предыдущая статья:
http://www.scorcher.ru/theory_publisher/show_art.php?id=205
Возрадуемся, братья во арэнби, ибо пришел я и все уладил. Много лжепророков до меня свидетельствовало в гнусности своей, что могут они типо петь научить. Не верьте речам сим неправедным из уст медовых, ибо к излишней трате бабок ведет этот гон. Петь можно только научитьСя.
Идея, скажу чэсна, не моя, но я ее апробировал, отъюзал собственным горлом и готов подписаться. Природа, в отличие от мадам Грицацуевой, одарила меня не щедро, но желание когда-нибудь издать звук, который бы меня устроил, оказалось сильнее. Два года я периодически занимался с преподавателем, замечательным, кстати, человеком. Без него я вряд ли смог бы приблизиться к осуществлению своей мечты. Но. Реальный прогресс я смог сделать только самостоятельно.
Как обычно, попытаюсь предельно кратко сформулировать некоторые мысли относительно обучения пению, не особенно заботясь об их логической последовательности, просто доставая из памяти все, что мне кажется наиболее ценным из того, что помогло.
В 90-х годах появился курс некоего распеаренного американца Сета Риггса, который якобы занимался с Мадонной, Чикаго, Вандером и прочими звездами, чиня им голоса. Курс включал книжку и кассету. Упражнения на кассете звучали необычно. Имена учеников впечатляли. Я попытался их делать. Результат –НОЛЬ. В оригинальном курсе вроде предполагалась видеокассета. Боюсь, что даже при наличии видео результат был бы тем же. Я не думаю, что Риггс плохой учитель. Возможно, он даже не допускал мысли о том, что его курс новичку практически бесполезен :) - теперь, через несколько лет, я понимаю, что гуру демонстрировал там реально работающие техники. Маленькая проблемка – понять их человеку, впервые сталкивающемуся с вопросом, невозможно. Хотя бы потому, что большинству новичков необходимо пощупать преподавателя в буквальном смысле слова. Есть еще ряд причин, по которым невозможно подойти к начальному обучению пению дистанционно, онлайн, уроки почтой и т.д., не буду загружать эфир их перечислением, просто поверьте на слово. Если еще не начинали заниматься – вам обязательно придется найти подходящего учителя в реале. Для ликбеза.
Этап ликбеза может продолжаться полгода, а может занять всего несколько дней. Некоему шестнадцатилетнему молодому человеку, которому я давал уроки, хватило около десяти занятий для того, чтобы запеть нормальную песню нормальным звуком, чисто интонируя. Маленький нюанс – когда я его прослушивал, я отловил буквально две ноты, на которые он кое-как мог попасть вслед за моим пальцем на клавишах.
Был и печальный опыт. Одного чела я не смог обучить больше чем за год более-менее регулярных занятий. В этом смысле – как карта ляжет, возможно, другой преподаватель ему смог бы помочь. Я – не смог. Эффективность общения с остальными учениками и ученицами, когда я учительствовал, была вполне удовлетворительной.
Хотелось бы взять и выдать железную рекомендацию – как найти учителя на первое время. Но железной, видимо, не получится. Могу высказать разве что некоторые соображения.
Даже если хотите петь гроулингом, скримом, вне зависимости от того, нужен ли вам русский романс и ария Ленского – неплохой идеей представляется пройти ликбез у человека, обучавшегося классике. Эти люди, как правило, знают, как работает голосовой аппарат и иногда могут это объяснить. Не гарантирует, но не исключает. Мне доводилось из любопытства заглядывать на сайты или странички преподавателей «обучу петь рок-джаз-рэп-фанк и т.п.» и зачитывать там такие сентенции, которые вызывали у меня просто бурное веселье, но их ученикам, наверное, было не так весело, как мне. Впрочем, попадались и исключения.
Второе. То, что преподаватель сам хорошо поёт, для вас не может являться никакой гарантией его педагогического дара. Если он плохо или вообще никак не поёт – это должно вообще удивлять. Скорее всего, лучше оценивать своего потенциального учителя по его ученикам. Если он научил петь пятерых до вас, вы это слышали, вас это устраивает – наверняка научит и вас, шестого.
И, наконец, если через два-три занятия вы не почувствуете разницы (без самообмана, можете записать на магнитофон несколько своих звуков «до» и «после» и дать послушать еще кому-то вменяемому) – валите искать другого. Эффект в обучении пению должен проявляться сразу. Другое дело, что эффектов там много ;-)
Процесс ликбеза, по моему мнению, не имеет цели разучить с сэнсэем песню и спеть ее. Результат ликбеза – это умение стабильно издавать достаточно громкие, ровные, яркие гласные звуки при исполнении несложных попевок. Плюс к этому, желательно понять, почему у вас нечто вначале не получалось, а потом получилось, т.е. гуру должен снабдить вас какими-то анатомическими знаниями и дать возможность понаблюдать за работой его (ее) мышц (рекомендую щупать ;-), а также организовать ваше самонаблюдение. Главное, на мой взгляд – это поиметь представления о положении тела в целом, о реальном усилии, совершаемом при пении диафрагмой, мышцами брюшного пресса и спины, понять значение лицевых мышц - т.е. вообще что-то увидеть вблизи. Это создаст необходимый фундамент понимания для дальнейших самостоятельных занятий по книгам.
Независимого от того, что вам удастся почерпнуть от общения с преподавателем, в какой-то момент вам придется переходить к основной части марлезонского балета – самостоятельным занятиям, основанным на анализе информации, самонаблюдении и самоанализе. Умение на чем-то играть и немного разбираться в нотах весьма облегчит вашу участь, в противном случае вам понадобится соседка, умеющая на роялях. Она запишет вам на диктофон мелодии упражнений.
Что касается информации – горячо рекомендую обзавестись книгой В.Емельянова «Развитие голоса. Координация и тренинг». Найти ссылку с ходу в сети для вас не удалось, но – дорогу осилит идущий. Можете честно купить – это реально работающая вестч. Есть сцылка на скан последних 10 страниц книги с нотами – совершенно бесполезны при отсутствии прочтения основного текста, тем не менее
Я не спорю, возможно, есть и другие методики, позволяющие и т.д. Но эта проверена на себе. Работает. Мин нет. Написано понятно, компетентно, с юмором. Насколько я понял, автор в 80-е годы писал диссертацию у профессора питерской консерватории Леонида Дмитриева, являющегося автором совершенно замороченного труда «Основы вокальной методики» (последний особенно хорош тем, что в нем много картинок :))). Все утверждения, касающиеся голоса – отлиты из железобетона пополам с гранитной крошкой. Скачивается свободно, потому что кому она нужна, кроме фанатов. Труд доставляет, но является сугубо теоретическим
Перед тем, как вы будете читать Емельянова и делать его упражнения, я поделюсь своими соображениями о том, на какие мысли книга натолкнула и что там наиболее важного, на что обратить внимание (имхо :). Хотя в целом эти полторы сотни страниц - и так концентрат.
- В книге многабукаф какбэ о детях и детском хоре. Не напрягайтесь, просто станьте как дети, как учил сэнсэй Христос. Отлично работает для взрослых дядек-тетек.
- В голосе есть регистры, для их освоения необходимо разобраться с тем, как может двигаться гортань. Голосовые складки тоже работают в разных регистрах по-разному, но увидеть их невозможно, как и надгортанник, как и все остальное внутреннее мясо. Однако, управляя осознаваемыми мышцами, можно добиться правильной работы неосознаваемых. В системе Емельянова много упражнений нужно петь с совершенно дебильной рожей. Внимательно читайте и делайте все, как написано, до мелочей!!!
- Основных регистров два: грудной и головной, или фальцет. У пацанов, как правило, фальцет напрочь отсутствует, отсюда – проблема с высокими нотами.
- Фальцет не похож на голос умирающей бабушки. Он похож на голос Фредди Меркюри или Роберта Планта. Правда, у них офигенный фальцет :)
- Любой, самый тихий певческий звук требует ГОРАЗДО больших мышечных усилий, чем речь. Люди, которые красиво разговаривают, совершенно не обязательно хорошо поют, и наоборот. Это – разные поляны. По этой причине словосочетание «пение в речевой позиции» в методике Сета Риггса – это дезинформация ЦРУ;
- По поводу непрерывного 10-минутного пения упражнений фальцетом – это у Емельянова совершенно серьёзно. Эффект как от штанги, тяжко, но надо тупо отрабатывать нагрузку (только сначала убедитесь, что найден правильный звук);
- Когда я пытался добиться от студентов фальцета, я предлагал им спеть голосом пид... сори, сексуального меньшинства. Помогало.
- Упражнения могут быть любыми. Главное – разобраться, что они дают. В пении все достаточно точно, нет упражнений «в целом».
- Дыхательная мускулатура человека средних кондиций способна создавать давление, в несколько раз превышающее то, которое выдерживают голосовые складки. Поэтому надувание велосипедных камер с целью научиться петь и прочие «дыхательные» упражнения – это скрытая форма мазохизма.
- Есть люди очень красивые, очень сильные, и также есть люди с очень хорошими природными голосовыми данными. Это не должно всерьёз колыхать, но учитывать таки надо. И не обламываться.
- В книге есть упражнения на прикрытие и вибрацию. Если не хотите петь, как Кобзон – этих упражнений не делайте.
- Емельянов пишет о важности «регулировочного образа» при обучении пению. Это действительно важно. Будете слушать говно – так же будете и петь.
- Не пойте песен из своего старого репертуара, когда начинаете учиться. В идеале какое-то время пойте только упражнения, а потом переходите к новым, не петым вами песням.
- Снимайте напряжение со всех мышц, которые не принимают участие в звуке – плеч, рук. В идеале не должно быть ни видно, ни слышно, как вы вдыхаете. Это и красиво, и функционально. Однако, когда мы смотрим на Паваротти и видим, как он «легко и непринужденно» поет – это иллюзия. Весь фокус у него под пиджаком, там идет нормальная такая работа нужных мышц.
- Первая правильно спетая нота фальцетом, если у вас его не было – это как первый правильный секс. Я перся часа три (с перерывами).
- Слух, голос и их координация – это разные вестчи. Голос можно развить, он качается, как мышцы. Координацию слуха и голоса – гораздо сложнее. Правда, совершенно потерянных я встречал крайне редко.
- Неправильные усилия могут повредить голосовой аппарат, как и любую мышцу. Читайте Емельянова, поглядывая на картинки у Дмитриева и врубайтесь, как это все внутри работает. Доступно всем, чей интеллект позволяет открывать и закрывать Internet Explorer. Правильный фальцет нетравматичен. Орать высокие ноты, оставаясь в грудном регистре – вот путь к возможным траблам.
- Пение – это избыток положительных эмоций. По этой причине я не могу представить себе преподавателя с рыбьими глазами и чиновничьей заточкой, еще раз спасибо моему учителю В.В.П. (не, не Путину :).
- Курение вредит здоровью, однако бросание плохо курить не гарантирует начинания хорошо петь.
- Тенор, баритон, бас, альт, сопрано – это названия нотных партий в хоре и оперном театре. Не вбивайте себе клин в голову названиями и не давайте забивать туда клинья другим. Всем доступно достаточно много высоких и низких звуков.
- Некоторые голосовые упражнения сравнимы с общефизической, некоторые – со специальной подготовкой. Для кого это важно - в какой-то момент начните фильтровать, чтобы упражнения соответствовали вашей индивидуальной манере пения. У Владимира Высоцкого не было фальцета. У Валерия Меладзе почти все построено на фальцете.
- Хорошо поет тот, кто поет очень много.
Отдельно хочу сказать об ансамблевом пении. Большего кайфа в музыке я не знаю. Если вам повезет... Если мне повезет... Если вы никогда не пели в ансамбле и вы готовы попробовать – рискните. Хор – слишком много. Четыре-восемь голосов и твой, который вплетается в эту гармонию. Вынос башки.
А, обещал про запись. Ну, если нормально человек поет – так хуле его писать. Три дубля. Первый, как правило – самый эмоциональный, третий – самый чистый ))
Счастливого Вам пения
Minski для scorcher.ru 2010
P.S. Уважаемый Виктор Вадимович Емельянов. С Вашей стороны будет вполне уместно перечислить мне за такой пеар вашей в общем так себе книжки без картинок немного вебманей или яндекс денег, реквизиты я Вам вышлю сразу, как в Вас проснется совесть. В крайнем случае рассчитываю на пожизненное бесплатное присутствие на Ваших семинарах - все ж лучше, чем ничего. С уважением и любовью. Minski
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Майкла Газзанига Сознание как инстинкт | Топик ТК: Матрица, как симулякр-среда для симулякров |
| ||||||||||||