные предсказания, чудесные исцеления, вампиризм, роковые подсказки судьбы и другая завораживающая мистика.
Понятно, что все эти истории не могут быть правдой. Но что их порождает? Неужели только заведомый обман? Нет, конечно, не только. Если попробовать разобраться, то обнаруживается по крайней мере три источника.
1. Неоднозначность личного восприятия.
Смысл воспринимаемому придает то, в каких условиях, в каком контексте это воспринимается. Так, чтобы понять смысл слова "коса" нужно знать контекст, в котором оно использовано. Это может быть коса женщины, которая может быть коса на один глаз, коса которой косят траву или морская прибрежная коса. Увидев кляксу на бумаге (облако на небе), каждый может вообразить что-то свое. Для каждого душевного состояния и предшествовавших событий появится свой образ, смысл которого завит от того, какой жизненный опыт имеется для данного состояния (условий текущей ситуации) и того, в каком эмоциональном состоянии находится человек.
Психические механизмы организации смыслопонимания описаны в материалах О системной нейрофизиологии.
Если для человека ситуация экстремальна, то это значит, что у него слишком мало опыта в подобных ситуациях и он теряется, переходя в режим стрессового реагирования (который очень индивидуален). Значит, контекст ситуации не способен обеспечить точное распознавание смысла происходящего. Каждый будет ожидать видеть и соответственно понимать в такой ситуации что-то свое и не похожее на то, что понимают другие. И это будет мало соответствовать тому, что происходило "на самом деле" в тех деталях, понимание которых оказалось искаженным из-за возникшего определенного ожидания от происходящего (контекста понимания) .
Так, если человек, увидев странную суету мужчины и женщины на пустынной улице впотьмах, думает, что перед ним разыгрывается ограбление, то все виденное будет восприниматься совсем не так как если он вообразит, что это - выяснение любовных отношений, а на самом деле, может быть, просто женщине стало плохо. Чем более необычной и возбуждающей (экстремальной) окажется ситуация, тем труднее будет выбрать правильный контекст понимания потому, что информации остро не хватает для этого. В воображении будет доминировать первое, что возникнет в силу воспринятых отрывочных, подчас случайных несущественных деталей и наиболее подходящей подсказки прежнего жизненного опыта. Об этом можно прочитать в статье Иллюзии восприятия.
Воспоминания, воспринимаемые в стрессовом эмоциональном контексте, после того как эмоции стали другими, могут вспоминаться совершенно по-другому. То, что вначале ужасало и казалось недопустимым, в благостном расположении духа вполне оправдывается и выглядит намного более невинно. Именно потому, что первая эмоция была отрицательной и все окрашивала негативно, выделяя плохое и не отсеивая хорошее (как неуместное для данных обстоятельств), а вторая эмоция заставляет внимание совершать противоположную работу. При этом окончательное впечатление постоянно корректирует первоначальную память, существенно изменяя ее. На этом основана оптимизация жизненного опыта.
В статье Владимира Аристархова Манипуляции с памятью проясняется, на чем реально обосновывается любимая поговорка юристов и Сталина "врет как очевидец".
Причины ложных или искаженных воспоминаний психологам известны давно. Cреди них - и особый склад личности, заставляющий человека замечать одно и упускать из виду другое, и власть стереотипов, отправляющих восприятие по проторенной дороге привычных ассоциаций и наоборот, а также необузданная фантазия и внушаемость... Ложное воспоминание может сформироваться сразу после восприятия или даже в процессе самого восприятия, а может и через некоторое время, когда сознание случайно оживит событие перед мысленным взором или намеренно вызовет его из глубин памяти. Чем больше времени пройдет от события до момента воспоминания о нем, тем больше риск искаженного воспроизведения этого события в памяти из-за наложения новых впечатлений и переживаний, оставивших след в личности воспоминающего.
...
у ложных воспоминаний есть еще и чисто физиологическая основа. Это стало ясно совсем недавно в результате работ Надера (K.Nader) и Шaфe (G. Schafe), опубликованных в журнале "Nature".
В статье Мезенцева В. А. Призраки приходят из прошлого описан эксперимент, поставленный на девятом Международном конгрессе психологов:
Конгресс проходил в здании рядом с рестораном, в котором происходил карнавальный бал. Выступлениям ученых мешали громкие крики и музыка, смех, явственно слышные в зале заседания. Организаторы конгресса оправдывались: что поделать, аренда помещения стоит очень дорого, поэтому для психологов была снята только половина здания. А тут произошло еще более неприятное, окончательно нарушившее порядок ученого заседания. Во время одного из докладов из дверей ресторана выскочил участник карнавала в костюме Пьеро. За ним с пистолетом в руках гнался Арлекин. Раздались выстрелы. Пьеро упал...
Когда порядок в зале был восстановлен, возмущенный председатель объявил перерыв и попросил всех очевидцев дать свидетельские показания, чтобы потребовать неустойку с владельцев здания, гарантировавших полный покой для успешной работы ученых. Более ста психологов, прибывших на конгресс, дали письменные свидетельские показания о том, что произошло в зале заседаний.
А на другой день в этом же зале разыгрался второй акт представления. Как сообщил ученый, доклад которого был прерван вчера, вся сцена с маскарадом в ресторане, а также между Пьеро и Арлекином была им заранее подготовлена для того, чтобы подтвердить, или оправдать основные положения его научного сообщения. Свидетельские показания очевидцев полностью подтвердили точку зрения докладчика, утверждавшего, что воспоминания каждого отдельного человека настолько субъективны, что в большинстве случаев не могут отражать полную истину - будь то показания на суде, личные впечатления об увиденном воспоминании.
Что же сообщили в своих показаниях люди о только что виденном собственными глазами? Одни писали, что Арлекин, не догнав Пьеро, выстрелил ему в спину и тот упал. Другие утверждали: Пьеро просто упал, а Арлекин вскочил на него и выстрелил в воздух. Третьи уточняли: Пьеро упал после выстрела, а уже потом Арлекин поставил на него ногу и выстрелил в воздух. Сколько было выстрелов? Ответы: один, два, три...
Так описали происшествие, только что случившееся у них на глазах, люди, не заинтересованные в искажении истины. Выводы достаточно ясны. Даже если очевидец не заинтересован в сознательном искажении фактов, если он еще находится под свежим впечатлением увиденного и искренне стремится рассказать обо всем этом предельно точно и подробно, нужно всегда помнить о том, что человеческие восприятия субъективны.
Два человека могут рассказать две различные истории об одном и том же, и оба будут клясться, что было именно так, как рассказал он.
Вполне возможно, что и сама эта история о конгрессе относится ко второму или третьему типу источников удивительных историй :)
2. Мистификации.
Ну очень многие позволяют себе пошутить, забросив заведомо выдуманную историю, чтобы с удовольствием понаблюдать как она бродит по умам и какой эффект производит. И для этого вовсе не обязательно оказывается подгадывать к подходящему дню - первого апреля, когда дурачить таким образом вообще считается очень даже хорошим тоном. Самое же большое удовольствие бывает после того, как громогласно объявляется о такой мистификации. И, самое удивительное, что такое признание уже мало оказывается способно пресечь дальнейшее последействие: история продолжает жить своей жизнью.
Сергей Лукъяненко в Большой Барса-Кельмесский розыгрыш честно, но с явным наслаждением, рассказал про то, как он подсунул в прессу такую вот таинственную историю и что из этого вышло.
Кроме того, почти у каждого бывает период, когда кроме природного религиозного чувства, питающего суеверия, отношение к удивительному и чудесному и, во многом, творческую фантазию, человек искушается сам попробовать исследовать таинственные стороны жизни. Он интересуется повествующей об этом литературой и невольно пытается кое что примерить на практике. Бывает, он так увлекается, что во чтобы то ни стало хочет воплотить это таинственное хотя бы в "шуточном" рассказе для приятелей, конечно же стараясь придать ему максимальную правдоподобность. Таких людей очень немало. У кого-то получается неуклюже и, разоблачив явные неувязки, такую самоделку тут же забывают, но есть и настолько удачно скроенные истории, в которые невольно верится.
Вот одна из них (третья в в подборке про Случай Марата Фридмана).
Брак еврея и киргизки - большая редкость, и в то время был возможен только потому, что оба являлись интеллигентными людьми и с большой разницей в возрасте. Марат, астенический ребенок, рос довольно нервным и впечатлительным. Говорить он начал с трудом, долгое время заикался. Больше же всего его родителей удручала его странная фантазия с совершенно нелепыми и неожиданными высказываниями. С 3-х лет он мог спать только с мамой, иначе ему снились страшные сны, от которых он с криком и с подушкой в руках, прижатой к груди, врывался в спальню родителей.
Отец неизменно был ласков и терпелив с ним, пытался отвлечь от пугающих мыслей и часто это удавалось.
Но однажды приехали родители жены с Нарына. Как обычно, это обещало шумное и неумеренное застолье. А пока женщины суетились с приготовлениями, мужчины разговаривали, а счастливый дед забавлялся со своим внуком. Тот радовался добродушному вниманию и, по обыкновению, среди обычных своих детских фраз с его губ слетали и довольно странные слова, от которых отец болезненно хмурился. Но дед вдруг очень заинтересовался. Малыш лепетал о каком-то кувшине со спрятанным кладом в мазаре, в далеком таласском ущелье. Дед принялся расспрашивать, и Марат немного растерялся потому, что никто никогда не обращал всерьез на его слова внимания.
Отец сделал знак, что хочет поговорить, и они с дедом вышли. Он со вздохом поведал о проблемах с сыном и попросил не провоцировать это. Но дед воскликнул, что прекрасно знает то место в Таласе, о котором говорил ребенок. Он убедил отца продолжить расспросы.
И выяснилось, что Марат был уверен, что жил там, в кишлаке в юрте надсмотрщика, прекрасно помнит все детали. Его детский, чуть заикающийся от волнения голосок и неумелый выговор так контрастировал со смыслом сказанного, что даже отец призадумался. Распоряжаясь большими отарами баранов, учетчик часто устраивал "вертячку" (такая болезнь, при которой барана необходимо немедленно изолировать и умертвить, не используя в пищу), всыпая немного песка в ухо животному, и увозил якобы в могильник, а сам продавал, на деньги покупал драгоценности и складывал их в кувшин. Однажды его застрелили из охотничьей винтовки во время пьяной ссоры.
Все это было рассказано так убедительно и с такими подробностями, что дед настоял на поездке в тот кишлак. Откуда мог бы ребенок знать о "вертячке" и придумать такой изощренный способ обмана? Хотя родственников там у него не было, а нарынские и таласские киргизы всегда были в довольно натянутых отношениях. Попытка отца разубедить только еще более подзадорила деда. Нарынские киргизы очень бедны, а киргизы вообще отличаются жадностью к деньгам, и сами об этом часто сетуют.
То ущелье находилось в 120 километрах от столицы. Отец решил устроить семейную прогулку, запасся бензином, и они поехали на своей Ниве, захватив деда, жену и ребенка. Погода стояла прекрасная. Поутру, пока не было машин, они довольно быстро доехали до боковой дороги, ведущей в горы и свернули с трассы.
Еще 20 километров и они, проехав кишлак, остановились у подножия холма, ощетинившегося киргизскими могильниками. Дед нервничал, но больше всех волновался Марат, крича, что все здесь знает, хотя никто никогда не возил его сюда. Он уверенно принялся взбираться на холм, но вскоре устал и остановился хватая воздух ртом. Отец посадил его себе на шею и они поднялись. Ребенок показал на самый высокий и красивый мазар. Они осторожно вошли, принялись искать, но ни в каких возможных местах не смогли обнаружить кувшин. Мальчик заплакал и возмущенно прокричал, что знает, кто мог украсть его клад. Он умолял пойти к этому человеку и потребовать объяснения. Это было не только очень глупо, но и опасно. Отец наотрез отказывался, но дед предложил просто осторожно познакомиться с этом человеком. А там видно будет.
После это чуть не случилась беда. Киргизы совершенно не переносят любого намека на нечестность или претензию. И когда, зайдя в кишлак, рядом с одним из домов заметили пожилого киргиза, сидящего на пеньке, мальчик неожиданно вырвался, подбежал к нему и принялся колотить своими ручонками. Тут подоспели и взрослые, не сумев скрыть своего волнения, и завязался ожесточенный спор. Толком, конечно, ничего не выяснили, но поняли, что тот человек что-то скрывает от них. Подошли другие и принялись выяснять, что за люди и зачем к ним приехали. Намерения неизбежно открылись, так же как и то, что явился незваный нарынец. Кроме того, выяснилось, что действительно, десять лет назад был убит на празднике надсмотрщик.
Если бы не ребенок и женщина, то их, скорее всего, избили бы, а так просто с позором прогнали, пообещав в следующий раз разбить машину. Теперь не только дед, но и отец был убежден в том, что мальчик говорил правду.
Конечно, сейчас это уже не мальчик, и фамилия у него другая, и характер намного осторожнее. Примечание: Это типично для детей: взрослея, они перестают вспоминать предыдущую жизнь). Если съездить в Талас в тот кишлак и суметь задобрить жителей, что совсем не трудно, честно рассказать, что привело, то они покажут и холм с могилами и тот мазар.
Внимание: эту история придумал я сам для статьи Реинкарнация.
3. Намеренная фальсификация или обыкновенное мошенничество.
Про фальсификаторов на сайте уже была статья: Об авантюристах, фальсификаторах и мошенниках.
Для достижения каких-то результатов бывает необходимо "подбросить инфу" в виде намеренно искаженных реальных событий или даже полностью вымышленную.
Ярким примером таких историй могут быть все правдивые истории, приводимые в книге известного мистического философа Франклина Меррелл-Вольфа Пути в иные измерения.
Когда дело доходит до непримиримого отстаивания своих позиций, в ход пускается самое извращенное ораторское мастерство. Инет буквально затоплен статьями такого характера, подавляющее большинство из которых пытается так или иначе доказать, оправдать, отстаивать мистические представления.
Другая побуждающая причина - завоевать популярность и получить прибыль. При этом, естественно, задействуется весь известный арсенал пиара. Пример этому "Код Да Винчи" журналиста Брауна.
В большой, очень обстоятельной и подробной статье Как делаются фальсификации читаем:
Наиболее действенным типом лжи является полуправда, и не случайно "идеальная фальсификация" как правило, представляет собой набор пристрастно подобранных и вырванных из контекста совершенно реальных фактов.
...
Если представить себе россыпь фактов как кучу элементов головоломки/паззла, то к уже существующим ложным (хотя и включающим множество истинных деталей) картинкам ревизионист добавляет новую, не менее ложную (хотя часто включающую истинные детали, отсутствующие в других паззлах). То, что в его картинке встречаются неиспользованные другими детали, при этом не значит, что при выстраивании своего мифа он использовал больше правильных элементов, чем его противники.
…достигнутое чисто за счет словесной эквилибристики и прекрасно изложенное в анекдоте про то, как советский комментатор описывает состязания в беге президентов СССР и США: "Наш президент занял почетное второе место и серебряную медаль, в то время как американский пришел к финишу предпоследним".
... между историческим фактом и показаниями свидетелей этого факта есть некоторая разница. Свидетельские показания - это интерпретация данного конкретного человека. При этом особенно в ситуации, когда человек вспоминает о событии спустя длительное время, многие детали сознательно или несознательно он искажает.
... Мы уже приводили здесь в качестве примера рассказ матроса с "Потемкина", в памяти которого кинематографический эпизод вытеснил реальный, но сюда же можно добавить целый ряд нашумевших в США в последней четверти ХХ в. дел об инцесте и педофилии, которые были возбуждены после того, как во время сеансов психоанализа взрослая "жертва" была убеждена психоаналитиком в том, что ее нынешние проблемы - следствие случившегося в раннем детстве инцеста, воспоминания о котором она стерла из своей памяти.
... Ссылка на зарубежные издания как бы убивает несколько зайцев. Во-первых, существует предположение, что иностранные авторы могут быть объективнее, так как не вовлечены или менее вовлечены во внутренние проблемы страны.
... ссылка на иностранный источник как бы подтверждает распространенность данной точки зрения не только внутри страны, но и за ее пределами. То, что эту точку зрения разделяет кто-то на Западе, еще не значит, что там доминирует.
... попытки проанализировать действия того или иного лица с точки зрения абсолютно чуждой ему логики и этики. На подобном принципе было, например, построено шутейное обвинение Шекспира в пропаганде педофилии, так как "в его пьесе "Ромео и Джульетта" поэтизируется и романтизируется связь между половозрелым юношей и тринадцатилетней девочкой".
... То, что событие Б случилось после события А, воспринимается как безусловное доказательство того, что оно произошло вследствие события А. Так, по мнению одного из сторонников существования жидо-масонского заговора, то, что в 1240 г. Русь одновременно подверглась нападению и с Запада, и с Востока, неопровержимо свидетельствует о наличии между монголами и тевтонцами скоординированного плана действий, направленного на раздел страны. А поскольку евреи проживали и на тевтонской, и на монгольской территориях, то совершенно ясно, кто именно обеспечивал связь между этими двумя силами и координировал их действия.
...
Некорректное сравнение точек зрения, отстоящих во времени: сопоставление того, что писалось о данном событии, скажем, в 1944 г. и что в 1985 или 2000 гг. Поскольку оказывается, что писали разное, то это толкуется как доказательство фальсификации.
...Во-первых, игнорируется тот факт, что со временем возрастают технологические возможности науки, в оборот вводятся новые факты и документы, в результате чего представление о событии или явлении оказывается более полным.
... Во-вторых, ревизионисты забывают про то, что точка зрения одного и того же историка на некоторые события тоже может меняться под влиянием смены концепции или введения в научный оборот новых фактов. Я, например, достаточно хорошо представляю себе, какие ошибки были допущены мною в моих ранних работах по истории оружия, но это абсолютно не значит, что уже тогда я все знал, но я намеренно вводил людей в заблуждение.
...
Если в определенной ситуации не снабжать термин разъяснениями, то аудитория воспринимает его значение "по умолчанию".
...
При анализе события выбираются некие сходные черты, на основании наличия которых одно событие или явление приравнивается к другому. При этом игнорируются как обстоятельства, которые привели к внешне сходным явлениям, так и их причины или частотность. Классическим примером логической ошибки такого рода является доказательство того, что кошка и собака - одно и то же на основании того, что и та, и другая имеют 4 лапы, 2 глаза, покрыты шерстью, питаются мясом, могут махать хвостом и способны кусаться.
...
Использование эмоционального окрашивания текстов.
...связан с особенностями человеческого восприятия, для которого достаточно получить три-четыре примера, чтобы поверить, что они выражают тенденцию. Таким образом, если у ревизиониста нашлось некоторое количество фактов, то при минимальной психологической обработке читателя фразами типа "И это далеко не единственные примеры, иллюстрирующие…", они вполне превращаются в доказательную базу.
.... Забивание "профессионализмом" - как попытка перевести обсуждение проблемы на "поле узкой специальности", в которой ревизионист обладает подавляющей компетентностью.
... Безусловный авторитет ученого или специалиста в области его прямой компетенции используется как прикрытие его более чем спорных высказываний в иной области. Другой лик подобного приема - ссылка на авторитет неспециалистов, когда в качестве доказательства истинности точки зрения приводятся сведения о том, что ее поддерживают уважаемые люди. Например, в одном из споров по вопросам религиоведения меня пытались осадить цитатой из академика Павлова.
... Прием строится на том, что в аргументации противника обнаруживаются некоторые ошибки (не обязательно являющиеся главными, стержневыми). Разбору этих ошибок уделяется большое внимание, после чего делается вывод о тотальной некомпетентности оппонента в обсуждаемом вопросе.
Все это дает практически неограниченные возможности манипулированием доверчивостью людей при подаче фальсифицированного материала.
Примеров как литературных так и научных фальсификаций чрезвычайно много. Они готовятся особенно тщательно, "профессионально" так, что на первый взгляд бывает по-настоящему трудно отличить такую историю от правдивого повествования и даже возникает невольное чувство вины при попытке усомниться в этой правдивости.
Таковы основные источники появления всех правдивых историй, рассказанных очевидцами. Все еще более усугубляется тем, что первый источник историй может невольно дополняться третьим при добросовестной попытке придать истории большую убедительность.
Всем этим историям нет никакого подтверждения кроме собственно самого рассказа, иногда даже не из первых рук, и истории на это даже не претендуют, но, однако, оставляют свой след в душе, питая то "Космическое религиозное чувство", о котором писал А.Эйнштейн (см. О религии).
После каждого разоблачения или признания, что история выдумана, наступает специфическое разочарование, что вот, так было бы здорово, если бы такое и в самом деле произошло! И после этого, в сравнении, мир представляется скучным и невзрачным. Несмотря на то, что вокруг - очень много совершенно реальных, но фантастически необычных событий. Некоторые описываются в меру писательских способностей, другие просто существуют, стоит только присмотреться и понимать, что каждое событие в нашем мире уникально и неповторимо, а богатство, изощренная неожиданность и разнообразие реальных событий вне конкуренции с придуманным человеческим умом.
Александр Никонов в книге Сеансы черной и белой магии с разоблачением приводит истории, которые непросто классифицировать как явно придуманные и те, что в действительности произошли, так, как это показалось авторам. Во многих случаях объяснение вполне находится даже для самых невероятных случаев.
Популярный фантаст Олег Дивов в Как я был экстрасенсом сделал попытку примерно то же плана, что и Александр Никонов.
И то и другое очень стоит прочитать и получить большое удовольствие.
Обсуждение Сообщений: 5. Последнее - 26.12.2007г. 9:04:23
Об авторе:Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека.