Предыдущая статья:
http://www.scorcher.ru/theory_publisher/show_art.php?id=202
По моим наблюдениям, на сегодняшний день большинство людей желает слышать в миксе много низа. Хорошо это или плохо – не берусь судить, иногда это уместно, иногда – не очень, но факт есть факт: широко распространены выражения «качовый микс», «качовый бас», «качовая бочка» как субъективная оценка положительного качества трека. Соответственно, знать, как этого достичь - необходимо, а уж таскать или не таскать соответствующие приемы из микса в микс – дело нашего выбора и вкуса.
Областью низа в миксе условно считаются колебания частотой меньше 100 гц – именно на это значение настроены шельфовые эквалайзеры многих моделей бытовых усилителей, регулируемые ручкой с надписью «LF» («НЧ»). Однако, точная граница условна, и если мы отнесем к низу частоты 110, 120, ...140 Гц, нас никто не вправе в этом упрекнуть.
Область низких частот, как я упоминал в предыдущей статье, весьма проблемна с точки зрения создания микса в домашних условиях, и вот почему. Предлагаю всем проделать простой опыт. Сгенерируйте с помощью программы Wavelab или чего-нибудь еще сигнал синусоидальной формы с плавно изменяющейся частотой в пределах слышимого диапазона: 20 гц – 20 кГц. Верхний предел вполне можете ограничить 500 Гц, нас ведь в данный момент интересует низ и в какой-то мере нижняя середина. Создайте wav-файл продолжительностью 20-40 секунд, чтобы наша «сирена» просвистывала выбранный диапазон не слишком быстро. Теперь внимание. В идеальном состоянии системы «компьютер-мониторы-комната» мы должны были бы услышать равномерное повышение частоты тона при равномерном нарастании громкости (последнее связано с особенностями восприятия ухом громкости колебаний разной частоты - при достаточной громкости тон частотой около 3500 Гц совершенно высадит нам уши). Однако, в нашем опыте, по мере возрастания частоты тона, проходящего участок 20-200 Гц (и далее), у нас обязательно создастся впечатление, что интенсивность тона ОЧЕНЬ заметно неравномерно изменяется, как будто кто-то несколько раз интенсивно поворачивает ручку громкости вправо-влево. Резонан-с, поручик ;). Резонируют и мониторы, но не они главные виновники. Резонирует само помещение, причем в разных его местах – по разному. Отодвиньтесь на метр, пересядьте – и вы получите совершенно иную картину. Но такую-же неприглядную. Резонанс искажает восприятие не только громкости отдельных тонов, но и их длительности (что особенно критично при обращении с короткими звуками, например, басового барабана), усугубляя реверберацию помещения, в котором вы сводите.
Как следствие – неодинаково воспринимая громкость различных нот в басовом диапазоне. Вы будете пытаться корректировать эквалайзером ноты, которые якобы выпирают из микса, хотя там все на самом деле нормально. Если основной тон басового барабана совпадет с резонансным тоном, вы будете делать его тише, и ваш микс, прослушиваемый на другом аппарате, потеряет низ. И речь идет не о 1-2 Дб коррекции, а о 7-8 и выше, т.е. ошибка может быть очень значительной. Вопрос – как ее избежать.
Однажды я сгенерировал wav-файл с белым шумом тем же Wavelab, и при его воспроизведении медленно «просвистывал» диапазон 20-400 Гц снизу-вверх эквалайзером, настроенным на поднятие чрезвычайно узкой полосы частот . Таким образом я отловил несколько сильно резонирующих в месте моего «сидения» частот: 61, 82, 138 Гц и т.д. Естественно, у всех в данном опыте частоты получатся свои. Теперь, если меня смущает некий «выпирающий» тон, я проверяю – что за частота? Если она совпадает с резонансной, я это учитываю и не кручу беспощадно эквалайзер. Изучайте неизбежные недостатки собственной акустики и привыкайте к ним, учитывайте их. Устранить резонансы небольшой комнаты в низкочастотном диапазоне, к сожалению, невозможно.
Если у вас нет сабвуфера, то вы никогда не услышите низа, который совершенно неожиданно может присутствовать в записанном на студии вокальном треке, любом сэмле, который вы используете, софтовом синтезаторе и т.п. Отсюда следуют достаточно распространенные рекомендации резать низ Hi-pass фильтрами везде, где только можно. На мастер-шине – от 20 Гц с крутизной спада вплоть до 36 Дб на октаву, на гитарных треках – от 100 Гц, на бас-гитаре и бочке – от 40 Гц и т.д. и т.д. И это в большинстве случаев хорошая идея. Если вы только набираете опыт – сделайте так и забудьте, особенно если вы продюсируете для FM-радио или интернета.
Hi-pass фильтр 6-го порядка, подавляющий низ с интенсивностью 36 дб на октаву и практически полностью убивающий частоты ниже 20 Гц.
Однако, за последнее время понятие низа в миксе, сори за каламбур, понизилось, и иногда следует присмотреться к такой безжалостной хирургии более внимательно. Для записей первой половины 90-х годов было нормальным, когда основной тон басового барабана находился в районе 100 Гц, затем он постепенно опускался и сейчас естественно слышать кик с основным тоном уже ниже 50 Гц. Рассчитаны такие микса, естественно, на появляющуюся комнатную акустику с сабвуферами, Hi-end технику, автомобильные системы. Поэтому догм с использованием Hi-pass фильтра на мастер-шине, бочке, басе нет. Экспериментируйте. Но всегда помните, что использование и контроль такого низа – это часть вашего творчества, достаточно изнурительная, а вот случайное его появление – это похоже на вывернутую в ваш микс бочку дегтя. И если его невозможно услышать – его возможно увидеть с помощью приборов визуального контроля. Внимательно просмотрите все треки, особенно софтовые синтезаторы. Паразитные низкочастотные артефакты также появляются, как правило, при использований приборов, имитирующих работу ламп. Используйте после них Hi-pass фильтры и смотрите на анализатор спектра.
Паразитный низкочастотый артефакт в звуке популярного софтового синтезатора Rob Papen BLUE. Необходимо использовать Hi-pass фильтр.
Звук удара "живой" большой группы перкуссии из библиотеки Native Instruments STORMDRUM получен при записи в качественной студии. Удалять ли низ из этого звука - вопрос конкретной ситуации и вашего выбора. На большом аппарате такие частоты создают ощущение землетрясения, что иногда весьма желательно.
Отсекайте ненужное. Мало того, что на большом звуке будет слышен неопределенный гул, сопровождающий вашу музыку, - заведомо паразитные частоты заставят достаточно интенсивно реагировать на себя приборы динамической обработки – компрессоры, лимитеры и т.д., внесут в микс грязь. На первых порах лучше больше режьте.
Уделите первым делом внимание двум основным инструментам, привносящим в микс низкие частоты – басовому барабану и басу. Когда-то звукорежиссеры практиковали определять основной тон бочки и подрезать эквалайзером соответствующий тон в басу. Сейчас это не представляется мне хорошей идеей. Однако тона этих инструментов находятся в одном частотном диапазоне и конфликтуют друг с другом. Вот несколько соображений, как поспособствовать басу и бочке ужиться вместе:
- Завести инструменты на общую шину с включенным лимитером, настроенным на время восстановления 50-100 мс, добиться срабатывания на каждый удар бочки и понижения громкости на несколько децибелл. В результате – гораздо более ровный низ.
- Добиться того же с помощью сайд-чейн компрессии. В обоих случаях появление звука бочки приводит к автоматическому понижению громкости баса, а также создается дополнительный «вздох» после удара, что характеризует так называемый понтовый punchy-sound.
- Добиться того же автоматизацией треков, прорисовывая понижение громкости баса в местах удара бочки.
Однако, такой подход взаимного влияния громкости бочки и баса будет не всегда приемлем для нас по вкусовым соображениям. Иногда хочется, чтоб бас звучал стабильно. В этом случае
- Стоит озаботиться, чтобы звук бочки был не слишком длинным, и лучше это увидеть при помощи приборов визуального контроля, потому что слушать звук бочки мы можем, увы, с большими искажениями. Для уменьшения длины можно воспользоваться гейтом или отредактировать сэмпл.
- Использовать более низкую бочку в сочетании с высоким басом или наоборот в зависимости от художественных задач. Как правило, замена бочки (если это не запись барабанов со студии) – дело нескольких минут.
- Можно использовать эквалайзер, но эффективнее будет по возможности заменить сэмпл бочки или синтезатор басовой линии.
Вообще, если вы хотите добится более современного звучания низа в миксе – озаботьтесь этим еще на стадиях аранжировки, подбора сэмплов или записи. Представляется неправильным, если вы будете задирать эквалайзером на 10-15 Дб 50 Гц вашей бочке с основным тоном 100 Гц. Замените сэмпл. Используйте другую библиотеку звуков. Смотрите на анализаторы. В студии, записывая барабаны, делайте то же самое. Напрягите звукача. Пики в идеале изначально должны просматриваться на нужных частотах. Если нет – ищите другую бочку, другие микрофоны на бочку или другую студию.
Используя эквалайзеры, обратите внимание на шельфовые фильтры т.н. «музыкальных» эквалайзеров, эмулирующих известные Hardware-девайсы. Когда вы задираете шельф, поднимая низ, такие эквалайзеры, как правило, автоматически "создают ямку" в области , лежащей несколько выше, т.е. в так называемой нижней середине. Иногда это желательно, иногда нет. Избыток нижней середины делает звук мутным, недостаток – истончает его, приводит к нечитаемости басовых нот, даже если в НЧ-диапазоне присутствует достаточного веса и давления.
После того, когда вы создали основу микса – солирующий голос или инструмент в сочетании с басом и ударными, вы будете включать остальные инструменты. От большинства из них не требуется ничего снизу, посмотрите на анализаторы и избавьтесь вначале от всего, что там есть ниже 100 Гц Hi-Pass фильтрами. А вот потом не забудьте про возможность что-нибудь аккуратно вернуть на место, например, гитарам, чтобы не замутить бас и бочку, но сделать все более весомым. Во многом это зависит от стиля музыки – резать или не резать.
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО: ЧЕМ БОЛЬШЕ ИНСТРУМЕНТОВ В МИКСЕ, ТЕМ МЕНЕЕ ТЕМБРАЛЬНО ВЕСОМЫМИ ВАМ ПРИДЕТСЯ ДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ ИЗ НИХ В ОТДЕЛЬНОСТИ - ОБРЕЗАТЬ, ВЫРЕЗАТЬ, ДАВИТЬ.
С развитием восприятия относительно правильного звучания НЧ диапазона начинайте понемногу отходить от догм. На рисунках ниже вы видите цепочку, в которой после достаточно жесткой обрезки низа мало окрашивающим звук тройным Hi-pass фильтром, задействован "музыкальный эквалайзер", поднимающий эту же область частот для того, чтобы компенсировать избыточную потерю низа в диапазоне несколько выше ослабляемого. Во внешне противоречивых установках в данном случае нет никакого противоречия.
Низкие частоты несут основную энергию в миксе и сильно сказываются на работе компрессора и лимитера мастер-шины. По вашему желанию можно использовать компрессию, которая создаст дополнительный «кач», заставляя весь микс пульсировать вслед за низкими ударами бочки. Делается это как правило при помощи компрессора, эмулирующего работу оптоэлектронного аналогового прибора (имеющего режим opto) c установленными очень короткой (0.001 сек.) атакой и релизом около 0.1 сек. Можете использовать, например, компрессор из набора "F0сusrite Scarlett", он как раз эмулирует оптику. Если создаваемый низом "кач" нежелателен, можно использовать компрессор, исключающий воздействие на свою работу частот ниже определенного предустанавливаемого значения, или же многополосный компрессор.
Исключительно положительные результаты, на мой взгляд, дает использование компрессии низких частот на мастер-шине сайд-чейн компрессором C1 из набора Waves с длинной (70 мС) атакой и коротким (1 мС) релизом, способствуя уплотнению низа при сохранении его «качовости» (картинка с отстройкой ниже).
Выделенная область слева - визуальный контроль эффекта работы прибора, для управления интенсивностью регулируем значения в двух других взаимосвязанных областях.
Я не обладаю позитивным опытом использования приборов, создающих дополнительный гармонический контент в низкочастотном диапазоне, некую разновидность sub-баса, поэтому ничего про них сказать не могу. Приборы же, создающие верхние гармоники, например, Waves Renaissaince Bass, рекомендую любить и жаловать. Они помогают в случае, если вы обнаружите, что на небольших мультимедийных колоночках или «батоне» басовые ноты в вашем миксе плохо слышны.
В заключение хочется особо отметить важность правильного понимания возможностей гармоничного сочетания различных элементов микса. Большой, качовый низ плохо сочетается с массивным, теплым солирующим голосом, поющим низко и тембристо, либо с аналогичным инструментом, во многом по причинам технического характера. Правильное решение для "качовых" клубных стилей - голос вокалиста (вокалистки), поющий в высоком диапазоне, сильно закомпрессированный, с обрезанным влоть до 400-500 Гц низом. Если же главная роль в вашем миксе отводится красоте и эмоциям, транслируемым голосом солиста или инструментом, вы должны быть достаточно аккуратны с низом, чтобы не похоронить вашу идею. Слушая всемирно известного гитариста Стива Вая, обратите внимание на достаточно скромное звучание ритм-секции в миксах последних лет. Гитарист по-прежнему не позволяет доминировать над собой ни басу, ни барабанам.
На посошок. Перед началом сведения настраивайте уши. Поставьте в ваш проект референтный трек, очень качественный микс в том стиле, что и ваше детище. Сбалансируйте его громкость с громкостью звучания мультитрека. Просто слушайте образец 10 минут, не забыв отключить эффекты на мастер-шине, или направив его на отдельный выход. В процессе сведения преключайтесь периодически и сравнивайте свои ощущения, в том числе и от низа, в обоих случаях. Анализируйте, корректируйте, добивайтесь сходства. Это будет хорошей отправной точкой :).
Счастливого сведения!
Minski для scorcher.ru 2010
Следующая статья:
http://www.scorcher.ru/theory_publisher/show_art.php?id=206
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на статью | Топик ТК: Главное преимущество модели Beast |
| ||||||||||||