УДК 378
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ В СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КАЧЕСТВА
к.п.н., ст. преподаватель З.Р. Мингазова
ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ
Решение проблемы модернизации системы образования Российской Федерации требует поиска новых нестандартных путей и средств повышения эффективности и качества образовательного процесса.
Модернизационные образовательные процессы осуществляются в условиях действия вызовов современности, которые были изложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г. [1] Эти вызовы непосредственно связаны с человеческим потенциалом, который включает в себя в качестве неотъемлемой составляющей части уровень и качество образования, а также наличие высокообразованных кадров, мотивированных уже со студенческой скамьи на работу в новых творческих условиях. Таким образом, с переходом на новую ступень развития цивилизации наличие высококвалифицированных и компетентных кадров стало одним из основных критериев успешного развития государства.
Понимание (или, наоборот, непонимание) сущности данного вопроса проявляется в политике, проводимой государством в сфере образования. Из самых последних нововведений в этой области в нашей стране, разумеется, следует назвать переход российского высшего образования на двухуровневую систему подготовки (бакалавриат и магистратура). В этой связи были разработаны новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, главным отличием которых, на наш взгляд, следует назвать компетентностный подход и требования по овладению компетенциями. Несомненно, обширные перечни компетенций, представленные в ФГОС ВПО, имеют своей конечной целью воспитание новой личности, обладающей конкурентоспособным человеческим потенциалом. Однако открытым остается главный вопрос: как и каким образом воспитать данную личность?
На наш взгляд, одним из основных направлений решения данной проблемы является использование метода управления деловой репутацией. Последняя представляет собой многоаспектное, многогранное явление. Ее можно рассматривать как: 1) один из динамично развивающихся элементов, производных от базовых элементов (здоровья, опыта работы, образования, мотивации к труду) и составляющих человеческий капитал; 2) благо, принадлежащее человеку, его право на положительное мнение о его достижениях; 3) представление (мнение) окружающих о профессиональных, личностных и общекультурных качествах человека, опирающееся на обоснованные, нормативно утвержденные методики оценки; 4) ранее не известный объект социальной защиты [2].
Формирование и развитие деловой репутации - это многоэтапный и сложный процесс в рамках цепочки «школа – вуз (ссуз) - работодатель». Начинается он с воспитания новой личности в школе. Именно на этапе получения общего среднего образования стоит задача раскрытия способностей личности, готовой к жизни в конкурентном мире. Здесь закладывается фундамент для строительства высокой деловой репутации будущих специалистов. Ее наличие, на наш взгляд, могло бы стать одним из важнейших индикаторов качества образования наряду с экзаменационными результатами. Учебно-воспитательный состав школы совместно с родителями и учениками должен осуществлять постоянный мониторинг и комплексную оценку не только академических достижений учащихся, но и их общекультурных и иных качеств, характеризующих личностный рост. Такая работа должна проводиться системно на основе нормативно утвержденных методик. К сожалению, указанные методики в настоящее время не разработаны, но они необходимы в практической работе образовательных учреждений. В РБ сегодня сложился положительный опыт по внедрению системы мониторинга и оценки деловой репутации школьников. Так, например, в Лицее № 60 ГО г. Уфа РБ в течение ряда лет работает совместная с Башкирским ГАУ экспериментальная площадка, на базе которой реализуется проект по формированию и развитию деловой репутации учащихся. На каждого школьника ведется дело «Деловая репутация», в котором в накопительном порядке подшиваются грамоты, дипломы и иные документы, свидетельствующие об уровне развития личностных, общекультурных и других качеств ученика.
Сведения о деловой репутации школьников необходимы для правильного выбора направления обучения при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения. Дела «Деловая репутация» передаются из школы (первый этап) в приемные комиссии ссузов или вузов (второй этап). Что касается нашего примера, то ежегодно с такими папками часть выпускников Лицея № 60 прибывают для поступления в БГАУ, где осуществляется отбор наиболее способных и талантливых детей с перспективами их будущей профессиональной востребованности.
Методика формирования и развития деловой репутации студентов внедрена и успешно используется в БГАУ с 2005 года в рамках подготовки специалистов по государственному и муниципальному управлению. Студенты, начиная с младших курсов, ведут дела «Деловая репутация», продолжая пополнять достигнутые в школе успехи. Подобная работа прививает студентам желание и мотивирует их к систематическому целенаправленному личностному росту. Информация из дела «Деловая репутация» востребована также работодателями при прохождении производственных практик и трудоустройства выпускников. Работа университета в области формирования и развития деловой репутации строится на научно-методической основе [3]. Ее итоги неоднократно обсуждались на ученых советах и научно-методических советах университета, а наиболее эффективные результаты внедряются в работу выпускающих кафедр. Данный метод может быть с успехом использован в области модернизации системы образования, которая требует постоянного обновления технологий, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира.
Также не следует забывать о педагогическом коллективе школ и профессорско-преподавательском составе ссузов, вузов. И в этом направлении использование данного метода может сыграть свою положительную роль. В этом плане необходима увязка их деловой репутации с уровнем их заработной платы, т.к. одной из актуальных задач развития науки, образования и высоких технологий является стимулирование научной и образовательной деятельности, в том числе путем повышения уровня заработной платы.
В настоящее время отраслевые особенности организации педагогического труда и его оплаты не учитывают реальных профессиональных и личностных качеств работников, что существенно снижает ее мотивирующую роль; не дает возможности выявления и поощрения наиболее высокоэффективных работников, фактически препятствует росту их человеческого капитала. Поэтому оценка деловой репутации должна, наряду с нормативно-правовыми требованиями, лежать в основе определения уровня заработной платы, а система оплаты труда педагогических кадров – включать в себя оценку их деловой репутации. На наш взгляд: 1. Необходимо внедрить гибкую систему учета труда педагогов и преподавателей с учетом уровня их деловой репутации. 2. Для образовательных учреждений целесообразно разработать и внедрить дифференцированный подход к оценке их трудозатрат на основе критериев, оценивающих деловую репутацию. Одним из вариантов может стать применяемый в ряде вузов России метод рейтинговой оценки преподавателей, благодаря которому достижения, накапливаемые за учебный год (накопленная деловая репутация), переводятся в количественную характеристику, затем им дается балльная оценка с последующим переводом в денежный эквивалент как ежемесячная надбавка к заработной плате. Однако денежное выражение деловой репутации работника должно быть сопоставимо с его реальными трудозатратами, иначе система не сможет привлечь активных и талантливых специалистов в данную сферу. 3. Наряду с решением финансовых вопросов необходимы переработка всей нормативно-правовой базы, касающейся статуса педагога и преподавателя, систем оплаты их труда, а также разработка и внедрение методик оценки деловой репутации данных работников.
Таким образом, предпринятое теоретическое обоснование и анализ положительной практики формирования и развития деловой репутации участников образовательного процесса показывает, что указанная деятельность позволяет повышать качество и эффективность образования на всех его уровнях и готовить востребованные на рынке труда кадры.
Библиографический список:
1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р // СПС. Консультант Плюс.
2. Ханнанова Т.Р. Деловая репутация работника в системе трудовых отношений.- Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2009.- 366 с.
3. Методические указания по формированию и развитию положительной деловой репутации студентов / Т.Р. Ханнанова, З.Р. Камалова.-Уфа, 2010. - 24 с.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на статью | Топик ТК: Главное преимущество модели Beast |
| ||||||||||||